Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 5: Виды ТСО и методика их использования при изучении природы. Место ТСО в системе работы по ознакомлению детей с природой



Лекция 5: Виды ТСО и методика их использования при изучении природы. Место ТСО в системе работы по ознакомлению детей с природой

11.05.2020 г.

Использование информационно - коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе ЮНЕСКО по коммуникации и информации» (21.06.1999г.).

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно - коммуникационными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности в образовательном процессе. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

-формировать информационную культуру у детей;

- активизировать познавательный интерес;

- реализовывать личностно - ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).

Виды ТСО:

1. экранизированные (кино-, диафильмы, слайды)

2. звуковые (магнитофонные записи, аудиокассеты, СД)

3. экранно-звуковые (телепередачи, озвученные кинофильмы)

Диафильмы: используют во всех возрастных группах (младшая группа – 8-10 кадров, старший дошкольный возраст – 12-15 кадров).

В своей работе педагог может использовать современные средства информационно-коммуникативных технологий, такие как:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- принтер;

- видеомагнитофон, DVD-плейер;

- телевизор;

- магнитофон;

- фотоаппарат;

- видеокамера;

- электронные (интерактивные) доски.

Методика:

1. сочетание экранно -звуковых средств со словами воспитателя.

2. чередование демонстрации кадров со словами воспитателя.

3. объяснения по ходу демонстрации

4. беседа после демонстрации по содержанию

5. установление последовательности беседы и демонстрации

Работа после просмотра:

1. описание понравившихся кадров эпизодов.

2. составление вопросов к фрагментам

3. краткое изложение сюжета и его замысла

4. рисование по памяти отдельных кадров.

5. повторный показ

6. составление рассказа по отдельным кадрам, придумывание названия.

Несмотря на все преимущества использования информационно -коммуникационных технологий, существует и ряд, связанных с этим, проблем. Прежде всего, это угроза нарушения здоровьесберегающей среды учебного процесса, возникающая при раннем знакомстве малышей с техническими средствами обучения. Поэтому при организации работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении с использованием технических средств необходимо руководствоваться определенными требованиями, а именно, СанПиН 2.4.1.2660 -10, СанПиН 2.4.2.2821 - 10, обеспечивающими безопасное проведение образовательного процесса.

1.Телевизоры и проекторы

1.1. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается.

1.2. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

1.3. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

1.4. Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой комнаты верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

2. Компьютеры

2.1. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

2.2. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

2.3. Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

2.4. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.

2.5. Непосредственно образовательную деятельность с детьми с использованием компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

3. Интерактивные доски

При оборудовании учебных помещений и кабинетов интерактивными досками соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к данным средствам обучения, обязательно. Используя их в работе, педагог руководствуется теми же нормами и правилами, что и для обучения на компьютерах.

Невзирая на положительные моменты в использовании интерактивных средств, необходимо обратить внимание на меры предосторожности при работе с ними. Следует учесть, что при работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия:

- уменьшаются влажность;

- повышается температура воздуха;

- увеличивается количество тяжелых ионов;

- возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо:

- проветривание кабинета до и после занятий;

- влажная уборка до и после занятий.

При использовании интерактивной доски и проекционного экрана следует обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Отделка помещения не должна содержать полимерных материалов, так как они усиливают напряженность электростатического поля при включенном интерактивном оборудовании. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

4. Рекомендации по использованию компьютерных программ и техника безопасности при работе с ними

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.

4.1. I этап - подготовительный

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

4.2. II этап - основной

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ: Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ: Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ: Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ: Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

4.3. III этап - заключительный

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап - 10-15 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия нужно проветрить помещение.

Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

4.4. Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.

4.5. Для определения готовности детей к работе на компьютере проводится диагностика с учетом индивидуальных типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Диагностика проводится 3 раза в год.

В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень развития ребенка.

1) Изучение личности:

- изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;

- изучение самоконтроля.

2) Изучение познавательной сферы:

- оценка уровня общего психического развития;

- изучение объема произвольного внимания;

- изучение устойчивости и распределения внимания;

- изучение зрительной и слуховой памяти;

- изучение оригинальности воображения;

- изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;

- изучение умственной работоспособности.

3) Изучение физического развития:

- изучение скорости движений и уровня развития координации кисти;

- изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.

В середине года (декабрь, январь) проводится диагностика развития речи:

- изучение грамматического строя речи;

- изучение звуковой стороны речи;

- изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;

- изучение коммуникативных умений.

В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.

1) Изучение личности:

- умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого;

- целенаправленности деятельности.

2) Изучение познавательной сферы:

- оценка уровня общего психического развития (сравнение с результатами первой диагностики);

- общей способности к обучению;

- устойчивости внимания;

- объема памяти;

- словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-логическим мышлением.

3) Изучение физического развития:

- скорости движений и уровня развития координации кисти руки.

В течение каждого занятия больше внимания уделяется робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

5. Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий с применением ИКТ:

5.1. Максимальная одноразовая длительность работы не должна превышать указанную ниже:

Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья: 15 минут в день.

Для детей 6 лет 3 группы здоровья: 10 минут в день.

Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья: 10 минут в день.

Для детей 5 лет 3 группы здоровья: 7 минут в день.

Для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения: 10 минут в день.

Для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения: 7минут в день.

В день допускается проведение только одного занятия с использованием компьютера.

5.2. Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

- первая половина дня – оптимальна;

- вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника.

5.3. Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей: 6 лет – 2 раза в неделю.

5.4. Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером: вторник, среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый, так как в первый день недели работоспособность снижена (нарушение режима в выходные).

В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся усталости за неделю.

Также недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.