|
|||
Table of Contents 73 страницаАвтор солидного исследования о генерале М.А. Милорадовиче В.А. Брюханов резонно замечает: «Реформы в России за последние триста лет происходили по совершенно сходному сценарию: сначала — военное поражение, демонстрирующее глубину военно-технической отсталости России, затем — реформа, призванная ликвидировать эту отсталость. Так было со времен разгрома Петра I под Нарвой и вплоть до провала Советского Союза в Афганской войне и в гонке вооружений с Соединенными Штатами».411 И тот же автор делает острый, но математически логичный вывод: «Остается только посожалеть, что в 1812 году потерпела поражение не Россия — пусть даже это и вызовет обвинения в непатриотизме! Ведь в 1812 году Наполеон вовсе не угрожал самому существованию русского народа… Основное, что Россия могла утратить в 1812 году, — это крепостное право. Едва ли это привело бы Россию к худшей катастрофе, чем в 1917 году…»412 И все же, я понимаю, сознание большинства (в т. ч. читателей) инертно, штампы и привычки весьма долговечны. Даже имея перед глазами репрезентативную картину доказательств, рассмотрев тысячи фактов, многим сложно будет встроить в картину мира новую конструкцию. Как это: 1812 год — это победа Наполеона (пусть и несколькими гранями)? Заиленный мозг, давно расположенный и ждущий деменции, атмосфера «хрущёвки» или современного ее аналога, фразы, въевшиеся с детства — все это будет мешать определенным категориям читателей, но мне ведь необходимо донести научные выводы и до них! Поэтому я расскажу такую иносказательную историю. Предположим, речь идет о семьях двух соседей. Пьющий и задиристый отец одной из них — неудачник и задира, который завидует и ненавидит успешного соседа: и много раз бегал нападать на него. При этом вызывали полицию — и решили пока дело не возбуждать, а решить миром (успешный сосед — добрый и великодушный). Но упомянутый задира готовит очередную вылазку — и уже всем по опыту понятно, что будет. Тогда успешный сосед, не желая видеть грязную и пьяную образину, крушащую его квартиру, подходит к дверям того агрессивного типа, чтобы объясниться. В этот момент алкоголик дает приличному человеку пощечину и отбегает вглубь своей квартиры, прячась за туалетным бачком — его, естественно, преследует достойный, обеспеченный и трудолюбивый сосед, которому нанесли обиду. Он настигает трусливое убожество и размазывает его по стенке. Все это наблюдают дети и жена алкоголика. Но проблема в том, что дети эти — с генетическими болезнями и без образования, больные и с отстающим развитием, а жена — соответствует мужу. Размазав агрессора, приличный сосед, естественно, уходит из его квартиры к себе домой: он ведь и не имел планов захватывать, переселяться жить в грязную, неотапливаемую хибару, где пришлось бы жить с олигофренами и алкоголиками. Но, когда приличный сосед проходит обратно по квартире, его спьяну обливает пивом жена побитого маргинала, он сам вляпывается тапками в грязь, а в спину ему уже лежащий в луже собственной мочи разбитый агрессор швыряет тухлый помидор. Итак, приличный сосед, который был вынужден наказать алкоголика, выходит из квартиры агрессора, причем заляпанный грязью этого маргинала. Все перечисленное наблюдают дети, которые а) отстают в развитии, б) неграмотные, в) настолько невежественные и мира не видящие, что они не в курсе, что поведение их отца и было причиной того, что его размазали по стенке. В убогом недосознании детей-населения, шпаны, формируется представление о том, что в их единственно правильно живущую семью (хотя отец их бьет, но они же не знают, что это дурно и что есть хорошие родители) ворвался обидчик — а потом благодаря умелому стратегическому броску помидора и посланного потусторонним провидением пива тот, кто хотел захватить их квартиру, изгнан из нее! Авторитет их никчемного отца моментально взлетает до небес, причем эта мразь вдобавок каждый день говорит о грандиозной победе над соседом! При этом достойного соседа всячески шельмуют («кому нужен его Мерседес, когда полезнее ходить пешком или на костылях!»). Побитый алкоголик даже вводит некий особый праздничный день: каждый год в годовщину того, как он битый лежал в луже собственной мочи, вся семья будет это праздновать, напиваясь пуще ежедневного. При этом приличный сосед живет и богатеет, а семья алкоголика загибается, но дети