|
||||||||||||
Прочитайте текст и выполните задания 19-20.
Практическая работа № 18
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. (1)Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаются у европейских географов начиная с V века нашей эры. (2)Но настоящим открывателем Саргассова моря был все-таки Христофор Колумб — во время первого путешествия через Атлантику корабли отважного генуэзца оказались среди такой плотной массы водорослей, что несколько дней едва могли продвигаться. (3) _____ тогда моряки-испанцы из команды Колумба дали название водорослям, а заодно и морю. 1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Саргассово море, известное с V века нашей эры, было открыто Христофором Колумбом и было названо так моряками-испанцами. 2) Во время первого путешествия через Атлантику корабли Христофора Колумба оказались среди такой плотной массы водорослей, что несколькодней едва могли продвигаться. 3) Моряки-испанцы из команды Колумба дали название водорослям,сплошным ковром покрывающим море. 4) Упоминания о море, сплошь покрытом ковром водорослей, встречаютсяу европейских географов начиная с V века нашей эры. 5) Испанские моряки во главе с Христофором Колумбом открыли Саргассово море и дали ему название. 2. Самостоятельно подберите частицу,которая должна стоять на местепропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово. 3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАССА. Определите значение, в котором это слово употреблено вовтором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи. МАССА, -ы. ж, 1)Одна из основных физических характеристик материи, определяющая еѐ инертные и гравитационные свойства (спец.). Единица массы. 2) Тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь. Древесная м(полуфабрикат для выделки бумаги).Расплавленная м.стали. Сырковая м. 3)Совокупность чего-н.. а также что-н. большое, сосредоточенное в одномместе. Воздушные массы.Темная м.здания 4)ед. кого (чего). Множество, большое количество кого-чего-н. (разг). М.народу. Тратить массу сил. 5)мн. Широкие слои трудящегося населения. Воля масс.Оторваться отмасс (утратить связь с народом). 4.В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНОвыделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
донЕльзя осведомИшься приручЁнный понЯв налитА
5.В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Заседание состоит при НАЛИЧИИкворума. Пришвин был добр к встретившимся ему на ЖИЗНЕННОМ пути людям. Мы стояли на высоком берегу и любовались ЦАРСКИМ течением Волги. Как - то отец достал мне АБОНЕМЕНТ на цикл лекций о кино.
6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,исключив лишнееслово. Выпишите это слово. В школьной стенгазете «Переменка» появилась сатирическаякарикатура на двоечников и прогульщиков.
7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОЛУТОРАСТА книгам новые ТЕРМОСЫ БРЕЛКИ на связку ключей
ОПЫТНЕЙШИЕ мастера распродажа ЧУЛОК
8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) к..рамель, ч..стота (ударов), т..нуться 2) патри..тический, ш..ловливый, пощ..дивший 3) пров..нился, ..довитый, благосл..вить 4) фрагм..нтарный, прид..ржать, ч..столюбивый
5) гр..циозный, пром..кать, пос..щение
9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) ра...кланяться, не...бывшаяся (мечта), чере..полосица 2) вз...рваться, над..рвать, пр...родители 3) дез...нформация, меж..здательский, без...гольный 4) пр...морье, пр...обретая, пр..баутка
5) по...тянуть, на..пилить, о...борочный (матч) 10.Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Засыпаны листвой никем (НЕ)ПОДМЕТЁННЫЕ садовые дорожки. Мы (НЕ)ВСЕГДА получаем от друзей то, что желаем. Список прочитанных книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ. Лодки с силой входят в (НЕ)ПОДАТЛИВЫЕ заросли камыша. Времени мне всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ. 11.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (ПО)ЭТОМУ признаку и (ПО)ТОМУ, как нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы. У подножия ели, просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ засветятся ландыши. Девушки ТО(ЖЕ) бесцеремонно рассматривали его (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени. (С)ВЕРХУ гор было хорошо видно, где (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеют хвойные леса. Чуть уловимый, (ПО)ВЕЧЕРНЕМУ душистый дымок тянулся ОТКУДА(ТО) в остывающем воздухе.
12.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Корабли, успевшие заблаговреме(1)о укрыться в гавани, были вытаще(2)ы на берег, но и сюда докатывались рассерже(3)ые волны, и тогда широко раскачивались и плясали деревя(4)ые точё(5)ые мачты.
13.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) На праздник всегда украшали дома берёзовыми ветками зеленью луговыми цветами. 2) Воспитанников военного училища основательно учили не только математике но и танцам.
3) В саду были посажены крокусы и тюльпаны лилии и хризантемы нарциссы и розы.
4) Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое.
5) Меж серыми клочьями туч то показывались то исчезали высокие горы.
14.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Среди очень высоких и тенистых деревьев (1) росших вокруг дома (2)переходя далее в густой лес (3) мы не сразу были замечены единственнымчеловеком (4) гулявшим здесь. 15.Расставьте знаки препинания:укажите все цифры,на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Дай (1) Джим (2) на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Пожалуйста (3) голубчик (4) не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь (5) ты (6) не знаешь, что такое жизнь... (С.А. Есенин) 16. Расставьте знаки препинания:укажите все цифры,на месте которых впредложении должны стоять запятые. Неожиданно ударил гром(1)жуткие раскаты(2)которого(3)напоминали мне(4) звук страшного землетрясения.
17.Расставьте знаки препинания:укажите все цифры,на месте которых в предложении должны стоять запятые. По вечерам (1) когда затихал ветерок (2) и от нагретой земли исходило тёплое парение (3) такая наступала кругом благодать (4) и так всё казалось прочным и вечным (5) что ни во что не верилось.
18.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор – семидесятидвухлетний москвич – пишет: (3)«Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне кажется, что он какой-то инопланетянин, – так он не похож на мать, на меня, на бабушку. (4)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери – моей дочери – по хозяйству. (5)Но его свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми «прикидами», «приколами» – всё это делает его инопланетянином в нашей семье. (6) Глядя на внука и его приятелей, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти самоуверенные юнцы? (7) Кто сделал их такими?». (8)Спорить с автором письма не приходится. (9)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (10)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, – это с вопросом «Кто сделал их такими?». (По Е. Кореневской)
Прочитайте текст и выполните задания 19-20. (1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды… (9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица». (14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны. (15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. (17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король. (19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть неменьше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки. (21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. (23)И другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете. (По Н. Долининой*)
* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.
19. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Тому, кто любит, дорого и важно всё, происходящее с его любимым. 2) Любовь не каждому человеку под силу. 3) Власть над любящим человеком имеет свои пределы. 4) Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком. 5) Любящий человек способен выполнить любое приказание любимого.
20.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ.
«В ходе своих размышлений над волнующей её проблемой Н. Долинина стремится не только опереться на высказывания литературных персонажей, используя при этом приём – (А)___ (предложения 13, 17–18), но и заставить мыслить своих читателей, используя с этой целью синтаксическое средство – (Б)___ (предложения 9, 10). Ещё одно синтаксическое средство – (В)___ (в предложениях 4, 5, 6, 8), а также троп – (Г)___(«как роза Маленького принца осталась одной единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз» в предложении 10) – помогают создать представление о том, чего ожидают от любви люди».
Список терминов:
|
||||||||||||
|