Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕКЦИЯ 3.. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АТОМИСТИКА.



ЛЕКЦИЯ 3.

 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АТОМИСТИКА.

 

ПЛАН

Введение: основные тезисы лекции.

1. Философия натуроцентризма и её кризис.

Оппозиция Парменида-Гераклита.

2. Атомистика Демокрита (Левкиппа, Эпикура,

Тита Лукреция Кара):

А. Роль аналогии в возникновении атомистики.

В. Физика атомистики.

С. Гносеология атомистики.

D. Этика атомистики.

Е. Политика атомистики.

На прошлой лекции мы рассмотрели три вопроса: историческая смена систем ценностей в Древней Греции (Элладе) с последующим возникновением новой шкалы ценностей - природы; понятие "приро­да" в греческом представлении и, наконец, два противоположных решения одного уравнения "человек-природа": натуроцентризм и антропоцентризм.

Поскольку у нас отсутствуют учебники, и я поэтому не могу отослать пропустивших лекцию к соответствующей литературе, постольку я возьму за правило повторять в начале новой лекции основные тезисы предыдущей. Повторять я буду, по-возможности не повторяясь. Вопрос о возникновении западной философии в античной Греции в период с VII по IVв. до н.э. в научной литературе вызывает много споров и на него не имеется однозначного ответа.Хотя об­щепринятые точки зрения вполне сложились.Обычно обращают вни­мание на то, что в период, когда общественное поведение регу­лировалось обычаями и ритуалами,все представления о мире и че­ловеке были представлены мифологией.С другой стороны, когда появляется понятие природы, тогда же появляется и наука. Наука подменяет и полностью вытесняет мифологию.Отметив этот факт, многие ученые пытаются объяснить возникновение философии в её отношении к мифологии и к науке. Так появились две полярные концепции возникновения западной философии: мифогенная и гно­сеогенная. Названия обеих концепций произошли от трёх гречес­ких слов, которые я попрошу вас записать по-гречески...То есть я запишу их сам на доске, а вы попытаетесь их самостоятельно прочитать.

Итак, записываем на доске слова:

g e n e s i z m          y q o s яя g n       o s i z

Читаем первую букву: гамма. Следующие:эпсилон,ню, эпсилон, сигма, йота. Последняя буква - тоже сигма, которая на конце слова всегда пишется таким вот образом. Оказывается, что вы сами не подозревали своем знании греческого алфавита (которое вам преподали в курсе школьной физики). Теперь, зная буквы, читаем на греческо языке первое слово...Кто сказал:"Гамма­эпсилон-ню-эпсилон...?" А если я начну так же говорить: "Буки-аз,буки-аз",- то как вы переведёте? Не надо следовать примеру Митрофанушки. Читаем не по буквам, а по звукам, обозначенным буквами: генесис. Не "генезис", а "генесис",- так как в греческом языке"сигма" не озвончивается между гласными. Читаеем другие два слова: миф ("сказание") и гносис

("знание"). Мы часто будем писать многие термины по-гречески,-

чтобы вы не забывали школьную "физику".

Вернёмся к мифогенной и гносеогенной теории происхождения философии. Вот как поясняет суть этих воззрений профессор Мос­ковского университета А.Н.Чанышев:"Согласно мифогенной концеп­ции, философия возникает из мифологии путём...внутреннего раз­вития последней за счет изменения одной лишь формы:личност­но-образная форма сменяется на безличностно-понятийную. Сог­ласно гносеогенной концепции, философия возникает как простое обобщение знания.В наших лекциях,- продолжает московский про­фессор,- мы будем придерживаться гносеогенной-мифогенной кон­цепции генезиса философии...Таким образ2ом, гносеогенная-мифо­генная концепция генезиса философии признает два и даже три источника возникновения философии - мифологическое мировозре­ние,знание и само обыденное сознание, ходячую нравственность, которая может быть непосредственным источником философии" (Ча­нышев А.Н. Курс лекций по древней философии.М.,1981, с.20).

В своей лекции я не буду заниматься критикой этих рассуж­дений: достаточным будет простого упоминания о них.

