Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работа с понятиями.



Работа с понятиями.

Дайте определения понятий.

Понятие Род Видовые отличия
Антанта (Тройственное согласие) - военный союз… …России, Англии и Франции, окончательно оформившийся в 1907 г. с целью противостояния Четверному союзу
Государственная Дума - выборный орган власти… …в Российской империи в 1906-1917 гг., наделенный ограниченными законодательными полномочиями
Государственно-монополистический капитализм - особая форма политико-экономического устройства, … характеризующаяся тесным взаимодействием государства и монополий в условиях первой мировой войны (термин ввёл В.И.Ленин)
Государственный Совет (после 1906 г.) - частично выборный орган власти …в Российской империи в 1906-1917 гг., наделенный правами верхней палаты по отношению к Государственной Думе
Зубатовщина - политика и идеология… …в соответствии с которыми гос. власть должна была выступать в качестве независимого арбитра в спорах предпринимателей с рабочими и создавать подконтрольные рабочие организации
Индивидуальный террор - политическая практика, … проповедуемая революционерами (в основном эсерами и анархистами) и заключавшаяся в уничтожении видных деятелей правящего режим с целью его дестабилизации и разжигания революции
Либерализм - идеология, … считающая высшей ценность права и свободы человека
Монополия 1. Исключительное право… 2. Объединение предпринимателей… … кого-либо на что-либо     … с целью контроля за рынком
Наивный монархизм - мировоззрение… …в соответствии с которым царь является источником добра и может решить все проблемы
Отруб - земля, …выделявшаяся как единый участок пожелавшему выйти из общины, при сохранении дома в общей деревне
Прогрессивный блок оппозиционное объединение… …депутатов Государственной думы в 1915 г., появление которого было вызвано неудачами на фронте
Распутинщина - критическое наименование… …порядков при дворе Николая II, появившееся в связи с чрезмерным, по мнению многих современников, влиянием Распутина
Синдикат форма монополии — Характеризующаяся созданием единого сбытового центра при сохранении производственной самостоятельности
Совет министров - орган исполнительной власти… …в России в 1905-1917 гг.
Советы депутатов (гласных) - органы власти/ самоуправления, …возникшие в результате самоорганизации народных масс в ходе первой русской революции
Социализация земли проект земельной реформы, …разработанный эсерами и заключавшийся в перераспределении земли на уравнительных принципах
Третьеиюньская монархия - распространенное наименование… …политического строя России в 1907-1917 гг., утвердившегося после событий 3 июня 1907 г. (роспуск 2-й Гос.Думы и издание нового избирательного закона)
Трудовая группа - фракция в Государственной Думе… …депутатов-крестьян, выступивших за передачу помещичьей земли крестьянам
Хутор - участок земли …с усадьбой, отдельное (вне деревни) поселение крестьянской семьи
Черносотенство. - идеология и политическая практика… …в рамках которой идеальным общественным строем для России признавалось самодержавие, а главный источник бед виделся в инородцах и влиянии Запада
Четверной союз (блок Центральных держав) - военный союз… …Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарии, сложившийся до и в ходе первой мировой войны

 

Тестирование

1. К 1906 г. относится:

1. создание Прогрессивного блока;          2. «Кровавое воскресенье»;

3. созыв Первой Думы;                              4. создание РСДРП.

 

2. Лидером партии октябристов был

1. С.Ю. Витте 2. П.Н. Милюков              3. А.И. Гучков        4. П.А. Столыпин.

 

3. Отруб — это земля…

1. предоставлявшаяся Крестьянским банком для организации хуторского хозяйства;

2. дававшаяся переселенцам в Сибири и на Дальнем Востоке;

3. арендовавшаяся крестьянами у помещиков и государства;

4. выделявшаяся как единый участок пожелавшему выйти из общины.

