Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аннотация на хоровое произведение



Аннотация на хоровое произведение

«Cant-vivat»

Музыка Ю.Фалик

Стихи А.Сумарокова

Юрий Александрович Фалик (30 июля 1936 года, Одесса, УССР — 23 января 2009 года, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор и дирижёр.

Юрий Фалик получил музыкальное образование в знаменитой Одесской средней специальной музыкальной школе-интернате им. П. С. Столярского, впоследствии окончил Ленинградскую консерваторию по классам виолончели у А. Я. Штримера (1960; позже аспирантуру под руководством М. Л. Ростроповича) и композиции у Б. А. Арапова (1964). Наиболее известным из его учеников на сегодняшний день является композитор Юрий Эрикона (Заслуженный деятель искусств РФ.) В течение ряда лет руководил студенческим камерным оркестром консерватории. Был профессором Петербургской консерватории по классу композиции и инструментовки. Юрий Фалик выступал как дирижёр в России и за границей. Американская пресса высоко оценила его выступление с Чикагским и Балтиморским симфоническими оркестрами. Его произведения широко исполняются, издаются и записываются.

В 1991—1992 годах он работал в качестве приглашенного профессора в Северо-Западном университете города Эванстона (штат Иллинойс, США). Многие камерные и хоровые сочинения Юрия Фалика часто исполняются европейскими и американскими ансамблями и хоровыми коллективами. Его симфонические произведения включали в свой репертуар дирижёры Е. Светланов, Г. Рождественский, М. Янсонс, В. Гергиев, А. Дмитриев, Ю. Домаркас (Литва), В. Ямпольский (США), Марио ди Бонавентура (США), Ш. Эдварс (Великобритания). Народный артист России (2002).

Творчество Фалика необычайно разнообразно. Среди сочинений Фалика

· Опера-буффа «Плутни Скапена» (по Мольеру)

· Хореографическая трагедия «Орестея» (по Эсхилу)

· Легкая симфония для оркестра

· Симфония для струнного оркестра и ударных

· Первый концерт для оркестра (по мотивам легенд о Тиле Уленшпигеле)

· Второй концерт для оркестра (Симфонические этюды)

· Симфония № 2 («Кадиш»)

· Симфония № 3

· Месса для солистов, хора и камерного оркестра

· Камерный концерт для трех флейт и струнного оркестра

· Концертино для гобоя и камерного оркестра

· Концертино для фагота и струнного оркестра

· Концерт для скрипки с оркестром

· Concerto della Passione для виолончели и симфонического оркестра

· Панихида по И. Стравинскому («Элегическая музыка» для 4 тромбонов и 16 струнных)

· Концерт для духовых и ударных «Скоморохи»

· Восемь струнных квартетов

· Квинтет для духовых

· Вокальные циклы и др.

Особое место в творчестве Ю. Фалика занимает хоровая музыка. Это «Литургические песнопения» для солистов и хора a cappella на тексты «Молитвослова», Концерты для хора a cappella (стихи И. Северянина, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Пушкина, А. Ахматовой и Н. Гумилева), «Книга канцон» (стихи европейских поэтов XI—XVII вв.) и др.

Фалик ставит перед хором интересные, сложные, часто трудно выполнимые задачи. В целом для хорового стиля Фалика характерно преодоление установившихся канонов, расширение, обогащение средств выразительности… Хор выступает у Фалика в разных амплуа, в разных ролях: и как один голос, и как ансамбль, и как оркестр.

Данное хоровое произведение посвящено Куно Аренг. Аренг Куно Йоханессович - эстонский хоровой дирижер и педагог. Народный артист Эстонской ССР (1974). В 1959 г. окончил Таллиннскую консерваторию у Г. Г. Эрнесакса, в 1965 г. – аспирантуру при Ленинградской консерватории у Е. П. Кудрявцевой. Один из режиссеров Республиканского смешанного хора хоровых дирижеров и главный дирижер Таллиннского камерного хора (1962). С 1966 г. – дирижер Государственного мужского хора Эстонской ССР. С 1975 г. – один из главных дирижеров республиканских Певчих праздников.

Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (14 [25] ноября 1717, Вильманстранд (ныне Лаппеэнранта) — 1 [12] октября 1777, Москва) — русский поэт, драматург и литературный критик. Один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором. 26 января 1767 года удостоен ордена Святой Анны и чина действительного статского советника.

