|
||||||||||||||||||||||||||
Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст.ст. 118-129)Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст.ст. 118-129) Статья 118
1. Часть 2 статьи 118 Конституции РФ предлагается дополнить положением об осуществлении правосудия посредством арбитражного судопроизводства.Дополнение Законом о поправке статей 118 (часть 2), 126 и 128 (часть 3) Конституции Российской Федерации указанием на арбитражное судопроизводство как отдельный вид судопроизводства, наряду в том числе с гражданским и административным, исходит из наличия в судебной системе Российской Федерации арбитражных судов, решения которых по делам, являющимся по своей правовой природе гражданскими и административными, принимаются и проверяются, в том числе Верховным Судом Российской Федерации, в особом процессуальном порядке, обусловленном прежде всего субъектным составом и связанной с ним спецификой предмета такого рода споров. Это дополнение соответствует принципу самостоятельности судебной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации) и не ограничивает гарантированную статьями 18 и 46 Конституции Российской Федерации судебную защиту прав и свобод. 1.2. Часть 3 статьи 118 Конституции РФ перечисляет суды, составляющие судебную систему РФ: Конституционный Суд, Верховный Суд, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов РФ. Как следует из взаимосвязи данной статьи со статьями 71 (пункт "о"), 125, 126 и 128 Конституции Российской Федерации, этот перечень судов является исчерпывающим, что не противоречит статьям 10 и 11 Конституции Российской Федерации, иным положениям главы 1 Конституции Российской Федерации, а также ее главам 2 и 9. Такой же перечень судов закреплен в ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Конституционное закрепление принципа единства судебной системы создает дополнительные гарантии стабильности правовой системы.
Статья 119
2. Законом о поправке предлагается внести изменения в ст. 119 Конституции РФ, устанавливающую требования к кандидатуре лица, желающего занять пост судьи. Предлагается закрепить требование о постоянном проживании кандидата на территории РФ, а также об отсутствии у него иностранного гражданства или вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Кроме того, судьям в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Данное положение создаёт повышенные требования к кандидату на должность судьи. Законодатель считает необходимым закрепить на конституционном уровне ограничения, связанные с наличием иностранного гражданства, поскольку полномочия определенных должностных лиц непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства. Также судьям запрещается хранить денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, с целью исключения на них постороннего влияния Статья 125
3. В ч. 1 ст. 125 Конституции РФ предлагается внести положение, согласно которому Конституционный Суд закрепляется как высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Таким образомподчёркивается роль Конституционного Суда как органа конституционного контроля. 3.1. В ч. 1 ст. 125 Конституции РФ предлагается сократить количество судей Конституционного Суда с девятнадцати до одиннадцати, включая Председателя и его заместителя. При этом частью 7 статьи 3 Закона о поправке предусмотрено, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу статьи 1 данного Закона, продолжают осуществлять полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации до их прекращения по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", и, если после вступления в силу статьи 1 данного Закона число судей Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляющих на день вступления в силу статьи 1 данного Закона полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации, соответствует числу судей, предусмотренному статьей 1 данного Закона, либо превышает его, новые судьи Конституционного Суда Российской Федерации не назначаются. Такое переходное регулирование, допускающее временное наличие в составе Конституционного Суда Российской Федерации большего числа судей, чем предусмотрено Конституцией Российской Федерации, согласуется с принципами независимости и несменяемости судей и не содержит в себе противоречия статье 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку является приемлемым способом достижения баланса конституционных ценностей применительно к решению этого вопроса. 3.2. В ч. 2 ст. 125 Конституции РФ в редакции Закона о поправке указано, по запросам каких лиц Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции нормативно-правовых актов различного уровня. Ранее вместо сенаторов в тексте статьи были названы члены Совета Федерации. Закон о поправке теперь уже официально называет членов Совета Федерации сенаторами (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в редакции Закона о поправке). 3.3. В п. а) ч. 2 ст. 125 Конституции предлагается добавить Конституционному Суду функцию по рассмотрению по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации дел о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов. Таким образом,расширены полномочия Конституционного Суда, которые будут включать в себя возможность проверки на соответствие Конституции федеральных конституционных законов. 