|
|||
ЛЕКЦИЯ 3.. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АТОМИСТИКА.ЛЕКЦИЯ 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АТОМИСТИКА.
ПЛАН Введение: основные тезисы лекции. 1. Философия натуроцентризма и её кризис. Оппозиция Парменида-Гераклита. 2. Атомистика Демокрита (Левкиппа, Эпикура, Тита Лукреция Кара): А. Роль аналогии в возникновении атомистики. В. Физика атомистики. С. Гносеология атомистики. D. Этика атомистики. Е. Политика атомистики. На прошлой лекции мы рассмотрели три вопроса: историческая смена систем ценностей в Древней Греции (Элладе) с последующим возникновением новой шкалы ценностей - природы; понятие "природа" в греческом представлении и, наконец, два противоположных решения одного уравнения "человек-природа": натуроцентризм и антропоцентризм. Поскольку у нас отсутствуют учебники, и я поэтому не могу отослать пропустивших лекцию к соответствующей литературе, постольку я возьму за правило повторять в начале новой лекции основные тезисы предыдущей. Повторять я буду, по-возможности не повторяясь. Вопрос о возникновении западной философии в античной Греции в период с VII по IVв. до н.э. в научной литературе вызывает много споров и на него не имеется однозначного ответа.Хотя общепринятые точки зрения вполне сложились.Обычно обращают внимание на то, что в период, когда общественное поведение регулировалось обычаями и ритуалами,все представления о мире и человеке были представлены мифологией.С другой стороны, когда появляется понятие природы, тогда же появляется и наука. Наука подменяет и полностью вытесняет мифологию.Отметив этот факт, многие ученые пытаются объяснить возникновение философии в её отношении к мифологии и к науке. Так появились две полярные концепции возникновения западной философии: мифогенная и гносеогенная. Названия обеих концепций произошли от трёх греческих слов, которые я попрошу вас записать по-гречески...То есть я запишу их сам на доске, а вы попытаетесь их самостоятельно прочитать. Итак, записываем на доске слова: g e n e s i z m y q o s яя g n o s i z Читаем первую букву: гамма. Следующие:эпсилон,ню, эпсилон, сигма, йота. Последняя буква - тоже сигма, которая на конце слова всегда пишется таким вот образом. Оказывается, что вы сами не подозревали своем знании греческого алфавита (которое вам преподали в курсе школьной физики). Теперь, зная буквы, читаем на греческо языке первое слово...Кто сказал:"Гаммаэпсилон-ню-эпсилон...?" А если я начну так же говорить: "Буки-аз,буки-аз",- то как вы переведёте? Не надо следовать примеру Митрофанушки. Читаем не по буквам, а по звукам, обозначенным буквами: генесис. Не "генезис", а "генесис",- так как в греческом языке"сигма" не озвончивается между гласными. Читаеем другие два слова: миф ("сказание") и гносис ("знание"). Мы часто будем писать многие термины по-гречески,- чтобы вы не забывали школьную "физику". Вернёмся к мифогенной и гносеогенной теории происхождения философии. Вот как поясняет суть этих воззрений профессор Московского университета А.Н.Чанышев:"Согласно мифогенной концепции, философия возникает из мифологии путём...внутреннего развития последней за счет изменения одной лишь формы:личностно-образная форма сменяется на безличностно-понятийную. Согласно гносеогенной концепции, философия возникает как простое обобщение знания.В наших лекциях,- продолжает московский профессор,- мы будем придерживаться гносеогенной-мифогенной концепции генезиса философии...Таким образ2ом, гносеогенная-мифогенная концепция генезиса философии признает два и даже три источника возникновения философии - мифологическое мировозрение,знание и само обыденное сознание, ходячую нравственность, которая может быть непосредственным источником философии" (Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.М.,1981, с.20). В своей лекции я не буду заниматься критикой этих рассуждений: достаточным будет простого упоминания о них. Моя точка зрения основывается на том, что к моменту возникновения философии "ходячая нравственность" как "непосредственный источник философии" перестала быть ходячей, дважды крепко споткнувшись: первый раз тогда, когда появился авторитет денег, а второй раз - с появлением авторитета писанных законов государства.