Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Романтическая драма в Западной Европе



9. Романтическая драма в Западной Европе

Франция – РОДИНА РОМАНТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ, в 20х годах 19 века

Великая Фр.Бурж.Революция 1789-1794

(+ Германия – Йена, «Критические фрагменты» Шлегеля – теория романтизма)

· Революция поменяла полностью состав общества. Аристократические привилегии отменены. Все люди равны, но на самом деле они, конечно, же, не равны, потому что разделяются прежде всего по своему имущественному состоянию (Правят деньги) – приводит к разочарованию

· Декларация: «Каждый человек рождается свободным» (декларация как законная отмена Бога). Романтизм опирается на СТРАХ, человек боится, что Бога нет, при этом, свергая Бога

· Революция всегда тяготеет к театру

· Закон «Каждый гражданин Франции имеет право открыть свой театр» - массовое появление бульварных театров!Это коммерческие театры, на Больших Бульварах, говорят на «демократическом языке».  Они создают понятиемассовой культуры.

Из них рождается жанр– мелодрама.В мелодраме обязательно счастливый конец,а герой – жертва обстоятельств, несправедливого мира.(Полностью разрушает канон классицистической драмы – 3 единства).Параллельно с мелодрамой развивается водевиль. Параллельно есть и академическая сцена «Камеди Франсез» ( Раскалывается на 2 части). Ведущий артист в одной из них - Тальма в то время

Романтическая драма

· А романтическая драма позже – в 20х годах(1820ые), т.к. осмысление революциитолько спустя какое-то время! 

· В романтической драме – герой в конфликте с миром! Романтический герой разочарован в жизни, мир оказывается не таким, как декламировали во время революции. Романтический герой не может принять циничного мира, где всё начинают решать деньги. Зная заранее, что мир победит, что его бунт обречен. Романтическая драма очень близко подходит к трагедии. Нет хорошего финала – почти всегда гибель героя, а она помогает открыть новое знание о мире.

· Гастроли английской труппы в 20х годах в Париж, играли Шекспира подлинного! (не переделанного!) – Париж увидел другой характер конфликта, другие финалы. Тогда же перевели Шекспира на французский язык. (А В РОССИИ 1835 ГОДУ перевели «Гамлета»). Это тоже одна из причин появления романтической драмы. Шекспир – кумир романтизма

· Технические новации: в 1820 г. в «Гранд Опера» сцена стала освещаться газом – световые эффекты. Это меняет характер мизансцен. Придуманы конструкции – портикабль (модуль, а-ля кубы наши сейчас, чтобы создавать любой образ-конструкцию на сцене)

! Сцена становится действующим лицом спектакля !

Романтизм во Франции:

Французский романтизм – героический

· Виктор Гюго «Мариом Делорм», «Эрнани», «Руи Блаз»

В.Гюго восхищен Тальма. Пишет пьесу «Кромвель» обращаясь к английскойреволюции, для Тальма, (актёр Камеди Франсез). Но Тальма умирает и Гюго пишет предисловие к этой пьесе. И уже это предисловие – некий манифест романтической драмы во Франции. Гюго говорит, что драма – оптический прибор, который должен фокусировать жизнь и преломлять её в ярких формах, драма должна показывать не «локти действия», а само действие. Драма должна обращаться к историческим сюжетом.  Говорит: «История – картина, которую я вешаю на свой гвоздь» Фантазия художника (писателя) имеет право преломлять историю как ему угодно. Главный конфликт в романтизме – героя с миром. Герой всегда отторгнут миром.

· Проспер Меримэ – романтическая иронию у него, насмешка над человеком

· Альфред де Мюссе«Лорензаччо», «Любовью не шутят»

В Германии, немецкий романтизм:

Немецкому романтизму свойственно двоемирие

 

Россия и Германия очень похожи друг на друга. Русский и немецкий – тяготеют в инфернальному (именно Россия и Германия породили фашизм и коммунизм, и крупных режиссёров). Гоголь – классический русский романтик! (Про прозу) Реальность, реальность и вдруг фантастика (в России из реальности фантастика) В Германии – двумирность. У Пушкина есть романтизм – в Пиковой даме

 

Ускоренный тип развития!

