Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Летоисчисление



 

Летоисчисление. 1

Календарный вопрос. 4

Литература. 8

Летоисчисление

Основой для определения временного интервала между Сотворением Адама и Рождеством Иисуса Христа может служить, приводимая в Священном Писании, информация о хронологии жизни Адама и его потомков по линии Давида (Быт.5,11) [1]. Ее можно представить следующим образом:

 

 

  Возраст при рождении сына Продолжительность жизни
Адам 230 лет (Сиф) 930 лет
Сиф 205 (Енос)
Енос 190 (Каинан)
Каинан 170 (Малелеил)
Малелеил 165 (Иаред)
Иаред 162 (Енох)
Енох 165 (Мафусал) 365 (взят на небо живым)
Мафусал 187 (Ламех)
Ламех 188 (Ной)
Ной 500 (Сим, Хам, Иафет)

Потоп (Ною было 600 лет - 2262 год от сотворения Адама)

Сим 102 (Арфаксад)
Арфаксад 135 (Каинан)
Каинан 130 (Сала)
Сала 130 (Евер)
Евер 134 (Фалек)
Фалек 130 (Рагав)
Рагав 132 (Серух)
Серух 130 (Нахор)
Нахор 79 (Фарра)
Фарра 70 (Аврам)
Аврам (с 99 лет после обрезания - Авраам) 100 (Исаак) (Быт.21) [1]

Переселение в землю Ханаанскую (обетованную)

(Авраму было 75 лет (Быт.12) [1] - 3409 год от сотворения Адама)

Исаак 60 (Исав, Иаков - близнецы) (Быт.25) [1] 180 (Быт.35) [1]
Иаков (после того, как «боролся с Богом» – Израиль (Быт.32) [1])  

Сыновья Иакова (Израиля) (12 колен Израиля) по старшинству:

Рувим, Симеон, Левий, Иуда (от Лии, первой жены),

Дан, Неффалим (от Валлы, рабыни второй жены),

Гад, Асир (от Зелфы, рабыни первой жены),

Иссахар, Завулон (от Лии, первой жены)

Иосиф, Вениамин (Бенони) (от Рахили, второй жены)

Иуда    
Фарес    
Есром    

Переселение в Египет Израиля (Иакова) и его семьи к сыну Иосифу

(Израилю было 130 лет (Быт.47) [1] - 3624 год от сотворения Адама)

Арам    
Аминадав    

Исход из Египта во главе с Моисеем (правнуком Левия, сына Израиля:

Израиль àЛевий àКааф àАмрам àМоисей и его брат, первосвященник Аарон)

(через 430 лет после переселения в землю Ханаанскую (Исх.12) [1] - 3839 год от сотворения Адама)

Наассон    
Салмон    
Вооз    
Овид    
Иессей    
Давид    

 

Таким образом, время, прошедшее от Сотворения Адама до Исхода евреев из Египта, составляет 3839 лет (в таблице все составляющие этой суммы выделены жирным шрифтом и помечены красным цветом).

На 50-й день после Исхода из Египта Моисей взошел на гору Синай, 40 дней находился там и получил от Бога две скрижали с записью 10 заповедей Божьих (Синайское законодательство), которые народ Израиля отверг, за что был наказан 42-летним странствованием по пустыне. Лишь после этого произошло: его вступление в землю Ханаанскую (обетованную), назначение предводителем Иисуса Навина, смерть Моисея в возрасте 120 лет на горе Нево против Иерихона, переход через Иордан, обрезание в Галгале, взятие Иерихона и раздел земли.

После этого в Израиле наступили времена судей, а затем была учреждена царская власть. Первым царем Израиля стал Саул, вторым – Давид, третьим – Соломон. Во времена царствования Давида произошло завоевание Израилем территории от Египта до Ливанских гор и Евфрата, присоединение к нему Иерусалима и перенесение туда Ковчега Завета. Через 440 лет после Исхода из Египта в 4-й год царствования Соломона в Иерусалиме началось строительство Храма, которое продолжалось 7 лет (3Цар.6) [1].

