Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа № 5.



 

             Фазыловой Эмине ПОСО-19 1/9

                    Практическая работа № 4.

                      Простое предложение.          

Цель: проверить знания простого предложения, его видов, проконтролировать навыки определения осложнений простых предложений, постановки знаков препинания в них, развивать умения анализа лингвистических явлений, прививать культуру речи.

                                            ВАРИАНТ I.

Задание 1. Перепишите, расставляя знаки препинания в предложениях.

1. Ненависть - плохой советчик. 2. Язык есть сама жизнь. 3. Нигде ни кустов, ни травы - всюду один мох. 4. И дождь, и туман, и тучи - все неожиданно обрушилось на путешественников. 5. У нее сердце доброе, но голова бедовая. 6. Речь - язык в действии. 7. Река словно конь после жестокой битвы. 8. Прятаться от жизни -бессмысленно. 9. Тайга - будто первобытный лес. 10. Первая пороша как белая июньская ночь.

 Задание 2. Перепишите, расставляя пропущенные запятые и буквы.

1) Соловей пел, свою песню, заливаясь и рассыпаясь трелью ликующей от весенней радости. 2) Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. 3) Дождь лил, не прекращаясь ни на миг. 4) Будем работать не покладая рук. 5) Мальчик сидел, положив на ладонь кудрявую головку, и дремал. 6) Старик, видевший все своими глазами, не мог говорить без слез. 7) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу. (П.) 8) А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! (Л.) 9) А.С. Пушкин- великий русский поэт, родился в Москве. 10) Из окна самолета виднеется город, совсем недавно построенный, залитый электрическим светом.

Задание 3. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

А) На закате солнца (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой(4) печи.

Б) Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке. 

В) Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский – Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Г) Гора Талая (1) до самой вершины заросшая сосняком(2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев. 

А)-1,2

Б)-1,2

В)-4

Г)-1,2

 

 

Задание 4. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Плакал, может быть о сыне,

О жене, о чём ином,

О себе, что знал отныне,

Плакать некому о нём.

Должен был солдат и в горе

Закусить и отдохнуть,

Потому друзья, что вскоре

Ждал его далёкий путь.

Задание 5. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1. Малиновые горы на Среднем Урале, по рассказам известных путешественников, получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она, правда, была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.

2. Язык поэзии, как известно, не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это, можно сказать, чудо претворения обыденного слова в поэтическое.

3.Тригорский парк в Пушкинском заповеднике, по мнению многих, пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан, как будто, специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шуток.

4. За дальним леском стало видно озеро. Около него было пустынно. Жители деревни, видно, не очень любили это глухое место.

5. Тёмное небо над освещённой улицей казалось чёрным, тяжёлым пологом. Солнце и, казалось, само небо прятались за скалами.

6. Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они, будто, сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся, видимо, от внезапно вспорхнувшей птицы.

7. Где-то поблизости, видимо, был водопад. По возгласу, вырвавшемуся у моего спутника, я понял, что опасность, может быть нешуточной.

8.Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает, несомненно, особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов, исключительно, из глубины своей души.

9. Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой, конечно, часть его живой души, но важнее всего для нас, пожалуй, то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

10. Вот солнце коснулось, кажется, тихой воды у берега. Океан, кажется заснувшим, тихим, не слышно даже плеска волн.

Задание 6. Исправьте ошибки при оформлении чужой речи, запишите правильный вариант.

Л.Н. Толстой писал: «В романе «Анна Каренина» меня волновала мысль семейная».

Задание 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

Грамматические ошибки.

А) неправильное построение предложения с косвенной речью

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) нарушение построения предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

Предложения

1)Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за прозрачную дымку.

2)К.Г. Паустовский вспоминал о том, что « моя встреча с Бетховином впервые произошла в Бонне».

3)Показ фильмов последнего фестиваля состоится в кинотеатре «Искре».

4)Те, кто жил рядом с Чеховым, рассказывал, что писатель был очень внимателен к окружающим.

