Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 10.. Европейская критическая философия.



Лекция 10.

 Европейская критическая философия.

 

П л а н

1. Гносеология Дж.Беркли.

2. Гносеология И.Канта.

3. Новая постановка проблемы сознания.

На прошлой лекции нам важно было проследить переход от методологии науки к гносеологии или "теории познания". В за­падной философской терминологии часто используется и другое название:"эпистемология",- от греческого "эпистемэ" /зна­ние/.уГносеология, или эпистемология,- один из важнейших раз­делов философского знания /наряду с учением о бытии, или онто­логией, с учением о человеке, или антропологией, наряду с эти- кой, эстетикой, логикой и другими, менее общими разделами философии/.

При изучении античной философии мы пользовались четырех­частным делением философского учения: 1/ учение о природе, или "физика" в старом значении этого слова; близко к нему примыка­ет "учение о бытии", или "онтология"; 2/ учение о познании, или "гносеология"; 3/ учение о человеке и о том, как правильно жить, или "этика" в старом значении слова; и 4/ учение об об­ществе, или "политология"; ныне используется чаще другой тер­мин:"социология",- а название "политология" закрепилось за уз­ким направлением обществоведения, связанным с международными отношениями.уОнтология, гносеология, этика, политология - вот первоначальное подразделение философского знания.

Предметная структура философского знания может меняться:

вводятся новые предметы /например, логика, эстетика, философия

истории, религиоведение и пр./, меняется значение отдельных

разделов /когда ведущую роль играет то этика, то физика или,

напротив, теория познания/, достигается или, напротив, теряет­ся, целостность философского учения.

Философия Нового времени разрабатывалась не профессиональ­ными философами, хотя профессиональные философы были и занима­ли кафедры в университетах, ориентируясь прежде всего на пре­подавание богословия, логики и риторики. Философия Нового времени возникла вне университетской среды, начав с методологии науки. Оборотной стороной этого процесса явилось отсутствие целостности, универсальности первых философских учений Нового времени. В частности, на первое место в общем корпусе фило­софского знания выдвинулась гносеология - как продолжение ме­тодологии науки.

Однако, в истории западно-европейской философии случилось одно замечательное событие: началась талантливая критика мето­дологии науки и соответствующей ей гносеологии. Уже Локк выс­тупил как критик Декарта. И Спиноза выступил с критикой Декар­та, и Лейбниц. Собственно говоря, дух критики в науке и фило­софии стал всеобщим. Это и неудивительно, поскольку начало критическому взгляду на вещи было положено насмешливым остроу­мием гуманистов. Одни все высмеивали, другие стали все крити­ковать /проявляя тем самым, якобы, свою "личность"/. Но самый интересный результат был получен тогда, когда к новоявленным философам с их же духом критики и всевысмеивания обратился один талантливый богослов. Звали его Джордж Беркли.

1. Гносеология Дж.Беркли.

Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в Ирландии. Окончил университет в Дублине. В двадцать пять лет /1710 г./ Беркли издает свой гениальный труд:"Трактат о началах челове­ческого знания",- которым было положено основное своеобразие западно-европейской философии /хотя сам по себе трактат не был понят современниками/. Судьба Беркли не была особенно счастли­вой, он не почил на лаврах и умер скромным епископом в 1753 году. Однако, еще в молодости, избрав для себя путь священнос­лужителя, Беркли поставил перед собой дерзновенную задачу: раз и навсегда опровергнуть материализм,- и справился с этой зада­чей блестяще. После критики Беркли материализм навсегда остал­ся философским уродом. А повод к критике дал Джон Локк своей теорией сенсуализма.

Напомню, что по Локку ощущение есть физико-физиологичес­кий результат взаимодействия тел природы с телом человека. И в этом естественно-природном процессе нет места обману: обман может появиться при ложной интерпретации человеком своих ощу­щений. Само по себе ощущение есть как бы слепок с вещи, ее зеркальное отражение, в котором образ в рамках допустимых пог­решностей отражения повторяет первообраз.