Для литературного творчества Сумарокова характерен жанровый универсализм, он писал оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы, сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения. По выражению О. Б. Лебедевой, Сумароков был «отцом русского театра», создателем национального театрального репертуара; драматургия была наиболее близка его литературной личности. В области драматургии он явился одновременно первым русским трагиком и комедиографом, несмотря на то, что эстетика классицизма тяготела к жанровой специализации драматургов.

Происходивший из древнего дворянского рода Сумароков всю жизнь был тесно связан с литературной средой, в том числе и семейными узами, он был тестем Я. Б. Княжнина и дядей П. И. Сумарокова. Последователями Сумарокова в разные годы были М. М. Херасков, В. И. Майков, И. Ф. Богданович, Н. П. Николев. Известность получили также его личные и литературные конфликты с М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским и императрицей Екатериной II. Последний привёл к утрате популярности Сумароковым, его опале и преждевременной кончине.

Благополучны дни
Нашими временами;
Веселы мы одни,
Хоть нет и женщин с нами:
Честности здесь уставы,
Злобе, вражде конец,
Ищем единой славы
От чистоты сердец.

Гордость, источник бед,
Распрей к нам не приводит,
Споров меж нами нет,
Брань нам и в ум не входит;
Дружба, твои успехи
Увеселяют нас;
Вот наши все утехи,
Благословен сей час.

Мы о делах чужих
Дерзко не рассуждаем
И во словах своих
Света не повреждаем;
Все тако человеки
Должны себя явить,
Мы золотые веки
Тщимся возобновить.

Ты нас, любовь, прости,
Нимфы твои прекрасны
Стрелы свои внести
В наши пиры не властны;
Ты утех не умножишь
В братстве у нас, любовь,
Только лишь востревожишь
Ревностью дружню кровь.

Только не верь тому,
Что мы твои злодеи:
Сродны ли те уму,
Чистым сердцам затеи?
Мы, приобщая мира
Сладости дар себе,
Только пойдем из пира
Подданны все тебе.

По жанру – это хоровая миниатюра. Музыкальная форма строфическая. Фактура изложения в данном хоре – гомофонно-гармоническая:

 Динамические оттенки, являются тем основным материалом, на основе которого необходимо анализировать динамическую структуру произведения. Исполняется хор на pрр-ff:

Темп, в данном хоре, играет очень большую роль в создании характера и настроения произведения. Композитор указал основной темп произведения «Moderato maestoso, energico», что с перевода с итальянского означает «умеренно, торжественно, энергично».

К агогическому отклонению следует отнести:

- risoluto

- poco meno mosso, religioso

- фермата

Основная тональность данного хорового произведения С-dur. В данной тональности начинается и заканчивается хор:

В данном хоре можно выделить отклонение в тональность a-moll.

Например, отклонение в тональность G-dur:

Например, отклонение в тональность e-moll:

Например, отклонение в тональность А-dur:

Выбор лада и тональностей обусловлен определенным настроением, характером и образом, который задумал воплотить композитор.

Это произведение достаточно оригинально в отношении мелодического языка. Преобладают длительности восьмые и четвертные. Метр – двух-, трёх-и четырёхдольный. Акцент делается на сильной и относительно сильной доле такта. Размер в данном произведении переменный:

4/4

3/4

6/4  

Ритм хоровых партий основан на ровном движении длительностей, но можно выделить сложные ритмические рисунки. Например, пунктирный ритм:

Например, триоль:

Например, tenuto на каждую долю:

Например, акценты на каждую долю:

Данный хор написан для мужского четырёхголосного хора. Также можно выделить divisi. Например, в партии баса:

Диапазон хора от «C» до «h1».

Тенор – от «f» до «h1».

Бас – от «С» до «с1».

Все голоса в хоре при исполнении произведения используют свой полный хоровой диапазон. Произведение написано в достаточно удобной для голосов тесситуре. Но есть высокие ноты для хоровых партий, которые нужно исполнять аккуратно без надрыва в голосе. Например, в партии баса «С»:

Например, в партии тенора «h1» и «а1»:

Вокальные трудности:

· слабое ощущение темпа

· скачки. Так, например, скачок на ч.4 в партии баса: 

Например, скачок на ч.4 в партии баса:

Например, скачок на ч.5 в партии тенора:

Наличие скачков в данном хоре может стать интонационной и вокальной трудностью, помешать голосам петь в тембровым единстве.

