Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Синтаксис и пунктуация. Задание 1.. Задание 2. Выполнить тест ( зад. 16-26) для подготовки к экзамену. Задание. Задание



 Тема: Синтаксис и пунктуация

Задание 1.

Выполнить конспектирование учебной литературы по темам:

1).Основные единицы синтаксиса;

2). Простое предложение: виды предложений по цели высказывания, грамматическая основа простого двусоставного предложения;

3). Тире между подлежащим и сказуемым;

4). Второстепенные члены предложения.

Литература:.

1. Власенков А.И., РыбченковаЛ.М..Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

2.  Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. . 3.Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.

3.Антонова Е.С., Воителева Т.М.Русский язык:учебник для учреждений сред.проф.об-разования. — М., 2014.

 

Для выполнения задания используйте электронные ресурсы:

https://saharina.ru/

https://znanium.com/;

https://resh.edu.ru/

Задание 2

Выполнить тест ( зад. 16-26) для подготовки к экзамену

 

16. Задание

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1. Он избегал обещаний и ответственности и уклонялся от разговоров о будущем.

2. Ветер раздувал огонь вздымал тысячу искр и кружил их в воздухе и уносил куда-то вдаль.

3. Она думала о своей никчёмной жизни и жалела то себя то пущенное на ветер время.

4. Над ними простиралось безоблачное небо и ярко светило солнце.

5. Максим сосредоточенно писал в толстой тетради и что-то бурчал себе под нос и Женя решила не мешать ему и тихонько вышла из комнаты.

Запишите номера этих предложений.

17. Задание

Расставьте знаки препинания.

Весь вчерашний день (1) прошедший в бесконечной суете (2) и всё утро (3) он бегал (4) сломя голову (5) помогая хозяйке.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

18. Задание

Расставьте все недостающие знаки препинания.

О маленький, как мышь, Как перочинный ножик, Кого (1) ты (2) удивишь На этом свете (3) ёжик? И всё-таки нельзя Не чуять превосходства Над чёрной силой зла Смешного донкихотства. И (4) всё же (5) нелегко Тому, чьё имя волки, Пролезть через ушко Твой стальной иголки. (А.Л. Решетов)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

19. Задание

Расставьте все знаки препинания.

Журналист начал рассказывать историю о том (1) как к известному экстрасенсу пришла немолодая женщина (2) сын (3) которой (4) пропал несколько лет назад (5) когда был ещё ребёнком.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

20. Задание

Расставьте знаки препинания.

Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально вглядеться (3) то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

21. Задание

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Первое известное название Чёрного моря – Темаринда, что означает «Тёмная пучина». (2) Так его называли тавры – древнейшие жители Крыма. (3) После этого оно носило название Негостеприимное (из-за пиратов), Гостеприимное (в те времена мирные жители обживали берега), а со средних веков – Чёрное (название, близкое к первоначальному). (4) Чёрное море постепенно захватывает сушу – один сантиметр в год. (5) Например, у обрыва Гераклейского полуострова стоял античный храм – сейчас он скрыт в морских глубинах. (6) К концу XXI века уровень Чёрного моря повысится на один – два метра. (7) Разнообразен животный мир морских глубин; рыбы, медузы, мидии, крабы – эти и многие другие обитатели Чёрного моря встречаются здесь в большом количестве.

Запишите номера этих предложений.

