Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУВПО «АмГУ»)

 

 

Факультет Энергетический

Кафедра энергетики

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

на тему: Газовые реле.

по дисциплине: Релейная защита и автоматика

 

 

Исполнитель

студент группы 843                                                     И.В. Сергейчук

 

 

Проверил                                                                    Д.А. Бондаренко

 

 

Благовещенск 2011

Газовые реле

Цель работы: изучение принципа действия, устройства и области применения газовых реле.

     Газовая защита устанавливается на трансформаторах, автотрансформаторах и реакторах с масляным охлаждением, имеющих расширители.

Применение газовой защиты является обязательным на трансформаторах (автотрансформаторах) мощностью 6300 кВА и более, а также на трансформаторах (авто­трансформаторах) мощностью 1000 – 4000 кВА, не имею­щих быстродействующей защиты (дифференциальной, токовой отсечки или макси­мальной токовой защиты со временем действия не более 1с). На трансформаторах мощностью 1000 – 4000 кВА применение газовой защиты при наличии другой быстро­действующей защиты допускается, но не является обяза­тельным.

Применение газовой защиты обязатель­но на внутрицеховых трансформаторах (автотран­сформаторах) мощностью 630 кВА и выше независимо от наличия других быстродействующих защит.

     Действие газовой защиты: основано на том, что всякие, даже незначительные повреждения, а также повышенные нагревы внутри бака трансформатора (автотрансформатора) вызывают разложение масла и органической изоляции, что сопровождается выделением газа. Интенсивность газообра­зования и химический состав газа зависят от характера и размеров повреждения. Поэтому защита выполняется так, чтобы при медленном газообразовании подавался преду­предительный сигнал, а при бурном газообразовании, что имеет место при коротких замыканиях, происходило от­ключение поврежденного трансформатора (автотрансфор­матора). Кроме того, газовая защита действует на сигнал и на отключение или только на сигнал при опасном пони­жении уровня масла в баке трансформатора или автотран­сформатора.

     Газовая защита является универсальной и наиболее чувствительной защитой трансформаторов (автотрансфор­маторов) от внутренних повреждений, а при некоторых опасных повреждениях действует только она, – защиты, контролирующие электрические параметры, обнаружить эти режимы не могут. К таким повреждениям относятся замыкания между витками обмоток, пожар в стали магнитопровода, неисправности переключателей устройств РПН и ряд других, сопровождающихся местным повышением температуры частей трансформатора, находящихся внутри бака.

     Так, пожар в стали развивается в местах нарушения изоляции листов магнитопровода, что может произойти из-за дефектов сборки, под воздействием вибрации трансформатора или по другим причинам. Замыкание между собою листов стали приводит к повышенному нагреву этого участка магнитопровода из-за роста вихревых токов.

     Газовая защита осуществляется с помощью специальных газовых реле, которые подразделяются на: поплавко­вые,

 

лопастные и чашечные.

Рис.1. Установка газового реле на трансформаторе:

1 – газовое реле; 2 – краник; 3 – выхлопная труба; 4 – расширитель;

5 – мембрана.

 

 

Газовое реле устанавливается на маслопроводе, соединяющем бак трансформатора (автотрансформатора) и расширитель – рис. 1а. Маслопровод должен иметь подъем к горизонту порядка 1,5 – 2°. Под опоры трансформатора со стороны расширителя устанавливаются подкладки для того, чтобы создать подъем крышки трансформатора к горизонту порядка 1 – 1,5° (на рис. 1 наклоны не показаны). При слабом газообразовании это обеспечивает концентрацию газа под крышкой трансформатора в месте, где в нее вмонтирован маслопровод, и подъем по нему газа к расширителю. Чтобы газ попадал именно в газовое реле, труба маслопровода развальцована на нижней поверхности крышки, а выхлопная труба заглублена внутрь корпуса на 2-3 сантиметра (рис. 1б).

     Реле заполнено маслом. Корпус реле имеет смот­ровое стекло со шкалой, с помощью которой определяется объем скопившегося в реле газа. На крышке газового реле расположены краник для вы­пуска воздуха и взятия пробы газа для его анализа, а так­же зажимы для подключения кабеля к кон­тактам, находящимся внутри корпуса.

У поплавковых реле первого поколения внутри кожуха укреп­лялись на шарнирах два по­плавка, представлявших со­бой полые металлические цилиндры. На поплавках монтировались ртутные контакты, соединенные гибкими провод­никами с выводными зажи­мами на крышке реле.

Ртутный контакт представ­ляет собой стеклянную герметичную колбочку с впаянными в ее верхнюю часть двумя контактами. Колбочка содержит небольшое количество ртути, которая при определенном положении колбочки замыкает между собой оба контакта, чем создается цепь через реле. Конструкция газового реле типа ПГ-22 показана на рис. 2.

 Верхний поплавок яв­ляется сигнальным элементом защиты. Нормально, когда реле полностью заполнено маслом, поплавок всплывает и его контакт разомкнут.

 При медленном газообра­зовании газы, поднимающиеся к расширителю, постепенно заполняют верхнюю часть реле и вытесняют масло. С пони­жением уровня масла в реле поплавок, опускаясь, поворачивается на своей оси, вследствие чего происходит замыкание ртутных контактов в цепи предупредительной сигнализации. При дальнейшем медленном газообразовании peле подействовать на отключение не может, т. к. оно запол­няется газом лишь до верхней кромки отверстия маслопро­вода, после чего газы будут выходить в расширитель. Ана­логично работает сигнальный элемент и при снижении уровня масла в реле по другим причинам, – напр. из-за утечки масла из бака трансформатора или при понижении температуры.

