Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕКРАСНАЯ НОЧЬ



 

Предмет: Литература

Класс: 10-Б

Дата: 07.05

Тема: И.В. Гете. «Страдания юного Вертера». История самоубийства героя

 

ХОД УРОКА:

 

1. Записать в тетрадь число и тему урока.

2. Посмотреть видео к уроку (См. ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ) – длительность 6 минут.

3. Прочитать материал урока, выполнить краткий конспект.

Сегодня на уроке мы познакомимся с выдающимся немецким поэтом и философом эпохи Просвещения Иоганном Вольфгангом фон Гёте. Как некогда Аполлон Григорьев сказал об А. С. Пушкине: «Пушкин – наше всё», с такой же уверенностью можно говорить о Гёте в отношении немецкого народа.

Однако прежде чем говорить о каком-либо важном историческом лице, необходимо обозначить главные черты той эпохи, в которой ему довелось жить и творить. Жизнь Гёте заняла отрезок с середины 18 века по первую треть 19, это время получило в истории название эпохи Просвещения. Какие же идеи волновали людей той эпохи, какие процессы в обществе происходили?

Это время характеризуется великими географическими открытиями, изучением новых сухопутных и морских путей, важными научными открытиями в сферах астрономии, физики и, наконец, культурным подъёмом.

Иоганн Вольфганг фон Гёте родился в 1749, а умер в 1832 году, то есть прожил довольно длинную жизнь, 83 года. Естественно, что за такое продолжительное время Гёте менял своё отношение к жизни и к творчеству: от сентиментализма и периода «Бури и натиска» (предромантизм) он перешёл к романтизму. Посмотрите краткое видео о судьбе И. В. Гёте и ответьте на следующие вопросы: кем по образованию был поэт, и на какое произведение вдохновила писателя безответная любовь к Шарлотте Буфф.

 И. В. Гёте был не только поэтом и философом, как я уже сказала, но исполнял роль государственного деятеля и был естествоиспытателем. Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера. С 10 лет юный Гёте начал писать стихи и с этого времени литература стала любимым его занятием. Однако отец не был в восторге от увлечения поэзией и настоятельно рекомендовал сыну получить юридическое образование, что Гёте и сделал. В последствии он не оставит юридическую деятельность в угоду отцу, однако страсть к литературе и медицине, в частности анатомии, найдёт выход в литературных произведениях и медицинской практике. В 1770 поэт ссорится с отцом и уезжает в Страсбург, где знакомится с видными деятелями эпохи «Бури и натиска». Начинается бурная литературная деятельность и продолжается юридическая практика.

В своих произведениях Гёте обращается к древним периодам германской истории. Образ борца за социальную справедливость — типичный образ литературы Просвещения — получает у Гёте необычную интерпретацию. Средневековый рыцарь, печалясь о судьбе людей из низших слоёв, поднимает восстание. Когда бунт переходит в хаос и кровопролитие, герой отходит от дел, проклиная жестокость. Восстание ни к чему не приводит, все жертвы напрасны, а рыцарь находит успокоение не в мире людей, а в мире смерти, в мире «слияния с природой». Это произведение раскрывает Гёте как философа. Не только земными страстями жив человек.

Произведение, которое сделало Гёте известным на весь мир – это роман в письмах «Страдания юного Вертера» (1774г.), совершенное создание Гёте раннего периода «Бури и натиска». Вдохновением явилась безответная любовь к Шарлотте Буфф. Герой этого произведения юный Вертер одинокий и безнадёжно влюблённый человек. Его одиночество подчёркивает тот факт, что друг, к которому обращены все письма, предстаёт только в роли адресанта, получателя, молчаливого внесценического персонажа. Постепенно Гёте приходит к романтизму. Долгий путь от одного литературного направления к другому, от одних жизненных взглядов к другим представлен в трагедии «Фауст», над которой Гёте работал почти 60 лет (с1774-1832г.).

В 70-80гг. Гёте занимал пост тайного советника, председателя военной комиссии, руководил укладкой дорог, то есть проявил себя как разносторонняя личность.

В 1788 году Гёте познакомился с работницей фабрики по производству искусственных цветов Кристиной Вульпиус. Через 12 лет они узаконили свои отношения. Этот факт говорит о том, как не просто было даже такому самодостаточному известному человеку, как Гёте, с философским взглядом на жизнь преодолеть социальные стереотипы.

