|
|||
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВСтр 1 из 2Следующая ⇒
УДК 159.9.316.6 ББК Ю9
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Д.Н. ВЛАДЕЛЬЩИКОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия О.А. ОБУХОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия е-mаil: ресhеrskiih-13@mаil.ru Аннотация В статье рассмотрена социально-психологическая адаптация детей в целом, детей-инвалидов в частности, раскрываются причины трудной адаптации детей-инвалидов в социуме. Уделяется внимание видам адаптации, факторам, влияющим на социально-психологическую адаптацию; ход и последствия социальной адаптации детей-инвалидов в обществе.
Ключевые слова: адаптация, социум, социальная адаптация, дети-инвалиды, проблемы адаптации в социуме, нарушения в развитии, факторы адаптации, особенности психологического развития, раскрытие потенциала. Актуальность.Социальная адаптация является непрерывным процессом динамичного приспособления человека к условиям общественной среды. Первый опыт адаптации к взаимодействию с людьми ребёнок получает в семье, но общественная жизнь этим не ограничивается. Взаимодействие с социумом неизбежно в жизни абсолютно для каждого индивида. Вступление в социально активную жизнь многоэтапно. Важными ступенями которого становятся: дошкольное учреждение, школа, формальные и не формальные группы общения, участие в трудовой деятельности и многое другое. Как отмечает Батуева С.В., в ряду основополагающих факторов, которые определяют тенденцию вхождения в социальную среду, лежат многие личностные качества самого ребёнка и особенности микросреды, в которую он включается. К персональным особенностям ребёнка, которых зависит продуктивность его адаптации, можно отнести его эмоциональные и интеллектуальные качества, потребностно-мотивационную сферу, а также некоторые индивидуальные характерно- типологические особенности [3, 4]. Способность и умение подстраиваться под критерии общественных суждений и принципов складывается в процессе целенаправленного воспитания. У детей, которые имеют какие-либо ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в общественной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в достижении поставленных целей в рамках существующих норм. Согласно последним данным число детей- инвалидов с каждым годом только неуклонно растет. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Ведущими среди них следует признать экологические, экономические и социальные проблемы, низкий уровень отечественной медицины. Было бы замечательно, если бы проблема детей- инвалидов в обществе стала менее актуальной, но ее острота только возрастает. В нашей стране вплоть до XXI века вопросы инвалидов оставались где-то на краю общественного сознания и никогда не поднимались на поверхность. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались "за границами" внимания в жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходили в специальных интернатах, изолировано от общества. Сейчас ожили и практика, и наука, и общественное сознание в отношении детей- инвалидов. Появились новые идеи по способам решения возрастающего количества детей- инвалидов. Общество по-новому воспринимает саму суть данной проблематики [7, 8]. Сами понятия "инвалид" и "ребенок-инвалид" стали наполняться совсем иным содержанием, приобретая не только медицинский, но и новый социальный смысл. Мировые установки по отношению к понятию "инвалид" были обозначены еще в семидесятые годы двадцатого века в декларацию правах инвалидов. Согласно ей "инвалид" означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить частично или полностью потребности нормальной индивидуальной и / или общественной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных способностей. Очевидно, что несовершеннолетний ребенок, не имеющий трудоспособность, потерять ее не может. Детьми-инвалидами сейчас принято называть детей, имеющих "значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к общественной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к передвижению, ориентации, самообслуживанию, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем" [3]. А "инвалидность" в детском возрасте можно объяснить, как "состояние стойкой общественной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре" [9, 18]. Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов: реабилитацию, общественную адаптацию, общественную интеграцию, адаптацию к сложным жизненным ситуациям [5, 10, 13]. Никому из этой категории людей не удается избежать решения этих проблем в той или иной форме, а детям- инвалидам удается это особенно трудно. Они нуждаются в помощи не только со стороны родителей, но и со стороны социума в целом, и посторонних людей, в частности. Главными причинами трудной адаптации в социуме детей-инвалидов являются: нехватка здоровья как физического, так и психического; отсутствие социального опыта; критическая семейно-экономическая ситуация [17]. По данным ЮНЕСКО число детей-инвалидов по всему миру составляет около 3% от общего количества, и с каждым годом этот показатель растет, что ясно говорит о необходимости заниматься разработкой продуктивных мер по их общественной приспособленности к жизни в обществе. Не только социальное, политическое и экономическое значение имеет проблема общественной адаптации и реабилитации детей- инвалидов, но и морально-этическое. На уровне государства для этой категории людей должны быть максимально натурально воссозданы все обязательные условия, облегчающие их жизнь. Также врачами, психологами, социальными работниками [11, 12] должны быть проведены действенные работы с обществом по подготовке к принятию детей с недостатком возможностей. Данные меры помогут снизить положительно растущую тенденцию проявлений психосоматических заболеваний и невротических реакций у детей-инвалидов, что в свою очередь существенно снизит затраты на их лечение на уровне семей и государства. Благополучная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволяет этой категории детей более успешно приспособиться к нормальной жизни, усилить гуманные тенденции в обществе, вернуть их общественную ценность, но единого пути решения проблемы общественной адаптации детей-инвалидов на сегодняшний день нет, поэтому для ее решения используются различные разработки педагогов и психологов. Из-за того, что социальная адаптация детей с ОВЗ имеет свои характерные особенности, то и направления в способах разрешения этой проблемы должны быть и динамичными, и разноуровневыми, и многофакторными. В свою же очередь в более масштабных планах – на государственном уровне, правительством должны быть предприняты все возможные наиболее эффективные способы для широкого раскрытия адаптивного потенциала детей- инвалидов. Одним из видов психологической терапии во многих странах мира давно существует организация "Больничный клоун", основной целью которой является профессиональная помощь в больницах и хосписах детям с тяжелыми заболеваниями и их родителям [6]. В исследованиях Батуевой С.В., Соболевой Е.В., Шлепотиной Н.М. отмечается, что у каждого человека в зависимости от особенностей его характера, специфики поведения, типа высшей нервной деятельности, состояния его физического и психического здоровья, своеобразия воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, коммуникативности, уровня развития игровых навыков, дружественности и эмоциональной зависимости ребенка и матери социально- психологическая адаптация идет по разным путям становления [2, 14, 15, 16]. Следуя из этих умозаключений, напрашивается логичный вывод о том, что социальная адаптация – это сложный, многоэтапный (в некоторых случаях протекающий с осложнениями) процесс как для здорового ребенка, таки для детей с ОВЗ. Основополагающим фактором успешного вхождения ребенка в социум является его непосредственное окружение: работники дошкольных учреждений, члены семьи и социума – все они несут ответственность за осуществление наиболее продуктивного, безболезненного процесса становления его как полноправного члена общества. Если каждый ребенок будет расти в подобной здоровой психологической обстановке, в независимости от того, инвалид он или полноценный, можно быть абсолютно уверенными в здоровом развитии будущего поколения в общем.
|
|||
|