Главное правило "эпохи семи мудрецов", гласящее:"Меру во всем соблюдай",- отнюдь не закладывло единых основ нравственности. И не случайно первые философы противопоставляли не миф и знание,но nomos fysiz , то есть "законы" (государства) и "природу". Общегреческая нравственность приобрела основу только тогда, когда нашла в понятии "природы" общее мерило для принятия гражданских законов,для размеренности денежной наживы и для поверки традиционных обычаев,мифов, обрядов.На вопрос времени:"Как жить, чтобы оставаться нравственным, становясь богатым и быть при всем при том законопослушным гражданином?",- все греческие философы дали однозначный ответ:"Жить надо k a t a f y s e o z ("по природе"), и не надо жить p a r a f y s e o z ("вопреки природе")". "Природа" ("фюсис") в понимании греков бала абсолютной, как Бог и материальной как деньги. К природе прислушивались, подчинялись ей и в то же время из природы "делали деньги". Двойственное отношение к природе: культово-прагматическое, - обусловлено происхождением понятия "природа" ( f y s i z , в род. fyseoz ) из области ремесленной терминологии. Напомню, что ремесленник по гречески звучит как d h m i o y r g o z "демиург", то есть творец, мастер. И слово "фюсис" первоначально означало "творение", "тварь" или "утварь". Причем метод сотворения в исходном значении термина "фюсис" представлялся технологически вполне определенным, поскольку однокоренными были слова: f y s a - раздувальный мех, f y s a w - дуть,дышать, храпеть; f y s a w n пузан). Всё это имеет непосредственное отношение к кузнечным мехам, к плавильному горну, к обжигу глины и к выдувке стекла. Греческое понятие "природы" сохраняло в себе все оттенки воздушно-огненно-жидко-твердого технологического процесса: от подбора материала и подготовки его в рабочее состояние (состояние "стихии": расплавленное, текущее, огнедыщащее, жаждущее отлиться в форму и успокоиться в ней или смести все пределы и бушевать в своей стихии) до процесса морфогенеза ( morfh - форма) и появления "творений". Всё живое и разумное в демиургическом процессе греки отнесли на счет человека, и тогда природа стала противостоящей человеку сихией: мощной, динамичной, творяще-разрушающей, но в то же время мертвой, неразумной, бесчувственной и равнодушной к человеку.Как говориться, что посеешь, то и пожнешь. Надо было умудриться увидеть мир под таким углом зрения! Из любви к мудрости греки сделали это и тогда сам человек-в-природе предстал как стихийное воплощение стихий природы.При таком подходе все человеческие проблемы (этические, социальные, политические, духовные) должны решаться путем выведения их "из природы". Какова природа - таким должен быть и человек,- подобная последовательность рассмотрения проблем, противопоставляемая, допустим, таким тезисам: как "каков человек, такова и природа" или " какие у народа боги, такие и люди",- представляет собой одно из главных философских направлений, обозначенное нами на прошлой лекции как НАТУРОЦЕНТРИЗМ. Этого слова вы не найдёте в словарях: я ввёл его несколько лет назад в своих лекциях для того, чтобы составить симметричную оппозицию антропоцентризму,- широко распространеннуму в науке понятию. В сегодняшней лекции мы рассмотрим на материале истории философии в Древней Греции философию натуроцентризма (в научной литературе её обычно называют "натур-философией"), её исторически первый кризис и преодоление его в самой совершенной философии натуроцентризма - атомистике. КРИЗИС НАТУРОЦЕНТРИЗМА Прежде всего я напомню исходный силлогизм натуроцентризма: Человек - часть природы; природа имеет только тело и не имеет души; следовательно, человек тоже имеет только тело и не имеет души. Начинаем рассуждение. Для того, чтобы человеку жить по природе ("ката фюсиос") и не жить вопреки природе ("пара фюсиос"), человек должен знать о том, какова природа. Природа,- то есть природное тело ( swma - "сома"), тела природы. Что значит знать тело, иметь знание о теле? Вот здесь нам и поможет понимание того, что такое "фюсис". Как только мы будем рассматривать "сома" как "фюсис", то есть "тело" как "природу", так врпрос о познании тела немедленно примет форму познания генезиса тела и его строения. По природе ( k a t a f y