|
|||
Калгудаева Полина. Группа ДО-1-19Калгудаева Полина Группа ДО-1-19 Мимика- движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мышца является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы. Отрицательные эмоции: Гнев – вызывается появлением неожиданных препятствий на пути удовлетворения потребности исключительно важной для человека. Обычно эта эмоция протекает в виде эффекта не особо длительного по времени. Брови опущены и сведены, внутренние уголки сдвинуты навстречу друг другу. У человека, испытывающего гнев, опущенные и сведенные брови обычно дополняются разгневанными глазами и разгневанным ртом, но иногда разгневанные брови могут появляться на нейтральном лице. Когда человек в гневе веки напряжены, а глаза смотрят пристально и жестко. Интенсивность гнева может отражаться в степени напряженности век или в том, насколько сильно выкачены у человека глаза. Она может также проявляться в том, насколько плотно сомкнуты губы. На рис. 37 губы сжаты достаточно сильно, мы видим вздутие под нижней губой и морщины на подбородке. При более слабом гневе губы сжимаются не так сильно, а выпуклость под нижней губой и морщины на подбородке становятся менее заметны или не видны вовсе.
Страх: -поперечные морщины на лбу, в центре лба они глубже, чем по краям; -широкие глаза («смотреть во все глаза», чтобы ничего не упустить); -поднятие век так, что между верхним веком и радужкой обнажается белок глаз; -брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности); -рот открыт («отпала челюсть»); -углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);поперечные морщины передней области шеи (рудимент съёживания — «свернулся бы в клубок»); -застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или движения бегства); -сухость во рту, бледность лица (первое — признак, который учитывали древние детекторы лжи; второй издавна был известен полководцам — А.Македонский, по преданию, не брал в своё войско людей, которые бледнели в моменты опасности). Боулби добавляет к внешним признакам страха настороженный и напряжённый взгляд, направленный в сторону источника угрозы, а также дрожь в ногах, руках и теле. Внешние проявления страха близки к таковым удивления, это подтверждает родственный характер страха и удивления. Отличие их, полагают, состоит в том, что страх ориентирован на последствия угрожающей ситуации, а удивление — на её причины. В проявлениях недоумения и растерянности часто добавляется такой характерный жест, как разведение рук в стороны — знак невозможности действовать или что-то понять. Печаль: -брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные опущены; на средней трети лба образуется несколько поперечных морщин; на переносье появляется несколько вертикальных складок (признак сосредоточенности на проблемах); -глаза слегка сужены, делаются тусклыми («потухший взор»); -уголки рта опущены; -темп движений и речи замедлен (признак «слабоволия») Положительные эмоции: Радость: -брови и лоб спокойны; -нижние веки и щёки приподняты, прищур глаз, под нижними веками морщинки; -«гусиные лапки» — лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз; -рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. Выражения радости видны уже у младенцев. На мать они реагируют улыбкой, в которой участвуют большая скуловая мышца и круговая мышца глаза, — улыбка Дагена. В улыбке незнакомому человеку активизируется только большая скуловая мышца. Вообще говоря, улыбок разного типа достаточно много. И.Е.Репин представил такие виды смеха: тонкая улыбка, вульгарная улыбка, простодушный смех, развесёлый смех, зубоскальный смех, здоровый смех (толстяка), дюжий смех (готовый вылиться в дюжую потасовку), глупый смех (дегенерата с малой головой и оттопыренными ушами), простоватый смех (недалёкого, дебелого субъекта), добродушный смех, саркастическая улыбка, тонко-ироничная улыбка, ехидная улыбка (у человека «себе на уме»). Расположение к кому-либо: -наклон головы, тела в сторону собеседника («мне интересно, я не хочу лишиться вашего внимания») -рука на груди или «на сердце» (жест честности и открытости). Жест римского легионера — одна рука «на сердце», другая протянута по направлению к партнёру. Считается, что это мужской жест; -взгляд в глаза («мне приятно вас видеть»); -покачивание головой в знак согласия с тем, что говорят («говорите, говорите ещё, я готов вас слушать сколько угодно»); -прикосновение к партнёру — «тактильный контакт» (жест, выражающий доверие, симпатию, теплоту отношения); -приближение к партнёру до пределов интимной зоны или даже ближе (указывает на особый характер отношения к нему и одновременно показывает другим людям, что «место занято, третий тут лишний»); -закрытая позиция партнёров: они смотрят один другому в глаза, их ступни расположены параллельно. Умиление: -признаки радости; -признаки печали; -слёзы. Умилиться, быть тронутым до глубины души, до слёз — душевное состояние на исходе печали А.А.Иванов запечатлел у старца, опирающегося на палку, и человека, стоящего подле мальчика. Поэтическое изображение умиления находим у М.Ю.Лермонтова:
С души, как бремя, скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко! И.А.Сикорский указывает, что умиление может стать чертой характера и естественным исходом гнетущих настроений. Такое соотношение, заключает он, является природной особенностью русского, а может быть, и славянского народного гения.
|
|||
|