Эти рассуждения Локка Беркли прерывает вопросом:"С чего именно г-н Локк решил, что ощущение аналогично отпечатку перс­тня на воске или отражению в зеркале?" Если бы это было так, то ощущение само по себе походило бы на ту вещь, которой оно вызывается. Например, ощущение сладкости во рту должно было бы походить на сахар или на те тельца, которые делают сахар слад­ким. Ощущение цвета: красного, синего, желтого, белого,- долж­но походить на те волны, которые раздражают рецепторы глаза. Ощущение тяжести в руках при поднятии груза должно было бы по­ходить на вес этого груза. Но совершенно очевидно, что речь идет о несравнимых и несопоставимых понятиях: ощущения никогда не похожи на то, чем они вызываются. Ощущение сладкости не по­хожи ни при каких обстоятельствах на те тельца или их свойс­тва, из которых состоит сахар. Точно так же и ощущение цвета не похоже на электромагнитную волну, попадающую в глаз. Следо­вательно, отношение между ощущением и вещью, его вызывающей, строится не по принципу отражения, и аналогия с отпечатком перстня на воске в принципе не уместна.

Если изучать ощущение научным методом, на что претендовал Локк, то изучать его надо было бы не по аналогии с чем-либо, считает Беркли, а исходя из ощущений самих по себе. При таком, более строгом, подходе обнаруживается, что ощущение координи­ровано с вещью, его вызывающей, но и не более того. Когда тело вещи действует на тело человека - есть ощущения, когда не действует - нет ощущений. Если действие оказывается на глаз - появляются одни ощущения /зрительные/, если на нос,- то дру­гие.

Реакция человека на свои ощущения прежде всего чисто по­веденческая: укололся иглой - отдернул руку, спинку почесали - ждешь продолжения. Боль от укола острием иголки не похожа на само острие иголки, ее вызвавшей, но между ними есть, во-пер­вых, строгая координация и, во-вторых, четкая поведенческая реакция со стороны человека. То есть первичное значение ощуще­ний состоит в том, чтобы организовывать правильное поведение, необходимое для выживания, а вовсе не в том, чтобы доставлять знание о внешнем мире.

На этой мысли стоит остановится подробнее. Возьмем, для примера, такую ситуацию: вы идете по лесной дороге и на раз­вилке встречаете знак "череп и кости". Пойдете ли Вы по той дорожке, где стоит этот знак? Что для Вас важнее: сохранить жизнь или узнать, от чего там можно умереть? В данном случае знак на пути показывает Вам правильное поведение, но не дает знания. Но, честно говоря, Вам это знание и не необходимо для жизни, в нем нет нужды. В этом смысле и ощущение указывает правильное поведение, не давая знания о том, чем оно было выз­вано. То есть, если проводить аналогии, ощущение не есть ко­пия, отражение вещи, но есть условный знак, ее обозначающий и, одновременно, указывающей на правильное поведение на пути жиз­ни. А от знака нелепо требовать знания об обозначаемой им ве­щи: если Вам постучали в дверь, Вы можете открывать ее или не открывать, но не можете представить себе лицо посетителя, ни разу не виденного Вами. Ощущения - как знак - предписывают по­ведение при воздействии вещей, но не позволяют получить знание о том, каковы эти вещи.

Однако, человеку всегда кажется, что если он не обмыны­ается, то вещь такова, какова она в его ощущениях. Например, если человек видит вещь красной и соблюдены условия естествен­ного освещения и нормального восприятия, то, следовательно, вещь является красной сама по себе, даже если ее никто не ви­дит. То есть человек переходит от своих ощущений к знанию о вещи.

Беркли, как истинный исследователь, пытается понять, по­чему человеку кажется, что вещь сама по себе такова, какова она в восприятии, и за счет чего человек переходит от своих ощущений к знанию не себя самого, а вещей, вызывающих эти ощу­щения. Вы, должно быть, чувствуете, насколько сложно поставлен вопрос и как легко потеряться в поисках ответа на него. Однако Беркли - молодец, отважный мыслитель. Таким же рыцарем мышле­ния был Декарт, а в античности - Аристотель. И не надо стес­нять в груди чувство восхищения перед мастерами мысли.

Ответ, который находит Беркли на поставленный вопрос, оказывается прост до чрезвычайности. Беркли обнаруживает у че­ловека странную слабость - приписывать вещи собственные ощуще­ния от нее. Например, если мне сладко от сахара, значит сахар

- сладкий. А если мне бело от взгляда на него, значит, он еще и белый. Если я смотрю на вещь и мне становится красно, зеле­но, сине, значит, это вещи сами по себе красные, зеленые или синие. Каково мне от вещи, такова вещь. Это рассуждение пост­роено по схеме:"если я кого-то не понимаю, значит он - дурак". Кстати, у англичан до сих пор есть любопытная пословица:"если

летает как утка, ведет себя как утка и крякает как утка,- зна­чит, это - утка".

