|
|||
Рекомендации родителям по развитию самостоятельности у детейСтр 1 из 2Следующая ⇒ Рекомендации родителям по развитию самостоятельности у детей Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Очень важным для развития самостоятельности ребенка, по мнению психологов, является то, какую позицию занимают родители. Одни считают, что самостоятельность у ребенка можно воспитать, отпустив ребенка в «свободное плавание». Набьёт себе шишек и научится на горьком опыте действовать самостоятельно. Отсутствие четких требований в семье, твердости и контроля является нормой. Такие родители считают, что целенаправленно заниматься воспитанием самостоятельности у ребенка совсем не обязательно. Критические замечания в такой семье звучат редко, как, впрочем, и похвала. Другие проявляют заботу иначе, спеша «подстелить соломку», считают, что ребенок не справится со «сложным заданием», ему еще «рано» выполнять такое «трудное дело». Если задуматься, иногда действительно взрослому самому легче и быстрее (особенно при нехватке времени) сделать за ребенка что-либо, чем научить, терпеливо объясняя, ждать, когда ребенок сделает это самостоятельно. Некоторые родители придерживаются принципа – максимум твердости, требовательности и контроля (армейский стиль воспитания). Они считают, что детей нужно воспитывать в строгости, детское мнение особого значения не имеет, поскольку они еще мало знают и умеют. А критические замечания в такой семье звучат гораздо чаще, чем похвала. Результатом воспитания в этих случаях вполне возможно будет неуверенная в себе, замкнутая, недоверчивая личность либо не умеющий себя сдерживать, безответственный, а часто и неуверенный в себе человек. Есть семьи, где разумный контроль сочетается с доброжелательной поддержкой и искренней заинтересованностью. Такие родители стараются учитывать мнение ребенка, поддерживают его стремление быть самостоятельным и независимым. Они мотивируют это тем, что чем самостоятельней ребенок, тем он более подготовлен к жизни в быстро меняющемся мире, тем легче ему обойтись без опеки взрослых. Ведь не всегда взрослые смогут находиться рядом, смогут помочь, подстраховать, уберечь. По мнению таких родителей, они проявляют свою заботу о ребенке тем, что сознательно воспитывают в нем самостоятельность. По мнению психологов, этот вариант воспитания самый оптимальный. Именно у такой личности будет сформирован высокий уровень самостоятельности, ответственности, независимости и дружелюбия. Если вы хотите видеть своего ребенка в будущем самостоятельным, ответственным и независимым, то вам важно понимать, что самостоятельность не появляется сама по себе, она воспитывается и развивается. Самостоятельность связана с развитием мыслительных и эмоционально-волевых процессов. Поэтому требования к самостоятельности ребенка нужно выдвигать согласно его возрасту. То, что будет достижением для ребенка 3-4 лет и за что мы его похвалим (например, правильно застегнутые пуговицы на одежде), уже не будет достижением самостоятельности в 6 лет. Однако мы порой наблюдаем, как «заботливые» родители переодевают и переобувают 7-8 летнего школьника перед началом занятий, завязывая ему шнурки и застегивая пуговицы. У ребенка должно быть достаточно опыта в различных видах деятельности, доступных его возрасту. То есть прежде чем требовать его самостоятельно сделать что-либо, нужно научить этому: показать, рассказать, дать возможность потренироваться. Принцип от простого к сложному, а также принципы доступности и последовательности будут нам помощниками в деле воспитания самостоятельности ребенка. Постепенно ребенку необходимо предоставлять все больше и больше самостоятельности как в принятии решений, так и в действиях, что не исключает, конечно, моральной поддержки со стороны родителей, которая нужна в той или иной степени практически каждому человеку на протяжении всей его жизни. Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Не перегружайте его своим контролем и опекой. Не охлаждайте инициативу ребенка. Пусть сделает, пока это для него представляет интерес, ведь его очень легко «отбить». А как говорится, «всему свое время». Проявленный интерес со стороны ребенка – это возможность ненавязчиво его научить чему-то самостоятельному.
|
|||
|