 

4. Принятие второго избирательного закона было вызвано разочарованием правительства в поддержке со стороны депутатов от:

1. предпринимателей     2. рабочих     3. крестьян     4. Интеллигенции

 

5. Цитата: “Привлечь … к участию в Думе те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав” взята из документа:

1. “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” (1.01.1864).

2. “Манифест об усовершенствовании государственного порядка” (17.10.1905).

3. Манифест об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах (06.08.1905)

4. “Манифест о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу” (3.06.1907).

 

6. В каком году произошли все названные события – Ленский расстрел, окончательный раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков, очередные выборы в Государственную Думу?

1. 1904 г.      2. 1906 г.        3. 1912 г.        4. 1914 г.

 

7. Какая военная операция русской армии началась с успеха, но закончилась крупным поражением?

1. Брусиловский прорыв         2. Восточно-Прусская

3. Галицийская                         4. оборона Порт-Артура.

8. Как назывался сборник статей, в котором ряд русских мыслителей осудил увлечение интеллигенции революционными идеями?

1. «Интеллигенция и революция»                       2. «Из-под глыб»

3. «Смена вех»                                            4. «Вехи».

 

9. Какое из приведенных ниже понятий связано с процессами монополизации в русской промышленности?

1. винная монополия                                  2. черносотенство

3. синдикат                                                  4. банковский хутор

 

10. Начало первой мировой войны привело к…

1. началу революционных выступлений в армии и флоте

2. всплеску забастовочного движения

3. патриотическому подъему в русском обществе

4. беспорядкам на национальных окраинах России

 

11. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о ком идет речь.

«Он умел с одинаковым увлечением играть в шахматы, рассматривать «Историю костюма», часами вести спор с товарищем, удить рыбу, ходить по каменным тропам Капри, раскаленным солнцем юга, любоваться золотыми цветами дрока и чумазыми ребятами рыбаков. А вечером, слушая рассказы о России, о деревне, завистливо вздыхал: «А мало я знаю Россию. Симбирск, Казань, Петербург, ссылка и – почти всё!»». 

1. В.И. Ленин                                2. Ю.О. Мартов

3. Г.В. Плеханов                          4. В.М. Чернов.

 

12. В I Государственной Думе преобладали…

1. черносотенцы и октябристы         2. октябристы и кадеты

3. кадеты и трудовики                                4. левые партии и трудовики.

 

13. Автором проекта социализации земли был...

1. П.А. Столыпин           2. В.И. Ленин;

3. Г.В. Плеханов            4. В.М. Чернов.

 

14. Первый Совет депутатов был создан в городе...

1. Санкт-Петербург        2. Иваново-Вознесенск

3. Москва                        4. Нижний Новгород

 

15. Стремление поставить рабочее движение под контроль полиции получило название…

1. виттевская индустриализация      2. монархический социализм;

3. распутинщина                               4. зубатовщина.

 

A16. Были однопартийцами:

1. Милюков и Муромцев        2. Пуришкевич и Витте

3. Плеханов и Чернов                       4. Столыпин и Гучков.

 

17. В результате Столыпинской аграрной реформы...

1) из-за беспрерывных реорганизаций снизился уровень производства;

2) был создан Крестьянский банк;

3) из общины вышло около четверти крестьян;

4) было ликвидировано помещичье землевладение.

18. Какие высказывания характеризуют взгляды большевиков?

А) «Победа буржуазной революции у нас невозможна как победа буржуазии. Довести ее до конца, т.е. до полной победы, в состоянии только пролетариат»;

Б) «Мы можем только приветствовать, если каждый стачечник, каждый демонстрант, отвечая за свои действия, сможет объявить себя членом партии»;

В) «Предстоящая русская революция будет революция буржуазная… пролетариат не может получить в ней ни всей, ни части политической власти»;

Г) «Революция немыслима без участия широких слоев крестьянства… Буржуазия же будет играть контрреволюционную роль»;

Д) «Наша задача – оберегать твердость, выдержанность, чистоту нашей партии»;

Е) «Трудовой крестьянин – консерватор или даже реакционер».

