Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





uuml; Памятка



 ü Памятка

ü « Как пользоваться толковым словарем»

ü 1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.

ü Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей.
Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легко ориентироваться в словаре.

ü Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д. Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или выражения в языке. Цитаты эти выписываются из художественной, общественно-политической, научной и другой литературы. В качестве цитат используются пословицы, поговорки. Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте).

ü Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова.

ü   Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений (пометы) дается в начале словаря.

Словарная статья любого словаря толкового строится по единому шаблону, включающему:

· 1) слово заглавное, его называют также словом заголовочным, словом чёрным (по цвету: выделенное жирным шрифтом кажется намного чернее, чем весь дальнейший текст словарной статьи) и леммой;

· 2) пометы грамматические;

· 3) этимологические (у некоторых лексем заимствованных – указание на источник);

· 4) пометы лексические и стилистические, а вкупе с ними пометы эмоциональной оценки;

· 5) толкование лексемы (значений может быть и несколько);

· 6) примеры употребления заглавной лексемы в форме начальной или в формах иных;

· 7) фразеологизмы с толкуемой лексемой (после значка специального – ромбика);

· 8) словарные единицы, образованные от леммы (отдельной статьи, как правило, для таких слов в словаре нет).



 


Рассмотрим подробнее пометы словарей толковых и определим, что они нам дают.

I Вслед за словом заглавным идут пометы грамматические, причём каждая часть речи снабжается своим набором подобных помет.

Если леммой является существительное, пометы грамматические таковы:

· через запятую следует флексия (окончание) падежа родительного числа единственного(ПРОТАГОНИСТ, ) – это сообщение о том, что лексема склоняется, то есть используется в различных словоформах;

· за указанием изменяемости слова заглавного не всегда, а когда падеж родительный числа множественного может вызвать затруднения, даётся либо флексия этой словоформы (АПЕЛЬСИН, -а; мн. род. -ов), либо, если флексия нулевая, сама словоформа или её часть (ЯБЛОКО, -а; мн. яблоки, -лок); когда допускаются два варианта флексий родительного множественного, указываются оба:

· за пометами, показывающими изменяемость существительного, следует указание его рода, для чего используются пометы «м.», «ж.», «ср.» (КИЛОГРАММ, -а; м.);

· у существительных несклоняемых за заглавным словом следует указание его неизменяемости, а затем рода (КОММЮНИКЕ, неизм.; ср.);

· существительные общего рода снабжены пометой «м. и ж.» (ЗАБИЯКА, -и; м. и ж.);

· если лексема не имеет числа единственного, грамматические пометы тоже указывают родительный падеж, но число, естественно, множественное (ЩИПЦЫ, -ов; мн.);

· существительные, называющие предметы парные, даются чаще в числе множественном (ТАПКИ, -пок, -пкам; мн.), а затем указывается их число единственное (ед. тапка, -и; ж.; тапок, -пка; м.).

 

Если лемма – прилагательное, то пометы грамматические показывают:

· флексии словоформ, относящихся к другим родам (СТОЛОВЫЙ, -ая, -ое);

· у качественных – ещё и краткие формы, а иной раз и какую-либо из степеней сравнения(ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ, -ая, -ое; -пен, -пна, -пно; великолепнейший).

·

 

По пометам грамматическим к числительным мы видим, как они склоняются, к какому разряду относятся, например:

· ПЯТЬ, -и, тв. -тью; числ. колич.;

· ДВОЕ, двоих; числ. собир.

Порядковые числительные даются в словарных статьях, в коих словом заглавным является числительное количественное, после знака < (< Пятидесятый, -ая, -ое).

 

У местоимений пометы грамматические тоже показывают, как они изменяются, а кроме того, какой частью речи соотносятся:

· СЕБЯ, себе, собой и собою, о себе. местоим. сущ.;

· КАЖДЫЙ, -ая, -ое; местоим . прил.

 

 

Пометы грамматические глаголов показывают:

· как глаголы спрягаются (обычно даются 2 спрягаемые словоформы, по ним легко определить тип спряжения), особые глагольные формы – причастия – и флексии или концовки их словоформ(ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ, -рую, -руешь; иллюстрированный; -ван, -а, -о);

· вид (у глагола иллюстрировать – св. (совершенный) и нсв. (несовершенный), так как это двувидовой глагол, у одновидовых, естественно, указывается один вид (РАЗРЕШИТЬ, -шу, -шишь; разрешённый; -шён, -шена, -шено; св. что);

· управление глаголов падежами: «кого-что (чем)» – это у глагола иллюстрировать; часто эта помета переносится – помещается перед каждым толкованием глагола, а так как она даётся, как правило, рядом с глаголами переходными, то по её наличию или отсутствию мы можем судить о переходностиили непереходности каждого конкретного глагола.


Пометой грамматической наречия является указание части речи (ВПРАВО, нареч.).

У частей речи служебных, у междометий тоже идёт указание на их частеречную принадлежность:

· НА, предлог;

· ЗАТО, союз;

· ВОТ, частица;

· ОЙ, межд.


II За пометами грамматическими в части словарных статей располагаются этимологические – как уже сказано выше, они касаются лексем заимствованных, поэтому их задачей является показать, из какого языка они заимствованы и каково значение слов, давших им рождение, например:

Далее следуют пометы, которые называют стилистическими, но я их подразделяю на две группы: лексические и стилистические (примеры многих из таких помет уже есть на представленных выше скриншотах).

III К лексическим отношу пометы, указывающие сферу употребления лексемы:

· «перен.», переносное, – показывает значение непрямое;

· «устар.», устаревшее, устарелое, устаревающее, – свидетельство принадлежности лексемы к пассивному словарному запасу, такая помета может стоять рядом с архаизмом или историзмом, хотя историзмы часто снабжаются сейчас пометой «истор.» или перед толкованием так и пишется: «В старину»;

· помета «нов.» – она крайне редкая в словарях – отмечает неологизмы (новые слова) или новые значения у слов старых;

· «обл.», областное, – таким образом помечаются диалектизмы, в некоторых словарях вместо эта помета заменена пометой «местн.», местное, что не меняет сути;

· «спец.», специальное, – так отмечаются профессиональные слова или значения слов; зачастую вместо этой пометы используются более конкретные: «мор.» – морское; «научн.» – термин научный; «тех.» – термин, относящийся к технический области; «биол.» – термин биологический, «физ.» – из области физики; «муз.» – музыкальный термин и пр.

 

 

IV К пометам стилистическим относятся следующие:

· «книжн.», книжное, – так часто отмечаются как слова высокого стиля, которые, кстати, может сопровождать и другая помета – «высок.», высокое, так и стиля научного или делового;

· «разг.» и «прост.», разговорное и просторечное, – служат для характеристики разных пластов лексики «низкого» стиля;

· «жарг.», жаргонное, – так отмечаются жаргонизмы;

· «нар.-поэтич.», «традиц.-нар», народно-поэтическое, традиционно-народное, – пометы, которыми снабжается лексика, характерная для фольклорных произведений.

Разновидностями помет стилистических являются пометы эмоциональной оценки (они касаются прежде всего лексики разговорной):

Отмечу, что порой одна и та же лексема имеет разные стилистические пометы к разным значениям


ВЫВОДЫ

Пометы, в словарях применяемые, помогают:

· дополнить и уточнить их значения;

· определить частеречную принадлежность слова;

· правильно изменять слова разных частей речи;

· в трудных случаях правильно образовать нужную форму;

· верно сочетать слова в словосочетаниях и предложениях;

· определять сферу словоупотребления;

· охарактеризовать слово с разных сторон.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.