Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Содержание. История башкирского танца.. Женская и мужская лексика.. Башкирский костюм.



 

                       

 

                     Реферат на тему:

                 «Башкирский танец»

 

 

                            

 

 

                                  Выполнила: Боброва Екатерина,           воспитанница ОДХА «Веселинка» 2 группа

Содержание

1.История башкирского танца.

2.Женская и мужская лексика.

3.Башкирский костюм.

1.История башкирского танца.

   Радость и восторг, печаль и боль и множество других чувств, возник по всей вероятности, вслед за простыми жестами, движениями, возможно даже раньше слова. С тех пор танец неизменно сопровождает человека. Танец как своеобразный язык, выражающий специфическими средствами Без него не обходились в первых поселениях далеких наших предков, на народных праздниках и даже во время военных походов.

   История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков.

   В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Известно, что эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматичесчких пантомимах, плясках.

   На праздниках большим уважением пользовались певцы и танцоры. Эти представления народных талантов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи. Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца.

     Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их трудом, социально- бытовыми условиями. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающего мира, прекрасное знание повадок зверей, птиц.

    Танцы башкир очень своеобразны и точны по рисунку. В групповых, парных, сольных танцах исполнитель эмоционально и красноречиво создает образ, на это направлены его мысли и талант. А образ, как известно, несет тот или иной сюжет: трагический, комический, героический или бытовой.

   В то же время башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе.

  В женском танце, то плавном, то игривом, главную роль играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку.  

 

Стремительные шаги, легкие, четкие удары каблуками исполнительница сочетает с мягкими выразительными движениями корпуса и рук.

 Мужской танец отличается от женского большой динамистичностью, силой и четкостью. Чаще всего он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину.

  Коллективные танцы, исполняемые во время вечерних игр молодежи носили игровой характер.

   В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов:

1) в центре танцует одна исполнительница (или исполнитель);

2) в центре круга танцует пара;

3) в центре круга играет кураист;

:4) в центре танцуют трое исполнителей.

  В башкирском хореографическом искусстве много обрядовых, бытовых танцев.

  Кроме обычных массовых танцев башкирская хореография имеет специфический женский и мужской танец, связанный с процессом труда. В обрядовых трудовых праздниках, которые сохранились до наших времен, пляски исполнялись женщинами. Мужчины пели и плясали по окончании таких совместных работ, как строительство дома, уборка урожая, сенокос и др. Мужские танцы исполнялись коллективно и сольно.

  Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент), выполняемой в быту, в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте - в мужских танцах; прядение, приготовление пищи (айрана, кумыса, тукмаса) - в женских танцах. В танцах находит художественное воплощение характер башкирского народа, его темперамент, эстетические идеалы, отношение к добру и злу.

     История хореографии башкир имеет свою географию. Охотничьи, воинственные обрядовые танцы характерны для восточных башкир, игровые и бытовые танцы - для западных. Северо-восточные и зауральские башкиры имеют общие черты, такие, как чередование бесшумных, легких и плавных движений с сильными дробями, с неподвижным корпусом (основное движение - «переменный ход», удары пятками).

 

2. Женская и мужская лексика.

Основные движения башкирского женского танца:

 1. Переменный ход.

2. Дробный ход.

3. Выстукивание.

4. Ход назад с ударом пятками об пол.

5. Боковой ход.

6. Простая дробь.

7. Боковое переступание.

8. Переменный шаг с трилистником.

9. Припадание вперед.

10. Припадание назад.

11. Веретено.

 12. Вибрация кистями.

13. Шаг с двойным ударом ступни.

Основные движения башкирского мужского танца:

1. Уксябаш.

2. Удар каблуками.

3. Дробь с притопом.

4. Ход с подбивкой.

5. Ход с поворотом пятки.

6. Качалка.

7. Ход с переступанием.

8. Ход со скольжением вперед.

9. «Голубец».

10. Подскок и «веревочка».

11. Ход с подбивкой и покачиванием рук.

12. Подскок с переступанием.

13. Боковой ход с поворотом пяток.

14. Удар пяткой с подскоком.

15. Ключ.

16. Переступание по пятой позиции.

17. Переступание по шестой позиции.

18. Ход трилистником.

19. Прыжки по пятой позиции.

20. Падебаск назад.

3. Башкирский костюм.