s e o z ) з н а т ь - значит з н а т ь с т р о е н и е. Знать строение тела - значит знать из чего тело построено и каким образом оно устроено. Физическое порождение ("генесис") имеет начало и конец. В начале генезиса - стихии, в конце - творение, явление (гр. f a i n o m e n o n -"феномен"). В творении тело явленно, стихии скрыты. Природа в своей совокупности есть множество проявленных тел, скрывающих в себе бунтующие стихии. Если мы рассуждаем логично, то должны согласиться с тем, что понятие "природы" распадается на два понятия: природы явной, представленной наблюдаемыми физическими телами; и природы скрытой,- из которой произошли наблюдаемые тела. То, что относится к природе явной, феноменальной, то греки называли "существующим"(to on ). То, что относится к природе скрытой, лежащей в основе всех тел, то греки называли "сущим" или "бытием". Таким образом по греческой терминологии "существующее" и "сущее" имеют разную природу; "сущее" есть "бытие", а "существующее"- не есть "бытие" и греки не чурались называть его "не-бытием". Все эти общие рассуждения имели бы очень малое значение, если бы они не имели прямого отношения к утверждению, что жить надо "по природе". Но по какой природе: "существующей" или "сущей"? "Природа существующая" представлена наглядно множеством физических тел, но все они являются лишь конечным результатом и следствием процессов, происходящих в стихиях. "Природа сущая" невидима, но именно она является первоосновой, первоначалом, первопричиной и первовеществом всех явленных физических тел. Если обратиться к истории древнегреческой философии, то можно наблюдать по сохранившимся фрагментам, какую драму идей породило двойственное понимание природы. Одним из первых поддался отчаянию всё осознавший Гераклит из города Эфеса (`Hrakleitoz ), прозванный в истории "плачущим философом".Природа в виде физических тел, окружающих человека, не может служить критерием естественной жизни. В "природе существующей" всё меняется,"всё течет" ( panta rei),всё относительно. Приведу несколько высказывваний Гераклита из сохранившихся ста тридцати фрагментов. - "Одно и то же в нас - живое и мертвое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это". - "Бессмертные смертны, смертные бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают". - "В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем". - "На огонь обменивается всё, и огонь - на всё, как на золото - товары и на товары - золото". - "Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим". - "Враждующееся соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу". "Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом..." -"...родившись, они стремяться жить и, тем самым, умереть лучше же сказать - успокоиться, а оставляют детей, порожденных для смерти". - "...не мне, но логосу внимая, мудро признать,что всё-едино". - "Все едино: делимое-неделимое, рожденное-нерожденное..." Гераклитовском понимани природы нет ничего нового по сравнению с традиционным представлением о "фюсис": она телесна, едина в своём основании и вечно подвержена морфогенезу, не имеющего никакой цели и никакого смысла. Всё это, естественно, в равной мере относится и к человеку. Вывод печальный и малосодержательный. Гераклитовские выводы из традиционного понимания природы подверглись критике со стороны ровесника Гераклита по имени 8Парменид. Парменид жил в южной Италии (греческой колонии), в городе Элея, где принимал активное участие в законодательной деятельности. Для Парменида самое привлекательное в природе - "сущее": скрытое, недоступное чувственному наблюдению, но определяющее собою все "существующее, то есть видимое, наблюдаемое, телесное. Возможно, что предпочтение "сущему" перед "существующим" связано именно с опытом законодательной деятельности: законы есть, они управляют телами, но сами бестелесны. Можно было бы дополнить эту аналогию и примером из физики Архимеда (111 в. до н.э.). Одно из физических открытий Архимеда состояло в том, что тела обладают "центром тяжести", который может находится вне тела, как например,у обруча или бублика. " Центр тяжести" - это физическая реальность, "бытие", но бытие вне-телесное. По учению Парменида первооснова всех физических тел есть их общий, единый (`e n a z -"ген") "центр тяжести", который вне телесности и который с телесными вещами никаким метаморфозом и генезисом не связан.