5)В книге «Текст как объект лингвистического исследования» И.Р.Гальперин исследует и рассуждает о проблемах лингвистики текста.

1-Г

2-А

3-В

4-Д

5-Б

 

 

 

                                   

                                    Практическая работа № 5.

Сложное предложение

Цель: осуществить контроль знаний, умений, навыков обучающихся по теме «Сложное предложение», развивать умение мыслить, анализировать языковые явления, воспитывать аккуратность, сосредоточенность, внимательность.»

Выполнила:

студентка 1 курса

группы ПОСО-19 1/9

Фазылова Эмине

Вариант 1.

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту. 2) Мать явно была обижена бестактностью сына. 3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг. 4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты. 2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла. 3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. 4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.

 3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию. 2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия. 3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф. 4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки. 2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках. 3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих 4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.

5. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.

Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.

1) нарушен порядок слов 2) неправильно использованы союзы или союзные слова 3) неверно преобразована прямая речь в косвенную 4) допущено нанизывание придаточных предложений

6. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.

Школа — это где учатся дети.

1) пропуск слова, к которому относится придаточное предложение 2) неправильно использованы союзы или союзные слова 3) неверно преобразована прямая речь в косвенную 4) допущено нанизывание придаточных предложений

 7. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

1) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух. 2) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает. 3) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще. 4) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь.

8. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

1) Он пообещал, что вернется до заката. 2) Известие, что гости приедут сегодня, застало хозяйку врасплох. 3) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь прекрасна, проста. 4) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.

9. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?

1) Когда читаешь роман «Война и мир», всегда поражаешься глубине философской мысли автора. 2) В вагоне, так как многие возвращались домой, ехало много молодежи, так что там было шумно и весело. 3) После экзаменов мы подождали, когда инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу. 4) Я хочу знать, как это делается и зачем это делается.

10. Найдите предложение, где пропущена запятая.

1) Горные ключи и низменные болотные родники бегут ручейками: иные текут скрытно, потаенно, спрятавшись в траве и кустах; слышишь, бывало, журчание, а воды не находишь. 2) Иногда в Москву на неделю, дней на десять прилетала Лена и тогда они бродили вместе, отправляясь то на выставку, то в Замоскворечье, то на Химкинское водохранилище. 3) На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста. 4) На синем, ослепительно-синем небе — полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром неправдоподобной белизны облака.

11. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.

1) Залп был дан в воздух, но толпа отступила, рассеялась, часть ее с флагом двинулась к Знаменской площади. 2) В это время на левом берегу реки, на обрыве, появились верховые: сначала выскочили двое, потом четверо. 3) Он вошел в кабинет; это была самая теплая комната во всей квартире, но сегодня и здесь было прохладно. 4) Узнав что новая московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург, где не бывал более пятнадцати лет.

12. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.

1) Сначала все товарищи ему верили, но скоро догадались и никто не хотел ему верить даже тогда, когда случалось ему сказать правду. 2) Катя стащила перчатки, сняла шляпу, поправила волосы, и все это время лукавая и нежная усмешка морщила ее губы. 3) Слегка закинув голову, она глядела из-под опущенного платка на тусклый осенний закат: он протянулся узкой щелью и уже не озарял пустынной и бездонной степи. 4) В тот день, когда ты уехал, вечером пошел дождь, вчера весь день дул свирепый ветер, шли дождь и снег вместе, сегодня опять тихо и ясно.

13. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.

1) Вдалеке хлопнула дверь, и через дворик прошел, хрустя валенками, низенький человек в длинном, до земли, пальто, в шляпе грибом. 2) Искусство, которого достиг он, было неимоверно, и если б он вызвался пулей сбить грушу с кого б то ни было, никто бы в нашем полку не усомнился подставить ему свою голову. 3) Вскоре самолет пошел на снижение, как бы захватывая в свои объятия лесные поляны, трубы и крыши пригорода, и вот, коснувшись земли, он покатился по бетонной полосе. 4) Слушатель он был простой, доверчивый, а моряку другого и не нужно: только гляди ему в рот.