3.4. Предлагается внести изменения в п. 4 ст. 125 Конституции в части конкретизации полномочий Конституционного Суда по жалобам граждан и запросам судов. В частности, п. 4 ст. 125 Конституции РФ предлагается разбить на два подпункта, которые бы предусматривали различный порядок обращения о проверке указанных выше нормативных актов. В пп. а) предлагается определить порядок проверки конституционности нормативных актов по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод, который предусматривает проверку только тех нормативных актов, которые были применены в конкретном деле и только в случае исчерпания иных внутригосударственных средств судебной защиты. В пп. б) предлагается закрепить порядок проверки по запросам судов конституционности нормативных актов, предлежащих применению в конкретном деле. Данная поправка более чётко определяет порядок проверки конституционности нормативных актов в двух различных случаях – по жалобам граждан и по запросам судов. Кроме того, в ней закрепляется возможность проверки нормативных актов по жалобам граждан лишь в случае исчерпания иных внутригосударственных средств судебной защиты, исключается возможность проверки по их жалобам ещё не применённого в конкретном деле нормативного акта. Вводится дополнительное условие подачи жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан - исчерпание всех других внутригосударственных средств судебной защиты. Последовательное обжалование гражданином решения суда по крайней мере в апелляционном и кассационном порядке и лишь затем обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в системе действующего правового регулирования судоустройства и процессуального законодательства обеспечат эффективность обжалования в рамках согласованного функционирования всех судов, составляющих единую судебную систему Российской Федерации. Поэтому требование об исчерпании иных предусмотренных законом способов судебной защиты в качестве условия допустимости жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации соответствует праву граждан на судебную защиту (статья 46, часть 1, Конституции Российской Федерации) и, более того, будет способствовать его реализации. 3.5. Добавляется п. 5.1 в ст. 125 Конституции РФ, ранее отсутствующий. В нём предлагается закрепить за Конституционным Судом полномочия по предварительному конституционному контролю. В пп. а) предлагается закрепить за Конституционным Судом проверку по запросу Президента конституционности проектов законов о поправках к Конституции, проектов федеральных конституционных и федеральных законов, а также федеральных конституционных и федеральных законов, принятых Федеральным Собранием и направленных на подписание Президенту, в том числе принятых при их повторном рассмотрении. В пп. б) предлагается закрепить за Конституционным Судом разрешение вопроса о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации. В пп. в) предлагается закрепить за Конституционным Судом проверку по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, конституционности законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Таким образом, предлагаемой редакцией статьи 125 (пункт "а" части 5.1) Конституции Российской Федерации предусмотрен институт предварительного конституционного контроля, который осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации в отношении проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. Установление такого полномочия Конституционного Суда Российской Федерации находится в пределах дискреции конституционного законодателя, как и закрепление иных новых полномочий Конституционного Суда Российской Федерации в статье 125 Конституции Российской Федерации. Предварительный конституционный контроль будет способствовать предотвращению возможных нарушений конституционных прав и свобод граждан. 3.6. Предлагается внести изменения в п. 6 ст. 125 Конституции РФ – добавляется обязательность исполнения актов или их отдельных положений, в случае признания их соответствующими Конституции, только в том толковании, которое дал Конституционный Суд. Эта поправка придаёт нормативный характер толкованиям Конституционного Суда, в том числе, возможность ссылаться на них в судебных разбирательствах. 3.7. Предлагается внести изменения в п. 7 ст. 125 Конституции – к полномочиям Конституционного Суда добавляется функция по даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления в отношении не только действующего Президента, но и прекратившего свои полномочия. Эта поправка создаёт дополнительные гарантии неприкосновенности прекративших свои полномочия Президентов. 3.8. Предлагается внести п. 8 ст. 125 Конституции РФ, в котором указывается, что иные полномочия Конституционного Суда могут быть закреплены федеральным конституционным законом. Таким образом,списокфункций Конституционного Суда в Конституции неисчерпывающий – они могут быть дополнены в федеральном конституционном законе.