продолжают верить, что их обмочившийся агрессор-отец победил и изгнал того соседа. Они же до сих пор не в курсе, что он и не желал захватывать их крысиный угол. Ситуация усугубляется тем, что детишки, хотя и недоделанные, но на чувство зависти у них вещества хватает: и они даже рады подобному обману отца — ведь других «побед» в их никчемной жизни нет, не было и не будет. В теории, если бы дети сумели связать избивающего их отца, если бы они спросили совета по воспитанию у приличного соседа, если бы этот сосед по доброте душевной отдал бы им старые учебники и костюмы своих детей, то они могли бы зажить лучше: но тогда им пришлось бы признать, что их собственные родители — никчемные существа, а вся их прошлая жизнь — мрак и позор. Поэтому населяющие большую, но холодную и обшарпанную квартиру дети продолжают «плыть по течению», ничего не меняя. Ну, что же: полагаю, теперь я объяснил все предельно доходчиво (хотя так и слышу вопрос от «детей»: «так вы кого имели в виду?»). Продолжаем — и возвращаемся от художественных иносказаний к историческим документам. Уже современники событий понимали, что своей многолетней агрессией против Наполеона царь Александр способствовал усилению не России, а Пруссии и Англии. Примечательно письмо (также незамеченное коллегами-историками) генерала А.П. Ермолова А.А. Закревскому (1783–1865) от 17 августа 1818 года (речь идет о выводе оккупационного корпуса из Франции, а также о пруссаках и англичанах): «Итак, решено уже, что нынешний год союзные войска оставят Францию. Она, кажется, не выпускает из виду составления армий и о крепостях заботится. Я, сидя здесь в отдалении (в лагере на реке Сунже — прим. мое, Е.П.), от сердца желаю ей счастия, ибо надобна узда на несносную надменность немцев, особливо новой нашей родни и на всемирных ростовщиков Пудингов, которые не к добру себе начали вылезать на твердую землю. Затмившийся блеск оружия возвращается обыкновенным средством, победою, и это сделает Франция подобно другим народам, но я ожидаю гораздо большего, когда мстить она будет претерпенные ею в последние три года наглости и оскорбления».413 В этом отрывке интересно и признание русским военным «наглостей и оскорблений» в отношении Франции — и то, о чем А.П. Ермолов тогда еще не знал, но мог догадываться: будущее новое возвышение Франции и поражение России в Крымской войне (1853–1856). Действительно, в ходе этого противостояния русские были побеждены. Главный триумфатор — император Наполеон III (Шарль Луи Наполеон Бонапарт: 1808–1873): сын брата Наполеона I, короля Голландии, кавалера орденов Святого Андрея Первозванного и Святого Александра Невского Луи (Луиджи, Людовика) Бонапарта (1778–1846) и Ортанс (Гортензии) де Богарне (1783–1837). Французскую сторону на итоговом Парижском конгрессе представлял сын Наполеона I от пани Марии Валевской (урожд. Лончинская: 1786–1817) — талантливый дипломат, министр иностранных дел Франции граф Александр Флориан Жозеф Колонна-Валевский (1810–1868). Именно он обеспечил выгодное сотрудничество Франции с Англией против России, а затем подписал унизительный для Российской империи мир. Даже и само подписание договора проходило в зале, где висел знаменитый портрет Наполеона I кисти Поля Делароша (настоящее имя Ипполит: 1797–1856). Это хорошо видно на парадном отчетном полотне «Подписание Парижского мирного договора» (1856 г.) Луи-Эдуарда Дюбюфа (1819–1883), кстати, ученика упомянутого П. Деляроша. Таким образом, великий император картинно взирал на происходящее. Подобные метафорыи, если позволите, барочное озорство Истории всегда вызывали во мне живейший intérêt esthétique. Однако продолжим. Известный английский историк наполеоновской эпохи, а также драматург Рональд Фредерик Делдерфилд (1912–1972), имея в виду Александра I и его союзников, так подытожил события: «Именно их усилия задержали социальное и политическое развитие Европы на два, а то и на четыре поколения».414 Действительно: использовав крепостных рабов, сыграв на комплексах дворянства провинциальной страны, угробив множество собственных мирных жителей, Александр I совершил настоящее историческое преступление, как против собственных подданных — так и против некоторых соседних народов. Созданный в 1815 г. глобальный карательный механизм получил название «Священный союз». Самого его автора — Александра I — еще выдающийся русский историк В.