Название теории, авторы
| Основная концепция
|
Классическая теория научного менеджмента (Фредерик Тейлор, Фрэнк Гилбрет, Гарри Грант и др.)
| Работники организации в значительной степени заинтересованы в труде, если материальное вознаграждение тесно связано с результатами их труда. Денежное стимулирование — единственная основа высоких производственных показателей
|
Теории X и Y (Дуглас МакГрегор)
| Некоторые не любят работать «от рождения», поэтому они могут хорошо работать только под постоянным наблюдением и принуждением (теория X). Другие сами мотивируют для себя потребность трудиться и находят внутреннее удовлетворение в труде — правда, если для этого созданы необходимые условия (теория Y)
|
Теория Z (Уильям Оучи)
| Забота о каждом работнике организации, качестве трудовой жизни, привлечение работников к групповому принятию решений — вот предпосылки раскрытия их потенциала
|
Теория человеческих отношений (Фредерик Дж. Ретлисбергер, Элтон Мэйо, Ренсис Лайкерт)
| Ключевым фактором мотивации является руководитель. Именно руководитель должен дать почувствовать работнику, что он является членом коллектива и занимает в нем важное место. При этом исповедуется демократический стиль руководства
|
Теория иерархии потребностей (Абрахам Маслоу)
| В иерархии потребностей выделяют пять уровней: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности (как физической, так и экономической); 3) потребность в любви, принадлежности (социальные потребности); 4) потребность в уважении, признании; 5) потребность в самовыражении. Если удовлетворены потребности низших уровней, то для мотивации работника к труду нужно активизировать следующий, более высокий уровень потребностей
|
Фактор «2» (Фредерик Герцберг)
| В двухфакторной модели трудовой мотивации выделяются две большие категории: 1) гигиенические факторы; 2) мотиваторы. Гигиенические факторы, факторы поддержки (политика компании и управление, условия труда, заработная плата, межличностные отношения с руководителем, степень непосредственного контроля за работой) носят превентивный характер и могут вызывать у работника чувство неудовлетворенности, но они не являются мотивирующими факторами. К мотиваторам относятся потребности более высокого порядка, такие, как производственные достижения, общественное признание, работа сама по себе, ответственность и возможность карьерного роста. Задача менеджмента — устранение раздражителей (удовлетворение базовых потребностей) и использование мотиваторов (удовлетворение высших потребностей)
|
Теория заученных потребностей (Дэвид МакЛелланд)
| Выделяются три доминирующие потребности: 1) причастности (аффилиация); 2) власти; 3) успеха. Путем установления порядка вознаграждения (признание, продвижение по служебной лестнице, достижение определенного общественного положения и т. п.) и усиления ожидания, что вознаграждение будет результатом лучшего поведения или работы, можно усилить мотивацию более производительной и качественной работы
|
Теория ERG (Клейтон Альдерфер)
| Выделяют три группы потребностей: 1) потребности существования (выживание, физическое благополучие, оплата труда) — Existence Needs; 2) потребности в связях (межличностные связи, установление контактов, уважение, оценка личности) — Relatedness Needs; 3) потребности в росте (внутреннее стремление к развитию творческого потенциала, к самореализации) — Growth Needs. Согласно ERG-теории отвергается жесткая иерархия
|
Теория установки целей (Эдвин А. Локе)
| Сознательные потребности работника определяют его действия. Цель будет воздействовать на прилагаемые усилия и влиять на выбор поведения
|
Теория изменения поведения, теория подкрепления (Беррес Фредерик Скиннер)
| Поведение может быть управляемо, уточнено и изменено благодари определенным изменениям в системе поощрений и наказаний
|
Теория предпочтений, ожиданий VIE (Виктор Врум)
| Мотивация поведения работника определяется тремя факторами: 1) силой уверенности в том, что конкретные действия приведут к конкретному результату; 2) силой уверенности в том, что конкретный результат приведет к конкретному вознаграждению; 3) привлекательностью или приемлемостью вознаграждения. Сила мотивации есть функция от суммы валентностей результатов (включая инструментальность), умноженных на ожидание, причем валентность (V — Valence) — это устойчивость предпочтений работника относительно конкретного результата (Y = +1, 0, –1). Инструментальность или значимость (I — Instrumentality) — это эталон субъективной оценки работника: ведет или не ведет исходное действие к достижению поставленной цели (–1 < I< +1). Ожидание (Е — Ехреctancy) — это вероятность достижения определенного результата (0 < Е < 1)