Частицы бублика имеют отношение к его центру тяжести, но в него не превращаются и между ними нет никакого обмена. За непонимание этого отношения между "сущим" и "существующим" Парменид резко отрицательно относился к Гераклиту:"...пустоголовое племя, у которого бытие и небытие признаются тождественными и нетождественными и для которого во всем есть обратный путь",- ещё фрагмент:"Поэтому пустым звуком будет всё то,существование чего согласно своему убеждению сочли истинным смертные (а именно): возникновение и гибель, бытие совместно с небытием, перемена места и меняющийся, бросающийся в глаза цвет". Наш пример с центром тяжести бублика очень хорошо коррелирует с главными высказываниями Парменида: "Есть же последний предел, и всё бытие отовсюду Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара, С правильным центром внутри" Центр сферы невидим, но строение телесной сферы определяется равным удалением частиц от него; точно также при движении сферического тела его кинематика и динамика определяются центром сферы, который телесно никак не представлен . Потому совет Парменида: "Взирай без колебания умственными очами на то, чего нет перед ними, как на то, что есть..." Первооснова " фюсиса" по Пармениду - это не дух, но и не тело. Первооснова мыслится внетелесной центрированностью бытия, в отношении которого "существующее", дистанцированное от центров бытия, определяется как "светлое" и "темное", взаимосвязь которых создаёт феномен телесности. Ещё раз повторю: феномен телесности, по Пармениду, есть функция дистанцированности от физического бытия, аналогичного "центру тяжести"; при этом модуляции "светлого" и "темного" создают всё разнообразие форм телесности. Что же касается движения физических тел, их генезиса и метаморфоза, то я позволю себе для иллюстрации учения Парменида провести ультра-современную аналогию. Вспомните, к примеру, как выглядят бегущие строчки рекламы на электронном табло. Кажется, что бегут строчки и бегут лампочки, высвечивающие эти строчки. Но вы прекрасно знаете принцип работы такого устройства. И знаете, что лампочки остаются на одном месте, просто они работают в двоичном коде (то потухнут, то погаснут. Что? Ах,да: то вспыхнут, то погаснут,- то для одной буквы, то для другой). То есть никакого переноса вещества и физического перемещения нет , но наблюдаемое движение налицо. Никто из современных ученых не знает,как мыслил на самом деле Парменид, но точно известно, что он пришел к таким именно выводам. Первооснова природы вне-телесна и представляет собой единый центр координации ("единое"- -"ген"). Телесность есть модулированная свето-тенью функция дистанцированности от центра координации бытия.Реальное существование телесности является кажущимся. Движение тел есть видимость, аналогичная движению солнечного "зайчика". Реального физического переноса вещества не существует. Многие положения философии Парменида противоречат здравому смыслу и обычному пониманию "природы". Однако ученик Парменида по имени Зенон (Элейский) доказал методом "от противного", что философия,альтернативная Парменидовской, порождает неразрешимые логические парадоксы. В результате Гераклитовско-Парменидовских дискуссий среди греческих мыслителей стали появляться сильные сомнения в основательности исходного правила жизни - "по природе".В процессе дискуссии понятие природы превысило меру греческого разумения: Гераклитовские попытки углубить банальное понимание "фюсиса" оказались тщетными; Попытка Парменида вывести понятие природы за пределы телесности сделала необозримым отношение человек-природа . В результате философия натуроцентризма оказалась в кризисе.