О. Ключевский (1841–1911) интеллигентно называл «караульным часовым чужих престолов против народов».415 Подытожим. В 1800 году, победив под Маренго армию очередной антифранцузской коалиции, молодой консул с античным профилем Бонапарт вложил меч в ножны, вновь надел гражданский костюм и начал создавать современность. Он хотел идти по пути реформ и постепенных эволюционных преобразований, он желал мира. Плодами его гения, его опытом, новшествами могли воспользоваться правители соседних государств, но в 1805 году Наполеон вынужден вновь начать отбиваться от антифранцузских коалиций, которые длились до 1815 года. Феодальные монархи во главе с не вполне психически адекватным царем Александром и спонсируемые английской олигархией, пошли по пути войны и удушения прогресса. В итоге исторически это означало путь не эволюции, а революции, насилия. Войны, вновь начатые в 1805 году, не завершились в 1815 году — но продолжились постоянными кровавыми военными подавлениями общественных движений: война стала тотальной и подлой. Производные этого ошибочного пути — не менее кровавые революции. Александра заслуженно возненавидели многие русские офицеры (ставшие позднее декабристами). На это еще не обращали внимания мои коллеги, но когда в 1825 г. царь умер, то в некоторых слоях общества распространилось убеждение, что, на самом деле, он не умер, а арестован и находится «в заключении»!416 И, наконец, об искусстве. Никто до сей поры не задумывался: почему сразу после войны 1812 года (или вообще в девятнадцатом веке) не было создано ни одной значительной по своим художественным свойствам пьесы, посвященной тем событиям? Ведь были великие драматурги! Ответ я вам дам: если писать в реалистической стилистике, то за подобную пьесу могли бы не просто в ссылку отправить, но и казнить; а писать чепуху — авторы «золотого века» не очень-то хотели. Об этом не ведают даже и большинство «специалистов», но сам гениальный А.С. Грибоедов хотел написать такую пьесу, но все же не решился. Однако до нас дошли буквально несколько строчек наброска плана произведения. Все заканчивается крайне печально и безысходно:
ЭПИЛОГ
Вильна Отличия, искательства; вся поэзия великих подвигов исчезает. М* в пренебрежении у военачальников. Отпускается во-свояси с отеческими наставлениями к покорности и послушанию, Село или развалины Москвы Прежние мерзости. М * возвращается под палку господина, который хочет ему сбрить бороду. Отчаяние …………… самоубийство.417
Действительно: что еще остается герою-участнику прочитанной вами кошмарной пьесы о многих главах? Только самоубийство. По сути, если бы речь шла о стиле изложения в научных трудах физиков, математиков или биологов, все описанное мною на сотнях страницах данной монографии, можно было бы уместить в несколько абзацев. Вот агрессия России несколько лет подряд, нарушение мира, бегство, поражение, война всех против всех внутри страны и т. д. Это обескураживающее простая история: и совершенно не вызывающая удивление тех, кто честно и здраво смотрит на день сегодняшний. Ученый всегда должен помнить о практической ценности своего исследования для современного читателя: на этой методологической особенности я настаивал всегда. Глубинные выводы возможны только на основе исследования перспективы развития явления назад и вперед по шкале истории. Выше мы документально доказали полнейшую несостоятельность и вообще теоретическую невозможность «Отечественной», «справедливой» войны в России в 1812 г., но интересно поразмышлять над вопросом: а возможна ли она сегодня? Как обстоят дела с отношениями социальных и этнических групп в нынешней России? Насколько интересы так называемой «элиты» совпадают с интересами основной части населения? Чудовищные зверства «станицы Кущёвской», постоянные оффшорные скандалы, преследование свободомыслия, запреты гражданских свобод, мракобесие в школах и институтах, распустившиеся религиозные приматы — вот контекст нынешнего раздумья по сему поводу. Я цитирую архивные документы о коррупции при поставках продовольствия в русскую армию в 1812 г., о том, как помещики посылали в ополчение больных рабов-крестьян, как требовали от армии давить восстание этих рабов, а сами уезжали наслаждаться Францией — и параллельно читаю в СМИ, к примеру, новость о поставке сотен тысяч (!) некачественных пайков для Росгвардии на общую сумму