Ощущения переносятся на вещь /причем этот перенос не осознается/, отрываются от человека и приписываются вещи, пос­ле чего они уже не ощущения человека, а свойства вещи. То есть свойство вещи есть ничто иное, как перенесенное на вещь ощуще­ние человека от этой вещи.

В таком случае сама вещь, данная человеку в ощущениях, есть комплекс ощущений, перенесенный на вещь и противопостав­ленный человеку в качестве свойств вещи, ей принадлежащих и независимых от человека. То есть произошел некий гносеологи­ческий обман, кража. Вещь украла у человека его ощущения от нее, объявив их своей собственностью, своими "свойствами", "атрибутами" /по латыни "неотъемлимыми свойствами"/. После этой "кражи" свойства вещи уже не могут рассматриваться как условные знаки для обозначения источника ощущений и управлени­ем поведения. Кража-то была не условной, а настоящей, действи­тельной. Уворованные вещью ощущения и присвоенные в качестве собственных "свойств" могут быть узнаны человеком, и тогда они получат название "знание". Как бы мы в таком случае определи­ли, что такое "знание"?

Мы говорим:"Человек владеет знанием". То есть чем он "владеет"? Когда у человека просто возникают ощущения от воз­действия на него, и он на них реагирует соответствующим обра­зом, то никто не говорит, что у человека есть знания. Но когда человек "свойства вещи" вновь пропускает через свои ощущения, узнавая их и давая названия, то уже говорят, что человек при­обретает знание. Знанием владеют так же, как своими ощущения­ми, но только знанием становятся ощущения, подвергнутые двой­ной процедуре. Сначала ощущения были обращены в "свойства", а затем свойства были "узнаны" в качестве новых ощущений. Обе процедуры не основаны на обозначении, то есть не имеют к зна­кам никакого отношения. Следовательно, знание по отношению к свойствам, как и свойства по отношению к ощущениям, не являет­ся системой знаков. Знание при родовидовом определении этого понятия есть не система знаков, а переживание /познаваемого как самого себя/. А вот ощущения как реакция тела человека на внешние воздействия являютя условными знаками по отношению к ним. В результате вопрос о том, что такое "знание" и вопрос об отношении знаний к действиельности резко усложняется, и мы его на время отложим. Все дискуссии по этому поводу разгорелись уже после Беркли.

Процедура "превращения" ощущений человека в свойства вещи в более поздней философской терминологии стала описываться терминами "отчуждение" и "объективация". В процессе познания ощущения отчуждаются от человека и объективируются в свойства вещи. Объективированный комплекс ощущений получает свое имя-название и противопоставляя себя человеку как нечто чужое ему, воспринимается как вещь, тело природы. То есть телесная вещь, чувственно воспринимаемая человеком, есть ничто иное, как именованный комплекс ощущений человека, отчужденный от не­го и приписанный тому, чем были вызваны ощущения.

При таком понимании вещи достаточно поставить вопрос о том, похожа ли вещь в нашем восприятии ее на то, чем все эти восприятия были вызваны, чтобы получить очень странные резуль­таты.

Во-первых, если каждое отдельное ощущение не было "похо­жим" на внешний источник его, то и сумма "непожих ощущений" создаст комплекс ощущений, иденцифицируемый с "вещью", тоже не похожий на "вещь саму по себе", вне нашего восприятия ее.

Во-вторых, комплектование ощущений в "вещь" было субъек­тивным, определенным порядком их поступления в нащем опыте. Если бы порядок опыта был другим, то это отразилось бы на фор­мировании комплекса ощущений в "вещь"; соответственно, комп­лекс ощущений был бы другим, получил бы другое имя и для нас был бы другой "вещью". Но это означает, что мы не можем

знать, какой комплекс ощущений является объективным и, следо­вательно, какой является вещь сама по себе, вне наших ощущений.