Моя точка зрения основывается на том, что к моменту воз­никновения философии "ходячая нравственность" как "непосредс­твенный источник философии" перестала быть ходячей, дважды крепко споткнувшись: первый раз тогда, когда появился автори­тет денег, а второй раз - с появлением авторитета писанных за­конов государства.Главное правило "эпохи семи мудрецов", гла­сящее:"Меру во всем соблюдай",- отнюдь не закладывло единых основ нравственности. И не случайно первые философы противо­поставляли не миф и знание,но nomos fysiz , то есть "законы" (государства) и "природу". Общегреческая нравственность приоб­рела основу только тогда, когда нашла в понятии "природы" об­щее мерило для принятия гражданских законов,для размеренности денежной наживы и для поверки традиционных обычаев,мифов, об­рядов.На вопрос времени:"Как жить, чтобы оставаться нравствен­ным, становясь богатым и быть при всем при том законопослушным гражданином?",- все греческие философы дали однозначный от­вет:"Жить надо k a t a f y s e o z ("по природе"), и не надо жить p a r a f y s e o z ("вопреки природе")".

"Природа" ("фюсис") в понимании греков бала абсолютной, как Бог и материальной как деньги. К природе прислушивались, подчинялись ей и в то же время из природы "делали деньги". Двойственное отношение к природе: культово-прагматическое, - обусловлено происхождением понятия "природа" ( f y s i z , в род. fyseoz ) из области ремесленной терминологии. Напомню, что ремесленник по гречески звучит как d h m i o y r g o z

"демиург", то есть творец, мастер. И слово "фюсис" первона­чально означало "творение", "тварь" или "утварь". Причем метод сотворения в исходном значении термина "фюсис" представлялся технологически вполне определенным, поскольку однокоренными были слова: f y s a - раздувальный мех, f y s a w - дуть,ды­шать, храпеть; f y s a w n пузан). Всё это имеет непосредс­твенное отношение к кузнечным мехам, к плавильному горну, к обжигу глины и к выдувке стекла.

Греческое понятие "природы" сохраняло в себе все оттенки воздушно-огненно-жидко-твердого технологического процесса: от подбора материала и подготовки его в рабочее состояние (состо­яние "стихии": расплавленное, текущее, огнедыщащее, жаждущее отлиться в форму и успокоиться в ней или смести все пределы и бушевать в своей стихии) до процесса морфогенеза ( morfh - форма) и появления "творений". Всё живое и разумное в демиур­гическом процессе греки отнесли на счет человека, и тогда при­рода стала противостоящей человеку сихией: мощной, динамичной, творяще-разрушающей, но в то же время мертвой, неразумной, бесчувственной и равнодушной к человеку.Как говориться, что посеешь, то и пожнешь. Надо было умудриться увидеть мир под таким углом зрения! Из любви к мудрости греки сделали это и тогда сам человек-в-природе предстал как стихийное воплощение стихий природы.При таком подходе все человеческие проблемы (этические, социальные, политические, духовные) должны решать­ся путем выведения их "из природы". Какова природа - таким должен быть и человек,- подобная последовательность рассмотре­ния проблем, противопоставляемая, допустим, таким тезисам: как "каков человек, такова и природа" или " какие у народа боги, такие и люди",- представляет собой одно из главных философских направлений, обозначенное нами на прошлой лекции как НАТУРО­ЦЕНТРИЗМ. Этого слова вы не найдёте в словарях: я ввёл его несколько лет назад в своих лекциях для того, чтобы составить симметричную оппозицию антропоцентризму,- широко распростра­неннуму в науке понятию.

В сегодняшней лекции мы рассмотрим на материале истории философии в Древней Греции философию натуроцентризма (в науч­ной литературе её обычно называют "натур-философией"), её ис­торически первый кризис и преодоление его в самой совершенной философии натуроцентризма - атомистике.

КРИЗИС НАТУРОЦЕНТРИЗМА

Прежде всего я напомню исходный силлогизм натуроцентризма: Человек - часть природы; природа имеет только тело и не имеет души; следовательно, человек тоже имеет только тело и не имеет души.

Начинаем рассуждение. Для того, чтобы человеку жить по природе ("ката фюсиос") и не жить вопреки природе ("пара фюси­ос"), человек должен знать о том, какова природа. Природа,- то есть природное тело ( swma - "сома"), тела природы. Что значит знать тело, иметь знание о теле? Вот здесь нам и поможет пони­мание того, что такое "фюсис". Как только мы будем рассматри­вать "сома" как "фюсис", то есть "тело" как "природу", так врпрос о познании тела немедленно примет форму познания гене­зиса тела и его строения. По природе ( k a t a f y s e o z )

з н а т ь - значит з н а т ь с т р о е н и е.