не менее 680 млн рублей.418 И снова мы встречаем «гоголевские имена» — «Барышский мясокомбинат»: писатель украинского происхождения, описывающий Россию на виа Сестина, 125 (именно в этом доме Николай Васильевич Яновский создал свое гениальное произведение «Мертвые души») в Риме бессмертен… Здесь же и скандал на Первом канале: ведущий передачки про «семейные ценности» уличен в том, что снимал ролики про детдомовцев одновременно за деньги Канала, государства и наивной фирмы итальянской (а какой же еще?) плитки. Понятное дело, что он вдобавок состоит в партии, служащих «царю». Но помимо этой мерзости надо еще вспомнить, что тысячи упомянутых детей кто-то из местного населения перед этим бросил. Почти ежедневные новости о самоубийствах раковых больных, у которых нет денег на лекарства — и параллельно гирлянды фотографий семей чиновников в «бездуховных» странах, в которых когда-то формировались легионы Наполеона. А роскошные предметы наполеоновского культа в домах тех же чиновников и их известных братьев?.. Вспоминаем, как в 1812 г. набросились на оставленную Москву многие крестьяне, солдаты и казаки. Задумаемся: а каково отношение к Москве и москвичам сегодня? Обратим свой взор на поведение национальных регионов Российской империи в 1812 году — и соотнесем это с тем, что происходит на окраинах сегодня. Вообще же возьмем на рассмотрение любой из пунктов общественной, экономической, социальной, национальной, ментальной и т. д. жизни современного момента — и сравним подобное с описанным в прошлых главах. Выводы очевидны. В итоге этой «Бородинской панорамы» я скажу, что сейчас на моем столе оказалась прелестная книжка под названием «Михаил Лермонтов. Бородино» (М., 2014), а на ее обложке невежественные или желающие получше продать эффектно оформленный товар художники и издатели поместили знаменитую картину Эмиля Жана Ораса Верне (1789–1863) «Наполеон в битве при Фридланде» (1836 г.): то есть полотно, посвященное разгрому Наполеоном русской армии 14 июня 1807 года. Таким образом, сколько казенной пропаганде ни буйствовать (тратя бюджетные миллионы) — все равно в итоге наступает Фридланд.
P. S. Образы, запечатленные в произведениях искусства (в картинах, в гравюрах, в скульптуре), не менее важны, чем слова. К большому сожалению, до сих пор многие не только популистские издания и учебники, но и специальные исследования используют в качестве основных иллюстраций (даже на обложке) картины с сильным искажением исторической реальности. К примеру: «М.И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения», художник А. Шепелюк (1951 г.): абсолютно невозможно, чтобы рядом с М.И. Кутузовым находились два главных действующих лица картины-фальшивки — Ф.П. Уваров и М.И. Платов (про базовые неточности в униформе — отдельная тема). Так же ошибочна и сама концепция: идею набега казаков и конницы Ф.П. Уварова на фланг французов придумал не М.И. Кутузов, и вообще никаких подобных активных повелительных жестов в том сражении ему пририсовывать смысла не имеет. Подобная же ошибка (с М.И. Платовым и жестом) видна и в задумке картины С.В. Герасимова (1885–1964) «М.И. Кутузов на Бородинском поле» (1952 г.). О позорных «ляпах» в изображении униформы можно писать отдельную книгу. Упомяну лишь, что на картине тов. Герасимова С.В. генерал-адъютант Ф.П. Уваров вопиющем образом изображен в кивере (вместо положенной генеральской шляпы), а цвета мундиров у генералов, изображенных в левой части полотна, имеют синеватый оттенок, отличающий их даже от зеленого сюртука М.И. Кутузова (они из разных армий?) Да и сам зеленый цвет наряда Кутузова слишком светлый: по уставу он должен быть болотным — почти черным. На самом деле, русские генеральские мундиры и сюртуки того времени были одинакового темно-зеленого цвета, близкого по оттенку почти к черному (у Кутузова на картине сюртук имеет более светлый и яркий зеленый цвет, чего быть не могло). При этом на других картинах и эскизах С.В. Герасимова русские пехотинцы вообще нарисованы в синих мундирах, наподобие французских (вспоминается, как часто современные местные невежественные «умельцы» компьютерного фотошопа изображают на огромных пропагандистских плакатах к 9 мая немецких солдат, танки Вермахта и самолеты США). Что касается абсолютно бездарного халтурщика тов. Шепелюка, то он просто скопировал (причем весьма непрофессионально!) ракурсы лиц генералов, изображенных рядом с М.