Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие №1. Тема: Информационные ресурсы общества.. Теоретические сведения к практической работе



Практическое занятие №1

Тема: Информационные ресурсы общества.

Цель:научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.

Оборудование: ПК

Программное обеспечение:Microsoft Office 2010: MS Word, Internet Explorer

 

Теоретические сведения к практической работе

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.

Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

- тематика хранящейся в них информации;

- форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

- доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

- принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;

- источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

- назначение и характер использования информации – массовое региональное, ведомственное;

- форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

- вид носителя информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:

- субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент);

- субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

- субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

- субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

- К образовательным электронным ресурсам можно отнести:

- учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

- учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

- научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

- дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

- системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

- электронные полнотекстовые библиотеки;

- электронные периодические издания сферы образования;

- электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

- электронные архивы выпусков.

Содержание работы:

Задание №1

1. Загрузите Интернет.

2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.

1. Федеральные образовательные ресурсы
2. Региональные образовательные ресурсы
3. Учебное книгоиздание и образовательная пресса
4. Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады
5. Инструментальные программные средства
6. Электронные библиотеки, словари, энциклопедии
7. Ресурсы для администрации и методистов
8. Ресурсы для дистанционных форм обучения
9. Информационная поддержка ЕГЭ
10. Ресурсы для абитуриентов
11. Ресурсы по предметам образовательной программы
12. Внешкольная и внеклассная деятельность

 

4. Охарактеризуйте любые три из найденных образовательных ресурсов.

Название Характеристика
Федеральные образовательные ресурсы     Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, перечень федеральных информационно-образовательных порталов, а также описания новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государственном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Региональные образовательные ресурсы Раздел содержит перечень сайтов региональных органов управления образованием и региональных информационно-образовательных порталов. В разделе представлены проекты «Образование» и «Информатизация системы образования», реализуемые в регионах Российской Федерации. Изучение ресурсов раздела позволяет получить общее представление об особенностях функционирования и перспективах развития системы образования в российских регионах.
Учебное книгоиздание и образовательная пресса В разделе представлены информационные ресурсы, освещающие вопросы учебного книгоиздания для общего образования, ресурсы образовательного назначения, опубликованные в сети Интернет основными средствами массовой информации, издательствами учебной и научно-методической литературы, а также перечни сайтов крупных книготорговых предприятий и интернет-магазинов, в которых можно заказать и приобрести заинтересовавшие издания. Ресурсы раздела предназначены для администрации, методистов, школьных библиотекарей, учителей и учащихся образовательных учреждений, а также родителей и представителей общественности, интересующихся данной тематикой.

Задание №2

С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

Вопрос Ответ
1) укажите время утверждения григорианского календаря 14.II.1918
2) каков диаметр пылинки    0.000 1
3) укажите смертельный уровень звука
4) какова температура кипения железа
5) какова температура плавления йода 112.9
6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца 365.26 сут
7) какова масса Земли 5.976 1024 кг
8) какая гора в Австралии является самой высокой Косцюшко
9) дайте характеристику народа кампа Кампа — индейские народы группы араваков в Перу, 50 тыс. чел. (1993). Язык кампа. Верующие — католики.
10) укажите годы правления Ивана III 1462—1505
11) укажите годы правления Екатерины II 1762—1796
12) укажите годы правления Ивана IV 1533—1584
13) укажите годы правления Хрущева Н.С. 1953-1964
14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед Около 1790 г . француз граф де Сирвак изобрёл первый деревянный велосипед

 

Задание №3. Ответьте на вопросы:

1.Что Вы понимаете под информационными ресурсами? Информационные ресурсы это то откуда мы берём информацию ( газеты, книги , интернет , телевизор , радио и т.д)
2.Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов. 1)содержание 2)охват1) содержание;2) охват;3) время;4) источник;5) качество;6) соответствие потребностям;7) способ фиксации;3)время
3.Что понимают под образовательными информационными ресурсами? Образовательные информационные ресурсы (ОИР) являются свободно доступными, открыто лицензированными текстами, средствами массовой информации и другими цифровыми активами, которые полезны для обучения и оценки, а также для исследовательских целей.  
4.Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам? Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.      

 

Задание №4. Сделайте вывод о проделанной практической работе:

 

Я научился пользоваться образовательными информационными ресурсами , искать нужную информацию с их помощью ; овладел методами роботы с программным обеспечением .



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.