Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Этические коллизии в журналистики»



Тема: «Этические коллизии в журналистики»

Цель: познакомить учащихся с этическими коллизиями в журналистике

1 Познакомьтесь с конспектом занятия

2 Подготовьте эссе на тему «Место СМИ в жизни человека/в моей жизни»

 «Четвертая власть» – такое негласное название в современном цивилизованном обществе получил институт средств массовой информации (СМИ). До такого уровня влияния общественного мнения на порядок управления государством и его экономикой, к сожалению, у нас в стране еще далеко. Но первые шаги, и весьма серьезные, уже сделаны.

 

Анализируя данные статистики Фонда защиты гласности, наблюдается постоянный рост информационных конфликтов и судебных разбирательств с участием СМИ. А это означает, что активность последних постоянно растет, равно как и их влияние в государстве. Как подтверждение усиления роли СМИ по борьбе с негативными тенденциями в системах управления обществом и экономикой, служит еще один весьма печальный показатель: не уменьшающаяся частота преследований и убийств в активной журналистской среде.

 

Так почему же СМИ считаются «четвертой властью»?

 

Не вдаваясь глубоко в продолжительные научные дискуссии о природе, проявлении и закономерностях огромного числа факторов, объясняющих такое место данного социального института, отметим следующие моменты.

 

На сегодня во всем мире СМИ считаются «организующей функцией» современного общества, обеспечивающей его жизнедеятельность. Появившись в период зарождения государственности как таковой, они сразу же стали непревзойденным инструментом управления народными массами.

 

Чем же объяснятся такая роль и возможности? Для многих из нас все это звучит сенсационно. При слове СМИ, как правило у нас, простых людей, возникают ассоциации с телевизором, рекламными газетами и яркими обложками пресловутых «модных журналов». Как это все может нами управлять и определять наше поведение?

 

Но на самом деле, все это носит под собой, хоть и скрытую, но весьма мощную, жесткую и хорошо изученную научную основу.

Природа СМИ построена на известной теории коммуникаций, изучающей пути распространения информации, идей и установок среди индивидов, групп, наций и целых поколений! Именно она объединяет людей в общество. СМИ строят свою работу в четком соответствии с закономерностями информационного и эмоционального обмена между людьми, вызывая определенный интерес даже к малозначимым событиям или фактам. Массовая информация передается огромному числу людей на безграничные расстояния, он не знает государственных, политических и социальных границ. Разработанная на основе данной теории новая теория М. Маклюэна о «холодных» и «горячих» СМИ не в одной стране мира совершила перевороты и «выбрала» нужное Правительство. По разработкам его последователей, например, ограничив «горячее» радио, можно изменить революционную, накаленную «температуру» целой страны или без проблем, невзирая на конкуренцию, внедрить в массовое сознание людей любой «благосклонный» политический имидж представителя криминалитета, достроив его «образ» за него и его публику. Вспомним истории некоторых депутатов, руководителей целых стран и Мэров столичных городов…

Любое средство массовой информации принадлежит к той или иной системе средств массовых коммуникаций, чем оно дороже (по форме и способу издания), тем более вероятна принадлежность СМИ к той или иной «финансовой» или «властной» группировке. В США еще в 40 годах ХХ века стали разрабатывать приемы, скрывающие «управляющую» функцию «свободной прессы для свободных людей». Современные технологии СМИ впитали в себя многочисленные маркетинговые исследования, научные разработки военного времени. Последние , как основа пропаганды и информационной войны в тылу врага щедро финансировались и прорабатывались не одним исследовательским учреждением во всех странах мира. Тогда и был проработан вопрос, как закамуфлировать манипулятивную составляющую информации в «свободное волеизъявление людей».

Согласитесь, но именно СМИ формируют и «повестку дня» в обществе и «моду» на то, что и как нужно потреблять, чтобы быть «современным человеком». Мы все обсуждаем то, что увидели по телевизору, услышали по радио или прочитали в газете, журнале или на сайте в интернете. Весьма грубо, но реально звучат слова известного психолога Х. Ортега-и-Гассета «Масса людей не имеет мнения. Народ никогда не имел никаких идей; он не обладает теоретическим пониманием бытия вещей. Неприспособленность у теоретическому мышлению мешает ему принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Поэтому мнения надо втискивать в людей под давлением из вне, как смазочное масло в машину». Осмыслите, но многие СМИ, действительно, «»втискивают» в население «правильную» информацию, сопровождая ее «правильными» комментариями и мнениями авторитетов. Претендуя на роль «праповедника», они формируют «правильное» массовое поведение. Так какой и нас стиральный порошок или шампунь № 1? И пиво какое пить то надо с «весельем»? А наиболее чувствительной к приемам манипулирования оказывается подростковая психика. Так что нам не скоро предстоит справиться с «пивным» алкоголизмом…