И. Кутузовым, с их портретов из Военной галереи Зимнего дворца. Среди них специалист может опознать А.П. Ермолова (показанного в профиль и без головного убора, как на портрете работы Дж. Доу), графа А.И. Кутайсова (с усами), Н.Н. Раевского (пусть и с добавлением повязки из бинта на голове). Но ученые знают, что при написании портрета А.И. Кутайсова Джордж Доу (или его подмастерья…) использовал в качестве образца миниатюру, на которой был запечатлен 19-летний Саша Кутайсов в штатском костюме и с небольшими юношескими усиками (других, более поздних прижизненных портретов Александра Ивановича, в наличии тогда не оказалось). В 1812 г. генерал-майор артиллерии граф А.И. Кутайсов, конечно, был уже без усов, так как их имели право носить исключительно генералы легкой кавалерии (например, шефы гусарских или уланских полков) и казачьих войск. Также тов. Шепелюк сильно исказил размеры и форму шляп-двууголок и т. д. Продолжаем. У более солидного (с художественной и исторической точки зрения) живописца еще девятнадцатого века Питера Хесса (1792–1871) на полотне «Сражение под Клястицами» изображены солдаты швейцарского контингента, которые, судя по документам, были за многие километры от поля боя (вместо них следовало бы изобразить, например, солдат 3-го португальского полка). На юбилейной (1912 г.) пропагандистской картине Н.С. Самокиша (1860–1944) «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» генералу Н.Н. Раевскому (мы помним, что он был талантлив в деле шопинга в Европе) пририсованы два его идущих в атаку сына (которые, на самом деле, в атаку не ходили). Растиражированный во многих альбомах, на открытках, марках и фарфоре портрет Наполеона кисти В.В. Верещагина (1842–1904) сильно отличается от истинной внешности императора (запечатленной с натуры, к примеру, А.Ж. Гро, Ж.Б. Изабе, Ж.Л. Давидом и А.Л. Жироде-Триозоном /1767–1824/). Этот квадратный человек с низкими бровями и недостаточно большими глазами, скорее всего, был срисован художником с актера театра Ф.А. Корша (1852–1923) А.М. Яковлева. Сходство большинства портретов из Военной галереи Зимнего дворца с оригиналами весьма относительное: многие к моменту написания уже умерли (кстати, не все работы принадлежат кисти Дж. Доу — ему помогали именитые подмастерья…). И сам выбор кого «назначить героем» оказался субъективным: те, кому император Александр не благоволил (например, М.Ф. Орлов /1788–1842/ и П.П. Пассек /1779–1825/), были несправедливо вычеркнуты из списка, зато царский любимец — жестокий А.А. Аракчеев, который вовсе не принимал участия в военных действиях, запечатлен и размещен на всеобщем обозрении. Эффектный конный портрет самого Александра I кисти Франца Крюгера (1797–1857) вряд ли имеет права находиться среди генералов 1812 года, так как в 1812 году русский царь от армии бежал, на коне в бой не ходил, а трусливо отсиживался в Петербурге (но портрет висит и продолжает пропаганду среди посетителей). Подобных примеров — множество! Повторюсь: образы, запечатленные в произведениях искусства, не менее важны, чем слова. В случае истории 1812 года именно пропаганда официозной точки зрения через заказанные царями полотна и работы в других жанрах изобразительного искусства оказала разрушительное воздействие на историческую истину. Но в данном исследовании вы смогли познакомиться с многочисленными документами — российскими и иностранными первоисточниками, и теперь я бы хотел несколько обобщить наши новые знания и предложить (а это не мое желание, а диктат фактов, документов) художникам будущего заполнить пробелы повествования о событиях эпохи 1812 года. То есть наряду с уже существующими героическими работами можно представить и другие изображения того, что отображено в подлинных документах эпохи. Итак, сюжеты картин (и других жанров декоративно-прикладного творчества) могут быть следующими (список не полный, но зато, я подчеркиваю, документально верный):
