Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Технологическая карта урока. Кейс-технология. Работа в группах. Коллективная работа



 

Выполнила Пронина Е.Д., РЛ-16-3

Технологическая карта урока

Кейс-технология

Тема:«В чём смысл жизни для Мцыри? Тема и идея художественного произведения М.Ю. Лермонтова»

Предмет: Литература

Класс: 8

Цель: углубить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, обучить целостному анализу поэмы; создать условия для эмоционального восприятия поэтического текста

Учебник: учебник литературы 8 класса под ред. Коровиной

Тип урока: Урок анализа литературного произведения

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Технология:кейс-технология

Методы и приемы: метод творческого чтения (выразительное чтение), эвристический метод (устное сообщение учащегося, текстуальный анализ), репродуктивный метод (слово учителя, изучение статьи), кейс-технологии (кейс-вопрос, кейс-задание, кейс-ситуация)

Оборудование и материалы: текст поэмы, электронная презентация «Тропы поэтической речи», фотографии природы Кавказа (у каждой группы на столах), аудиоверсия прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М. Павленко.

Этап урока Виды работы, формы, методы и приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Планируемые результаты
  1. Мотивационно-ориентировочный этап:
Организационный момент Слово учителя, фронтальная работа с классом Здоровается с учениками, отмечает присутствие, помогает сформулировать тему урока Подготовка к работе, формулирование темы и цели урока Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, учебное сотрудничество Учащиеся готовятся к восприятию информации и самостоятельно формулируют цель и тему урока
Мотивация учебной деятельности   Слово учителя Выразительное чтение – Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За стихотворение «Смерть поэта», посвящённое А.С.Пушкину, он был арестован. Дело о «непозволительных» стихах завершилось ссылкой – поэта отправили на Кавказ в действующую армию. Кавказ стал для М.Ю. Лермонтова не просто любимым местом уединения, он стал для него основой целого периода творчества. Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы подготовленным учеником. Коммуникативные УУД: выразительное чтение, восприятие выразительного чтения  Учащиеся настраиваются на образовательную деятельность, получают мотивацию к работе
Актуализация опорных знаний Сообщения учащихся Вопросами координирует сообщения подготовленных учащихся   Краткое сообщение учеников   1) Об истории создания поэмы «Мцыри».   2) Об отношениях М.Ю. Лермонтова к Кавказу, жителям гор. Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание Учащиеся самостоятельно отбирают необходимую информацию, учатся выстраивать речевые высказывания
  1. Операционально-деятельностный этап.

1. Работа в группах

Задания для I группы. Эвристическая беседа Работа со словарем Кейс-вопросы К какому литературному направлению относится произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Аргументируйте свой ответ. Определите тему произведения. Докажите. Какие образы предстают перед нами? Назовите их. Какие понятия смешал поэт? Почему? Как эти понятия соотносятся в русском и английском языках?   Из «Философского словаря», 2003 г.:   С философской точки зрения свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т. е. отсутствие внешнего принуждения, гнета и ограничений. Понятие «воля» имеет более широкое значение (оформилось примерно в XV – XVI в.). С одной стороны, «воля» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. А с другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что характерно для русского восприятия мира. Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.   Возможно, эта разница и  определяет идеи произведения «Когда волнуется желтеющая нива» – это не просто описание природы, а философское размышление, поиск внутренней гармонии.   Кейс-вопросы: какова идея произведения? Что автор выразил своим произведением? Кто из героев детской литературы может считаться близким по духу герою произведения «Мцыри»? Примерный ответ группы: Это романтическая поэма. Герой-одиночка, который в финале произведения переходит в тот идеальный мир, к которому стремился. Герой стремится в единении с природой найти исцеление от своих мук. Природа параллельна чувствам человека. Близко оно к другим произведениям Лермонтова: «Демон», «Маскарад» (изучались на уроке внеклассного чтения). Основными понятиями произведения являются понятия «СОБОДА» и «ВОЛЯ». Поэт разграничивает их. Свобода – понятие относительное (монастырь-символ неволи, но несвободы). Понятие «воля» – безгранично. Примерный кейс-ответ:   1. Идея стихотворения в том, что каждый выбирает свой путь. Но и Лермонтов, и Мцыри обречены на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе. Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире "бездушных людей", "приличьем стянутых масок".   Герой «Книги джунглей»-Маугли также не может сосуществовать с миром человека. В этом мире нет гармонии, нет воли, единения с природой, естественности чувств. Горцы ( а многих из них Лермонтов считал своими друзьями, но с многими же и воевал) свободны в своем желании жить. Этому способствует особая горная природа. Многие сцены посвящены только стихии природы (барс, дикая горная природа). Читатели должны обратить внимание на совершенство окружающего мира, слиться с этой красотой.

Личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений и доказательств;

Коммуникативные УУД, обеспечивающие сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

В ходе эвристической беседы и групповой работы учащиеся осваивают коммуникативные навыки, учатся грамотно формулировать свои мысли

Кейс-вопросы, кейс-задания и кейс-ситуации способствуют развитию способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие массивы информации.

Задания для II группы. Эвристическая беседа Кейс-задание В чём особенность композиции? Когда в нём слышится голос лирического героя? Определите строфику произведения и количество строф. Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе?   Кейс-задание: должен ли человек отдать жизнь за три дня вольного счастья? Примерный ответ группы:   В произведении трудно отделить лирического героя или автора. Лермонтов всегда пытается скрыться за «маской» своих героев. Это и является особенностью композиции, в которой явно чувствуется лишь лирическое переживание героя-автора, хотя сам автор повествует об истории, случившейся с «Мцыри» лишь в начале поэмы.   Части поэмы связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное слияние человека с природой и возврат в чуждый ему мир.   В битве с барсом гармонично сливаются мир природы и мир человеческой души. Каким же мы увидели лирического героя? Он любит жизнь во всех её проявлениях. Она даёт ему умиротворение, позволяет испытать счастье и заставляет задуматься о вечном, о красоте окружающего мира.   Примерный ответ на кейс-задание:   1. Каждый должен испытать чувство безудержного счастья-осознания абсолютной свободы.   2. Нельзя жить только страстями, свобода может стать хаосом, если она безгранична.
Задания для III группы. Эвристическая беседа Кейс-ситуация С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в поэме М.Лермонтова «Мцыри» В чём своеобразие лексики? В чём особенность синтаксических конструкций?   Кейс-ситуация: вспомните своё настроение, когда вы были на Кавказе. Всегда ли вы испытывали ощущение абсолютной свободы, единения с природой? Или ваше настроение менялось? Расскажите об этом. Отыскивают тропы в стихотворении Примерный анализ кейс-ситуации:   1. Обычно общение с природой Кавказа доставляет чувство свободы, стихию чувств. Городской человек (особенно живущий на равнине) испытывает минуты упоения естеством, чистым горным воздухом, красотой горной природы.   2. Жизнь состоит из разных полос, и если у человека есть серьёзные проблемы, депрессия, чувство одиночества, то никакая горная природа не сможет отвлечь его от них. Рассказывают разные случаи из жизни на отдыхе.

2. Коллективная работа

Коллективная работа Эвристическая беседа   Прослушивание фрагмента в исполнении Павленко - Какое впечатление произвело на вас произведение?   - Какое настроение оно вызывает?   - Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?   - Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация.   - Как, по-вашему, следует его читать? - Что нового открылось вам, благодаря прослушанному прочтению? Слушают фрагмент Отвечают на вопросы - Вся 1 часть – один мелодический комплекс – повествовательная интонация.   Вся 3-19 часть – восторженно, с кульминацией в конце.   Вся 26 часть – мелодическое движение достигает вершины, и наступает её разрешение, каданс (мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение).   Таким образом, интонация позволяет запечатлеть в звуке конкретные образы героя, образы природы. Логическое ударение способствует выделению наиболее значимых в каждой части слов. При чтении последней части звучат умиротворённые нотки, завершающиеся торжественной интонацией. Коммуникативные: развитие устной речи, развитие навыков формулирования ответа Учащиеся определяют значимость интонации в поэтическом тексте
  1. Рефлексивно – оценочный этап.
Подведение итогов Слово учителя Рефлексия по методике незаконченных предложений  - Закончите предложения: На уроке я узнал…             повторил…             учился…             понял…             задумался…   Теперь я могу…   Было трудно… Осуществляют рефлексию Регулятивные УУД: осознанная оценка собственной деятельности и коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи Учащиеся оценивают свою работу на данном занятии, выстраивают речевые высказывания
Информирование о домашнем задании Слово учителя Информирует о домашнем задании Выучить отрывок поэмы Создать презентацию к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.