 

Укажите верный ответ. 

1. АДЕ          2. БВГ            3. АГД            4. АБГ.

 

19. Принятие документа, в котором были слова: «Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, довлеет право отменить оный и заменить его новым» характеризуется в исторической литературе как…

1) становление конституционного строя;

2) государственный переворот;

3) этап демократизации;

4) полицейский произвол.

20. Цитата: “Только твердая Царская власть, основанная на непосредственном единении царя с народом, … может дать безусловные гарантии прочного правового порядка” взята из программы

1. черносотенцев   2. октябристов        3. кадетов       4. эсеров

21. В ходе Декабрьского вооруженного восстания в Москве восставшие

1) установили контроль над некоторыми рабочими районами;

2) создали параллельный орган городской власти;

3) штурмом овладели Кремлем;

4) получили полную поддержку Московского гарнизона.

 

22. К числу преобразований, проведенных П.А. Столыпиным, относится...

1) создание Особого совещания о нуждах сельского хозяйства;

2) отмена выкупных платежей;

3) создание Переселенческого управления;

4) расширение автономии Финляндии и Польши.

23. С.Ю. Витте был премьер-министром (главой Совета министров) в…

1. 1892-1901 гг.              2. 1902-1904 гг.;

3. 1905-1906 гг.              4. 1911-1914 гг.

24. Союзник Германии в первой мировой войне:

1. Англия     2. Италия       3. Франция              4. Австро-Венгрия

25. Термин, характеризующий развитие русской культуры в нач.ХХ в.

1. золотой век                 2. классический период

3. декаданс                      4. постмодернизм

26. Для внутриполитического развития страны в 1907-1914 гг. был(о) характерно(ен)…

1) контроль Государственной Думы над деятельностью правительства;

2) полный отказ от преобразований, проведенных в годы революции;

3) отсутствие рабочих и крестьянских выступлений;

4) лавирование власти между общественно-политическими силами.

27. Что было одной из причин поражения первой русской революции?

1) поражение России в русско-японской войне;

2) раскол среди противников существовавшего строя;

3) роспуск Второй Думы;

4) спад народных выступлений в 1906-1907 гг.

28. Прочтите слова министра двора Фредерикса и укажите, что произошло непосредственно после того, как они были произнесены.

«Все от диктаторства и власти уклоняются, боятся, все потеряли голову, поневоле приходится сдаваться графу Витте».

1) вооруженное восстание в Москве;

2) издание Манифеста 17 октября;

3) роспуск II Думы;

4) начало первой русской революции.

29. Решение создать Информационный комитет оппозиционных (революционных и либеральных) партий, который должен был в подходящий момент выдвинуть требование осуществления Манифеста 17 октября, после чего каждая партия, действуя «сообразно своим тактическим приемам, особенностям и силам», должна организовать «эксцессы» революционного характера: 1) выступления рабочих; 2) брожение крестьян; 3) недовольство буржуазных классов; 4) демонстрации-протесты газет, - было принято в начале

1. 1906 г.      2. 1909 г.        3. 1914 г.        4. 1915 г.

30. Одно из направлений в российской социал-демократии начала ХХ в.

1. максимализм                        2. социал-утопизм

3. ликвидаторство                   4. примиренчество.

 

31. Расположите в хронологическом порядке следующие события.

А) героический бой крейсера «Варяг» Б) капитуляция Порт-Артура

В) Цусимский бой                                  Г) гибель адмирала Макарова

32. Установите соответствие между партиями и программными установками относительно политического строя будущей России.. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Г.

Партии Установки
1. ПСР А. Сохранение самодержавия
2. РСДРП Б. Конституционная монархия
3. КДП-ПНС В. Диктатура пролетариата
4. СРН Г. Либеральная империя
  Д. Диктатура трудящихся

 

33. Прочтите отрывок из думской речи лидера политической партии и напишите фамилию оратора.