В-третьих, мы вообще не можем знать, состоит ли объектив­ная реальность вне наших ощущений из "вещей", или она из них не состоит. Понятие "вещь" является чисто человеческим, антропо-

метрическим понятием, обусловленным наличием опыта. Изменение

опыта влечет за собой изменение порядка вещей: так, дети рису­ют человека не так, как художник-анатом. "Ручки, ножки, огуре­чик - вот и вышел человечек". Врач не делит человека на мясо, кожу, да кости: у него другое члениение тела под воздействием иного опыта. А восточные врачи-философы выделят в одном чело­веке столько тел /эфирное, астальное, ментальное и др./, сколько никогда не увидит врач европейской культуры. И если мы начнем уточнят, каково тело человека само по себе, в действи­тельности, вне наших знаний о нем, то это уточнение будет в принципе невозможным: каков опыт, таково и знание.

В-четвертых, нам придется разделить действительность на две части: мир-в-ощущениях, или мир-для-нас, и мир-вне-ощуще­ний, как источник наших ощущений или мир-для-себя. Мир-для-нас

- это "субъективная реальность". Мир-для-себя будет называться "объективной реальностью". Обычно человек их отождествляет, меряя объективную реальность по меркам субъективной. В дейст­вительности, они вообще не сопоставимы.

В-пятых, прорыв человека в объективную реальность в прин­ципе невозможен, ибо своим чувственным опытом человек абсолют­но включен в субъективную реальность. Для человека "вещь" су­ществует только тогда, когда он ее воспринимает. В противном случае он верит, что вещь продолжает существовать и тогда, когда он ее не воспринимает. "Пахнет ли роза, когда ее никто не нюхает?" Чем пахнет и приятно ли? Вы можете продолжить этот вопрос:"Остается ли роза красной, когда ее никто не ви­дит?" Да остается ли она вообще "розой",- "приятной во всех от-

ношениях"? "Нет человека, нет проблем",- острил Сталин. "Нет

человека, нет мира",- вот открытие Беркли. Естественно, не то­го мира, который вызывает ощущения в человеческом опыте, а то­го мира, каким он организуется в этом опыте самим человеком - с его культурой и ценностями.

Если человек предпримет отчаянную попытку узнать, каков мир сам по себе, вне его ощущений, и начнет с опыта, он вновь начнет оглядывать, обнюхивать, облизывать, ощупывать то, что однажды уже было проделано ранее /им или до него, руками или приборами,- это не принципиально/. Он тем самым лишь продубли­рует опыт, оставаясь в границах субъективной реальности.

Подведем итоги Берклеевского анализа того, что такое ощу­щение как оно есть, без пошлых аналогий.

Мир, данный человеку в ощущениях его, и мир вне человека

- не одно и тоже. Мир, видимый, зримый, воспринимаемый, есть субъективная реальность. Субъективная реальность в принципе не сопоставима с объективной, как сладкое с интегралом. Объектив­ная реальность не дана человеку ни в каком чувственном опыте и потому непознаваема. Но человеку и незачем знать объективную

реальность: как существо разумное, он своим разумом живет це­ликом в субъективоей реальности: реальности опыта и ощущений, в реальности знания. Знание не относится к объективной реаль­ности: его цель, назначение и смысл - в организации поведения /на основе разума/. Знать - значит знать как себя вести, как действовать. Все человеческое знание - поведенческое; это не знание о том, каков мир сам по себе, а знание о том, как в нем жить. И этого достаточно для человеческой жизни. Иметь объек­тивное знание /о мире каким он является в действительности/ было бы очень желательно, но не обязательно для жизни. Так что опытное человеческое знание, в том числе и научное, является в принципе ограниченным, и направлено оно на достижение пользы, успеха /мерки субъективной реальности человеческого бытия/, а вовсе не на истину /как знание объективной реальности/.

Учение Беркли в философии получило специальное назва­ние:"агностицизм" /от гр. "гносис"- знание, частица "а" - от­рицание/. Смысл философии агностицизма в том положении, что человек своим разумом живет в мире человеческой реальности, а не в "объективном мире". То есть он существует и объективно в объективной реальности, но это существование вне его познания и вне его собственного разума. Разумное познание на основе собственного чувственного опыта никогда не даст истинного зна­ния о действительном значении человека в объективной реальнос­ти и, соответственно, не даст объективного знания о человеке.

