|
|||
НОД в подготовительной группе на тему: «Ветры Байкала»НОД в подготовительной группе на тему: «Ветры Байкала»
Программное содержание: Закреплять знания детей о местонахождении озера, о его уникальных свойствах (чистота воды, ее пресность, эндемики Байкала). Познакомить с особенностями климата Байкала осенью; дать общие сведения о ветрах Байкала (Култук, Баргузин, Ангара, Сарма). Продолжать развивать умение работать с географической картой. Прививать познавательный интерес к озеру. Воспитывать чувство любви к родному краю. Материалы: · Глобус, Карта Мира, карта озера Байкал. · Изображение «старика» Байкала. · Изображение ветров Байкала. · Письмо от Сибирячка. · Фотографии с осенним пейзажем на озере. · Аудиозапись «Ветер». · Деревянные ложки, деревянные палочки. · Бумажные кораблики. · Полиэтиленовые тазики. Предварительная работа: работа с картами и глобусом; НОД по изучению воды Байкала, эндемиков; чтение сказок, стихотворений о Байкале; сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Байкал». Интеграция образовательных областей: познание, коммунакации, художественная литература, социализация. Ход деятельности: -1- (5-7 минут) Дети входят в группу, здороваются и усаживаются на стульчики на ковер. Рядом располагается магнитная доска с картами. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: А что это такое? Все время в непокое, Быть может, это туча Застряла среди скал? А это и не туча, А это и не небо, А это и не солнце, А ………(озеро Байкал) Идет работа с картой. Вопросы воспитателя к детям: · Где располагается Байкал? Покажите на карте Мира (в Сибири) · Покажите его местонахождение на глобусе · Какие реки впадают в Байкал? Покажите на карте озера (Селенга, Баргузин, Большая Сухая, Малая Сухая, Голоустная). · Какие вытекают? Покажите на карте) (Вытекает всего одна река - Ангара). · Сколько лет Байкалу? (27 млн. лет). · Чем уникален Байкал?(Это самое глубокое и большое озеро в мире; его вода чиста и прозрачна, особенно в зимнее время года. В ней содержится очень много полезных веществ. На Байкале много эндемиков – это животные и растения, которые обитают только на Байкале. К ним относятся: байкальская губка, реснитчатые черви, омуль, хариус, бокоплавы, голомянка, водоросли, нерпа). Воспитатель читает стихотворение: Красив Байкал в любое время года! Зимой и летом, осенью – красив! Не зря старалась матушка-природа, Все чудеса в одно соединив!
-2- (3-5 минут) Рассказ воспитателя: Чаще всего осень на Байкале светлая, ясная, погожая. Солнце предчувствует зиму, светит особенно ярко, поджигая листья берез, осин. Небесный жаркий свет словно переливается на землю, и вот уже тайга горит осенним золотом и багрянцем. В сентябре-октябре самый чистый воздух над озером. Однако именно в это время происходит охлаждение вод Байкала. Сейчас, во второй половине байкальской осени – наступило самое грустное время года. Холодные дожди, холодные ветры, суровое и неприветливое море. - Ребята, как вы думаете, почему в тексте так говорится «поджигая листья берез и осин»? -3- (4-5 минут) Пение «байкальских» частушек: *** На Байкале мы живем, Дружно песенки поем. С нами вы в кружок вставайте И частушки запевайте. *** За Байкалом – две дороги – Одну надо поломать, Чтобы наших кавалеров Не возили воевать! *** Звал залетка за Байкал, Зря я не поехала! Теперь была бы дальняя, Залетка забайкальная! -4- (10 минут) Стук в дверь. Приходит почтальон и приносит письмо от Сибирячка. Вместе с детьми воспитатель читает адрес, с которого пришло письмо (с острова Ольхон). В письме Сибирячок жалуется на то, что не смог приехать в гости к ребятам из-за ветров, которые дуют в это время года на Байкале. Воспитатель: «Ребята, а на чем можно перебраться с острова Ольхон?» (на яхте, лодке, пароме, катере, пароходе). Воспитатель: «Осенью чаще всего дуют ветры на Байкале, именно осенью они бывают штормовыми Направление ветров в это время года с суши на озеро, значит и на озере образуется шторм. Ветры Байкала имеют свои имена. «Култук» - самый главный ветер. Несет в себе сильные штормы, дожди. Назвали его по месту рождения – на заливе Култук. «Баргузин» - ветер смелых, его характер крут. Зарождается в Баргузинской долине, дует в направлении острова Ольхон. Именно этот ветер и помешал сибирячку попасть к нам в гости. «Ангара» - несет холод и большое количество осадков в виде дождя и снега. Налетает внезапно. «Сарма» - это самый страшный из ветров. Если много облаков, то это значит, что сейчас начнет дуть этот ветер. Внезапно начинается и внезапно заканчивается. Вот какая бывает осень на Байкале: хмурая и неприветливая. -5- (3-5 минут)
Воспитатель читает стихотворение: Ветры качали нас на Байкале, Ветер терзал паруса. Было нам круто, Но духом не пали – Временная полоса… Бились о волны, Как рыбу в путину, С мыслью – теперь все равно! Так нас всю ночь По Байкалу носило С запада и на восток, Но мы вставали Сила на силу – Не уповая на рок! Утром, устав и совсем обессилев, Видели мы, как волна отпустила, Сама отпустила, Вычерпав силы до дна. Тихо Байкал расплескался к рассвету, Галькой о берег шурша. Не было будто бы шторма и ветра. Виктор Москальчук
Проводится игра «Ветры Байкала»: в тазике налита вода. Мы представляем, что мы «ветры». Будем создавать шторм: кто-то мутить воду палочкой, а кто-то дуть на воду. Итак, опускаем кораблики на воду и начинаем. (Включается звук шторма). -6- Заключительная беседа · Какой из ветров самый главный? (Култук) · Как называется ветер смелых? (Баргузин) · Самый страшный ветер? (Сарма) · Какой ветер налетает внезапно? (Ангара) · Какой ветер помешал Сибирячку? (Ангара)
|
|||
|