|
Теория справедливости, равенства или беспристрастности (Дж. Стейси Адамс)
| Основным источником трудовой мотивации является беспристрастность или справедливость, которую работник ожидает встретить в трудовом коллективе. Если отношение «отдача — выход», которое получает работник (вознаграждение), к «вкладу — входу» в выполнение работы оказывается не равным с его точки зрения аналогичным соотношенияму других работников, то это признак несправедливости и соответственно предпосылка возникновения психологического напряжения. В соответствии с данной теорией адекватность вознаграждения оценивается по соотношению «входа» и «выхода»
|
Комплексная процессуальная теория мотивации (Лайман Портер, Эдвард Лоулер)
| Включает в себя элементы теории ожиданий и теории справедливости. Базируется на пяти переменных величинах: 1) затраченные усилия; 2) восприятие, ожидание; 3) полученные результаты; 4) вознаграждение; 5) степень удовлетворения. Основной вывод: результативный труд ведет к удовлетворению
|
Теория «математического» ожидания (Джон Аткинсон, Н. Физер)
| Мотивация работника к реализации определенной задачи есть функция, составляющими которой являются сила мотива производительного труда, субъективная вероятность (ожидание) успеха и привлекательность задачи (валентность)
|
Теория атрибуции (Фриц Хайдер)
| Внутренние силы (личные качества, такие, как способности, усилия, утомляемость) и внешние силы (свойства окружающей среды), дополняя друг друга, определяют поведение работника. Теория атрибуции — это теория о том, как люди объясняют поведение других: приписывают ли они причину действий внутренним диспозициям человека (чертам характера, мотивам и установкам) или внешним ситуациям
|
Теория контроля (Уильям Глассер)
| Связана с ощущениями работника, а именно с тем, насколько он контролирует свою производственную деятельность. Считается, что от осознанного контроля зависит удовлетворенность трудом
|
Теория представительства (Мишель Дженсен, Уильям Мексинг)
| Ключевым моментом теории является то, что интересы собственников организации и ее работников могут различаться, причем это расхождение можно уменьшить посредством установления соответствующих вознаграждений
|
Теория Джона П. Кэмпбелла, Марвина Д. Даннетта, Эдварда Е. Лоулера и Карла Е. Уэйка мл.
| Мотивирующее воздействие на людей оказывает определение того, насколько настоятельны их потребности и ожидания, насколько их действия побуждают к достижению поставленной цели и каких результатов достигли другие люди при подобных обстоятельствах
|
Теория Герберта Кауфмана
| Организационная и профессиональная специализация могут развивать желание и возможность работников соответствовать целям организации
|
Теория Роберта Престаса
| Предложена тройная классификация моделей организационного приспособления: 1) «продвигающиеся вверх» — те, кто понимает и принимает все ценности организации; 2) «индифферентные» — те, кто отвергает такие ценности и находит личное удовлетворение вне работы; 3) «амбивалентные» — те, кто хочет пользоваться благами, которые дает организация, но не отвечает ее требованиям
|
Теория Вернера Зигерта и Лючии Ланга
| Критерий оптимальности мотивации и поощрений — обеспечение взаимной удовлетворенности организации (руководства) и индивида. Внимание акцентируется на эмоциональной стороне производственных проблем
|
Теория В. Арнольда
| Результативность мотивации определяется направлением и качеством усилий, а не их суммированием. Продуктивность мотивации усиливается энергией целенаправленности поведения, продвижением личности к эффективным для организации поступкам
|
Концепция редизайна труда (Дж. Хакман и Грег Олдхэм)
| Мотивированность работой следует измерять с помощью следующих пяти характеристик: 1) разнообразие работы; 2) законченность работы; 3) значимость работы; 4) автономность в работе; 5) обратная связь (возможность оценки результатов собственных усилий)
|
Теория Томаса Стюарта
| Работа с персоналом требует создания комплексных мотивационных программ. При этом работники организации получают в свои руки четыре символа освобождения: информацию, знания, власть и вознаграждение
|
Отметка в соответствии с критериями
| Формальный
| Содержательный
| Смысловой
|
| 1. эффективность: работа не представлена
2. разработанность:выполнено менее 50% заданий работы
3. опрятность: неаккуратный внешний вид работы
4. логика: материал изложен непоследовательно; логика изложения нарушает коммуникацию.