После смерти Соломона произошло разделение Израиля на два царства: Иудейское и Израильское. Колена Иуды, Вениамина и примкнувшее к ним позже колено Левия образовали Иудейское царство со столицей в Иерусалиме, а остальные колена, в том числе колено Ефрема, сына Иосифа (к которому принадлежал Иисус Навин) - Израильское. Иудейское и Израильское царства существовали до вторжения в Палестину вавилонского войска, разрушения Иерусалима и пленения иудеев. Временной интервал между началом строительства Храма Соломона и вавилонским пленом можно оценить с помощью следующей таблицы:

 

  Продолжительность царствования в Иерусалиме
Соломон 4 года (до начала строительства Храма) плюс36 лет(после начала строительства Храма)
Ровоам 17 (3Цар.14) [1]
Авия 3 (3Цар.15) [1]
Аса 41 (3Цар.15) [1]
Иосафат 25 (3Цар.22) [1]

Вознесение пророка Илии фесвитянина в вихре на небо (взят на небо живым)

Иорам 8 (4Цар.8) [1]
Охозия 1 (4Цар.8) [1]
Гофолия (мать Охозии) 6 (4Цар.11) [1]
Иоас 40 (4Цар.12) [1]
Амасия 29 (4Цар.14) [1]
Азария (Озия) 52 (4Цар.15) [1]
Иоафам 16 (4Цар.15) [1]
Ахаз 16 (4Цар.16) [1]
Езекия 29 (4Цар.18) [1]

Предсказания пророка Исаии о рождении Спасителя от Девы (Ис.7) [1]

Манассия 55 (4Цар.21) [1]

Казнь пророка Исаии за обличение царя (его перепилили деревянной пилой)

Амон (Аммон) 2 (4Цар.21) [1]
Иосия 31 (4Цар.22) [1]
Иоаким 11 (4Цар.23) [1]

Начало вавилонского плена

Иехония 3 месяца (4Цар.24) [1]

Разрушение Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором,

гибель Ковчега Завета

 

В итоге, время, прошедшее между началом строительства Храма Соломона и вавилонским пленом иудеев, получается равным 418годам (все составляющие этой суммы выделены в таблице жирным шрифтом и помечены красным цветом). Таким образом, вавилонский плен иудеев начался через 3839+440+418=4697 лет после Сотворения Адама.    Общая продолжительность этого плена составила 70лет. Через 68 лет после его начала Вавилон и вся территория между Гималаями и Эгейским морем были захвачены персидским царем Киром, который спустя 2 года после этого освободил иудеев и издал Указ о восстановлении Иерусалимского Храма [2]. А еще через 79 лет после освобождения иудеев уже другой персидский царь Артаксеркс издал Указ о восстановлении Иерусалима [2].

Наконец, еще через 490лет Указа Артаксеркса Иисус Христос Своей крестной смертью искупил грехи мира [2], и тем самым дивно сбылось предсказание жившего во времена вавилонского плена пророка Даниила: «Сéдмьдесятъ седми́нъ сократи́шася о лю́дехъ тво­и́хъ и о грáдѣ тво­éмъ святѣ́мъ, я́ко да обетшáетъ согрѣшéнiе, и скончáет­ся грѣ́хъ, и запечáтают­ся грѣси́, и заглáдят­ся непрáвды, и очи́стят­ся беззакóнiя, и при­­ведéт­ся прáвда вѣ́чная: и запечáтает­ся видѣ́нiе и прорóкъ, и помáжет­ся святы́й святы́хъ» (Дан.9) [1] («Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых»). С учетом того, что возраст Иисуса Христа в момент Его крестной смерти был равен 33 годам [2], время от Сотворения Адама до Рождества Иисуса Христа, составляет 4697+70+79+490-33=5303 года. Полученный результат близок к традиционно используемому в православии византийскому правилу, по которому период от Сотворения Адама до Рождества Иисуса Христа равен 5508 годам. Для его определения использовалась формула римского епископа Ипполита и христианского писателя начала 3-го века после Р.Х. Юлия Африкана, согласно которой Иисус Христос родился через 5,5 тысяч лет после Адама, потому что: Бог сотворил Адама в середине 6-го дня, а раз в псалме поется, что у Господа один день – тысяча лет: «Еди́но же сié да не утаи́т­ся вáсъ, воз­лю́блен­нiи, я́ко еди́нъ дéнь предъ Гóсподемъ я́ко ты́сяща лѣ́тъ, и ты́сяща лѣ́тъ я́ко дéнь еди́нъ» (2Пет.3) [1], то Христос (новый Адам) родился в середине 6-ой тысячи лет. В дальнейшем эта формула была немного скорректирована (на 5508 год), так, чтобы год сотворения мира совпал с началом пасхального цикла и принятого в Римской империи 15-летнего налогового цикла (индиктиона). По этому правилу Сотворение Мира произошло 1-го сентября 5509 года до Р.Х. (по новому стилю для 20-21-х веков – 14-го сентября), а Иисус Христос родился 25-го декабря 1-го года до Р.Х. (по новому стилю для 20-21-х веков – 7-го января). Русская Православная церковь использует это правило в своей практике начиная с 1492-го года после Р.Х. и по сей день.