Другой психолог, Г. Лебон, установил : «В массе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это – вполне противоположное его натуре свойств, на которое индивид способен лишь в качестве составной части массы». Комментировать эти слова – бессмысленно. «МММ», обманутые дольщики «чудо дворцов и усадеб», ядовитые биодобавки… Кто из нас или нашего окружения не стал жертвой? К огромному несчастью, в нашей стране – мы таких не найдем. Не случайно Г. Лассуэл назвал СМИ как «шприц для инъекций, а навязав аудитории сообщение, коммуникатор провоцирует ее на запрограммированные реакции».

 В послевоенные годы, когда механизмы пропаганды и манипулирования взрослым населением были хорошо изучены, объектом стало детское население. Результаты не оставили себя долго ждать. Помимо огромных прибылей от продаж игрушек в виде детских героев и формирования в мировоззрении будущего поколения стереотипов, прямо скажем, не всегда положительного поведения, подрастает целое поколение вскормленных «дешевой пищей массмедиа» детей. Приглядитесь, чуть ли не каждый второй подросток или ребенок читает во время еды, при включенном телевизоре делаются уроки и домашние дела, некоторые даже умудряются спать!! Как это может все сказаться на психике и здоровье – обсуждать не будем. Мы обязательно остановимся в своих следующих, неприятно сенсационных материалах.

СМИ выполняют основную роль в социализации человека в том или ином обществе. Как это? Обратимся к простому примеру – кино. Дети копируют поведение своих героев, взрослые – воспринимают и небольшой долей коррекции воспроизводят модели социального поведения персонажей сериалов и кинофильмов. Не случайно США вкладывает колоссальные средства в развитие своих всем известных студий, «воспитывая» весь мир! И опять все это – создается с помощью научного подхода : теория «стимул- реакция», бихевиоризм, оперантное научение, теория социального научения, агрессивного поведения и подражания и много других умных слов… В практике использовании я продукции киноиндустрии был установлен один интересный факт. В период бурного развития в Северной Америке телевидения в 1940- 1970 гг и демонстрации по нему историй во всем известном жанре – уровень преступности на территории вырос на 90%! Аналогичная судьба настигла и ЮАР. Достоверно доказано, что подавляющее большинство преступников совершают преступления, подражая телегероям, очень часто копируя даже технику их совершения. Так что творится с нашим обществом!?

 

Этот разговор можно продолжать до бесконечности. Над темой этой беседы поработал не один десяток научных учреждений мира. Мы остановились только на «вершине айсберга». Тревожит одно. Сегодня средства массовой информации всецело зависят от их владельцев, для которых они все-таки бизнес-предприятия и средство управления массовым поведением. Отсюда и попытки навязывания агрессии, моделей девиантного поведения, «информационных» эпидемий, неврозов и океан рекламы. Такого количества последней (если вспомнить свои поездки заграницу) – нет ни в одной стране мира. У нас же, видимо, качество продукции таково, что без «двигателя торговли» достичь нужного объема ее продаж не приходится.

 

И последнее. Отвечая на логичное появление вопроса после прочтения данного материала : « А Выто что? Какие цели у Вас?»

 

Мы не предполагаем создания системы навязывания той или иной точки зрения или продукции. Интернет СМИ на сегодня, в следствие относительной дешевизны выпуска и содержания – наиболее правдивые и адекватные потребностям сегодняшнего общества средства общения и массовой коммуникации. Просто многие из нас, пройдя нелегкий путь и борьбы за свои права и даже жизнь, поняли : « В одиночку ничего сделать нельзя, с тобой никто считаться не будет!»

 

Мы создали СМИ, пройдя все процедуры его официальной регистрации.

 

Наша команда не планирует заниматься дезинформацией, нарушать законы и не нести ответственности за свою работу.

 

Мы сделали все так, как велит государство.

 

Наша цель – научить людей бороться за свои права, как учила нас этому жизнь. Пускай все это получается в некой протестной форме. Но таковы реалии, родину и мать не выбирают.

 

Присоединяйтесь к нашей команде общественных журналистов, она открыта для всех. Однако отметим еще раз – получая права журналиста, у нас не принято их использовать в корыстных и сугубо коммерческих целях. Для этого множество рекламных изданий и порталов. В этом у нас, позиция принципиальная!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.