Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Агрессия и гнев в конфликте



Агрессия и гнев в конфликте

Агрессивные состояния имеют и биологическую основу, которую необходимо учитывать. Как известно, изменение гормонального фона, выделение адреналина и норадреналина являются сильными конфликтогенами. Состояние гнева, ярости всегда сопряжено с выделением норадреналина. Гнев требует выхода, но, выплеснувшись, он возвращается, словно бумеранг. Существуют разнообразные способы снятия агрессии.

Пассивный способ предполагает возможность кому-то поплакаться, выговориться. Слезы облегчают страдания, снимают внутреннее напряжение. Сами того не ведая, мы осуществляем психотерапевтическую помощь, когда выслушиваем других.

Активный способ состоит в двигательной активности. Адреналин — спутник агрессии — сгорает от физической нагрузки. Вспомните, как былинные богатыри в русском фольклоре выполнялисельскохозяйственные работы в мирное время. Действительно, работа топором, пилой, косой очень полезна. Можно использовать и такие формы, как ручная стирка, уборка квартиры, а также танцы, спорт (бег, бокс, плавание, быстрая ходьба, футбол и т.п.).

Логический способ годится не всем и не всегда. Он приемлем только для людей сугубо рациональных, желающих во что бы то ни стало докопаться до сути. Эта аналитическая работа позволяет посмотреть на ситуацию с внешней позиции, и, кроме того, сам процесс требует энергии, что способствует разрядке и успокаивает.

Как сопротивляться агрессии партнера? Прежде всего есть испытанные способы не поддаваться на провокацию. Так, если ваш партнер повышает голос, не следует отвечать ему тем же, а лучше все больше понижать свой голос или вообще начать говорить шепотом. На агрессивные, захватывающие жесты партнера не реагировать резко, следует замедлить свои движения. Изменить текст обращений к оппоненту, изъяв из речи все личные местоимения на определенное время, сделав весь текст (послания ему) безличным.

Каждому человеку свойственно использовать три основных способа ответа на агрессию.

1. Ответная атака. Данный способ заключается в том, что жертва агрессии отвечает на реплики агрессора схожими репликами, что, во-первых, моментально создает порочный круг вербальной агрессии, а во-вторых, служит доказательством того, что агрессор достиг своей цели — привлек внимание жертвы и самоутвердился за ее счет.

2. Логически обоснованный спор. Менее опасным, чем первый, способом, является попытка убедить агрессора в его неправоте путем спора с подкреплением своей точки зрения доказанными (или общепризнанными) фактами. В этом случае у жертвы появляется шанс остановить акт агрессии, если агрессор действительно хочет понять суть. К сожалению, по данным американских ученых, 93 % вербальных агрессоров объясняют мотивы скандалов исключительно потребностью привлечь внимание жертвы.

3. Просьбы и мольбы.Этот способ в большинстве случаев приводит к обратному результату — поощрению агрессора, сигнализируя ему о том, что он добился своей цели. Жертва неявно признает силу и право агрессора на доминирование в отношениях, следовательно, провоцирует личность агрессора на новые эксперименты с ней.

Учитывая тот факт, что ни один из приведенных выше способов не дает реального выхода из ситуации вербальной агрессии, приведем еще пять типов эффективных речевых сообщений, разработанных В.Сатир, которые используются человеком при реагировании на раздражающие ситуации, сопутствующие нам на протяжении всей жизни и являющиеся причинами агрессии. Выйти достойно из подобной ситуации, т.е. не потеряв сознательного контроля над ней, — значит, избежать насилия, сохранить хорошее настроение.

Три первых типа ведут к эскалации враждебности участников конфликта.

Упрек явно враждебный стиль сообщения. Человек, использующий его, моментально развязывает вербальную конфронтацию. Излишний сарказм, в отличие от упрека, облечен в форму лживо-приветливого сообщения, что, однако, не мешает ему быть столь же опасным для окружающих, как и упрек.