 

Календарный вопрос

 

В Священном Писании для летоисчисления использован в основном древнееврейский солнечно-лунный календарь. День по нему продолжается от одного заката Солнца до другого и делится на 3 части: вечер, утро и полдень. Ночь сначала делилась на три стражи (закат солнца – 10 часов вечера – 2 часа ночи – восход солнца), а со времен Иисуса Христа – на четыре. Тогда же период от восхода солнца до заката стали разделять на 12 часов. Семь дней составляют неделю (первый – суббота, остальные – без названия). Месяцы определяются движением Луны: нисан или авив (30 дней после первого новолуния за днем весеннего равноденствия), зиф (29 дней), сиван (30 дней), фаммуз (29 дней), ав (30 дней), елул (29 дней), тишри или афаним (30 дней), бул или мархешван (29 дней), кислев (30 дней), тебеф (29 дней), шеват (30 дней) и адар (29 дней). Через каждые 3 года между адаром и нисаном вставляется дополнительный месяц - веадар (29 дней). При этом продолжительность года меняется в пределах от 353 до 385 дней.

Первым месяцем года считается месяц тисри, т.к. предполагается, что Адам и Ева были созданы в его первый день (эта дата обычно соответствует сентябрю юлианского календаря и перемещается в пределах 31 дня). Год делится на 6 периодов: время посева (вторая половина тисри – первая половина хаслева), время произрастания (вторая половина хаслева – первая половина шевата), холодное время (вторая половина шевата – первая половина нисана), время жатвы (вторая половина нисана – первая половина сивана), лето (вторая половина сивана – первая половина аба), знойное время (вторая половина аба – первая половина тисри). Перед началом жатвы, когда созревает ячмень, празднуется праздник пасхи - память Исхода из Египта (в первое полнолуние после 14 марта по старому стилю, в понедельник, вторник, четверг или субботу). Через 50 дней после Пасхи празднуется праздник Пятидесятницы (в это время созревает пшеница).

Все события, описываемые в Новом Завете, происходили уже в то время, когда Иудея вошла в состав Римской империи, и на всей ее территории был введен юлианский календарь. Это произошло в 46–45 году до Р.Х. при императоре Юлии Цезаре [3]. Юлианский календарь (теперь его называют старым стилем) удобен и прост в использовании, достаточно точен и безупречен для расчета пасхалии. В начале 5-го века после Р.Х. египетский монах Анниан сопоставил по юлианскому календарю два временных периода: «круг Луны» (раз в 19 лет на одни и те же числа года приходятся те же фазы Луны) и «круг Солнца» (раз в 7*4=28 лет по юлианскому календарю на одни и те же числа приходятся те же дни недели). Он установил, что каждые 19*28=532 года происходит полное повторение пасхального цикла. В Римской империи в то время важную роль играл еще один цикл – налоговый (индиктион), который был равен 15 годам и в комбинации с пасхальным циклом давал период, равный 19*28*15=7980 годам. Этот период был назван юлианским. Начало всех циклов, входящих в юлианский период, пришлось на 1-го января 4713 года до Р.Х. Этому дню был присвоен первый порядковый номер, и он положил начало так называемым юлианским дням. Астрономы и хронологи всего мира до сих пор активно используют юлианские дни в своей практической работе. В них переводятся даты других календарей, после чего легко определяется любой промежуток времени. При необходимости юлианский день можно дополнить дробной частью, соответствующей времени суток того или иного события.