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На вопрос (1) случалось ли ему драться (2) отвечал он сухо (3) что случалось (4) но в подробности не входил (5) и видно было (6) что такие вопросы ему неприятны.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 2, 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 3, 4, 6 4) 3, 4, 5, 6

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хорошее воспитание (1) не в том (2) что ты не прольешь соуса на скатерть (3) а в том (4) что не заметишь (5) если это сделает кто-нибудь другой.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 3, 4, 5 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 5

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ни человеческого жилья, ни живой души вдали (1) и (2) кажется, что тропинка (3) если пойти по ней (4) приведет в то самое неизвестное, загадочное место (5) куда только что опустилось солнце (6) и (7) где так широко и величаво пламенеет вечерняя заря.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 2) 1, 3, 4, 5, 6, 7 3) 2, 3, 4, 5 4) 1, 3, 4, 5

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Уже несколько минут стоял Плюшкин (1) не говоря ни слова (2) а Чичиков все еще не мог начать разговора (3) развлеченный (4) как видом самого хозяина (5) так и всего того (6) что было в комнате.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 2, 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 3, 5, 6 4) 1, 2, 4, 5, 6

18. В каком случае правильно определено количество отсутствующих знаков препинания?

Наша газета начала распространяться по международной компьютерной сети Интернет так что теперь если у вас есть компьютер модем и доступ в Интернет то где бы вы ни находились свежая информация и все прошлые выпуски газеты всегда под рукой.

1) три запятых 2) четыре запятых 3) пять запятых 4) шесть запятых

19. В каком случае правильно определено количество отсутствующих знаков препинания?

Кому неизвестен странный каприз времени когда торопишься когда каждый миг дорог то часы летят как минуты но минуты растягиваются в часы когда ждешь или тоскуешь.

1) двоеточие, пять запятых 2) двоеточие, четыре запятых 3) тире, пять запятых 4) тире, четыре запятых

20. В каком случае дана правильная характеристика предложения? (знаки препинания не расставлены)

Величие всякого ремесла быть может прежде всего в том и состоит что оно объединяет людей ничего нет в мире драгоценнее уз соединяющих человека с человеком.

1) сложносочиненное предложение 2) сложноподчиненное предложение 3) бессоюзное предложение 4) предложение с разными видами связи

21. В каком случае дана правильная характеристика предложения? (знаки препинания не расставлены)

Когда жар спадал и мы открывали окно часть моря видная из него между кипарисов имела цвет фиалки.

1) сложносочиненное предложение 2) сложноподчиненное предложение 3) бессоюзное предложение 4) предложение с разными видами связи

22. В каком случае дана правильная характеристика предложения? (знаки препинания не расставлены)

Мне кажется что в одной улыбке состоит то что называют красотой лица если улыбка прибавляет прелести лицу то лицо прекрасно если она не изменяет его то оно обыкновенно если она портит его то оно дурно.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из девяти простых. 2) Предложение сложное, с разными видами связи, состоит из девяти простых. 3) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из восьми простых. 4) Предложение сложное, с разными видами связи, состоит из восьми простых.

23. Укажите номера трёх сложноподчинённых предложений.

1) Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю свою мощь, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами. (Ф. Достоевский) 2) Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь ни души. (Ф. Достоевский) 3) Вильгельм [Кюхельбеккер] влюблёнными глазами глядел, как Грибоедов неторопливо двигается по комнате. (Ю. Тынянов) 4) Он посмотрел на Рылеева ясными выпуклыми глазами; глаза были весёлые

24. Укажите номера трёх предложений, в которых придаточное присоединяется союзным словом.