Знать строение тела - значит знать из чего тело построено и каким образом оно устроено. Физическое порождение ("генесис") имеет начало и конец. В начале генезиса - стихии, в конце -

творение, явление (гр. f a i n o m e n o n -"феномен"). В тво­рении тело явленно, стихии скрыты. Природа в своей совокуп­ности есть множество проявленных тел, скрывающих в себе бун­тующие стихии.

Если мы рассуждаем логично, то должны согласиться с тем, что понятие "природы" распадается на два понятия: природы яв­ной, представленной наблюдаемыми физическими телами; и природы скрытой,- из которой произошли наблюдаемые тела. То, что отно­сится к природе явной, феноменальной, то греки называли "су­ществующим"(to on ). То, что относится к природе скрытой, ле­жащей в основе всех тел, то греки называли "сущим" или "быти­ем". Таким образом по греческой терминологии "существующее" и "сущее" имеют разную природу; "сущее" есть "бытие", а "сущест­вующее"- не есть "бытие" и греки не чурались называть его "не-бытием".

Все эти общие рассуждения имели бы очень малое значение, если бы они не имели прямого отношения к утверждению, что жить надо "по природе". Но по какой природе: "существующей" или "сущей"? "Природа существующая" представлена наглядно множест­вом физических тел, но все они являются лишь конечным резуль­татом и следствием процессов, происходящих в стихиях. "Природа сущая" невидима, но именно она является первоосновой, первона­чалом, первопричиной и первовеществом всех явленных физических тел.

Если обратиться к истории древнегреческой философии, то можно наблюдать по сохранившимся фрагментам, какую драму идей породило двойственное понимание природы. Одним из первых под­дался отчаянию всё осознавший Гераклит из города Эфеса

(`Hrakleitoz ), прозванный в истории "плачущим философом".При­рода в виде физических тел, окружающих человека, не может слу­жить критерием естественной жизни. В "природе существующей" всё меняется,"всё течет" ( panta rei),всё относительно. Приве­ду несколько высказывваний Гераклита из сохранившихся ста тридцати фрагментов.

- "Одно и то же в нас - живое и мертвое. Ведь это, изменив­шись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это".

- "Бессмертные смертны, смертные бессмертны; смертью

друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают".

- "В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем".

- "На огонь обменивается всё, и огонь - на всё,

как на золото - товары и на товары - золото".

- "Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим".

- "Враждующееся соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу".

"Прекраснейшая обезьяна отвратительна по срав­нению с человеческим родом..."

-"...родившись, они стремяться жить и, тем самым, умереть

лучше же сказать - успокоиться, а оставляют детей, порож­денных для смерти".

- "...не мне, но логосу внимая, мудро признать,что всё-едино".

- "Все едино: делимое-неделимое, рожденное-нерожденное..." Гераклитовском понимани природы нет ничего нового по

сравнению с традиционным представлением о "фюсис": она телес­на, едина в своём основании и вечно подвержена морфогенезу, не имеющего никакой цели и никакого смысла. Всё это, естественно, в равной мере относится и к человеку. Вывод печальный и мало­содержательный.

Гераклитовские выводы из традиционного понимания природы подверглись критике со стороны ровесника Гераклита по имени 8Парменид. Парменид жил в южной Италии (греческой колонии), в городе Элея, где принимал активное участие в законодательной деятельности.

Для Парменида самое привлекательное в природе - "сущее": скрытое, недоступное чувственному наблюдению, но определяющее собою все "существующее, то есть видимое, наблюдаемое, телес­ное. Возможно, что предпочтение "сущему" перед "существующим" связано именно с опытом законодательной деятельности: законы есть, они управляют телами, но сами бестелесны. Можно было бы дополнить эту аналогию и примером из физики Архимеда (111 в. до н.э.). Одно из физических открытий Архимеда состояло в том, что тела обладают "центром тяжести", который может находится вне тела, как например,у обруча или бублика. " Центр тяжести"

- это физическая реальность, "бытие", но бытие вне-телесное.