Современный еврейский календарь мало отличается от древнееврейского. Год его также состоит из 12-13 месяцев общей продолжительностью от 353 до 385 дней. Мусульмане пользуются лунным календарем с годом, состоящим из 12 синодических лунных месяцев (от новолуния до новолуния) по 29,5305882 суток каждый. Для удержания новолуния вблизи первого числа месяца они регулярно вставляют в свой год дополнительный день, но все равно их год оказывается равным лишь 354-355 дням, что существенно короче солнечного года, и мусульманское новолетие постоянно перемещается по временам года.

Григорианское летосчисление, которое чаще всего используют сейчас и называют новым стилем, появилось в 1582-м году после указа римского папы Григория. Но задолго до этого (в 1054 году) римский католицизм отпал от вселенского православия, поэтому в России и других православных странах еще долго продолжали пользоваться старым стилем. И хотя в 1918 году новые власти России ввели на ее территории григорианский календарь, Русская Православная Церковь до сих пор продолжает следовать юлианскому летоисчислению. Новолетие в России до 1492 года отмечали 1-го марта, потом его перенесли на 1-е сентября, а начиная с 1700 года, по указу Петра 1-го, стали праздновать 1-го января. Русская Православная Церковь до 1343 года отмечала новолетие 1-го марта, а после и по настоящее время - 1-го сентября (все - по старому стилю).

По мнению католиков, протестантов, иудеев, атеистов и даже некоторых православных юлианский календарь устарел, т.к. год в нем на 11 минут короче так называемого тропического или солнечного года, привязанного к дате наступления весеннего равноденствия (когда продолжительности ночи и дня равны). Но григорианский календарь тоже не имеет той точности, ради которой он был когда-то введен. Вот данные, подтверждающие это [3]:

 

Тип измерения Продолжительность, сутки
Тропический год (от равноденствия до равноденствия) 365,242199
Сидерический год (относительно неподвижных звезд) 365,25636556
Юлианский год 365,25
Григорианский год 365,2425

 

Из таблицы видно, что продолжительность тропического (солнечного) и сидерического (звездного) годов различна. Это происходит из-за того, что ось вращения Земли совершает прецессию, т.е. описывает (примерно за 26 тысяч лет) конус вокруг перпендикуляра к плоскости земной орбиты (подобно оси детского волчка). В результате солнечный, а вслед за ним и григорианский годы значительно (примерно на 20 минут) короче звездного, за них Земля не делает полного оборота вокруг Солнца, и новолетие каждый раз происходит в новой точке земной орбиты. Поэтому звездный год астрономы считают истинным, а солнечный – кажущимся (кстати, авторы григорианской реформы считали, что Солнце вращается вокруг Земли).

Важно также то, что при введении григорианского календаря был нарушен непрерывный счет дней. После 4-го октября 1582 года последовало не 5-е, а 15-е число, и впоследствии такое изъятие дней из счета сделали регулярным (каждый год, кратный 100 и не кратный 400, в григорианском календаре, в отличие от юлианского, не считается високосным, и из него изымается 29 февраля). Более того, григорианцы теперь вынуждены каждый раз, когда из календаря изымается очередной день, заново пересчитывать все даты событий мировой истории, произошедших до реформы календаря 1582 года. К тому же абсолютно точный календарь создать невозможно. Продолжительность григорианского года, хоть ненамного, но больше тропического (солнечного), эта погрешность накапливается и уже ведутся разговоры о новой календарной реформе.

В период с 1-го марта по григорианскому календарю и до 1-го марта по юлианскому календарю ситуация получается еще более запутанной. Соответствие дней этих календарей оказывается разным для високосного и не високосного годов. Так, например, у православных христиан годовщина 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи всегда празднуется 24-го февраля по юлианскому календарю, что сейчас (в 20-21 веках) соответствует в високосные годы 8-му, а в не високосные годы 9-му марта по григорианскому календарю. В 22-м веке это уже будут, соответственно, 9 и 10 марта, в 23-м веке - 10 и 11 марта и т.д.