Предлагалось множество решений самыми разными мыслителями, так что в целом время философского кризиса было в интеллектуальном отношении очень плодотворным. Но нас в настоящее время будет интересовать только то, каким образом был преодолен первый кризис натуроцентризма, ибо преодолен он был с блеском и на многие века. АТОМИСТИКА ДЕМОКРИТА Древнегреческий философ Демокрит ( Dhmokritoz , возможно от слов dhm -сельский район, его территория и kritoz- судья, критерий) родился около 460 года до н. э. и прожил больше ста лет. Город Абдера, родина Демокрита, по характеру нравов его жителей очень напоминал наш российский город Одессу (который, кстати, тоже греческого происхождения). Абдериты были очень смешливым народом, а поводом для шуток были они сами. В Абдере было много простаков и остряков, и они смеялись друг над другом,-разным смехом. Демокрит вошёл в историю тоже как " смеющийся философ".Рассказывают, что незадолго до смерти Демокрит попросил своего друга Гиппократа (отца западной меди- цины) ослепить себя, поскольку он не может без вожделения смотреть на женщин. (Для самых маленьких поясню пословицей: видит око, да зуб неймёт). И умер Демокрит забавно. Расскажу эту историю. Как-то был большой греческий праздник, наподобие русской масленицы. И вдруг в середине многодневных веселий город облетает известие, что всеми любимый Демокрит умирает. Тогда к Демокриту пошла большая делегация с просьбой повременить и отложить смерть хотя бы до конца праздненства. Демокрит не мог отказать в этом своим родным абдеритам, но поставил условие: постоянно приносить ему для вдыханий свежеиспеченный хлеб. Так Демокрит на три дня отсрочил свою смерть. От Демокрита осталось очень мало сочинений, но много точных высказываний, например:"Женщина много искуснее мужчины в злословии". Или:"Пусть женщина не рассуждает: это ужасно". В своей жизни Демокрит много путешествовал. Был в Египте и Вавилоне, встречался с индийскими философами. Но, что любо- пытно и даже не объяснимо, наотрез отказался что-либо принять из Восточной философии (я давал свою версию этому событию, учавствуя в XIX Всемирном философском конгрессе; об этом потом расскажу, в одной из своих лекций). Прекрасно знал Демокрит и все течения греческой философии, в том числе дискуссию Гераклита и Парменида. В итоге многолетних размышлений у Демокрита сложилась собственная версия философского учения: простая, остроумная, наглядная и всё объясняющая. Суть её в следующем. Человек должен жить "по природе". Чтобы жить по природе, "природу" надо познавать . Чтобы познание было результативным, оно должно быть по силам человеку. То есть процесс познания и его методы не должны требовать от чело века ни сверх-чувственности, ни сверх-разумности, - чего требует восточная философия или учение Парменида. Как подчеркивал Демокрит, "желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и, чтобы он ни делал, он не должен стремиться делать свыше своих сил и своей природы". Простое объяснение строению природы можно дать,проведя аналогию со строением письменного текста, с принципом записи.Текст можно записывать иероглифами, слоговой клинописью или буквами алфавита. Количество иероглифов или слогов может быть произвольно большим, здесь нет порядка или явной закономерности. Иное дело буквы. Количество букв в алфавите строго ограничено и постоянно, но из них можно набрать любое необходимое число слов, с помощью которых можно записать текст бесконечного объёма. Буквы также наблю даемы, как и слова, но они - основа, а слова -"творение" . Буквы тем отличаются от слов, что они предел де ления текста-слова.Буква потому основа строения текста, что она есть неделимая частица или, по-гречески, a - t o m o z. - Атом. Природа в своём строении делима вроде бы до бесконечности, но не до нуля. То, что делится на части,- всегда относится к "существующему", но как только дошли до неделимого, атомов, так достигли "сущего". "Сущее", первооснова скрыта и ненаблюдаема не потому, что имеет отличную от обычных вещей природу, а потому, что состоит из очень маленьких частичек. Причем частички-атомы отделены друг от друга тем же способом, что и буквы в слове, то есть "пробелом", "пропуском", пустым местом или, короче, "пустотой". Пустота, которая в вещах малозаметна (например, камень втягивает в себя воду, воздух при ветре приобретает упругость), на уровне атомов занимает много больше места, чем сами атомы.