   Костюм - часть материальной культуры народа, тесно связанная с его историческим и экономическим развитием, религией, представлениями о красоте и богатстве, традиционными занятиями, средой обитания. Костюмы народов Башкирии можно разделить на три условные группы: 1) связанные с тюркскими традициями, 2) связанные с традициями славянских этносов, 3) сохраняющие собственно местные этнокультурные традиции. Внутри каждой национальной культуры, народности и даже племени одежда была различна.

  Костюм и его элементы подчеркивали возраст и семейное положение человека, его социальный статус, принадлежность к военным, служителям культа, «властителям» или простым людям. Например, во всех национальных культурах очень четко разделялся наряд девушки и замужней женщины, который выполнял функции знака-идентификатора, стимулирующего определенный тип отношения со стороны мужчин. Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. Исходя из этих представлений, орнамент располагался по разрезам, вырезам, подолу, вороту, рукавам (местам, наиболее уязвимым для проникновения). На первых ступенях формирования обрядовой одежды используются нашивные подвески для звукового отпугивания злых сил. Впоследствии (особенно у народов, принявших мусульманство) подвески сохраняются на женской одежде как знак, предупреждающий мужчину о «сосуде греха» - женщине. У некоторых народов края нательного белья, рубахи, штаны вплоть до начала XX в. продолжали изготовлять из льна, конопли, крапивы. Ситец, сатин, атлас, кашемир и др. ткани фабричного производства привозили из средней полосы России, шелк и бархат везли на Южный Урал с Востока.

  До начала XX века одежда у башкир (мужчин и женщин) различалась в основном приёмами декоративно-художественного оформления.

Женская одежда.

  Женщины носили платья (кулдэк), широкие штаны (ыштан), короткий безрукавный камзол или кафтан (кэзэки). На праздник надевали шёлковые или бархатные халаты (елян), бешметы (бишмэт). Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун) и тулупы (толоп).

  Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.

  Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами.

Башкирская обувь.

  Обувь (сарык, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи. В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население. Женские башмаки (ҡата, башмаҡ) вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками.

  Летом и осенью в сёлах Башкортостана носили лапти (сабата).

  На ногах женщины носили чулок. У башкир было несколько разновидностей чулков: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок).                      

 

Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора — «кускаров» по верхнему краю.

 

Башкирский головной убор.

  По головным уборам можно было узнать о возрасте и семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях. Такыя был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором был бурек — выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усечённых клиньев и круглого дна. Женский бурек шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Женщины надевали бурек на тастар или платок. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры (ҡама бүрек) или бобра (ҡамсат бүрек), являлся праздничным головным убором. Замужние женщины носили кашмау.

    Пожилые женщины носили белый полотняный или ситцевый платок (тастар); богатые поверх платка надевали меховые шапки (ҡама бүрек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Носили также шали из пуха и платки.

Мужская одежда.

Башкирские мужчины носили неширокие штаны, рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан.

Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имела воротника и скрепляется в шейном вырезе шнурком. Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы (билле тун, тире тун).

Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные пояса Кэмэр (ҡәмәр, ҡамар). Кэмэр — традиционный широкий мужской пояс с ювелирной пряжкой. Для изготовления Кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали поверх еляна, камзола.

   Повседневной для мужчин была шапочка-тюбетейка (тубэтэй), у пожилых тёмная, у молодых — цветная (зелёная, красная, синяя), вышитая шерстью и шёлком, украшенная бисером, кораллами, позументом.

  Летом носили и меховые шапки (бурек, кэпэс) из овчины, из шкуры лисы, волка, рыси и др. Края шапки окаймляли полоской из более дорогого меха. В степных районах республики зимой надевали малахаи (кэлэпэрэ, kолаkсын) — уборы с высокой тульёй и полостью, прикрывающей плечи и спину. Малахаи делали из войлока, сукна, подбивали мехом. Носили и колпаки из войлока с разрезанными полями. Богатые башкиры носили фетровые фески (фэс) с кистью.

Среди служителей мусульманского культа в качестве головного убора была распространена чалма.

Особенностью, присущей башкирам было ношение мелких кожаных калош с сапожками — ичигами. Сапожки использовали в торжественных случаях: в ней ходили в мечеть, в гости. При этом, заходя в помещение, калоши оставляли у порога. Мужчины носили и чулки, и портянки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.