Нельзя не отметить также то, что земная орбита – не круг, а эллипс, и скорость движения Земли вокруг Солнца не постоянна. Согласно 2-му закону Кеплера, при движении планеты по эллиптической орбите постоянной остается не скорость ее движения, а скорость изменения площади сектора, описываемого ей внутри орбиты. Т.е. чем меньше расстояние до Солнца, тем больше скорость движения Земли, и соответственно, быстрее изменяется продолжительность светового дня. Сейчас наименьшее расстояние Земли до Солнца (147002 тыс. км) и максимальная скорость ее движения соответствуют григорианскому 25-му января, а наибольшее расстояние до Солнца и минимальная скорость движения (152006 тыс. км) – 15-му июля. Через пару тысяч лет эти точки земной орбиты передвинутся, соответственно, на григорианские декабрь и июнь и т.д.

Юлианский календарь всех устраивал на протяжении многих сотен лет. Не было, и нет никаких веских причин отказываться от него. Юлианский год на 11 минут дольше солнечного года и на 9 минут короче звездного, т.е. - примерно посредине между ними. Чтобы утвердить людей в необходимости следовать этому календарю, Господь посылает на Землю многочисленные чудеса. Главное из них – ежегодное схождение благодатного огня в Иерусалиме на гроб Господень в Великую Субботу перед православной Пасхой, дата которой до сих пор рассчитывается по юлианскому календарю в строгом соответствии с решением 1-го Вселенского собора 325 года в Никее. Тогда было решено праздновать Пасху в 1-е воскресение после 1-го полнолуния, начиная с 21-го марта по юлианскому календарю (в этот день тогда было весеннее равноденствие), за исключением случаев, когда расчет выпадает на день до иудейской пасхи, и православная Пасха переносится на 1-е воскресение после иудейской. Таким образом, день празднования православной Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю, что сейчас (в 20-21 веках) соответствует периоду от 4 апреля до 8 мая григорианского календаря. Католики же и другие христианские церкви, использующие для расчета пасхалии григорианский календарь, зачастую празднуют Пасху ранее 4 апреля по новому стилю.

Это чудо схождения благодатного огня на гроб Господень в Великую Субботу перед православной Пасхой продолжается уже третье тысячелетие на глазах у всего мира. Католики празднуют свою пасху в том же храме Воскресения Христова, но никогда благодатный огонь не сходил к ним. Армяне, переведшие все свои праздники, кроме пасхи, на новый стиль, попытались в 16-м веке оспорить у православных право на принятие благодатного огня и не пустили в Великую Субботу православного патриарха в храм. В итоге благодатный огонь сошел не в храме, а у входа в него. Колонна, рядом с которой стоял православный патриарх, треснула, и из трещины вышло пламя. С тех пор никто не смеет оспаривать право православных на принятие благодатного огня.

В 1925 году под давлением светских властей Греческая церковь перешла на новый стиль. Большинство монашества и простые люди были против этого, и вдруг 14 сентября по старому стилю, в праздник Воздвижения креста Господня в небесах над Афинами высоко на востоке воссиял огромный белый восьмиконечный крест. До сих пор почти все монастыри Афона придерживаются старого стиля.

Еще одно великое чудо происходит ежегодно в праздник Преображения Господня, который бывает 6 августа по старому стилю. Во время всенощной праздничной службы в православном храме на горе Фавор вдруг неизвестно откуда появляются облака и обдают влагой паломников и туристов, хотя в Палестине в это время года всегда стоит сильная жара без единого облачка на небе. Иногда облака появляются на следующий день, но никогда их не бывает на католический праздник Преображения Господня, который празднуется 6 августа по новому стилю.

 

 

Литература

 

  1. Библия, Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами, М., 2001 (репринтное издание с Библии, Санкт-Петербург, 1900). Представлена в виде текстов, взятых на сайте http://azbyka.ru/biblia/ и использующих русский гражданский шрифт в дореволюционной орфографии (в некоторых местах к текстам на церковнославянском языке в скобках добавлены их русские переводы из синодального издания Библии) (не нужно забывать, что для богослужений в Русской православной церкви используется только церковнославянский перевод книг Священного Писания)
  2. Лопухин А.П., Библейская история Ветхого Завета, Монреаль, 1986
  3. Губанов В., Почему старый стиль точнее нового стиля. Божественные чудеса по старому стилю, М., Паломник, 2002


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.