![]()
|
|||
Обществознание. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Уважаемые обучающиеся, задания выполняете в рабочей тетради. Записываете число, тему урока, свою фамилию. Записи делаете аккуратно, они должны быть читаемы. Задания фотографируете и отправляете мне в личную беседу сразу п17.06.20 гр. ЭМ-8 Обществознание ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Уважаемые обучающиеся, задания выполняете в рабочей тетради. Записываете число, тему урока, свою фамилию. Записи делаете аккуратно, они должны быть читаемы. Задания фотографируете и отправляете мне в личную беседу сразу после пары. Тема Социальная роль. Социальная мобильность Задание 1. Написать конспект текста. 2. Решить тесты. «Социальная роль— это образец поведения, закрепившийся как целесообразный для людей определенного статуса. Человек учится ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для него лицом. Люди часто видят себя глазами других и либо начинают подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжают отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций выделяются три стадии: имитация (повторение), проигрывание (переход от одной роли к другой), групповое членство (освоение определенной роли в рамках значимой для данного человека социальной группы). Социальная роль проявляется в виде ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание — это ожидаемая модель поведения в соответствии с данным статусом (типичное поведение для представителей данного статуса). Ролевое исполнение — это фактическое поведение человека, имеющего определенный социальный статус. Ролевое ожидание и ролевое исполнение стремятся к совпадению, но этого никогда не происходит, так как люди отличаются не только положением в обществе, но и личными качествами (темпераментом, характером, силой воли и др.). Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой набор. Каждый человек выполняет множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта, под которым понимается столкновение ролевых требований, предъявляемых к человеку при одновременном выполнении им нескольких ролей. Можно выделить некоторые виды подобных конфликтов в зависимости от причин их происхождения: во-первых, конфликт, вызванный различиями в понимании своей роли личностью и окружающими; во-вторых, конфликт между различными проявлениями поведения одной и той же роли; в-третьих, конфликт между личными качествами и тем, чего ожидают от человека окружающие; в-четвертых, конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей; в-пятых, конфликт между личными качествами индивида и ролевыми требованиями. Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных неурядицах на работе и дома. Поэтому важно определить для себя, какая роль является более важной. Один из важных механизмов социальной стратификации — социальная мобильность,т.е. изменение индивидом, семьей, социальной группой своего места в социальной структуре общества. Существуют два основных вида социальной мобильности: межпоколенная и внутрипоколенная — и два основных типа: вертикальная и горизонтальная, а также в зависимости от числа субъектов — индивидуальная и групповая. Межпоколенная мобильность представляет собой перемещение детей на более высокую или более низкую ступеньку социальной лестницы по сравнению с родителями. Внутрипоколенная мобильность — это изменение социальной позиции конкретным человеком в течение его жизни. Примером этого может служить карьерный рост работника. Вертикальная мобильность — это перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (сословия, класса) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение. Переход индивида из более высокой статусной группы в более низкую (из-за потери работы, инвалидности и др.) называется нисходящей мобильностью. Если же его статус меняется на более высокий (например, в связи с повышением по службе), то это — проявление восходящей мобильности. Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Например, смена профессии, не влекущая за собой существенного изменения социального положения. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность — перемещение индивида из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если перемена места жительства происходит одновременно с переменой статуса, то географическая мобильность становится миграцией. Пример миграции — переезд человека в другой регион при устройстве там на работу. Индивидуальная мобильность — это перемещение в социальном пространстве отдельного человека. Групповая мобильность происходит в связи с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия, группы. Индивидуальная мобильность может быть обусловлена как объективными, так и субъективными причинами, но все они касаются только одного человека. Причинами же групповой мобильности выступают более значимые факторы, такие как революции, войны, смена политического режима и др.» Тест «Социальная мобильность» 1. Переход человека из одной социальной группы в другую называется 1) социальным неравенством 2) социальной мобильностью 3) социализацией 4) социальной адаптацией 2. Возвышение А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, от денщика до генералиссимуса — это пример 1) социальной стратификации 2) социальной адаптации 3) социальной мобильности 4) социализации
3.Выберите из перечня пример восходящей вертикальной социальной мобильности. 1) актер перешел из одного провинциального театра в другой 2) футбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую 3) помощник режиссера получил приглашение занять должность главного режиссера-постановщика 4) офицер был разжалован в рядовые 4. Вертикальная социальная мобильность проявляется в 1) разделении общества на группы 2) наличии у человека определенного статуса 3) переходе человека в группу того же уровня 4) перемещении по социальной лестнице 5.Что является примером горизонтальной социальной мобильности? 1) повышение по служебной лестнице 2) разжалование офицера в солдаты 3) получение второй рабочей специальности 4) понижение в должности 6. Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто встречались бывшие рабы. Это пример проявления 1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности 3) социальной стратификации 4) социальной адаптации
7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А) Получение образования является средством социальной мобильности. Б) Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
д/з Выучить тему.
|
|||
|