|
|||
Классный час. Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение»Классный час « Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение» Цель:Познакомить учащихся с аварией на Чернобыльской АЭС и ее последствиями. Задачи: 1.Показать значимость и масштаб катастрофы. 2. Дать представление о нормах поведения людей в условиях чрезвычайной ситуации. Показать единство народа СССР в условиях трагедии. 3. воспитывать патриотизм, высоконравственные отношения к подвигу защитников Отечества. 4. Повысить экологическую грамотность обучающихся на примере последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Ход классного часа: Учитель: Ребята, нам всем нужен свет, не правда ли? А для чего он нужен? (Чтобы было светло, чтобы можно было пользоваться бытовыми электроприборами). - Совершенно верно, если не будет света мы не сможем посмотреть телевизор, предприятия не смогут работать, остановятся станки и д.т. Чтобы работали все бытовые приборы нужна электроэнергия. - А кто знает, что придумали люди, чтобы получать электроэнергию? (Электростанции) - Ребята, а знаете ли вы, как электричество с электростанции попадает в наши дома? (По проводам) - На Украине вблизи города Припять, и в 18 км от города Чернобыль построили Чернобыльскую атомную станцию. Днепр. Припять … Места красивейшие на удивление. 25 лет назад они были местом отдыха тысяч людей... Сюда всегда так стремились горожане! В этом благословенном уголке тихого украинского Полесья, грибы «косой косили», рыбу ловили на «пустой крючок», из-под ног брызгала красным соком земляника. Население города Припять составляло: — 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей. Но кто знал тогда о Чернобыле? Давайте послушаем, что писал о тех местах Александр Белкин. Красивый город, берег Припяти, -Но известность этот скромный полесский городок получил за другие «заслуги» – 25 лет назад 26 апреля 1986 года в 1ч.24 мин произошел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции, который взбудоражил мир. Здание частично разрушилось, в помещениях и на крыше начался пожар. Из разрушенного здания, в воздух стали выходить опасные радиоактивные вещества До утра не дожив, - Произошлатрагедия - Подберите слова-синонимы к слову трагедия (беда, страх, смерть, слезы, болезни..) - Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар в зоне сильнейшей радиации – над реактором. Вот некоторые свидетельства «Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с потолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая. Стало понятно – произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле». «Раздался удар. Я подумал, что полетели лопатки турбины. Потом – опять удар. Посмотрел на перекрытие. Мне показалось, что оно должно упасть. Мы пошли осматривать 4-й блок, увидели разрушения и свечение в районе реактора. Тут я заметил, что мои ноги скользят по какой-то суспензии. Еще подумал, что это самая страшная авария, возможность которой никто не описывал». «Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные и возбужденные. Наконец машинный зал. Он интересовал меня в первую очередь, так как там запасы водорода и машинного масла – все это огнеопасно. Вижу, кровля рухнула. Потом побежал на щит управления 4-м блоком. Спросил: «Льете ли воду для охлаждения реактора?». Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают. Дополнение учителя: Володю Шашенка, вынесли на руках обожженного и облученного врачи и пожарники. Он успеет простонать: «Там... Валера...», – и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи. Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на первом деревенском кладбище. Его друга и одногодка Валерия Ходемчука же не найдут. Пожарные тушили пожар. После пожара важно было не допустить расширение зоны радиоактивного заражения. С этой целью боролись с пылеобразованием, опрыскивая поверхность специальной смесью, вручную протирали объекты тканью, пропитанной специальным раствором. Летчики совершали более 100 полетов над радиоактивной зоной. Они сбрасывали с вертолетов 1000 и 1000 мешков песка, глины, доломита для того, чтобы закрыть воронку теплопоглощающими материалами. Ликвидаторы – так называли людей, которые боролись с аварией ценой собственной плоти и жизни, ценой собственного здоровья выполняли свой долг перед Родиной. - Подумайте, то чем занимались эти люди, каким одним словом можно назвать? (подвиг) - А что понимается под словом подвиг? ( долг перед Родиной, перед народом) - Какими качествами обладали эти люди? (мужеством, героизмом Вечная им слава и память. Минута молчания - В первый день после аварии жизнь в Припяти – городе, построенном для атомщиков и их семей в двух километрах от ЧАЭС, – продолжалась, как ни в чем, ни бывало. Большинство людей провели субботу на свежем воздухе – это был первый