В произведении присутствуют выдержанные звуки и пение на одной ноте. В таком случае каждую последующую ноту необходимо петь с тенденцией к повышению. Например, в партии баса:

Выдержанные звуки (половинные) необходимо удерживать на дыхании.

Например, пение в унисон всем хором:

Например, пение секунды внутри партии:

Хороший ритмический ансамбль достигается при одновременном произношении слов, одновременное вступление и снятие звука. Нужна точность одновременного снятия голосов. Нужно внимательно следить за жестом дирижера. Для решения и преодоления трудностей ритмического ансамбля можно пропеть каждой партии отдельно.

Роль начального темпа огромна. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех элементах исполнения. В этом произведение композитор указал основной темп, в котором будет исполняться. Следует внимательно следить за жестом дирижера, когда происходят изменения в темпе.

При работе над динамическом ансамблем необходимо добиваться мягких переходов от громкого звука к тихому, и наоборот, следя за правильным вокальным извлечением звука исполнителей. Тем более в основном хор звучит на динамике – от ррр до ff.

Существенное место отводится вокальным штрихам. Каждое слово должно произноситься понятно и отчетливо. Следует отметить связь музыки и поэтического текста. Здесь литературный и музыкальный текст взаимосвязаны, идет постоянное и непрерывное развитие. Штрих, который использует композитор будет non legato, tenuto, акценты.

Дикционный ансамбль в этом произведении нуждается в единой манере произношения, единый штрих. Особое внимание нужно уделить внутри хоровой партии. Дикция связана с особенностями текста, а также с характером произведения. Правильно организованная работа над произношением гласных и согласных звуков. Правило: согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу. Например: водиТ Споров и т.д.

В хоровом пении существуют некоторые особенности при произношении согласных и гласных звуков в их различных сочетаниях. Зубные (Д, З, С, Т, Ц) согласные перед мягкими согласными смягчаются. Например: водит, увесиляют и т.д.

Сонорный звук Р в большинстве случаев произносится утрированно. Например: споРов и т.д.

Ансамблевые трудности отрабатываются в зависимости от состава хора. Для этого можно петь на слоги или просто на гласные звуки.

Перед тем как работать над данным произведением следует разобраться в размерах и выучить схему дирижированния. Размер 3/4 будет дирижироваться по трёхдольной схеме.

Размер 4/4 будет дирижироваться по четырёхдольной схеме.

Размер 6/4 будет дирижироваться по четырёхдольной схеме с удвоением первой и третьей доли.

Применяется вид ауфтакта комбинированный – используется при остановке звучания в конце фразы, предложения или периода и одновременном показе ауфтакта к дальнейшему движению.

Применяется также ауфтакт первой доле:

В данном хоре не следует утяжелять руки, чтобы хор в было постоянное и не прерывное развитие. Перед дирижером встают трудности точности снятия, точности ауфтакта, точности метро-темпо-ритмики.

Это произведение для дирижера имеет ряд задач.

1. Агогика произведения. Умение показывать и работать в разном темпе и характере

2. Переменный размер – 4/4, 3/4, 6/4 

3. Сложность в динамике, она в данном хоре контрастная

4. Нужно точно показывать снятия и вступление хору

5. Умение передать эмоциональное состояние и характер произведения

Главная задача дирижёра - это раскрытие глубины содержания музыкальных образов.

В данном произведении есть несколько важных и сложных моментов для его исполнения:

- Передача характера произведения в жесте дирижёра;

- Чёткие и понятные вступления и снятия;

- Чёткая дикция (для хора);

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - Л.: Наука, 1971.

2. Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1980.

3. Анисимов, А.И. Дирижёр–хормейстер / А.И. Анисимов. – Л.: Му-зыка, 1976.

4. Краснощеков, В. И. Вопросы хороведения / В.И. Краснощеков. - М.: Музыка, 1969.

5. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений: Учебное пособие / Л.А. Мазель. – М.: Музыка, 1979.

6. Птица, К.Б. О хоровом дирижировании / К.Б. Птица. – М.: Про-физдат, 1960.

7. Пигров, К.К. Руководство хором / К.К. Пигров. – М., 1964.

8. Романовский, Н.К. Хоровой словарь / Н.К. Романовский. – М., 1980.

9. Соколов, В.Г. Работа с хором. – М.: Москва, 1967.

10. Станиславский, К.С. В студии большого театра/ К.С. Станислав-ский. - М., 1922.

11. Чесноков, П.Г. Хор и управление им / П.Г. Чесноков. – М.: Муз-гиз, 1961.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.