Статья 126
4. Статью 126 Конституции РФ предлагается конкретизировать, а именно указать, что Верховный Суд является высшим судебным органом судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые осуществляют судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Статья 128
5. Законопроектом предлагается конкретизировать п. 1 ст. 128 Конституции РФ, указав в нём, что Председатель Конституционного Суда, его заместитель, судьи Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, его заместитель, судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. В п. 2 ст. 128 Конституции РФ предлагается закрепить аналогичное конкретизирующее положение о том, что председатели, заместители и судьи иных судов, не указанных в п. 1 ст. 128, назначаются Президентом. При этом в отличии от действующей редакции, порядок назначения устанавливается федеральным конституционным законом. Таким образом, за исключением судей Конституционного и Верховного судов, порядок назначения судей будет регулироваться федеральным конституционным законом, что создаст дополнительные гарантии независимости их статуса. 5.1. Статью 128 (часть 3) Конституции Российской Федерации предлагается дополнить указанием на то, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются не только федеральным конституционным законом, но и Конституцией Российской Федерации, а порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством. Это положение корреспондирует статьям 71 (пункт "о"), 125 и 126 Конституции Российской Федерации и направлено на уточнение системы правового регулирования судоустройства и судопроизводства, что служит целям реализации положений глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации.
Статья 129
6. В п. 1 ст. 129 Конституции РФ предлагается закрепить положение о прокуратуре как единой федеральной централизованной системе органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Эти функции предлагается закрепить в федеральном законе. Таким образом, функции прокуратуры, не закрепленные Конституцией РФ, могут быть определены только в федеральном законе. 6.1. Законом о поправке предлагается внести изменения в п. 2 ст. 129 Конституции РФ, устанавливающие требования к кандидатуре лица, желающего занять пост прокурора, закрепив требование об отсутствии у него иностранного гражданства или вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Кроме того, прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Поправкой предусмотрено усиление требований к кандидату на должность прокурора. Во-первых, законопроект запрещает иметь иностранное гражданство/ вид на жительство (иной документ, подтверждающий право на проживание на территории иностранного государства). Конституция РФ в действующей редакции не содержит такого запрета. Во-вторых, на конституционном уровне запрещено иметь вклады/денежные ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ. Законодатель считает необходимым закрепить на конституционном уровне ограничения, связанные с наличием иностранного гражданства, поскольку полномочия определенных должностных лиц непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства. 6.2. В п. 3 ст. 129 Конституции РФ вместо ранее действующего порядка назначения на должность и освобождения от должности Советом Федерации по представлению Президента предлагается заменить назначением после консультаций с Советом Федерации. Таким образом, предполагается большее участие Совета Федерации в подборе кандидатуры на должность Генерального прокурора и его заместителей. Увеличение полномочий Президента в результате того, что Совет Федерации лишается полномочий по освобождению от должности Генерального прокурора и его заместителей. 6.3. В п. 4 ст. 129 Конституции РФ предлагается изменить порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации – вместо ранее действующего порядка назначения президентом по представлению Генерального Прокурора, согласованному с субъектами Российской Федерации, предлагается заменить порядком назначения после консультаций с Советом Федерации. Аналогичный порядок предлагается применить к назначению прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации. 6.4. В п. 5 ст. 129 Конституции РФ предлагается добавить положение, согласно которому иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом, если такой порядок установлен федеральным законом. Также предлагается добавить п. 6. ст. 129 Конституции РФ, согласно которому прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором, если иное не предусмотрено законом. Закрепляется диспозитивное положение о том, что федеральным законом может быть изменён определённый Конституцией порядок назначения на должность и освобождения от должности прокуроров иных уровней, чем Генерального прокурора, его заместителя, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации. Поправками к ст. 129 Конституции РФ обеспечивается закрепление места Прокуратуры РФ в механизме обеспечения законности в соответствии со статьей 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
|
||||||||||||||||||||||||||
|