Полученные Беркли результаты философского анализа превра­тили его диспуты с материалистами в сражение лисы в курятнике. Материалисты-натуралисты того времени выдвинули грандиозную, по их меркам, задачу: познание материи в ее свойсвах, атрибу­тах и субстанции. Весь мир есть бесконечная материя, causa sui /"причина самой себя" - Спиноза/, гиганские вихри атомов /Дж. Бруно/, развернутые в пустоте пространства и потоке времени /И.Ньютон/. Человек - продукт саморазвития, эволюции материи. /Слово "эволюция", между прочим, однокоренное таким словам как "эвокуляция" и "Люцифер": от лат. "эво"- яйцо и "люцио"- све­чу/.

Все эти "прозрения" материалистов можно было бы без труда критиковать по частям. Однако, Беркли не любил щипать по пе­рышку, предпочитая сразу "брать за горло"."Материя есть объек­тивная реальность, данная в ощущениях",- провозглашал немецкий барон П.Гольбах, лидируя в среде французских, самых матерых, материалистов. Для Беркли же очевидно, что то, что дано в ощу­щениях, есть субъективная реальность, которая не становится объективной от того, что ее так назвали. Если же материя есть объективная реальность, то она не может быть быть объектом на­учного, опытного изучения; она не дана человеку и в нее можно только верить. То есть материя - предмет веры материалистов. И сами материалисты-атеисты, неведая того, - верующие люди, ве­рующие в "Материю", которая столь же неведома, сколь иудейский бог Иегова /или"Ягве", "Яхве"/. Отрицая Бога, материалисты на деле вводят нового бога-идола, так что опытное научное позна­ние "Материи" есть новый культ, служение, фанатизм и идолопок­лоничество. И сам материализм как система взглядов на мир, как мировоззрение, есть идолопоклонническое вероисповедание с рез­ко обозначенным культом: портретами ученых, книгами /гр."биб­лиа"/, организациями, сектанской системой ценностей, верой в могущество человеческого разума и прочей атрибутикой. И ника­кие заверения в том, что наука - это не религия, не изменят вероисповедального характера науки, превращающего борьбу науки с религией в борьбу одной религии с другой.

Вера материалистов, в том числе и самых "ученых", в то, что своими исследованиями они познают объективную реальность /поскольку результаты соответствуют опыту и подтверждаются им/, получила название "наивный реализм". В противоположность наивному реализму, философия Беркли получила название крити­ческой философии /наряду с названием "агностицизм"/.

Противоположность этих двух философских позиций наиболее ярко проявилась в учении об истине.

Понимание истины в наивном реализме построено на "теории отражения" Джона Локка. Если ощщущение, подобно отпечатку перстня на воске, отражает воздействующую на тело человека вещь, то образ похож, идентичен первообразу. Соответственно, верно и обратное: первообраз тождественен образу. Поэтому зна­ние образа означает и знание первообраза, т.е. объективной ре­альности. Поэтому ученый, написав формулу, верит, что эта фор­мула описывает объективную реальность, поскольку соответстует эмпирическим фактам.

С точки зрения критической философии, любая научная фор­мула описывает не объективную реальность, а поведение человека по отношению к ней. Так это же не одно и то же! Дорожный знак предписывает Вам правильное поведение, и опыт доказывает, что тот, кто выполняет его предписание, прав, а тот, кто не выпол­няет - неправ. Но дорожный знак, который всегда соответствует опыту, не дает знания ни географии, ни устройства автомобиля. Так и все формулы науки - руководство к действию в рамках ра­нее фиксированного опыта, без всякого отношения к объективной действительности. И история науки сама по себе ярко подтверж­дает направленность науки на деятельность, а не на истину, ес­ли, конечно, под истиной понимать не формулу успеха, а знание объективной реальности.

Приведу пример. Раньше физики понимали под "теплотой" не­которую субстанцию, аналогичную жидкости. В горячем теле этой субстанции,"теплорода", больше, а в холодном - меньше. При соприкосновении двух тел, горячего и холодного, субстанция теплоты перетекает из горячего в холодное со скоростью, про­порциональной разности температур и площади соприкосаемых по­верхностей. Когда физики, руководствуясь подобными представле­ниями, навыводили целый ряд формул, включая дифференциальные уравнения, тогда выяснилось, что никакой субстанции теплоты обнаружить в опытах не удается, но зато теплоту можно предста­вить как форму движения. Поразительно то, что представления физиков были ложными, но формулы получились истинными. Потому что формулы описывают не саму объективную реальность /ее "субстанции", "формы движения" и прочие фантазмы/, а форму че­ловеческого поведения, его деятельности и его опыта. Опыт в этом смысле - не метод познания, а предмет познания. Нет опыта

- нечего и познавать. /Здесь позиция Беркли явно поддерживает картезианские рассуждения о методе/.