| 1. полнота:объем представленной работы недостаточен
2. содержательность: содержание работы не соответствует заданию
3. информативность: существенная нехватка информации;
4. самостоятельность:вработе много фрагментов, где информация скопирована
5. грамотность: большое количество ошибок; ошибки, нарушающие коммуникацию, ведущие к потере смысла высказывания
| 1. Творческий элемент
2. интерпретационный: отсутствует или неверное пояснение к проблеме,
|
| 1. эффективность: работа представлена
2. соответствие техническим требованиям: некоторые ответы не соответствуют заданию (некоторые задания не поняты или поняты неверно)
3. разработанность: выполнено от 50% до 70% заданий работы
4. опрятность: не волне аккуратный внешний вид работы, исправления, пометки
5. оформительская корректность: нарушения правил оформления
6. логика: не весь материал изложен последовательно; о логике изложения можно догадываться.
| 1. полнота:объем представленной работы недостаточен для раскрытия темы
2. содержательность: содержание работы лишь частично соответствует заданию
3. информативность: нехватка информации;
4. самостоятельность: вработе несколько фрагментов, где информация скопирована
5. владение речью (для связного письменного и устного ответа): средний лексический запас, среднее разнообразие употребляемых структур).
6. грамотность: некоторое количество ошибок; ошибки, не ведущие к потере смысла высказывания
| 1. Творческий элемент
2. интерпретационный: неверное пояснение к проблеме, ее толкование, комментирование, аргументация по проблеме, исправляемое при помощи преподавателя;
3.
|
| 1. эффективность: работа представлена
2. соответствие техническим требованиям: большинство ответов соответствуют заданию
3. разработанность: выполнено от 70% до 90% заданий работы
4. опрятность: аккуратный внешний вид работы, до 3 исправлений
5. оформительская корректность: оформлено без нарушений
6. логика: материал изложен последовательно.
| 1. полнота:объем представленной работы достаточен для раскрытия темы или избыточен
2. содержательность: содержание работы соответствует заданию
3. информативность: некоторая нехватка информации; лишняя информация
4. самостоятельность: работа выполнена самостоятельно
5. владение речью (для связного письменного и устного ответа): средний лексический запас, среднее разнообразие употребляемых структур).
6. грамотность: малое количество ошибок; ошибки, не ведущие к потере смысла высказывания
| 1. Творческий элемент (для творческих заданий): художественно-эстетическое впечатление
2. интерпретационный: присутствует краткий комментарий проблемы, ее толкование, комментирование, аргументация; подбор примеров.
3. Личностный: отношение к излагаемому материалу выражено
4. Рефлективный: верная оценка собственной работы;
|
| 1. эффективность: работа представлена
2. соответствие техническим требованиям: все ответы соответствуют заданию
3. разработанность: выполнено от 90% до 100% заданий работы
4. опрятность: аккуратный внешний вид работы, нет исправлений
5. оформительская корректность: оформлено без нарушений
6. логика: материал изложен последовательно.
| 1. полнота:объем представленной работы достаточен для раскрытия темы
2. содержательность: содержание работы полностью соответствует заданию
3. информативность: достаточная
4. самостоятельность: работа выполнена самостоятельно
5. владение речью (для связного письменного и устного ответа): широкий лексический запас, достаточное разнообразие употребляемых структур).
6. грамотность: безошибочность
| 1. Творческий элемент (для творческих заданий): художественно-эстетическое впечатление
2. интерпретационный: развернутый комментарий проблемы, ее толкование, аргументация; подбор примеров.
3. Личностный: четко выражено отношение к излагаемому материалу, позиции автора
4. Рефлективный: верная оценка собственной работы;
|