|
|||
Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910)2019 Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) Восточная фантазия «Исламей» для фп
I. Балакирев был блестящим пианистом, импровизатором. Естественно, что много произведений написано для фп. «Исламей» - концертная пьеса виртуозного плана.
II. Традиции:
1) Глинка(2 контрастные темы и их варьирование),
2)Лист (блестящая виртуозность, ускорение темпа к концу, как в «Венг.рапсодиях», смешанная форма).
III. Программное произведение:название идет от кабардинской мужской пляски «Исламей» - 1 тема, зажигательная, огненная. 2 тема – тема крымских татар, женская пляска, томно-лирическая. Таким образом, Балакирев обогащает фортепианную литературу подлинным восточным колоритом, точными этнографическими деталями, напр., подражание восточным инструментам во 2-й вариации на 1 тему:
IV. Форма смешанная: Двойные вариации + сонатная ГП=1 тема«Исламей» (тема звучит одноголосно, затем идут 9 вариаций на тему) ПП=2 тема крымских татар (тема и 3 вариации на нее). Разработка – вариации сначала на ГП, затем на ПП, в процессе которых ПП динамизируется и сближается с ГП. Этот процесс сближения конгтрастных тем завершается в репризе и коде, где ПП изменяется до неузнаваемости («Живо, темп трепака»):
V. Ремарки: В оригинале все ремарки на рус.языке (в соответствии с девизом Балакирева «народность, самобытность, реализм»). «Живо, темп трепака» в переводе на ит. – Allegro vivo. VI. Тональности: ГП – b-moll ПП – D-dur - любимые тональные соотношенияБалакирева. Второй вариант (есть в других произв., напр., в «Тамаре») -h-Des. Их он посоветовал и Чайковскому, когда то писал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» (у Чайк.ГП – h-moll, ПП – Des-dur).
|
|||
|