Все формулы физики всегда операциональны или сводимы к ним. То есть, например, формула "рекомендует": возьми электри­ческий заряд такой-то величины /и говорится, как это сделать/, умножь его на другой "заряд", раздели его на квадрат расстоя­ния между ними /указывается, как и чем мерить это расстояние/, и тогда получишь "силу", - то есть то, что тебе нужно. Будет сила, будут власть и деньги, "много женщин и вина",- как пел

В.Высоцкий. Но что такое "электрический заряд", или "поле", или "электромагнетизм" как "объективная реальность", ни один физик не знает. Но электродвигатели работают, электролампочки светят, электросварка варит железо, а человек с комфортом ва­рится в собственном соку без всякого знания об объективной ре­альности: кто он такой, для чего существует в природе, что де­лается в объективной реальности его руками, мыслями и желания­ми, какие в действительности "силы" им используются и с какими последствиями. Ничего этого в чувственном опыте не дано и ни­когда известным через него не будет.

Философия Беркли ничего не сказала о том, в каком отноше­нии находиться человек по отношению к объективной реальности, но твердо установила, что материализм - это идолопоклонничес­кое вероисповедание, и что человек своим разумом соотнесен с субъективной реальностью, отождествляя ее в порыве наивного реализма с реальностью объективной. Субъективная реальность - реальность знания, а знание - идеально. Поэтому разумный чело­век, руководствующий знаниями в субъективной реальности собс­твенно человеческого мира, всегда является "субъективным идеа­листом". Только гносеологическое невежество может сделать мыс­лителя материалистом, и только религиозное знание может при­вести его к объективному идеализму. В истории философии мы встретимся с обеими тенденциями. Сам Беркли постепенно скло­нялся к проблеме перехода на позиции объективного идеализма. Однако, его философская система была впоследствии квалифициро­вана /Гегелем/ в качестве "субъективного идеализма" и до сих пор сохраняется под этим названием.

2.Гносеология Иммануила Канта.

Идеи Беркли хотя и медленно, но все-таки проникали в ев­ропейское философское сознание. Наиболее благоприятную почву они встретили там, где ее меньше всего можно было бы предпола­гать - в восточной Германии. В городе Кенигсберг существовал небольшой университет с четырьмя факультетами: богословским, юридическим, медицинским и философским. Философский считался общеподготовительным, после которого поступали на один из трех других факультетов. Одним из доцентов этого университета был Иммнуил Кант, сам выпускник этого университета, а в последс­твии - профессор его. В серидине жизни Кант познакомился с идеями Беркли, которые целиком перевернули его представления о познании: Кант решительно перешел на позиции критической фило­софии и достиг на этом пути блестящих результатов.

О Канте написано огромное количество книг. Остановимся коротко на некоторых фактах из его биографии.

Родился будущий великий мыслитель Германии в семье ремес­ленника, шорника /22-го апреля 1724 года/. Семья была религи­озной /протестанской/ и очень трудолюбивой. Закончил Кант ла­тинскую школу /средняя школа, в которой половина часов отводи­лась на изучении латыни/, и в шестнадцать лет поступил в уни­верситет. Какое-то время учился он на медицинском факультете, затем увлекся физикой Ньютона настолько, что перестал вовремя готовится к экзаменам, превращаясь в "вечного студента".

Закончил университет Кант тоько в возрасте тридцати одного года, защитив магистерскую диссертацию /диплом/ на философском факультете. К этому времени он был уже автором двух книг и нескольких научных статей по физике и космологии /о возникно­вении Солнечной системы из первоначальной туманности, о замед­лении вращения Земли вокруг оси под влиянием морских приливов под влиянием Луны и пр./.

