Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Система административного права как отрасли права



 

Тема 6. Административное право.

Административное право — совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления.

Административное право есть совокупность правовых норм, посредством которых осуществляется публичное управление в государстве, общине и объединении и при помощи которых регулируется социальное право всех находящихся в государстве политических общностей.

Административное право существует в «двух „данностях“ — в сфере государственного управления и в сфере общественного (полицейского) порядка», «связь этих двух частей административного права, несмотря на автономный характер каждой, органична и несомненна: управленческое право регламентирует государственно-управленческие отношения, полицейское право — их особую разновидность: отношения в сфере общественного порядка или полицейские отношения».

 

Современное административное право включает в себя следующие отрасли и институты:

 

1. Военное право

2. Право государственной безопасности

3. Право внешних отношений

4. Таможенное право

5. Экономическое право

6. Финансовое право

7. Социальное право

Межотраслевые институты:

· институт гражданства

· институт государственной службы

· институт административной ответственности

 

Классификация отношений:

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям.

 

По юридическому характеру: • материальные • процессуальные.

 

· К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права.

· К процессуальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

По соотношению прав и обязанностей участников: • вертикальные • горизонтальные.

 

· Отношения, в которых один из участников подчинен другому, — вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо, или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Налицо неравенство сторон в юридическом смысле. Вертикальные отношения наиболее типичны для административного права.

· Отношения, в рамках которых участники юридически и фактически равноправны, — горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между не соподчиненными членами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Горизонтальные отношения не очень характерны для сферы государственного управления.

По характеру юридических фактов: • порожденные правомерными фактами • порожденные неправомерными фактами. Последние именуются административными правонарушениями.

Используемые методы:

· Предписание: установление определённого порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

· Запрет: запрещение определённых действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

· Дозволение:предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определённых ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определённых действий.

 

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: — общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП России, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); — законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); — международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.

 

На федеральном уровне:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

2. Конституция РФ

3. Постановления Конституционного Суда РФ

4. Законы РФ о поправке к Конституции РФ

5. Федеральные конституционные законы

6. Федеральные законы, включая законы РСФСР и РФ, кодексы РФ и основы законодательства РФ

7. Нормативные указы Президента РФ

8. Нормативные правовые акты палат Федерального Собрания РФ

9. Нормативные постановления Правительства РФ

10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)

11. Нормативные правовые акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, указания Центрального банка РФ, приказы Генеральной прокуратуры РФ)

На региональном уровне:

 

1. Конституции (уставы) субъектов РФ

2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ

3. Законы субъектов РФ

4. Нормативные правовые акты высших должностных лиц (глав) субъектов РФ

5. Нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

6. Нормативные правовые акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

7. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

 

1. Уставы муниципальных образований

2. Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований

3. Нормативные правовые акты глав муниципальных образований

4. Нормативные правовые акты местных администраций

5. Нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления отраслевой и функциональной компетенции

Система административного права как отрасли права

Система административного права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

· Общая часть

1. Предмет

2. Формы и методы

3. Субъекты административного права

4. Ответственность по административному праву

5. Административный процесс

· Особенная часть

1. Экономическая сфера

2. Социально-культурная сфера

3. Административно-политическая сфера

4. Межотраслевая



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.