В марте 1832 года Гёте простудился, а 22 марта скончался.

Для того чтобы хорошо представлять творческий путь писателя, нужно знать определения литературных направлений, в русле которых он работал.

Примером сентиментального произведения является следующее стихотворение:

ПРЕКРАСНАЯ НОЧЬ

Покидаю домик скромный,

Где моей любимой кров.

Тихим шагом в лес огромный

Я вхожу под сень дубов.

Прорвалась луна сквозь чащи:

Прошумел зефир ночной,

И, склоняясь, льют все слаще

Ей березы ладан свой.

Я блаженно пью прохладу

Летней сумрачной ночи!

Что душе дает отраду,

Тихо чувствуй и молчи.

Страсть сама почти невнятна.

Но и тысячу ночей

Дам таких я безвозвратно

За одну с красой моей.

1768 г.

- Какие чувства вызывает это стихотворение?

 В 1770г., когда Гёте покидает родительский дом и начинает самостоятельную жизнь, поэт входит в круг передовых деятелей времени «Бури и натиска», которое характеризовалось отречением от культа разума, главной чертой классицизма в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма. Предромантическое направление этого времени хорошо иллюстрирует баллада «Лесной царь» (перевод В. А. Жуковского), которую нам прочитает ваш товарищ.

 Гёте очень почитается немецким народом. Вот, например, что о Гёте сказал знаменитый немецкий поэт и критик 19 века Генрих Гейне: «Этот великан был министром в карликовом немецком государстве. О сидящем на троне Юпитере Фидия в Олимпии говорили, что если бы он когда-нибудь внезапно встал, он проломил бы головой крышу храма. Таким же точно было положение Гёте в Веймаре: если бы он когда-нибудь внезапно восстал из своего неподвижного покоя и выпрямился, то он пробил бы государственную крышу или, что ещё вероятнее, разбил бы себе о неё голову».

Сам же Гёте, подводя итог своей долгой и насыщенной жизни, сказал: «У меня громадное преимущество, благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события. И они не прекращались в течение всей моей длинной жизни, так что я живой свидетель Семилетней войны, отпадения Америки от Англии, затем Французской революции и, наконец, всей наполеоновской эпохи, вплоть до гибели героя и последующих событий. Поэтому я пришёл к совершенно другим выводам и взглядам, чем это доступно другим, которые сейчас только родились и которые должны усваивать эти великие события из непонятных им книг».

Гёте помимо литературной деятельности, оставил след в политическом деле своей страны, отметился в медицине, а также был великим мыслителем и философом своего времени. Доказательством этому могут послужить крылатые выражения И. В. Гёте.

Наиболее понравившиеся афоризмы (не более трёх) можете записать к себе в тетрадь.

v Если твое сердце и твой ум беспокойны, чего же тебе больше? Кто перестал любить и делать ошибки, тот может похоронить себя заживо.

v Из двух ссорящихся виновен тот, кто умней.

v Нет рабства безнадежнее, чем рабство тех рабов,

Себя кто полагает свободным от оков.

v Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.

v Права не утверждаются бунтом.

v Цель в жизни — это сама жизнь.

v Ты значишь то, что ты на самом деле.
Надень парик с миллионами кудрей,
Стань на ходули, но в душе своей
Ты будешь все таким, каков ты в самом деле.

v Смерти можно бояться или не бояться — придет она неизбежно.

      И. В. Гёте оказал огромное влияние не только на немецкую литературу, но и на русскую: В. А Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. А. Булгаков почитали Гёте и пользовались его достижениями в сфере художественных образов. Его переводили А. С. Грибоедов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, В. А. Жуковский, Б. Л. Пастернак, Б. В. Заходер, М. И. Цветаева (поэма «Крысолов»). Гёте преодолел не только пространственные рамки, но и временные.

 

 

Эпистолярный роман Гете «Страдания юного Вертера» является выдающимся произведением немецкого и европейского сентиментализма, по сути – лирическим дневником талантливого сентиментального юноши. Творчество Гете – это некое продолжение традиций сентиментализма эпистолярного романа Руссо. В своей художественной практике Гете творчески опирался на опыт французской литературы XVII–XVIII веков.

Гете писал, что в произведении рассказывается о молодом человеке, наделенном глубоким и чистым чувством и большой впечатлительностью, который живет в плену возвышенных мечтаний, изнуряет себя размышлениями и, наконец, утомленный пагубными пристрастиями, а особенно безграничной любовью, пускает себе пулю в висок…

 

 

Прототипом Вертера становится Карл Вильгельм Иерузалема, который был коллегой Гете в имперском суде в Верцлари. Из-за любви к замужней женщине молодой человек покончил с собой.