Пустотная граница между атомами удерживается благодаря тому, что атомы "трясутся во всех направлениях". Пустота есть и условие движения атомов, и его результат. ФИЗИКА атомистики начинается с утверждения о том, что всё существующее и сущее состоит из атомов и пустоты, и что кроме атомов и пустоты в природе ничего нет. Вещи различаются между собой лишь тем, что образуют различные комбинации атомов. Различие в составе атомов и в порядке их комбинаций проявляется в том, что люди называют цветом, теплом, звуком,запахом, тяжестью,телесностью."Демокрит говорит, что цвет не существует (самостоятельно).Дело в том, что цвет (тела) зависит от поворота (атомов, их составляющих)". (История философии, т.1,1941,с.109). Из физики атомистики логически вытекает общее учение о возникновении природы - космология.Поскольку количество атомов может быть бесконечным (как повторение одной и той же буквы в непрерывном процессе "писания"), а пустота сама по себе не имеет границ, то мир скорее всего бесконечен. В бесконечной пустоте носится бесконечное количество атомов. Атомы, увлекая друг друга при зацеплении, образуют космические вихри. Каждый из вихрей образует собственную вселенную. Тяжелые атомы устремляются к центру, образуя твердые тела планет.Легкие атомы, развивая на переферии вихря огромные скорости, разогреваются до свечения и образуют звезды и солнце. На поверхности земли земля смешивается с водой, образуя под действием солнечного тепла густой теплый ил, в котором бурлят всплывающие из-под земли пузырьки воздуха. Некоторые пузырьки, вспучивая густой жирный ил, не успевают лопнуть, но застывают, образуя яйцеобразную капсулу. Эти капсулы заполняются выделениями, превращающими всю капсулу в живое вещество. Капсулы объединяются, образуя какие попало существа. Существа уродливые распа -даются или поедаются, остальные приспосабливаются к окружающей среде и совместному существованию. Живае существа, возникнув из воды и пены, выходят на сушу, где в результате постоянного морфогенеза возникает всё разнообразие видов, включая человека.- Эти положения ведут своё происхождение от Фалеса и Анаксимандра и являются "общим местом" для всего натуроцентризма. Возникновение вещей и направленность морфогенеза (эволюция) не преследует никакой цели,но обусловлено нуждой атомов - необходимостью,- которая вынуждает сцепляющиеся атомы двигаться всё более сложным и затейливым образом, вплоть до возникновения "жизни" (z o w n -"дзоон") и "души" (j y c h -"псюхэ"). Жизнь и душа есть такое сочетание атомов, когда движение сцепленых атомов достигает наибольшего напряжения и становится микроскопическим дрожжанием, трепетом, тремором, и в таком трепещущем конгломерате атомов преимущественное движение получают только самые маленькие и кругленькие атомы, движение которых создаёт легкое впечатление дыхания (j y c h -"дыхание","душа"). Человек, возникнув естественным образом и по необходимости, есть, как и любое прородное явление, комбинация атомов и пустоты. Души нет. Есть лишь тело, дрожащее и трепещущее от скрытого напряжения атомов, да перекатывающихся волнами по телу потоков легких и быстрых атомов. ГНОСЕОЛОГИЯ, или теория познания, в учении атомистов ставит целью познания познание строения тела, которое в свою очередь сводится к комбинации атомов. Чтобы познавать, надо членить на всё более мелкие части - анатомировать, - пока не дойдёшь до атомов.Анатомировать надо всё: физические тела, стихи, песни, музыку, язык. Анатомировать и классифицировать. Классифцировать и делать обобщения. Выводить всё из атомного строения и всему искать телесную причину.Такова программа познания, посильная человеку. А непосильном, напомню, Демокрит не советовал заниматься,- и это в атомистике принципиальное положение. ЭТИКА, или учение о нравственности, о правильном образе жизни, в атомистике исходит из того, что жизнь "ката фюсиос" означает жизнь в согласии с атомами собственного тела. В здоровом теле отношения атомов достигают гармонии ( `armonia - слаженость), и жизнь должна быть такой, чтобы никогда не нарушать установленную гармонию. Субъективным ощущением гармонии атомов собственного тела является "безмятежное состояние духа",поддерживаемое способностью получать удовольствие (`h d o n h ) от жизни при самой простой её организации. Приведу пример.Допустим , вы хотите получить удовольствие от вкушаемой пищи. Но ваш стол не изобилует явствами. Как быть? Вот умный ответ: надо хорошо проголодаться,- тогда и корочка хлеба мёдом покажется. Проголодаться можно тоже поразному.