Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе



 

 

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе

LEGO-конструирования

 

 

Автор: Серине Врежиковна Мубаракзянова,

младший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Сказка»

г. Муравленко

 

 

Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации индивида с обществом. Также успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определенную успешность в учебной деятельности по всем предметам.

Главной задачей дошкольного детства является всестороннее развитие личности ребенка, и от использования конкретных форм деятельности во многом зависит успешность данного процесса. Развитие речи тесно связано с сенсорными способностями ребенка, которые обусловливают значительную двигательную активность ребёнка, и, поскольку, движение является естественным состоянием ребенка, способствующим его интеллектуальному развитию, особенно важно грамотно организовать предметную среду.

Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в психолого-педагогическом процессе. Логопеды и педагоги отмечают, что внедрение в практическую работу с детьми наборов LEGO позволяет в более короткие сроки достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психо-коррекции, обучении и воспитании.

В качестве базовых способов организации работы с применением LEGO-технологий принято выделять конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

 

Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:

1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой - ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком.

2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.

3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи.

4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.

5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.

 

Основные принципы использования LEGO-технологий:

· доступность и наглядность материала;

· систематичность и последовательность обучения и воспитания;

· работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей.

· личностно ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)

В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, опираясь на использование интегрированных принципов, она объединяет в себе как элементы игры, так и элементы непосредственного экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Следует подчеркнуть, что работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Все это помогает лучшему усвоению не только коррекционного, но и основного материала, предполагаемого в рамках основной образовательной программы.

 

Этапы развития способностей к конструированию:

1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.

2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.

3. Самостоятельно конструировать.

4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.

6. Определять назначение получившегося изделия.

 

Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:

ü Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.

ü Концентрацию внимания.

ü Мелкую моторику.

ü Умение следовать образцу.

ü Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.

ü Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.

 

Таким образом, работа по развитию речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.