![]()
|
|||
Ф.И.О. студента: Сементеев Артём Юрьевич ЗБ-РНО 31Ф.И.О. студента: Сементеев Артём Юрьевич ЗБ-РНО 31 Тема: Изучение разделов науки о языке. 1. Цели освоения учащимися разделов школьного курса русского языка: · изучение особенностей единиц языка; · осмысление функционирования из (единиц языка) в речи; · формирование учебно-языковых умений.
2.При изучении разделов «Орфография», «Лексика» и др. учащиеся приобретают учебно-языковые умения: · опознавательные – умения узнавать языковые и речевые явления; · классификационные – группировать на языковые и речевые явления по какому-либо основанию; · синтетические – делать различные разборы по плану.
3.Следует учитывать особенности методики изучения фонетики: · опора на речевой слух учащихся; · рассмотрение звука в морфеме; · сопоставление звука и буквы. 4.Следует учитывать особенности методики изучения лексики и фразеологии (пользуясь учебником «Методика преподавания русского языка» (на выбор), назвать эти особенности: · Учитывая специфику лексических и фразеологических явлений, для раскрытия их сущности необходимо опираться на сопоставление слова с реалией, обозначаемой данным словом (экстралингвистический принцип); лексического и грамматического значений слова (лексико-грамматический принцип); единиц лексической парадигмы друг с другом (системный принцип); слов и фразеологизмов по сферам их употребления (функциональный принцип); истории слова или фразеологизма с историей реалии. · наглядность, сознательность и активность, доступность и посильность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории и практики, научность) 5.Следует учитывать особенности методики изучения словообразования: · сопоставление структуры слова и способа его образования; · сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели; · определение структуры слова путем его толкования. 6.Следует учитывать особенности методики изучения морфологии: · сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи; · сопоставление косвенных форм и исходной формы; · сопоставление члена предложения и части речи. 7.Следует учитывать особенности методики изучения синтаксиса: · определение системы синтаксических единиц; · изучение основных особенностей единиц синтаксиса; · ознакомление с их функционированием в речи; · формирование учебно-языковых умений; · дальнейшее совершенствование пунктационных умений, сформированных ранее. 8.Классификация упражнений по русскому языку (М.Т. Баранов): · фонетические; · фонетико-графические; · лексико-фразеологические; · морфемные; · словообразовательные; · морфологические; · синтаксические. Задание: представить другую классификацию упражнений. 9.Классификация упражнений по русскому языку (другая классиф.): Классификация упражнений по Л. П. Федоренко. Все упражнения он подразделяет на три вида: 1) рецептивные (основа - восприятие): например, «прочитайте», «найдите»; 2) репродуктивные (основа - воспроизведение) ; 3) продуктивные (основа - создание): «подберите», «запишите» Классификация упражнений по В.А. Добромыслову. Выделяет три вида упражнений, в основе которых лежит развитие мышления: 1) Аналитические (анализ единиц языка, выделение из целого какой-то части по заданным признакам) ; 2) Синтетические (соединение нескольких элементов, фактов в единое целое): конструируют, составляют ; 3) Аналитико-синтетические (характеристика отдельных признаков, составление единиц разных языковых уровней) Классификация по Г. Н. Приступа. Ученый делит все упражнения на 5 групп в зависимости от усвоения языкового материала: пропедевтические, иллюстративные, закрепительные, повторительно-обобщающие, творческие. 1) Пропедевтические(подготовка к восприятию нового материала, акцент на изучаемую единицу) ; 2) иллюстративные (наиболее ярко показать примеры тех языковых фактов, которые разбираются на уроке) ; 3) закрепительные (закрепление теоретических сведения): постоянно воспроизведение существенных признаков изучаемого материала ; 4) повторительно-обобщающие(повторение, обобщение, строить свои знания по данному вопросу в систему знаний) ; 5) творческие (найти и охаете рисованием явление, уметь составить собственный продукт и использовать изученное явление языка в самостоятельной творческой деятельности).
|
|||
|