|
|||
uuml; Памяткаü Памятка ü « Как пользоваться толковым словарем» ü 1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова. ü Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей. ü Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д. Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или выражения в языке. Цитаты эти выписываются из художественной, общественно-политической, научной и другой литературы. В качестве цитат используются пословицы, поговорки. Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте). ü Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова. ü Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений (пометы) дается в начале словаря. Словарная статья любого словаря толкового строится по единому шаблону, включающему: · 1) слово заглавное, его называют также словом заголовочным, словом чёрным (по цвету: выделенное жирным шрифтом кажется намного чернее, чем весь дальнейший текст словарной статьи) и леммой; · 2) пометы грамматические; · 3) этимологические (у некоторых лексем заимствованных – указание на источник); · 4) пометы лексические и стилистические, а вкупе с ними пометы эмоциональной оценки; · 5) толкование лексемы (значений может быть и несколько); · 6) примеры употребления заглавной лексемы в форме начальной или в формах иных; · 7) фразеологизмы с толкуемой лексемой (после значка специального – ромбика); · 8) словарные единицы, образованные от леммы (отдельной статьи, как правило, для таких слов в словаре нет).
Рассмотрим подробнее пометы словарей толковых и определим, что они нам дают. I Вслед за словом заглавным идут пометы грамматические, причём каждая часть речи снабжается своим набором подобных помет. Если леммой является существительное, пометы грамматические таковы: · через запятую следует флексия (окончание) падежа родительного числа единственного(ПРОТАГОНИСТ, -а) – это сообщение о том, что лексема склоняется, то есть используется в различных словоформах; · за указанием изменяемости слова заглавного не всегда, а когда падеж родительный числа множественного может вызвать затруднения, даётся либо флексия этой словоформы (АПЕЛЬСИН, -а; мн. род. -ов), либо, если флексия нулевая, сама словоформа или её часть (ЯБЛОКО, -а; мн. яблоки, -лок); когда допускаются два варианта флексий родительного множественного, указываются оба: · за пометами, показывающими изменяемость существительного, следует указание его рода, для чего используются пометы «м.», «ж.», «ср.» (КИЛОГРАММ, -а; м.); · у существительных несклоняемых за заглавным словом следует указание его неизменяемости, а затем рода (КОММЮНИКЕ, неизм.; ср.); · существительные общего рода снабжены пометой «м. и ж.» (ЗАБИЯКА, -и; м. и ж.); · если лексема не имеет числа единственного, грамматические пометы тоже указывают родительный падеж, но число, естественно, множественное (ЩИПЦЫ, -ов; мн.); · существительные, называющие предметы парные, даются чаще в числе множественном (ТАПКИ, -пок, -пкам; мн.), а затем указывается их число единственное (ед. тапка, -и; ж.; тапок, -пка; м.).
Если лемма – прилагательное, то пометы грамматические показывают: · флексии словоформ, относящихся к другим родам (СТОЛОВЫЙ, -ая, -ое); · у качественных – ещё и краткие формы, а иной раз и какую-либо из степеней сравнения(ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ, -ая, -ое; -пен, -пна, -пно; великолепнейший). ·
По пометам грамматическим к числительным мы видим, как они склоняются, к какому разряду относятся, например: · ПЯТЬ, -и, тв. -тью; числ. колич.; · ДВОЕ, двоих; числ. собир. Порядковые числительные даются в словарных статьях, в коих словом заглавным является числительное количественное, после знака < (< Пятидесятый, -ая, -ое).
У местоимений пометы грамматические тоже показывают, как они изменяются, а кроме того, какой частью речи соотносятся: · СЕБЯ, себе, собой и собою, о себе. местоим. сущ.; · КАЖДЫЙ, -ая, -ое; местоим . прил.
Пометы грамматические глаголов показывают: · как глаголы спрягаются (обычно даются 2 спрягаемые словоформы, по ним легко определить тип спряжения), особые глагольные формы – причастия – и флексии или концовки их словоформ(ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ, -рую, -руешь; иллюстрированный; -ван, -а, -о); · вид (у глагола иллюстрировать – св. (совершенный) и нсв. (несовершенный), так как это двувидовой глагол, у одновидовых, естественно, указывается один вид (РАЗРЕШИТЬ, -шу, -шишь; разрешённый; -шён, -шена, -шено; св. что); · управление глаголов падежами: «кого-что (чем)» – это у глагола иллюстрировать; часто эта помета переносится – помещается перед каждым толкованием глагола, а так как она даётся, как правило, рядом с глаголами переходными, то по её наличию или отсутствию мы можем судить о переходностиили непереходности каждого конкретного глагола. Пометой грамматической наречия является указание части речи (ВПРАВО, нареч.). У частей речи служебных, у междометий тоже идёт указание на их частеречную принадлежность: · НА, предлог; · ЗАТО, союз; · ВОТ, частица; · ОЙ, межд. II За пометами грамматическими в части словарных статей располагаются этимологические – как уже сказано выше, они касаются лексем заимствованных, поэтому их задачей является показать, из какого языка они заимствованы и каково значение слов, давших им рождение, например: Далее следуют пометы, которые называют стилистическими, но я их подразделяю на две группы: лексические и стилистические (примеры многих из таких помет уже есть на представленных выше скриншотах). III К лексическим отношу пометы, указывающие сферу употребления лексемы: · «перен.», переносное, – показывает значение непрямое; · «устар.», устаревшее, устарелое, устаревающее, – свидетельство принадлежности лексемы к пассивному словарному запасу, такая помета может стоять рядом с архаизмом или историзмом, хотя историзмы часто снабжаются сейчас пометой «истор.» или перед толкованием так и пишется: «В старину»; · помета «нов.» – она крайне редкая в словарях – отмечает неологизмы (новые слова) или новые значения у слов старых; · «обл.», областное, – таким образом помечаются диалектизмы, в некоторых словарях вместо эта помета заменена пометой «местн.», местное, что не меняет сути; · «спец.», специальное, – так отмечаются профессиональные слова или значения слов; зачастую вместо этой пометы используются более конкретные: «мор.» – морское; «научн.» – термин научный; «тех.» – термин, относящийся к технический области; «биол.» – термин биологический, «физ.» – из области физики; «муз.» – музыкальный термин и пр.
IV К пометам стилистическим относятся следующие: · «книжн.», книжное, – так часто отмечаются как слова высокого стиля, которые, кстати, может сопровождать и другая помета – «высок.», высокое, так и стиля научного или делового; · «разг.» и «прост.», разговорное и просторечное, – служат для характеристики разных пластов лексики «низкого» стиля; · «жарг.», жаргонное, – так отмечаются жаргонизмы; · «нар.-поэтич.», «традиц.-нар», народно-поэтическое, традиционно-народное, – пометы, которыми снабжается лексика, характерная для фольклорных произведений. Разновидностями помет стилистических являются пометы эмоциональной оценки (они касаются прежде всего лексики разговорной): Отмечу, что порой одна и та же лексема имеет разные стилистические пометы к разным значениям ВЫВОДЫ Пометы, в словарях применяемые, помогают: · дополнить и уточнить их значения; · определить частеречную принадлежность слова; · правильно изменять слова разных частей речи; · в трудных случаях правильно образовать нужную форму; · верно сочетать слова в словосочетаниях и предложениях; · определять сферу словоупотребления; · охарактеризовать слово с разных сторон.
|
|||
|