По учению Парменида первооснова всех физических тел есть их общий, единый (`e n a z -"ген") "центр тяжести", который вне телесности и который с телесными вещами никаким метаморфозом и генезисом не связан.Частицы бублика имеют отношение к его центру тяжести, но в него не превращаются и между ними нет ни­какого обмена. За непонимание этого отношения между "сущим" и "существующим" Парменид резко отрицательно относился к Герак­литу:"...пустоголовое племя, у которого бытие и небытие приз­наются тождественными и нетождественными и для которого во всем есть обратный путь",- ещё фрагмент:"Поэтому пустым звуком будет всё то,существование чего согласно своему убеждению соч­ли истинным смертные (а именно): возникновение и гибель, бытие совместно с небытием, перемена места и меняющийся, бросающийся в глаза цвет".

Наш пример с центром тяжести бублика очень хорошо коррели­рует с главными высказываниями Парменида:

"Есть же последний предел, и всё бытие отовсюду

Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара,

С правильным центром внутри"

Центр сферы невидим, но строение телесной сферы определяется равным удалением частиц от него; точно также при движении сфе­рического тела его кинематика и динамика определяются центром сферы, который телесно никак не представлен . Потому совет Парменида:

"Взирай без колебания умственными очами на то,

чего нет перед ними, как на то, что есть..." Первооснова " фюсиса" по Пармениду - это не дух, но и не

тело. Первооснова мыслится внетелесной центрированностью бы­тия, в отношении которого "существующее", дистанцированное от центров бытия, определяется как "светлое" и "темное", взаимос­вязь которых создаёт феномен телесности. Ещё раз повторю: фе­номен телесности, по Пармениду, есть функция дистанцированнос­ти от физического бытия, аналогичного "центру тяжести"; при этом модуляции "светлого" и "темного" создают всё разнообразие форм телесности.

Что же касается движения физических тел, их генезиса и ме­таморфоза, то я позволю себе для иллюстрации учения Парменида провести ультра-современную аналогию. Вспомните, к примеру, как выглядят бегущие строчки рекламы на электронном табло. Ка­жется, что бегут строчки и бегут лампочки, высвечивающие эти строчки. Но вы прекрасно знаете принцип работы такого устройс­тва. И знаете, что лампочки остаются на одном месте, просто они работают в двоичном коде (то потухнут, то погаснут. Что? Ах,да: то вспыхнут, то погаснут,- то для одной буквы, то для другой). То есть никакого переноса вещества и физического пе­ремещения нет , но наблюдаемое движение налицо.

Никто из современных ученых не знает,как мыслил на самом деле Парменид, но точно известно, что он пришел к таким именно выводам. Первооснова природы вне-телесна и представляет собой единый центр координации ("единое"- -"ген"). Телесность есть модулированная свето-тенью функция дистанцированности от цент­ра координации бытия.Реальное существование телесности являет­ся кажущимся. Движение тел есть видимость, аналогичная движе­нию солнечного "зайчика". Реального физического переноса ве­щества не существует.

Многие положения философии Парменида противоречат здравому смыслу и обычному пониманию "природы". Однако ученик Парменида по имени Зенон (Элейский) доказал методом "от противного", что философия,альтернативная Парменидовской, порождает неразреши­мые логические парадоксы.

В результате Гераклитовско-Парменидовских дискуссий среди греческих мыслителей стали появляться сильные сомнения в

основательности исходного правила жизни - "по природе".В про­цессе дискуссии понятие природы превысило меру греческого ра­зумения: Гераклитовские попытки углубить банальное понимание "фюсиса" оказались тщетными; Попытка Парменида вывести понятие природы за пределы телесности сделала необозримым отношение человек-природа . В результате философия натуроцентризма ока­залась в кризисе.Предлагалось множество решений самыми разными мыслителями, так что в целом время философского кризиса было в интеллектуальном отношении очень плодотворным. Но нас в насто­ящее время будет интересовать только то, каким образом был преодолен первый кризис натуроцентризма, ибо преодолен он был с блеском и на многие века.