— Французская актриса и бывшая любовница Наполеона мадемуазель Жорж в опочивальне А.Х. Бенкендорфа (интимная сцена). — Императрица Всероссийская Елизавета Алексеевна с кавалергардом Алексеем Охотниковым (интимная сцена). — Императрица Всероссийская Елизавета Алексеевна с Адамом Чарторыйским (интимная сцена). — Святейший правительствующий синод объявляет Наполеону Бонапарту анафему (возвышенная сцена). — Александр I награждает Наполеона Бонапарта орденом Святого апостола Андрея Первозванного. — Купленную дочь крепостного крестьянина уводят из дома в деревню другого помещика. — Маршал Л.Н. Даву пишет письмо императору Наполеону с предупреждением о том, что русская армия готовится к нападению в 1811 году. — 15 августа 1811 года Наполеон обращается к русскому послу в Париже с требованием не развязывать конфликт. — Александр I свистит у окна, слушая доклад М.М. Сперанского. — Александр I отправляет реформатора М.М. Сперанского в ссылку. — Александр I бросает отступающую русскую армию — и уезжает в Петербург. — Александр I душится одеколоном, привезенным из Франции. — Молодой крестьянин отрубает себе пальцы, чтобы не идти служить в ополчение. — Крестьяне поджигают помещичью усадьбу. — Жители литовских земель Российской империи захватывают в плен русских солдат, а затем выдают их освободительной армии Наполеона. — Могилевский священник устраивает молебен за здравие Наполеона. — Русские солдаты и администрация поджигают город/деревню (можно сделать серию из десятков полотен). — Генерал П.И. Багратион пишет письмо, обвиняя во всех несчастьях армии М.Б. Барклая де Толли. — Генерал М.Б. Барклай де Толли пишет мемуары, обвиняя П.И. Багратиона в грубых ошибках командования. — М.И. Кутузов на французском языке намекает царю Александру дать ему денег перед отбытием в армию. — Русские солдаты разбивают палкой люстры в домах перед Бородинским сражением. — Офицеры пытаются разбудить пьяного атамана М.И. Платова в начале Бородинского сражения. — Главный хирург Великой армии Д.Ж. Ларрей делает операцию русскому солдату (серия картин). — Русские солдаты и казаки грабят питейные лавки и дома в Москве (возможно, панорама в стиле Ф.А. Рубо). — Подмосковные крестьяне грабят дома москвичей. — Генерал-губернатор Москвы Ф.В. Ростопчин приказывает поджечь город. — Русские полицейские чиновники поджигают Москву. — Французские кавалеристы объезжают нетрезвых солдат противника, оставшихся в Москве. — Французские солдаты выносят из горящих домов оставленных М.И. Кутузовым русских раненых. — Солдаты Императорской гвардии Наполеона спасают Кремль от огня. — М.И. Кутузов пишет письмо царю, обвиняя в оставлении Москвы действия М.Б. Барклая де Толли под Смоленском. — Ф.В. Ростопчин пишет царю донос на М.И. Кутузова. — М.И. Кутузов и девушка в казацкой униформе (интимная сцена с элементами героического образа и метафизической мудрости). — Русские солдаты врываются в православный храм в окрестностях Москвы: и грабят его при священнике. — Русская армия подавляет восстание ополченцев (серия из десятков колоритных полотен). — Расправа отряда русской армии над ратниками Пензенского ополчения (картина — масштабная круговая панорама). — Казаки грабят русскую усадьбу. — Казаки грабят крестьянскую избу. — Казаки грабят русский монастырь. — Казаки грабят французский обоз. — Церковный староста прячет Евангелие и 1 000 рублей в «кочку на болоте». — М.И. Кутузов плюет в лицо русскому офицеру, сообщающему о неожиданном наступлении Наполеона на Малоярославец (живописное полотно с героическим пафосом). — М.И. Кутузов кричит матом на адъютанта, требуя срочно остановить русских офицеров, пытавшихся ввязаться в бой с Наполеоном под Красным (крупноформатное полотно с эпическими элементами в ампирном стиле). — Бедная крестьянская изба с десятками обмороженных русских солдат, которым вовремя не подвезли зимнюю одежду. — Русские солдаты и офицеры выбивают из одежды вшей. — Императрица Всероссийская Елизавета Алексеевна путешествует по Европе в 1813 году (возможно, серия картин). — Плененные в Бородинском сражении и на Березине российские солдаты входят под конвоем в Париж. — Солдаты русской армии дезертируют, вступив на французскую землю в 1814 г. — Ф.В. Ростопчин переезжает жить в Париж. — Жена и дочь Ф.В. Ростопчина отказываются от православный веры и переходят в католическую. — Дочь Николя I Мария выходит замуж за Максимилиана (сына Эжена де Богарне, который, в свою очередь, был пасынком Наполеона и командовал корпусом во время Русской кампании 1812 года). — А.С. Пушкин пишет оду «Наполеон». — М.Ю. Лермонтов пишет романтическое стихотворение о Наполеоне. — Марина Цветаева пишет стихотворение о ее любви к Наполеону. — Д.С. Мережковский пишет апологетическую книгу «Наполеон».