Натура Вертера – это характер человека, который не знает состояния покоя, сердце персонажа – «маленький больной ребенок», согласно собственным словам Вертера. Герой, безусловно, не доверяет своему сердцу. Вертер также осознает, что способен переживать только экстремальные состояния, порывы чувств. Роман немецкого писателя не случайно открывается признанием Вертером своей вины: герой оставил влюбленную в него девушку Леонору, и это заставило персонажа окунуться в мрачные размышления о человеческой натуре, о душе.

Обращаясь к своему корреспонденту, Вильгельму, Вертер обещает исправиться. Пожалуй, можно с абсолютной уверенностью сказать, что роман «Страдания юного Вертера» пронизан мотивам философии Руссо. Эти мотивы проявляются через сходство взглядов на социально-политическую картину мира и отождествление человека с частью природы. Для произведений Гете и Руссо характерны поэтизация природы и «чувственность» главного героя, соблюдение мотивов отказа от порочной цивилизации.

В жизни Вертера выделяются три отдельные эпохи. Переходя из одного периода к другому, жизненные перипетии неизбежно вели молодого человека к полному опьянению чувствами. Фигура Вертера чрезвычайно противоречива: осознание раздробленности внутреннего мира персонажа говорит о том, что душу угнетает конфликт не с окружающими людьми, а, прежде всего, с самим собой. Одурманенный красотой и желаниями, Вертер совсем утратил ориентацию в море душевных страстей. Но вместе с этим таинственным и долгожданным чувством Вертер столкнулся и с властью социума.

Мораль произведения и идеи, воплощенные в образе Вертера

Гете, с помощью обращения к литературе выразил идеи о том, что достоинство человека кроется не в предках и даже не в самом человеке. Устами Вертера в мир пришла еще одна истина:

Люди везде одинаковые… и я знаю, что мы не равны, но стою на том, что тот, кто считает, что нужно держаться вдали от так называемого простонародья, чтобы сохранить свое достоинство, поступает так же позорно, как и трус, скрывающийся от своего врага, чтобы не подчиниться ему…

 

Философский подтекст страданий Вертера

Вертер не понимает, что ему нужно в жизни, герой потерялся во времени и даже не знает, кем является. Поэтому Вертера постоянно преследует мысль, что он – только путник в этом мире, приглашенный и временный гость. Ежедневные воспоминания о Лотте наталкивают Вертера на философские размышления, на постижение неизвестного.

Время от времени герой хватает нить действительности за скользкий конец. Наиболее философским периодом жизни Вертера стал последний – третий этап жизни героя.

На этом этапе появляется новая женщина – еще одна безответная, но такая желанная любовь. Для Вертера последней каплей на пути в бездну было возвращение молодого человека в маленький городок и встреча с Шарлоттой. Когда Вертер увидел бывшую возлюбленную, юноша ощутил в душе невыносимую пустоту. И сквозь этот туманный, неясный бред Вертер помнит, что Шарлотта замужем.

Из своих переживаний Вертер делает выводы, что человеческая натура имеет свои пределы, она может сносить радость, боль, страдания лишь до определенной степени и погибает, когда мера перейдена…

В последних письмах к Лотте молодой человек, вроде, и каялся за свою страсть, но одновременно хотел навсегда исчезнуть с лица земли и остаться рядом с возлюбленной хотя бы в виде песчинки. Естественное в образе Вертера сопоставляется с человеческим, герой осмысливает свой уход как признак возрождения экзальтированной любви в чем-то новом, высшем. Молодой человек не испытывает страха перед смертью, поскольку страдания и боль делают Вертера духовно совершенным.

 

 

Современников Руссо и Гете захватила поэзия чувств, картина жизни, которая волновала человеческое сердце. Для читателей романа переживания главного героя имели не только личное значение.

 

- Кем был И. В. Гёте?

- Какие произведения прославили его на весь мир?

 

Д/З: Составить викторину по роману Гете «Страдания юного Вертера».

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНИТЬ ДО 12.05, ФОТО ИЛИ СКАНКОПИЮ ПРИСЛАТЬ НА ПОЧТУ

inna.marchuk.lugansk@mail.ru

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.