Идея режиссёрского театра – идея немецкого романтизма  

Гофман сказал –« самый идеальный режиссёр – директор кукольного театра»

Йена – университет, где Шелинг, Шлейгель, Тик

 

· Людвиг Тик «КОТ В САПОГАХ» (Мейерхольд ставил) – театр в театре (АКТЁРЫ, ИГРАЮЩИЕ АКТЁРОВ, СПОРЯТ - ЧТО ДОЛЖЕН ТЕАТР, ЧТО СТАВИТЬ)

Такой приём появляется в театре в такое время, когда меняется время (одна система ушла, другая не пришла) Смена мировосприятия!

 

· Генрих фон Клейст (его именем названа премия)

«Принц Гомбургский», «Разбитый кувшин»

«Разбитый кувшин» - тема ревизора

· Георг Бюхнер«Смерть Дантона», «Войцек»

 

Бюхнер член революционного кружка «Молодая Германия»

«Смерть Дантона» – Бюхнер работал в Страсбурге над реальными документами (фр.бур.рев)! Эта пьеса в результате его анализа вот этих документов, на основе их! Жанр – документальная драма

! У БЮХНЕРА КОМПОЗИЦИЯ – ПРИНЦИП МОНТАЖА КАДРА! 

(Сцена к предыдущей не имеет отношение, следующая так же) фрагменты, как будто фильм смотришь

Бюхнер показывает революция с разных сторон!

Два центра:

- Дантон -глава партии якобинцев

-Робеспьер - глава партии жирондистов

«Войцек» - Незаконченная. Тогда в Германии обсуждалась одна история. Один человек - Войцек – поляк - убил свою сожительницу. На суде стал изображать сумасшедшего, суд его оправдал. Прошло ещё время, и решили, что он прикидывался. Тянулось долго. Все включились в вопрос, должен ли он быть осуждён. Романтическая драма.
Пьеса показывает человека наоборот, он выпадает из окружающей среды. Он поляк среди немцев. Он брадобрей - мирный человек в военном лагере. Он ощущает себя совершенно посторонним элементом в этой отлаженной жизни.
Завязка - к нему приходит бриться (он цирюльник) полковник, у них какой-то нелепый разговор. А он торопится (как настоящий романтический герой). Полковник спрашивает про жену, тот говорит - нет, но есть сожительница. Вроде денег нет жениться, а вроде очень заботится о своей сожительнице. Воач проводит исследования и Войцек ставит себя в положение подопытного кролика, сдавая мочу врачу.
Он очень отличается от всех, у него собственный внутренний, очень наполненный мир.
Мария - его сожительница - смотрит на оркестр и ей там нравится один человек, тамбур-мажор, потом они идут на ярмарку - а он не может радоваться. А она танцует.
Тамбур-мажор приходит к ней в гости, и дарит ей эти сережки. Это видит Войцек, и уходит и переживает катастрофу. У него есть только крестик и Библия, и идёт в хлебную лавку и берет нож, и с этим ножом является к Марии. А Мария сидит и читает Библию детям - отрывок про блудницу (“Кто из вас безгрешен, пусть первым бросит камень”)
Кстати. Отрывок “Через реку был мост” - 20 век, “Мост был перекинут через реку” - 19, условно говоря. Вот в Войцек текст отодвинут. Как в 20. Холодно, отстранённо. Войцек приходит к ней, и говорит - пойдём. Она выходит. Они приходят на берег реки. И говорит: “Вот тебе. на тебе. На тебе ещё раз”. Всего три фразы.
Выкидывает нож. Потом идёт за ним. Выкидывает второй раз дальше. И потом третий.
На следующий день приходят полицейские и говорят три фразы. “Хорошее убийство. Давно не было такого убийства. …”
Если вначале пьесы мы сочувствуем герою, то в конце пьесы перед нами чудовище. Он антиромантический герой. Маленький человек - это чудовище.
Русская литература всегда жалела маленького человека. Немецкая говорит о том, что он - чудовище, именно он становится самым страшным преступником. И это не ревность Отелло. Отелло, убивая Дездемону, страдает и убивает себя, здесь же ответственность снята.
Картина распавшихся человеческих связей.

 

Англия:

Английская романтическая драма идет другим путем, потому что в Англии жесткая цензура, со сцены запрещено говорить слово бог

Поэтому в Англии идут переводные французские мелодрамы и Шекспир, романтическая драма – в стол

· Джордж Гордон Байрон

Каин – Романтическая драма

Каин – тот самый бунтарь против Бога

Идея о том, чтобы из отрицательного персонажа в христианстве, сделать положительного, говорит о том, что романтизм носит ярко выраженный атеистический смысл, что Бога нет. С начала 19 в. европейская культура очень ясно это утверждает

· ШЕЛЛИ «Ченчи»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.