Можно еще долго продолжать подобный список картин и скульптур, которые бы дополнили иконографию войны 1812 года (подчеркну — именно дополнили, а не составляли бы в нашем сознании единственный образ эпохи). Главное для ученого — это объективность, соразмерность. Поэтому нам необходимо понимать, какой колоссальный пласт визуальной информации остался за скобками казенной пропаганды. История многолика, в ней переплетено героическое и позорное, трагическое и комическое. Как писал (в стихотворении «Послание к Александру Алексеевичу Плещееву») знаменитый литератор, поэт и официальный царский историограф Николай Михайлович Карамзин (1766–1826):
Смеяться, право, не грешно!
Над всем, что кажется смешно…
Но, повторюсь, моя книга — это еще и реквием по тем сотням тысячам простых русских крестьян и солдат, которые стали жертвой комплексов царя, бесталанности и корысти некоторых генералов, а также общей цивилизационной отсталости страны. Восстановление исторической истины и справедливости — первейшая цель Историка. * * * 1 Малоярославецкое сражение 12/24 октября 1812 года. Документы. Воспоминания. Дневники. Письма. Калуга, 2012, с. 187. 2 Понасенков Е.Н. Правда о войне 1812 года. М., 2004, с. 209. 3 Отечественная война 1812 года. Неизвестные и малоизвестные факты. М., 2012, с. 295. 4 Там же. 5 Подробнее: Записки графа Е.Ф. Комаровского. М.: Внешторгиздат, 1990. 6 Об этом среди прочего — см.: Клейн Л.С. Другая сторона светила. Необычная любовь выдающихся людей. Российское созвездие. СПб., 2002, с. 511 и др. 7 О прославленной чете детальнее: Кушниров М. Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино. М., 2015. 8 По данной теме — см., например: Храмов Ю.А. Арденне Манфред фон. // Физики: Биографический справочник. Под ред. А.И. Ахиезера. М.: Наука 1983, с. 18; Barkleit, Gerhard. Manfred von Ardenne. Selbstverwirklichung im Jahrhundert der Diktaturen. B.: Duncker & Humblot, 2006. 9 Современное репрезентативное исследование сталинской индустриализации: Davies R.W. The Industrialisation of Soviet Russia. In 5 Volumes. London: Palgrave Macmillan, 1980–2003. 10 Мельгунов С.П. Александр I. М., 2010, с. 238. 11 Там же, с. 239. 12 Там же. 13 Там же. 14 Там же. 15 Chambray G. Histoire de l'expédition de Russie. P., 1838, v. 2, p. 314–315. 16 Замойский А. 1812. Фатальный марш на Москву. М., 2013, с. 192. 17 Там же, с. 191–192. 18 Соболева И.А. Победить Наполеона. Отечественная война 1812 года. СПб., 2012, с. 333. 19 Там же. 20 Пастухов Ф.Ф. Наполеон I. Сон великого завоевателя: Поэма. М., 1912, с. 245. 21 Записки А.П. Ермолова. 1798–1826 гг. М., 1991, с. 223; О действиях М.И. Кутузова на данном этапе — см. также: Понасенков Е.Н. Правда о войне 1812 года. М., 2004, с. 210. 22 Малоярославецкое сражение 12/24 октября 1812 года… с. 185. 23 Там же, с. 188–189. 24 Современное документальное исследование о сражении: Васильев А.А. Сражение при Малоярославце 12/24 октября 1812 года. Малоярославец, 2002. Также по теме маневра Наполеона: Никулищев Б.А. Марш-маневр Наполеона на Малоярославец. // Военно-исторический сборник, 1911, № 2, с. 135–149; Абалихин Б.С. О стратегическом плане Наполеона на осень 1812 года. // Вопросы истории, 1985, № 2, с. 62–79.
|
|||
|