|
|||
Дисциплина «Основы философии». Практическая работа № 5. для группы 1 – 8 - 2. Тема: Философия Нового времени и Просвещения.. Немецкая классическая философия. I. ЗаданияДисциплина «Основы философии» Практическая работа № 5 для группы 1 – 8 - 2 Тема: Философия Нового времени и Просвещения. Немецкая классическая философия Цели: 1. уяснение становления философии Нового времени и эпохи Просвещения; 2. выяснение особенностей немецкой классической философии; 3. обобщение, закрепление теоретических знаний по теме; 4. развитие умения: выделять главные, существенные признаки изучаемого материала; 5. формирование самостоятельного мышления. Методические указания: 1. Выполнить задания и тренировочный тест в тетрадях для практических работ. 2. Литература. Можно воспользоваться учебниками колледжа: 1. Антюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М:РАП, 2010. – 411 с. 2. Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. – М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 288 с. 3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. – 376 с. 4. Хрусталёв Ю.М. Основы философии: Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 304 с. (есть и других лет издания). Дополнительная литература: 1. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А.Ан, В.В. Маркин, В.Е. Фомин. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 400 с. 2. Горелов А.А. Основы философии. - М.: Академия, 2014. - 320 с. 3. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 816 с. Можно использовать любое другое учебное пособие по философии. Интернет-источники: 1.Новая философская энциклопедия: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about 2. Интернет-энциклопедия философии: https://www.iep.utm.edu/ 3. Портал «Все о философии»: http://intencia.ru I. Задания Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий: сенсуализм, субстанция, теизм, деизм. Задание 2. Что такое «путь пчелы», «идолы» в гносеологии Ф. Бэкона? Задание 3. Работа с документом 3.1. Прочитайте отрывок из произведения Ж.Ж.Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Таким образом, семья – это… прообраз политических обществ, правитель – это подобие отца, народ – дети, и все, рожденные равными и свободными, если отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы… Самый сильный никогда не бывает настолько силен, чтобы оставаться постоянно повелителем, если он не превращает своей силы в право, а повиновение ему – в обязанность. Отсюда – право сильнейшего… Уступать силе – это акт необходимости, а не воли; в крайнем случае, это акт благоразумия… Согласимся же, что сила не творит право и что люди обязаны повиноваться только властям законным… Раз ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не создает никакого права, то… основою любой законной власти могут быть только соглашения. О какой теории идет речь? В чем ее суть? 3.2. Маркс писал: «Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень развития производительных сил, и вы получите определенную форму обмена и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов – словом, определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй. В свою очередь, люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей предшествующей деятельности». Что, по мысли Маркса, лежит в основе развития общества? Чем ограничена свобода людей? II. Тест. Выберите один правильный ответ 1. Исключите лишнее понятие: А). Идолы рода Б). Идолы племени В). Идолы пещеры Г). Идолы рынка Д). Идолы театра
2. Дж. Локк является автором концепции: А). первоначал Б). первичных и вторичных качеств В). первочеловека Г). атомизма Д). врожденных идей
3. Назовите автора высказывания «Знание – сила»: А). Ф. Бэкон Б). Р. Бэкон В). Р. Декарт Г). Т. Гоббс Д). Дж. Беркли
4. Назовите автора высказывания «Мыслю, следовательно, существую»: А). Ф. Бэкон Б). Р. Бэкон В). Р. Декарт Г). Т. Гоббс Д). Дж. Беркли
5. Назовите автора высказывания «Существовать – значит быть воспринимаемым»: А). Ф. Бэкон Б). Р. Бэкон В). Р. Декарт Г). Т. Гоббс Д). Дж. Беркли
6.Состояние общества до возникновения государства Дж. Локк определял формулой: А). человек человеку – волк Б). человек человеку – брат В). человек человеку – друг Г). человек человеку – враг Д). и не друг, и не враг, а – так
7. Неотчуждаемое право человека, по Д. Локку, - это: А). право на жизнь Б). право на выбор религии В). право на образование
8. Р. Декарт является основателем: А). материализма Б). эмпиризма В). дуализма Г). рационализма Д). абстракционизма
9. «Любое знание начинается с сомнения», - утверждал: А). Р. Декарт Б). П. Гольбах В). Ф. Бэкон
10. «Разум – предпосылка всех других характеристик человека, - утверждают философы: А). Просвещения Б). Средневековья В). Античности
11. Философом эпохи Просвещения не является: А). Дж. Толанд Б). Дж. Беркли В). Х. Вольф Г). Д. Дидро Д). А.Н. Радищев 12. Философы эпохи Просвещения чаще всего были: А). деистами Б). дуалистами В). идеалистами Г). материалистами Д). экзистенциалистами
13. С помощью просвещения можно исправить нравы народа и обеспечить прогресс общества. Это идеи эпохи: А). Возрождения Б). Просвещения В). Средневековья
14. Основатель немецкой классической философии: А). И.Кант Б). И. Фихте В). Ф. Шеллинг Г). Г. Гегель Д). Л. Фейербах
15. И. Кант считал, что окружающий мир с точки зрения познающего субъекта: А). «вещь – для – меня» Б). «вещь – для – нас» В). «вещь – не - для – нас» Г). «вещь – в – себе» Д). «вещь – для – себя»
16. Философская система Г.Гегеля прежде всего отличается: А). дуализмом Б). метафизичностью В). диалектикой Г). материализмом Д). непротиворечивостью
17. Материалистических воззрений придерживался: А). И.Кант Б). И. Фихте В). Ф. Шеллинг Г). Г. Гегель Д). Л. Фейербах 18. Назовите авторов диалектического материализма: А). Кант и Гегель Б). Маркс и Энгельс В). Плеханов и Ленин Г). все они 19. «Человек – самоцель, а не средство достижения цели», - это нравственный принцип философии: А). И. Канта Б). К. Маркса В). Л. Фейербаха
20.«Причина развития находится в самом явлении, в борьбе внутренних противоположностей», - утверждал: А). Г. Гегель Б). И. Кант В). Л. Фейербах
21. «Все действительное разумно, все разумное действительно», - утверждал: А). Г. Гегель Б). Л. Фейербах В). К. Маркс
22. «Человек – часть природы, существо биологическое», - считал: А). Г. Гегель Б). Л. Фейербах В). К. Маркс
23.«Человек имеет бисоциальную природу», - утверждал: А). Г. Гегель Б). Л. Фейербах В). К. Маркс 24. «Сущностью человека является его деятельность по преобразованию природы, общества и самого себя», - утверждал: А). И. Кант Б). К. Маркс В). Г. Гегель
|
|||
|