теплый и солнечный день холодной весны. В городе отпраздновали 16 свадеб. Уже 27 апреля была проведена образцовая операция: за 3 часа было эвакуировано все население Припяти – 47 тысяч человек. А в первые дни мая были эвакуированы все люди, жившие в зоне 30 км вокруг станции, – 116 тысяч человек, десятки населенных пунктов. А как вы думаете почему? (Потому что находится там было очень опасно. Все кругом было заражено.) Стал мертвым город, берег Припяти, - Мы с вами, ребята, посмотрели как жил г. Припять до трагедии и как он стал выглядеть после трагедии. Что вы можете сказать, есть ли какие-то отличия? Изменилась ли жизнь у людей? - Отразилось ли это на жизни животных и растений как вы думаете? ( У животных и людей стали рождаться больные дети, растения тоже изменились) - Было решено быстро построить защитную оболочку, которая получила название объект «Укрытие». Она была создана в очень короткий период времени – шесть месяцев. А как вы думаете, для чего она нужна была? (что бы не выделялись вредные вещества в атмосферу) По завершению работ по сооружению объекта «Укрытие» поступление радионуклидов в окружающую среду существенно уменьшилось. Создание защитной оболочки обеспечило защиту территорий, которые граничат с ЧАЭС, от поступления радиоактивных веществ из разрушенного реактора. - Ребята, как вы думаете, только ли жители Чернобыля пострадали в результате взрыва? (нет)
- Посмотрите на карту, здесь отмечены места в которых был зарегистрирован уровень радиации уже на 3- 5 дни -. По данным наблюдений, 29 апреля 1986 года высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии, 30 апреля – в Швейцарии и Северной Италии, 1-2 мая – во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Северной Греции, 3 мая – в Израиле, Кувейте, Турции... Заброшенные на большую высоту газообразные и летучие вещества распространялись глобально: 2 мая они зарегистрированы в Японии, 4 мая – в Китае, 5-го – в Индии, 5 и 6 мая – в США и Канаде. Радиоактивные следы достигли впервые атмосферы г. Новосибирска на 5 день после аварии – в ночь с 30 апреля на 1 мая 1986 года. Уровень содержания радионуклидов в атмосфере был превышен в 100 раз. И лишь в мае 1990 года практически закончилось вымывание Чернобыльских радиоактивных частиц из атмосферы города. - Ребята, а как вы думает, почему так быстро распространялась радиация? Что этому способствовало? (Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля) - Ребята, прошло с той страшной ночи 25 лет. Как вы думаете………………………. А как вы думает живут ли сейчас люди в Чернобыле? На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно – 15 дней находятся в зоне, 15 дней – за ее пределами. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 – средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию. Также на территории ЧЗО действует 130 организаций, 30 из них крупные – это сама ЧАЭС. 27 апреля 1998г. в г. Петрозаводске открылся памятник пострадавшим от аврии на ЧАЭС. - Икона «Чернобыльский Спас», была написана в память о Чернобыльской трагедии. Владыка сразу дал благословение иконописцу Владиславу Горецкому на написание иконы. Горецкий долго работал в Троице-Сергиевой Лавре, он владеет уникальной техникой работы с сусальным золотом. С начала апреля 2003 года Юрий Андреев и Владимир Горецкий начали работать над сюжетом и композицией иконы. В верхней части образа расположены фигуры Богородицы, Иисуса Христа и Архистратига Михаила - он ведет человеческую Божию рать живых и мертвых чернобыльцев. В нижней части иконы, на переднем плане - Чернобыльская сосна - образ, не придуманный человеком. Она похожа и на крест, и на тризуб, который является гербом Украины. Во время войны фашисты-каратели вешали советских патриотов на этом дереве, их мученическая смерть дала сосне чудесную силу. Сосна стоит почти на линии, соединяющей четвертый аварийный блок с городом Припять. Слева на Иконе «Чернобыльский Спас» изображены души умерших чернобыльцев, справа - ликвидаторы аварии: пожарный в респираторе, работник станции, летчик, медсестра. На горизонте, за очертаниями саркофага, виднеется зарево восхода, в небе летит звезда Полынь. На заднем плане - земля обожженная, на переднем - зеленая, оживающая. Горецкий работал над «Чернобыльским Спасом» пять месяцев. Икона была освящена 28 августа 2003 года у стен Успенского храма в Киево-Печерской Лавре.
Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Надо уметь говорить с людьми не только в праздники, но и в часы испытаний. Боязнь и малодушие перед реальностью неизбежно оборачиваются потерями. А они были. И во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести. Звучит над миром колокол беды, Япония скорбит уж много лет, Не хочет человечество понять, Всех жертв и испытаний нам не счесть, Тысячелетье начало отсчет,
|
|||
|