|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 8 - Нефтегазоводопроявления
Введение
1 Геологический раздел
1.1 Краткие сведения о районе буровых работ
Арланское месторождение расположено на северо-западе республики Башкортостан и частично - на юго-востоке Удмуртской республики. В административном отношении территория месторождения входит в состав Краснокамского, Калтасинского, Дюртюлинского и Илишевского районов Башкортостана. Район расположения месторождения за время прошедшее со дня его открытия сильно изменялся в плане обустройства. На базе нефтедобычи возник город Нефтекамск с населением более 150 тыс. человек. В г. Нефтекамске построены крупнейшие в стране предприятия: заводы автосамосвалов, сельхозмашин, по производству искусственной кожи и другие предприятия. На расстоянии 25 км от него расположен г. Агидель, население которого составляет 25 тыс. человек. Значительная часть населения работает в отраслях так или иначе относящихся к добыче нефти. Проложены сотни километров асфальтовых дорог, в том числе Нефтекамск - Уфа, Нефтекамск - Янаул; тысячи километров нефтегазопроводов, в том числе и магистральных. На обзорной карте представлены населенные пункты и основные коммуникации территории месторождения: дороги, ЛЭП, нефте- и газопроводы, УКПН, НСП, системы нефтесборных парков (Ташкиново, Ашит, Шушнур, Кутерем, Керметово, Ангасяк) и нефтепроводов, подключеных к основной магистрали нефтепровода Арлан-Чекмагуш-Уфа. Через район также проходит магистральный нефтепровод Альметьевск-Пермь. Ближайшей железной дорогой является линия Казань-Екатеринбург. Крупными железнодорожными станциями района являются Камбарка с веткой на города Нефтекамск и Янаул. Вблизи станции Камбарка (Республика Удмуртия) имеется пристань на реке Кама. Северо-западная граница месторождения на всем протяжении примыкает к реке Кама в районе её среднего течения, а вдоль юго-восточной, южной и юго-западной границы протекает р. Белая. Эти судоходные реки с мая по октябрь месяцы включительно служат путями сообщения для грузоперевозок и связывают район с крупнейшими хозяйственными центрами страны. Климат северо-западной части Башкирии резко-континентальный. Средняя годовая температура воздуха около +2,4 оС. Средняя июльская температура воздуха составляет от 19 до 20 оС, зимняя температура января от 15 до 16 оС. Абсолютная максимальная температура воздуха составляет +40 оС, а минимальная – 50 оС. Продолжительность безморозного периода 110 дней. Зима продолжительная (5 месяцев), холодная, с резкими ветрами и большим количеством осадков. Высота снежного покрова на равнинах, не защищенных лесом, достигает от 1,5 до 2 м. Направление ветра преимущественно юго-западное со средней скоростью 4,3 м/с. Максимальная скорость ветра достигает 12 м/с. Годовая сумма осадков составляет от 600 до 630 мм. Доля твердых осадков равна 30-38 % от годовых. В геоморфологическом отношении территория расположена в Камско-Бельском понижении на правобережье нижнего течения р. Белой.
1.2 Стратиграфия и литология
Стратиграфия и литологические характеристики разреза Каюмовского месторождения приведены в таблицах 1, 2.
Таблица 1 - Стратиграфический разрез скважины, элементы залегания и коэффициент кавернозности
Таблица 2 - Литологическая характеристика разреза скважины
1.3 Нефтегазоводоносность
Таблица 3 - Водоносность
Таблица 4 - Нефтегазоносность
1.4 Зоны возможных осложнений
Таблица 5 - Поглощение бурового раствора
Причиной возникновения поглощений в данном интервале разреза скважины является отклонение параметров бурового раствора от проектных, поэтому необходимо строго соблюдать проектные параметры бурового раствора.
Таблица 6 - Осыпи и обвалы стенок скважины
Осыпи и обвалы стенок скважины происходят в следствии нарушения технологии проводки скважины, отклонения параметров бурового раствора от проектных, плохая очистка бурового раствора от шлама.
Таблица 7 - Прихватоопасные зоны
Таблица 8 - Нефтегазоводопроявления
Нефтегазоводопроявления возникают вследствие снижения гидростатического столба жидкости в скважине во время СПО, низкого качества глинистого раствора. Для предотвращения нефтегазоводопроявлений необходимо строго следить за уровнем бурового раствора в скважине, следить за качеством буровой промывочной жидкости.
1.5 Геофизические исследования
С целью всестороннего освещения разреза (выделение пластов – коллекторов и покрышек, определение нефтеносных пластов и их коллекторских свойств, кавернозности и других параметров) в скважинах производится комплекс геофизических исследований. Необходимый перечень геофизических исследований представлен в таблице 9.
Таблица 9 - Геофизические исследования и работы в скважине
Стандартный каротаж и ПС применяются для литологического расчленения разреза скважины, выделения коллекторов и оценки их пористости, определения минерализации пластовой воды. Микробоковой каротаж – для выделения коллекторов, точности определения границ пластов, оценки удельного сопротивления раствора. Боковой каротаж применяется для детального расчленения разреза скважины, определения пористости и проницаемости пород. Кавернометрия используется для определения истинного диаметра скважины, определения участков пакерования. Инклинометрия – служит для определения направления движения ствола скважины в плоскости и пространстве. АКЦ показывает качество сцепления цементного камня с обсадной колонной.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|