Можно сидеть на стуле в холодной тёмной комнате и голодать. Можно пойти с друзьями на пляж и там покупаться до обеда. Каким будет аппетит? Пообедали с удовольствием. Дальше что надо сделать с удовольствием?- Правильно, поспать. Проснулись, что дальше будем делать? Мы уже купались, обедали, отдыхали, не пора ли пойти в парк и порассуждать о природе, поспорить, умными речами побалваться? А к вечеру продолжить беседы у кого-либо из друзей, полулёжа на кушетках за чашей вина и глядя время от времени на приглашенных танцовщиц? И так пройдёт вечер и наступит ночь. Как её провести? С удовольствием или без? Если ночь провести с удовольствием, то каким будет утренний аппетит? Вот так и начнется новый День. Схема жизни, простая и "посильная" каждому, позволяет избегать страданий и получать от жизни наслаждение. Научить людей этому,- не в этом ли заключается задача философии? Один из ярких последователь Демокрита, Эпикур, писал:"Никчемны слова философа, который не исцеляет никаких страданий человека. Ибо, подобно тому, как бесполезна медицина, если она не в состоянии изгнать болезнь из тела, бесполезна и философия, если она не способна изгнать страдание из души". Для счастливой жизни много не нужно: "Счастье и несчастье - в душе". Но лучше, конечно , быть богатым и здоровым, чем бедным и больным:"Счатслив тот, кто имеет состояние и ум..." Состоянием надо пользоваться с умом: "От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла". "Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостнее крайней нужды". В этике атомистики существует железное правило: для того, чтобы не нарушать размеренный и умный образ жизни, протекающей с удовольствием, нельзя подвергать себя страстям. Лермонтовские строки о парусе:"...А он,мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой",- как нельзя лучше выражают антипод атомистичной этики. Последователь Демокрита Эпикур ( 341-270 до н.э.) советовал:"Проживи незаметно". Природа не требует от человека мятежности; напротив, мудрый человек стремиться жить так, чтобы всегда сохранять безмятежное состояние души, зная меру во всём. Надо избегать деятельнеости, подвергающей человека чрезмерным страстям, азарту и требующей непомерных усилий: таковы, например, комерция и политика. Первая порождает жажду денег, а вторая - жажду власти. То и другое существует "вопреки природе" (p a r a f y s e o z ). ПОЛИТОЛОГИЯ атомистики (от politikoz -общественный) тесно примыкает к этике, а этика - к физике. Рассуждение простое ("посильное") и конкретное: общество состоит из людей, люди состоят из атомов и пустоты. Общественное устройство должно быть таким, чтобы блюсти равновесие атомов в человеческих телах. Физические тела у всех людей устроены одинакого, следовательно, по природе все люди равны. Каждый имеет равное право заботиться о своем телесном благополучии. Правление равных людей всего общества есть правление народа -"демократия." Как говорил Демокрит:"Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия (граждан) при царях, насколько свобода лучше рабства". В заключение лекции прочитаю небольшой отрывок из физической поэмы "О природе вещей" древнеримского последователя Демокрита Тита Лукреция Кара. "Мы, таким образом, видим, что нужно телесной природе Только немногое: то, что страдания все удаляет. Пусть наслаждения ей предоставить и многие можно, Но и приятней порой и не против воли природы, Если в хоромах у нас не бывает златых изваяний Отроков, правой рукой держащих зажженные лампы, Дабы ночные пиры озарять в изобилии светом; И серебром не сверкают дома, и златом не блещут, И не гудят под резным потолком золоченым кифары; Люди же, вместо того, распростершись на мягкой лужайке Возле ручья берегов, под ветвями высоких деревьев, Скромными средствами телу дают усладительный отдых, Если к тому ж улыбается им и погода, и время Года усыплет цветами повсюду зелёные травы. Не покидает и жар лихорадочный тела скорее, Коль на узорных коврах и на ярком пурпуровом ложе, Мечешься ты, так как нет от сокровищ для нашего тела Проку нисколько, равно как от праздности или от власти, То остается считать и душе это всё бесполезным". * * *
|
|||
|