Сбивание с толку соединяет в себе использование нескольких типов ответов с попеременным переходом от одного к другому, сопровождаемым изменением языка телодвижений. Данный тип характерен для ситуации паники; он свидетельствует о том, что человек, употребляющий его, находится в неловком положении и ищет посторонней помощи, не зная, что сказать. В быту про такое поведение обычно говорят, что такой человек теряется.

Следующие два способа ответов, как показывает практика психологических исследований, оказываются вполне эффективными для предотвращения акта вербальной агрессии.

Компьютерный ответ допускает только в крайнем случае использование Я-конструкций и персонализированных предложений. В основном же речь состоит из общих, не несущих эмоциональной окраски фраз, заставляющих людей, вовлеченных в конфликт, рассматривать собеседника как неодушевленный предмет, «компьютер», на который бессмысленно кричать. Следует, однако, отметить, что «компьютерные» ответы могут вызвать ярость у неуравновешенного человека, а это может привести к переходу вербальной агрессии в физическую.

Уравнивание направлено на передачу правдивых данных в разговоре, с полной свободой использования Я-высказываний. Данный тип является оптимальным в разговоре, но, учитывая невозможность постоянного употребления правдивых фраз, особенно вситуации враждебности, его эффективность не достигает 100%. Тот, кто лучше владеет собой, управляет своим состоянием и трезво оценивает ситуацию, более успешен. Приемы аутогенной тренировки или психологического тренинга помогают человеку обрести нужный настрой.

В конфликтной ситуации можно использовать различные способы саморегуляции, например: резко изменить ритм своей деятельности, заняться делом, которое еще недавно казалось совершенно ненужным, второстепенным, далеким. Это переключает внимание, дает возможность более трезво взглянуть на себя со стороны, т.е. осуществить рефлексию.

Другой способ — мысленное моделирование конфликтной ситуации. В своем воображении вы моделируете предстоящую встречу, разговор с возможным оппонентом и наблюдаете за собой и своим оппонентом со стороны, как будто смотрите фильм, подмечая все промахи актеров.

Существует несколько приемов, которые помогают выйти из трудной ситуации в деловом разговоре.

Снижение значимости вопроса: «Было бы неверно ставить вопрос именно так», «Вероятно, данный вопрос не совсем корректен по форме», «Довольно трудно отвечать на вопрос, звучащий таким образом».

Разрядка вопроса: «Вопрос поставлен так, что в нем содержится еще несколько вопросов. Надо, очевидно, выделить, какой из них нужно считать самым главным...» Смысл приема — снять остроту вопроса, перевести его в более широкий план.

Перевод вопроса на другой предмет: «Вопрос поставлен так, что на него трудно дать однозначный ответ. Для того чтобы ответить на него, нужно обратиться к другому вопросу». Далее идет обстоятельный разговор, уводящий в сторону от заданного вопроса.

Затягивание времени ответа на вопрос: «С ходу ответить на этот вопрос трудно. Нужно в нем разобраться». Смысл этого приема — найти время для того, чтобы продумать варианты и выбрать подходящую форму ответа, выйти из ситуации лучшим образом. Придание вопросу явно бессмысленного характера:«Стоит ли разбираться в этом вопросе? Ответ и так очевиден».

Однозначно, чем выше уровень толерантности, чем более воспитанны участники конфликта, тем больше они владеют собой и тем меньше позволяют накалиться страстям.

Конфликт может иметь различные последствия. Для одних — это творческая сила, способствующая достижению нового уровня продуктивной деятельности и отношений. Для других — неизбежное зло, лучшей политикой по отношению к которому — улыбаться, терпеть, надеяться, что все кончится хорошо. Некоторые считают конфликт разрушительной силой, чем-то таким, чего следует избегать любой ценой, потому что он может вылиться в устойчивую недоброжелательность.

Убежденность в том, что из конфликта нельзя извлечь ничего позитивного в принципе, укрепляет их в желании уйти не только от конфликта, но и от поиска путей к его разрешению. Определив свое отношение (пусть даже неосознанно) к конфликту как конструктивному или деструктивному началу, человек выбирает стратегию своего поведения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.