1) Он уже не может управляться с ребятами, хотя и выздоровел и по-прежнему красит без подмостков купола на колокольнях. (А.П. Чехов) 2) То, что я пережил, не прошло даром. (А.П. Чехов) 3) Из-за провисающих плетней одиночками смотрели вдаль бледные, худощавые мальвы, похожие на хуторянок в рубахах, которых жара выгнала из душных хат подышать свежим воздухом. (Б. Пастернак) 4) При желании, вслушавшись, можно было различить всё, что там [на площади] говорилось. (Б. Пастернак)

25. Укажите номера трёх предложений, в которых придаточное присоединяется союзным словом.

1) Бывает час в преддверьи сна, когда беседа умолкает, нас тянет сердца глубина, а голос собственный пугает. (И. Анненский) 2) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А.С. Пушкин) 3) Я выходил в такое время, когда на улице ни зги, и рассыпал лесною темью свои скрипучие шаги. (Б. Пастернак) 4) И ты ушел, куда мы все идём. (Ф. Тютчев)

26. Укажите номера двух предложений, в которых придаточное присоединяется союзом.

1) Только камни нам дал чародей, да Неву буро-жёлтого цвета, да пустыни немых площадей, где казнили людей до рассвета. (И. Анненский) 2) Нет, если ты небес избранник, свой дар, божественный посланник, во благо нам употребляй. (А.С. Пушкин) 3) Когда дядя Флёри увидел и услышал русского поэта, тогда он ещё больше удивился. (Ю. Тынянов) 4) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать. (А.С. Пушкин)

27. Укажите номера двух предложений, в которых придаточное присоединяется союзом.

1) Быть умным значит не спрашивать, на что нельзя ответить. (Ключевский) 2) Сначала стало тихо, так тихо, что даже петухи крепились и сдерживали свой пыл. (В. Белов) 3) Хозяева присылают спросить, не хочу ли я обедать. (А.П. Чехов) 4) Со мною вежливы, и в домах, где я работаю, меня угощают чаем. (Чехов)

28. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?

1) Я знаю, что мужество вас не покинет. 2) Он не отвечал на звонки лишь потому, что не слышал их. 3) Если поезд опоздает, то я не смогу встретить друга. 4) Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города.

29. В каких случаях придаточное предложение соединяется с главным при помощи союза?

1) Какими бы фальшивыми идеями ни прикрывались хищные эгоисты, они для меня не люди. 2) Мы встретились в городе, где жили наши друзья. 3) Он сделал еще одно движение, чтобы остановить нарушителя. 4) Даже удивительно, откуда у Анфисы берутся такие мысли.

30. В каком случае слово что является союзным словом?

1) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда. 2) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил. 3) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок. 4) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима.

31. В каком случае слово когда является союзным словом?

1) Когда же свеча последняя догорит, смущенно — я умираю — он говорит. 2) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи. 3) Никому не было известно, когда он вернется. 4) Когда ехали обратно, в загородном саду уже играла музыка.

32. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?

Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста. 1) дополнения 2) определения 3) обстоятельства 4) сказуемого

33. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?

Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочитали друг у друга в глазах. 1) дополнения 2) определения 3) обстоятельства 4) подлежащего

34. В каком предложении союзное слово который является дополнением?

1) Это такой человек, который своего не упустит. 2) Который год это продолжается — трудно вспомнить. 3) Площадка, на которой мы должны были биться, изображала почти правильный круг. 4) Такими жалкими оказались сапожники, которых Нехлюдов увидел работающими в окне одного подвала.

35. В каком предложении выделенное союзное слово является подлежащим?

1) А знаете, какую бы глупость он сделал? 2) От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас? 3) Кто знает, чей голос пройдет сквозь столетья. 4) Да объясните мне, как ее похитил Казбич?

36. В каком предложении выделенное союзное слово является сказуемым?

1) Нужно было видеть, какое благоговейное молчание воцарилось. 2) Ты не спросил еще, каков мужик у Чичикова. 3) Оттого и д?роги мне люди, что живут со мною на земле. 4) Председатель обратился к Мите с вопросом, что может он сказать насчет данного показания.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.