АТОМИСТИКА ДЕМОКРИТА

Древнегреческий философ Демокрит ( Dhmokritoz , возможно от слов dhm -сельский район, его территория и kritoz- судья, кри­терий) родился около 460 года до н. э. и прожил больше ста лет. Город Абдера, родина Демокрита, по характеру нравов его жителей очень напоминал наш российский город Одессу (который, кстати, тоже греческого происхождения). Абдериты были очень смешливым народом, а поводом для шуток были они сами. В Абдере было много простаков и остряков, и они смеялись друг над дру­гом,-разным смехом. Демокрит вошёл в историю тоже как " смею­щийся философ".Рассказывают, что незадолго до смерти Демокрит попросил своего друга Гиппократа (отца западной меди- цины) ослепить себя, поскольку он не может без вожделения смотреть на женщин. (Для самых маленьких поясню пословицей: видит око, да зуб неймёт). И умер Демокрит забавно. Расскажу эту историю. Как-то был большой греческий праздник, наподобие русской мас­леницы. И вдруг в середине многодневных веселий город облетает известие, что всеми любимый Демокрит умирает. Тогда к Демокри­ту пошла большая делегация с просьбой повременить и отложить смерть хотя бы до конца праздненства. Демокрит не мог отказать в этом своим родным абдеритам, но поставил условие: постоянно приносить ему для вдыханий свежеиспеченный хлеб. Так Демокрит на три дня отсрочил свою смерть.

От Демокрита осталось очень мало сочинений, но много точ­ных высказываний, например:"Женщина много искуснее мужчины в злословии". Или:"Пусть женщина не рассуждает: это ужасно".

В своей жизни Демокрит много путешествовал. Был в Египте и Вавилоне, встречался с индийскими философами. Но, что любо- пытно и даже не объяснимо, наотрез отказался что-либо принять из Восточной философии (я давал свою версию этому со­бытию, учавствуя в XIX Всемирном философском конгрессе; об этом потом расскажу, в одной из своих лекций). Прекрасно знал Демокрит и все течения греческой философии, в том числе дис­куссию Гераклита и Парменида. В итоге многолетних размышлений у Демокрита сложилась собственная версия философского учения: простая, остроумная, наглядная и всё объясняющая.

Суть её в следующем. Человек должен жить "по природе". Что­бы жить по природе, "природу" надо познавать . Чтобы познание было результативным, оно должно быть по силам человеку. То есть процесс познания и его методы не должны требовать от чело века ни сверх-чувственности, ни сверх-разумности, - чего тре­бует восточная философия или учение Парменида. Как подчеркивал Демокрит, "желающий быть в хорошем расположении духа не

должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в

общественной, и, чтобы он ни делал, он не должен стремиться

делать свыше своих сил и своей природы".

Простое объяснение строению природы можно дать,проведя аналогию со строением письменного текста, с принципом запи­си.Текст можно записывать иероглифами, слоговой клинописью или буквами алфавита. Количество иероглифов или слогов может быть произвольно большим, здесь нет порядка или явной закономернос­ти. Иное дело буквы. Количество букв в алфавите строго ограни­чено и постоянно, но из них можно набрать любое необходимое число слов, с помощью которых можно записать текст бесконечно­го объёма. Буквы также наблю даемы, как и слова, но они - ос­нова, а слова -"творение" . Буквы тем отличаются от слов, что они предел де ления текста-слова.Буква потому основа стро­ения текста, что она есть неделимая частица или, по-гречески, a - t o m o z. - Атом.

Природа в своём строении делима вроде бы до бесконечности, но не до нуля. То, что делится на части,- всегда относится к "существующему", но как только дошли до неделимого, атомов, так достигли "сущего".

"Сущее", первооснова скрыта и ненаблюдаема не потому, что имеет отличную от обычных вещей природу, а потому, что состоит из очень маленьких частичек. Причем частички-атомы отделены друг от друга тем же способом, что и буквы в слове, то есть "пробелом", "пропуском", пустым местом или, короче, "пусто­той". Пустота, которая в вещах малозаметна (например, камень втягивает в себя воду, воздух при ветре приобретает упру­гость), на уровне атомов занимает много больше места, чем сами атомы.Пустотная граница между атомами удерживается благодаря тому, что атомы "трясутся во всех направлениях". Пустота есть и условие движения атомов, и его результат.

ФИЗИКА атомистики начинается с утверждения о том, что всё существующее и сущее состоит из атомов и пустоты, и что кроме атомов и пустоты в природе ничего нет. Вещи различаются между собой лишь тем, что образуют различные комбинации атомов.