В скором времени, защитив еще одну диссертацию, Кант ста­новится приват-доцентом университета, не покидая его до конца жизни /т.е. до 1804-го года/. Читал Кант самые различные курсы лекций: математику, механику, теоретическую физику, физическую географию, логику, метафизику. То есть он читал очень мало фи­лософии и много - естествознания. В 1758 году г.Кенигсберг был взят русскими войсками /а в 1760 году был взят и Берлин/. Гу­бернатором Кенигсберга был одно время отец А.В.Суворова. Алек­сандр Васильевич, тогда в чине подполковника, приезжал к отцу и, вероятно, посещал лекции Канта. Кант в то время читал до­полнительные лекции по фортефикации и пиротехнике.

По окончанию семилетней войны в Европе /1756-1762/ Кант начинает больше интересоваться человеком, в особенности осно­ваниями нравственности. Первоначально это отразилось только на его лекциях. Один из его бывших студентов, Иоган Готфрид Гер­дер, так вспоминал о лекциях Канта того периода:"С благодарной радостью я вспоминаю свое знакомство в молодые годы с филосо­фом, который был для меня подлинным учителем гуманности...Его открытое, как бы созданное для мышления чело несло печать просветленности, из уст его текла приятная речь, отличавшаяся богатством мыслей. Шутка, остроумие и юмор были средствами, которыми он всегда умело пользовался, оставаясь серьезным в момент общего веселья. Его лекции носили характер приятной бе­седы; он говорил о каком-нибудь авторе, но думал за него сам...".

При такой лестной оценке о производимом впечатлении Кант имел очень неважные внешние данные: рост - 157 см., худой, со впалой грудью и сутулой спиной. Может быть, в этом была одна из причин того, что Кант ни разу не женился и не имел особого интереса к женскому полу. Хотя сам он объяснялся в своем хо­лостяцком образе жизни примерно таким образом: когда ему нужна была женщина, он не мог ее содержать, а когда он уже мог бы содержать женщину, она ему была не нужна. На жизнь Кант зара­батывал собственным трудом, читая курсы лекций. Поскольку лек­ции пользовались спросом, то Кант зарабатывал вполне прилично, копя деньги на покупку дома. Но когда он купил дом, то женить­ся ему разхотелось: он привык к размеренной, тихой и аккурат­ной жизни, раздражаясь от малейшего шума.

Гердер, бывший одним из любимых учеников Канта /даже был освобожден от платы за обучение/, оказал впоследствии огромное влияние на развитие гуманитарных наук. Им было введено понятие "философии истории", впервые привлечено внимание к мифологи­ческому мышлению и теоретическим проблемам лингвистики. А по­пал Гердер в Кенигсберг и стал студентом университета благода­ря занятию Кенигсберга русскими войсками: военный хирург русс­кого полка, которому Гердер помогал в переводах на латынь, ре­шил сделать из него врача и отправил учиться на медицинский факультет Кенигсбергского университета. Однако Гердер, увидев кровь, потерял сознание и перевелся на богословский факультет, где и слущал лекции Канта.

В первый период своей преподавательской деятельности Кант философией занимался меньше всего. Сначала его привлекала только логика, затем появился интерес к этике. Религия интере­совала Канта очень мало, но логическая культура богословия и религиозные основания нравственности привлекали внимание. Кант много времени тратит на выяснение таких вопросов, как возмож­ность или невозможность логических доказательств бытия Бога, анализирует несовпадение логических конструкций с физическими процессами и постепенно подходит к вопросу о характере связи логики и опыта.

Отношение логики и опыта - область гносеологии, в которой уже ярко проявили себя Декарт, Локк и Беркли. С позицией Берк­ли Кант познакомился через трактаты его последователя, Давида Юма /1711-17--/. Работы Беркли в Европе читались с большим трудом. Давид Юм, работавший библиотекарем и готовя к изданию собственные трактаты по истории Англии и истории религий, имел возможность более тщательно ознакомиться с идеями Беркли, ко­торые увлекли и очаровали его. В свою очередь, Кант в далекой восточной Пруссии интересовался вопросами истории и следил за английской научной литературой. Так через Юма Кант выходит на идеи Беркли, которые коренным образом меняют научные интересы немецкого мыслителя. Кант вплотную начинает заниматься гносео­логией, оставляя естествознание.

Биографию Канта часто делят на два периода: "докритичес­кий", когда Кант стоял на позициях "наивного реализма", и "критический", связанный с гносеологией Беркли.