«Мы говорим этому правительству, как сказала декларация блока: мы будем бороться с вами; будем бороться всеми законными средствами до тех пор, пока вы не уйдете… Вы спрашиваете, как же мы начнем бороться во время войны? Да ведь, господа, только во время войны они и опасны. Они для войны опасны, и именно поэтому во время войны и во имя войны, во имя того самого, что заставило нас соединиться, мы с ним теперь боремся».

34. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографий. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Г.

Исторические деятели Факты биографии
1. А.И. Дубровин А. Председатель IV Государственной Думы
2. Г. Гапон Б. Руководитель Боевой организации ПСР, агент полиции
3. П.А. Столыпин В. Один из лидеров «Союза русского народа»
4. Е. Азеф Г. Организатор мирного шествия к Зимнему дворцу
  Д. Убит террористом (и агентом полиции)

 

35. Прочтите отрывок из книги Н.А. Бердяева «Самопознание» и напишите, о какой идеологии говорит автор.

«В [нем] меня более всего пленил историософический размах, широта мировых перспектив. По сравнению с [ним] старый русский социализм мне представлялся явлением провинциальным. [Он] конца 90-х годов был несомненным процессом европеизации русской интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор. Я был очень антинационалистически настроен и очень обращен к Западу». 

36. Напишите аббревиатуру политической партии, в Манифесте которой были приведенные ниже слова.

«Политическая свобода нужна русскому пролетариату, как чистый воздух нужен для свободного дыхания. Она – основное условие его свободного развития и успешной борьбы за частичные улучшения и конечное освобождение». 

37. Установите соответствие между политическими партиями и их действиями. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Д.

Партии Действия
1. Кадеты А. Убийство вел. кн. Сергея Александровича
2. Большевики Б. Организация шествия 9 января 1905 г.
3. Союз русского народа В. Издание газеты «Правда»
4. Эсеры Г. Активная работа во всех четырех Думах
  Д. Организация еврейских погромов

 

38. Прочтите отрывок и напишите, в каком районе произошли события.

«Борьбой руководил эсеровский боевик М.И. Соколов, известный под кличкой Медведь. Он, как и все боевики, отличался личным мужеством и презрением к смерти (и своей, и чужой). [Район] подвергся мощному артиллерийскому обстрелу. Вспыхнули пожары. Три больших зарева, слившись вместе, покрыли московское небо».

39. Установите соответствие между деятелем культуры и сферой деятельности.

Деятель Сфера деятельности
1. К.С. Станиславский А. Скульптура
2. К.Д. Бальмонт Б. Балет
3. А.С. Голубкина В. Поэзия
4. А.П. Павлова Г. Музыка
  Д. Театр

 

40. Прочтите отрывок из выступления В. Пуришкевича и напишите фамилию человека, о котором говорит оратор.

«В былые годы, в былые столетия Гришка Отрепьев колебал основы русской державы. Гришка Отрепьев воскрес в Гришке … , но этот Гришка, живущий при других условиях, опаснее Гришки Отрепьева».

 

41. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

 «Россия слишком велика, нужды ее слишком многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, прими ее, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий. представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий. и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, - пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти».

1. Назовите главного автора, адресата, время и место составления документа, из которого взят отрывок.

2. Как называется мировоззрение, которое сделало возможным появление данного документа?

3. Какие последствия имел этот документ?

 

42. Укажите основные итоги первой русской революции.

43. Сравните политическую деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Найдите черты сходства и различия.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. При этом во второй части таблицы следует привести как различия по сопоставимым признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из деятелей.

44. Рассмотрите историческую ситуацию (начало первой мировой войны) и ответьте на вопросы.

Почему Россия оказалась врагом государства, сходного с ней по общественно-политическому устройству, и союзницей другого государства, которое было демократической республикой (т.е. очень сильно отличалось от России)? Назовите эти государства. Какие причины — субъективные или объективные — определили участие России в войне?

45. Какие есть точки зрения на причины кризиса России в начале ХХ в.? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.