Различие в составе атомов и в порядке их комбинаций прояв­ляется в том, что люди называют цветом, теплом, звуком,запа­хом, тяжестью,телесностью."Демокрит говорит, что цвет не су­ществует (самостоятельно).Дело в том, что цвет (тела) зависит от поворота (атомов, их составляющих)". (История философии, т.1,1941,с.109).

Из физики атомистики логически вытекает общее учение о возникновении природы - космология.Поскольку количество атомов может быть бесконечным (как повторение одной и той же буквы в непрерывном процессе "писания"), а пустота сама по себе не имеет границ, то мир скорее всего бесконечен.

В бесконечной пустоте носится бесконечное количество атомов. Атомы, увлекая друг друга при зацеплении, образуют космические вихри. Каждый из вихрей образует собственную вселенную. Тяже­лые атомы устремляются к центру, образуя твердые тела пла­нет.Легкие атомы, развивая на переферии вихря огромные скорос­ти, разогреваются до свечения и образуют звезды и солнце.

На поверхности земли земля смешивается с водой, образуя под действием солнечного тепла густой теплый ил, в котором бурлят всплывающие из-под земли пузырьки воздуха. Некоторые пузырьки, вспучивая густой жирный ил, не успевают лопнуть, но застывают, образуя яйцеобразную капсулу. Эти капсулы заполня­ются выделениями, превращающими всю капсулу в живое вещество. Капсулы объединяются, образуя какие попало существа. Существа уродливые распа -даются или поедаются, остальные приспосабли­ваются к окружающей среде и совместному существованию.

Живае существа, возникнув из воды и пены, выходят на сушу, где в результате постоянного морфогенеза возникает всё разно­образие видов, включая человека.- Эти положения ведут своё происхождение от Фалеса и Анаксимандра и являются "общим мес­том" для всего натуроцентризма.

Возникновение вещей и направленность морфогенеза (эволюция) не преследует никакой цели,но обусловлено нуждой атомов - не­обходимостью,- которая вынуждает сцепляющиеся атомы двигаться всё более сложным и затейливым образом, вплоть до возникнове­ния "жизни" (z o w n -"дзоон") и "души" (j y c h -"псюхэ").

Жизнь и душа есть такое сочетание атомов, когда движение сцепленых атомов достигает наибольшего напряжения и становится микроскопическим дрожжанием, трепетом, тремором, и в таком трепещущем конгломерате атомов преимущественное движение полу­чают только самые маленькие и кругленькие атомы, движение ко­торых создаёт легкое впечатление дыхания (j y c h -"дыха­ние","душа").

Человек, возникнув естественным образом и по необходимос­ти, есть, как и любое прородное явление, комбинация атомов и пустоты. Души нет. Есть лишь тело, дрожащее и трепещущее от скрытого напряжения атомов, да перекатывающихся волнами по те­лу потоков легких и быстрых атомов.

ГНОСЕОЛОГИЯ, или теория познания, в учении атомистов ста­вит целью познания познание строения тела, которое в свою оче­редь сводится к комбинации атомов. Чтобы познавать, надо чле­нить на всё более мелкие части - анатомировать, - пока не дой­дёшь до атомов.Анатомировать надо всё: физические тела, стихи, песни, музыку, язык. Анатомировать и классифицировать. Клас­сифцировать и делать обобщения. Выводить всё из атомного стро­ения и всему искать телесную причину.Такова программа позна­ния, посильная человеку. А непосильном, напомню, Демокрит не советовал заниматься,- и это в атомистике принципиальное поло­жение.

ЭТИКА, или учение о нравственности, о правильном образе жизни, в атомистике исходит из того, что жизнь "ката фюсиос" означает жизнь в согласии с атомами собственного тела. В здо­ровом теле отношения атомов достигают гармонии ( `armonia - слаженость), и жизнь должна быть такой, чтобы никогда не нару­шать установленную гармонию.

Субъективным ощущением гармонии атомов собственного тела является "безмятежное состояние духа",поддерживаемое способ­ностью получать удовольствие (`h d o n h ) от жизни при самой простой её организации.