В "критический" период своей биографии Кант моментально схватывает, что опыт, основанный на ощущениях, дает знание, но не объективной реальности, а человеческого отношения к ней, проявленного в поведении. Следовательно, всякое знание, вклю­чая научное, характеризует человеческий опыт, а не объективную реальность. Отсюда вытекает своеобразное отношение опыта и ло­гики, а также опыта и веры. Выяснению своеобразия этих отноше­ний Кант посвящает свои главные философские произведения: "Критика чистого разума" /1781/, "Критика практического разу­ма" /1788/ и "Критика способности суждения" /1790/.

К гносеологической проблематике Кант подошел с точки зре­ния преподавателя логики. В результате проведенного исследова­ния получилось строгое, но крайне громоздкое произведение "Кри­тика чистого разума". Кант планировал написать его за год, а писал десять лет. Многие друзья Канта отказывались читать его произведение, ссылаясь на недостаток здоровья для такой цели.

Если отвлечься от логических терминов, то смысл Кантовс­кого трактата в следующем. Человек мыслит при помощи понятий и суждений. Если взять понятие, то оно связано с каким-то пред­метом: например, понятие "книга" связано с соответствующим классом предметов. Если же мы начнем исходить из опыта, то по­лучим в опыте ряд ощущений: невкусно, твердо, немного тяжело и пр. Спрашивается: что связывает между собой ощущения, получен­ные различными органами чувств? Каким образом это тяжелое объ­единяется с этим белым, если ни в одном органе чувств не со­держится способности объединяться в определенный "комплекс ощущений"? Отвечая на этот вопрос, Кант приходит к выводу, что у человека, в отличие от животных, есть особая способность ор­ганизации своих ощещений по-предметно, которая и называется "разумом".

То есть познавательные способности человека обусловлены, во-первых, способностью к ощущениям на основе органов чувств, и, во-вторых, внечувственной способностью организации ощущений в "предметы", в опредмечивание ощущений. То, каким будет сфор­мирован "предмет" в процессе "опыта", зависит от полученных ощущений и от способа их упорядочивания. Получается так, что способ упорядочивания опыта предопределяет собой и результаты опыта, и порядок размышления. Следовательно, опыт не является первичным и независимым от разума, а сам разум оказывается "нечистым",- в том плане, что он действует по определенной программе синтеза ощущений в понятия /в "предметы"/, а понятий

- в суждения. Кант критикует теорию "чистого разума" /"tabula rasa" Дж. Локка/, посвящая свое исследование изучению "загру­женности" разума определенной "программой".

Познакомимся немного с терминологией Канта. Способность разума синтезировать ощущения в "предметы" предшествует ре­зультатам опыта, и называется им по старой латинской традиции "априорной" /от a priori -"из предшествующего"/. То знание, которое получается в результате опыта и после опыта, называет­ся "апостериорным" /от лат. a posteriori -"из последующего"/. То есть любое эмпирическое знание является "апостериорным", оно не первично, и познание, следовательно, не начинается с опыта. Познание начинается с наличия в разуме "исходной прог­раммы" априорного знания, которое изменяется под воздействием опыта /ощущений/, порождая апостериорное знание.

Априорное знание, как собственная программа разума, пред­задано человеку, оно не возникает из опыта. Будучи по ту сто­рону опыта, априорное знание получает название "трансценден­тального" /от лат. trans- "переход"/. Трансцендентальное зна­ние никогда не сводится, не переходит к эмпирическому знанию. К трансцендентальному знанию отнсятся математика, теоретичес­кое естествознание, философия и богословие. Само существование этих форм знания обусловлено наличием в человеческом разуме априорного знания и, как следствие, способностью к трансцен­дентальному знанию на основе новых суждений, исходящих из ап­риорного знания. В данном случае мысль Канта разворачивается параллельно рационализму Декарта. Всякое общее и достоверное знание - не из опыта. Познание начинается с опыта, подчеркивал Кант, но не исходит из опыта.

Познание исходит из априорного знания как способа разуме­ния, основы разума. Поэтому главная задача философии в области гносеологии - исследовать, что представляет собой априорное знание. Сам Кант выделил в априорном знании два вида: 1/ спо­собность синтезировать ощущения в "предмет", которая представ­лена пространством-временем; и 2/способность синтезировать по­нятия в суждения, которая представлена таблицей "категорий".

Рассмотрим обе способности, называемые Кантом "априорными формами чувственного созерцания и рассудка".

Любой чувственно-воспринимаемый предмет восприним



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.