22. Задание

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Летом 1940 года ленинградский художник Балашов уехал охотиться и работать на Север. (2) В первой же понравившейся ему деревушке Балашов сошёл со старого речного парохода и поселился в доме сельского учителя. (3) В этой деревушке жила со своим отцом — лесным сторожем — девушка Настя, знаменитая в тех местах кружевница и красавица. (4) Однажды на охоте отец Насти неосторожным выстрелом ранил Балашова в грудь. (5) Раненого принесли в дом сельского учителя. (6) Удручённый несчастьем, старик-сторож послал Настю ухаживать за раненым. (7) Настя выходила Балашова, и из жалости к раненому родилась первая её девичья любовь. (8) Но проявления этой любви были так застенчивы, что Балашов ничего не заметил. (9) У Балашова в Ленинграде была жена, но он ни разу никому не рассказывал о ней. (10) Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий. (11) Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград. (12) Перед отъездом он пришёл без приглашения в избу к Насте поблагодарить её за заботу и принёс ей подарки. (13) Настя приняла их (14) Балашов впервые попал на Север. (15) Он не знал местных обычаев. (16) Балашов не знал, что мужчина, который пришёл без зова в избу к девушке и принёс ей подарок, считается, если подарок принят, её женихом. (17) Так на Севере говорят о любви (18) Настя робко спросила Балашова, когда же он вернётся из Ленинграда. (19) Балашов, ничего не подозревая, шутливо ответил, что вернётся очень скоро. (20) Балашов уехал. (21) Настя ждала его. (22) Прошло светлое лето, прошла сырая и горькая осень, но Балашов не возвращался. (23) Нетерпеливое радостное ожидание сменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом. (24) По деревне шептались, что жених её обманул. (25) Но Настя не верила этому: она была убеждена, что с Балашовым случилось несчастье. (26) Настя решила тайком от отца бежать в Ленинград и разыскать там Балашова. (27) Ночью она ушла из деревушки. (28) Через два дня девушка дошла до железной дороги и узнала на станции, что утром этого дня началась война. (29) Через огромную грозную страну никогда не видевшая поезда крестьянская девушка добралась до Ленинграда и разыскала квартиру Балашова. (30) Насте отворила дверь жена Балашова, худая женщина в пижаме, с папироской в зубах. (31) Она с недоумением осмотрела Настю и сказала, что Балашов на фронте. (32) Настя узнала, что Балашов был женат. (33) Значит, он обманул её, посмеялся над её любовью. (34) Настя убежала. (35) Она шла в отчаянии по величественному городу, превращённому в вооружённый лагерь, и вышла к Неве. (36) Вот здесь, в этой чёрной воде, должно быть, единственное избавление и от невыносимой обиды, и от любви. (37) Настя поправила тяжёлые косы и поставила ногу на завиток перил. (38) Вдруг кто-то схватил её за руку. (39) Настя обернулась. (40) Позади стоял худой человек с полотёрными щётками под мышкой. (41) Он покачал головой и сказал:— (42) В такое время что задумала, дура! (43) Человек этот — полотёр Трофимов — увёл Настю к себе и передал с рук на руки своей жене-лифтёрше, женщине шумной и решительной. (44) Трофимовы приютили Настю. (45) Она долго болела. (46) От лифтёрши Настя впервые услышала, что Балашов ни в чём не виноват, что никто не обязан знать их северные обычаи. (47) Настя радовалась, что она не обманута, и всё ещё надеялась увидеть Балашова. (48) Полотёра вскоре взяли в армию. (49) Когда Настя выздоровела, лифтёрша устроила её на курсы медицинских сестёр. (50) Врачи — учителя Насти — были поражены её способностью делать перевязки, ловкостью её тонких и сильных пальцев. (51) «Да ведь я кружевница», — отвечала она им, как бы оправдываясь. (52) Весной Настю отправили на фронт. (53) Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях, в перелесках и на полях — она искала Балашова, спрашивала о нём. (54) На фронте Настя встретила полотёра, и болтливый этот человек рассказал бойцам из своей части о девушке-северянке, ищущей на фронте любимого человека. (55) Слух об этой девушке начал быстро расти, шириться, как легенда. (56) Он переходил из части в часть, с одной батареи на другую. (57) Его разносили мотоциклисты, водители машин, санитары, связисты. (58) Бойцы завидовали неизвестному человеку, которого ищет девушка, и вспоминали своих любимых. (59) У каждого были они в мирной жизни, и каждый берёг в душе память о них. (60) Рассказывая друг другу о девушке-северянке, бойцы меняли подробности этой истории в зависимости от силы воображения. (61) Слух о Насте дошёл и до береговой батареи, где служил Балашов. (62) Художник тоже был взволнован историей неизвестной девушки, ищущей любимого, был поражён силой её любви. (63) Он часто думал об этой девушке и начал завидовать тому человеку, которого она любит. (64) Откуда он мог знать, что завидует самому себе? (65) Личная жизнь не удалась Балашову. (66) Всю жизнь он мечтал о большой любви, но теперь уже было поздно думать об этом. (67) На висках седина... (68) Случилось так, что Настя нашла наконец батарею, где служил Балашов, но не нашла Балашова: он был убит за два дня до того и похоронен в сосновом лесу на берегу залива. (69) Руднев замолчал.— (70) Что же было потом?— (71) Потом? — переспросил Руднев. (72) — А потом было то, что бойцы дрались, как одержимые, и мы снесли линию немецкой обороны. (73) Мы подняли её на воздух и обрушили на землю в виде пыли и грязи. (74) Я редко видел людей в таком священном, неистовом гневе.— (75) А Настя?— (76) Что Настя! (77) Она отдаёт всю свою заботу раненым. (78) Лучшая сестра на нашем участке фронта. (По К. Г. Паустовскому*)*

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, автор рассказов о войне и многих других произведений.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1. Летом 1940 года художник Балашов в Ленинграде познакомился с девушкой Настей.

2. Балашов заметил, что девушка любит его, и перед расставанием принёс ей подарки.

3. В Ленинграде Настя стала учиться на курсах медсестёр, а после учёбы её отправили на фронт.

4. Из части в часть переходил слух о девушке, которая ищет на фронте любимого человека.

5. После долгих поисков Настя встретилась на фронте с Балашовым.

Укажите номера ответов.

23. Задание

Прочитайте текст из задания 22 и выполните нижеуказанное задание.

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1. В предложениях 1–5 представлено повествование с элементами описания.

2. В предложении 10 раскрывается причина того, о чём говорится в предложении 9.

3. Предложения 20–29 содержат рассуждение.

4. Предложения 52–57 представляют собой описание.

5. В предложениях 58–64 представлено повествование с элементами рассуждения.

Укажите номера ответов.

24. Задание

Прочитайте текст из задания 22 и выполните нижеуказанное задание.

Из предложений 55–57 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).

25. Задание

Прочитайте текст из задания 22 и выполните нижеуказанное задание.

Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Задание

Прочитайте текст из задания 22 и выполните нижеуказанное задание.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста выше. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Мастер художественного слова К.Г. Паустовский использует в тексте многочисленные (А) ________, придающие речи образность и эмоциональность (предложения 22, 29, 74). Передавая противоречивые чувства Насти, которые она испытывала до того, как узнала, что Балашов её не обманывал, автор применяет такую фигуру речи, как (Б) ________ (предложения 23, 36). Настя выучилась на курсах медсестёр и стала искать любимого человека на фронте. Паустовский рассказывает об этих долгих, упорных поисках и о том, как распространялся слух о самоотверженной девушке. Для детализации изображаемого автор употребляет (В) ________ (предложения 53, 57Для того чтобы подчеркнуть, что все без исключения бойцы вспоминали на фронте своих любимых, в тексте используется синтаксический приём (Г) ________ (предложение 59)».

Список терминов:

1. эпитеты

2. сравнение

3. метонимия

4. перифраза

5. антитеза

6. анафора

7. парцелляция

8. однородные члены

9. риторический вопрос

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГ.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.