Приведу пример.Допустим , вы хотите получить удовольствие от вкушаемой пищи. Но ваш стол не изобилует явствами. Как быть? Вот умный ответ: надо хорошо проголодаться,- тогда и корочка хлеба мёдом покажется. Проголодаться можно тоже поразному.Мож­но сидеть на стуле в холодной тёмной комнате и голодать. Можно пойти с друзьями на пляж и там покупаться до обеда. Каким бу­дет аппетит? Пообедали с удовольствием. Дальше что надо сде­лать с удовольствием?- Правильно, поспать. Проснулись, что дальше будем делать? Мы уже купались, обедали, отдыхали, не пора ли пойти в парк и порассуждать о природе, поспорить, ум­ными речами побалваться? А к вечеру продолжить беседы у ко­го-либо из друзей, полулёжа на кушетках за чашей вина и глядя время от времени на приглашенных танцовщиц? И так пройдёт ве­чер и наступит ночь. Как её провести? С удовольствием или без? Если ночь провести с удовольствием, то каким будет утренний аппетит? Вот так и начнется новый День.

Схема жизни, простая и "посильная" каждому, позволяет из­бегать страданий и получать от жизни наслаждение. Научить лю­дей этому,- не в этом ли заключается задача философии? Один из ярких последователь Демокрита, Эпикур, писал:"Никчемны слова философа, который не исцеляет никаких страданий человека. Ибо, подобно тому, как бесполезна медицина, если она не в состоянии изгнать болезнь из тела, бесполезна и философия, если она не способна изгнать страдание из души".

Для счастливой жизни много не нужно: "Счастье и несчастье - в душе". Но лучше, конечно , быть богатым и здоровым, чем бед­ным и больным:"Счатслив тот, кто имеет состояние и ум..." Сос­тоянием надо пользоваться с умом: "От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла". "Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостнее крайней нужды".

В этике атомистики существует железное правило: для того, чтобы не нарушать размеренный и умный образ жизни, протекающей с удовольствием, нельзя подвергать себя страстям. Лермонтовс­кие строки о парусе:"...А он,мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой",- как нельзя лучше выражают антипод атомис­тичной этики. Последователь Демокрита Эпикур ( 341-270 до н.э.) советовал:"Проживи незаметно". Природа не требует от че­ловека мятежности; напротив, мудрый человек стремиться жить так, чтобы всегда сохранять безмятежное состояние души, зная меру во всём.

Надо избегать деятельнеости, подвергающей человека чрез­мерным страстям, азарту и требующей непомерных усилий: таковы, например, комерция и политика. Первая порождает жажду денег, а вторая - жажду власти. То и другое существует "вопреки приро­де" (p a r a f y s e o z ).

ПОЛИТОЛОГИЯ атомистики (от politikoz -общественный) тесно примыкает к этике, а этика - к физике. Рассуждение простое ("посильное") и конкретное: общество состоит из людей, люди состоят из атомов и пустоты. Общественное устройство должно быть таким, чтобы блюсти равновесие атомов в человеческих те­лах. Физические тела у всех людей устроены одинакого, следова­тельно, по природе все люди равны. Каждый имеет равное право заботиться о своем телесном благополучии. Правление равных лю­дей всего общества есть правление народа -"демократия." Как говорил Демокрит:"Бедность в демократии настолько же предпоч­тительнее так называемого благополучия (граждан) при царях, насколько свобода лучше рабства".

В заключение лекции прочитаю небольшой отрывок из физичес­кой поэмы "О природе вещей" древнеримского последователя Де­мокрита Тита Лукреция Кара.

"Мы, таким образом, видим, что нужно телесной природе

Только немногое: то, что страдания все удаляет.

Пусть наслаждения ей предоставить и многие можно,

Но и приятней порой и не против воли природы,

Если в хоромах у нас не бывает златых изваяний

Отроков, правой рукой держащих зажженные лампы,

Дабы ночные пиры озарять в изобилии светом;

И серебром не сверкают дома, и златом не блещут,

И не гудят под резным потолком золоченым кифары;

Люди же, вместо того, распростершись на мягкой лужайке Возле ручья берегов, под ветвями высоких деревьев, Скромными средствами телу дают усладительный отдых,

Если к тому ж улыбается им и погода, и время

Года усыплет цветами повсюду зелёные травы.

Не покидает и жар лихорадочный тела скорее,

Коль на узорных коврах и на ярком пурпуровом ложе, Мечешься ты, так как нет от сокровищ для нашего тела Проку нисколько, равно как от праздности или от власти,

То остается считать и душе это всё бесполезным".

*    *    *

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.