Нижний поплавок, распо­ложенный против отверстия маслопровода, является от­ключающим элементом реле. При бурном газообразова­нии резко нарастает давление в баке трансфор­матора, возникает сильный поток газа и масла в расширитель через газовое реле. При скорости движения потока газов и масла порядка 0,5 м/с ниж­ний поплавок, находящийся на пути движения потока, опрокидывается и происходит замыкание его ртутных контактов в цепи отключения. Бла­годаря тому что при коротком замыкании внутри корпуса трансформатора сразу возникает бурное газообразование, газовая защита производит включение со временем по­рядка 0,1–0,3 с. Отключающий элемент срабатывает также при большом понижении уровня масла в корпусе реле.

     У реле второго поколения поплавки выполнены из пластмассы, и на них закреплены небольшие постоянные магниты. Герметичные контакты из ферросплава (герконы) крепятся внутри корпуса реле. При перемещении поплавка постоянный магнит приближается к геркону, и контакт замыкает цепь сигнализации или отключения. Реле такой конструкции – BF80/Q (реле Бухгольца) – производятся в Германии.

У лопастных реле сигнальный элемент выпол­няется так же, как у поплавковых, а отключающий состоит из поплавка и поворотной лопасти, механически связанных с общим контактом, действующим на отключение.

 

Пример лопастного реле приведен на рис. 3. Лопасть 5 расположена против входного отверстия реле со стороны бака трансформатора (автотрансформатора) и действует так же, как поплавок у реле ПГ-22. Для регулирования ско­рости срабатывания в пределах 0,5–1,5 м/с предусмотрена возможность изменения площади лопасти, на которую воз­действует поток газов и масла. Отключающий поплавок 4защищен от потока масла и газов экраном 11 и поэтому срабатывает только при понижении уровня масла. Если действие на отключение при понижении уровня масла не требуется, то оно может быть выведено ввертыванием пробки 12.

У чашечных реле вместо поплавков исполь­зуются открытые металлические чашки, а вместо ртутных контактов – обычные открытые контакты, работающие непо­средственно в масле. Принцип действия отключающего элемента чашечного реле показан на рис. 4. Открытая чашка 1 с ушком 2 может поворачи­ваться па оси 3. С чашкой связана колодка 4, на ко­торой укреплены подвиж­ный контактный мостик 5, лопасть 6 и пластина 7, сцепленная с нижним кон­цом пружины 8. Верхний конец пружины 8 и неподвижные контакты 9 укреп­лены на неподвижной части газового реле. Сигнальный и отключающие элементы помещены в корпус 10 (та­кой же, как у газового реле типа ПГ-22). Сигналь­ный элемент выполнен ана­логично, но

 

чашка не имеет лопасти.

 

Рис. 4. Устройство и принцип действия отключающего элемента

газового реле чашечного типа.

 

     Нормально, когда кор­пус реле полностью запол­нен маслом, верхняя и нижняя чашки тоже заполнены мас­лом и удерживаются в исходном положении пружинами 8.

     При понижении уровня масла в корпусе реле вследствие скопления газа в его верхней части верхняя чашка под воз­действием момента, создаваемого весом масла, находяще­гося в чашке и превышающего момент пружины 8, повора­чивается на оси 3. При этом контактный мостик 5 замыкает неподвижные контакты 9 в цепи предупредительной сигна­лизации.

При повреждениях внутри бака трансформатора (авто­трансформатора), сопровождающихся бурным газообразо­ванием, поток масла и газов, устремляющийся в расшири­тель через газовое реле, воздействует на лопасть 6 отклю­чающего элемента (нижней чашки). При этом колодка 4 поворачивается на оси 11 и контактный мостик 5 за­мыкает неподвижные кон­такты 6 в цепи отключения выключателей поврежден­ного трансформатора (авто­трансформатора).

Обычно при слабом газообразовании реле любой конструкции действует на сигнал, а при интенсивном – на от­ключение. Допускается действие на сигнал как при слабом, так и при сильном газообразовании на трансформаторах (автотрансформаторах): имеющих дифференциальную за­щиту или отсечку; не имеющих выключателей; внутрицеховых, мощностью 1600 кВА и меньше, при нали­чии защиты от к.з. со стороны источника питания.

     При бурном газообразовании нарастающее внутри корпуса трансформатора давление выдавливает мембрану выхлопной трубы (мембрана выполняется из тонкого стекла либо из медной фольги и при нормальной работе трансформатора герметично закрывает отверстие выхлопной трубы). После этого воздействие на нижний элемент газового реле может заметно уменьшиться. Для обеспечения действия газовой защиты на отключе­ние при кратковременном замыкании контактов KSG.2 газового реле выполняется подхват отключающего импульса. У масляных и воздушных выключателей с общим приводом на три фазы подхват отключающего импульса производится с помощью удерживающих обмоток выходных промежуточных реле – рис. 5, контакт KL1.3. У выключателей с индивидуальными приво­дами у каждого полюса подхват отключающего импульса предусматривается в схеме управления.

 

Рис. 5. Схема оперативных цепей

отключающего элемента газовой защиты.

 

     Взятие пробы газа из реле и выявление по его анализу вида повреждения в трансформаторе.

 В соответствии с «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», при срабатывании газового реле на сигнал должен быть произведен наружный осмотр трансформатора, отобран газ из реле для анализа и проверки на горючесть. Чтобы обеспечить безопасность персонала при отборе газа из газового реле и выявить причины его срабатывания, необходимо как можно быстрее разгрузить и отключить трансформатор.

     Если газ в реле негорючий, отсутствуют признаки повреждения трансформатора, а его отключение вызвало недоотпуск электроэнергии, трансформатор может быть немедленно включен в работу до выяснения причин срабатывания газового реле на сигнал.

     Химический анализ газа обязателен в любом случае. Попытки определения повреждения трансформатора по цвету и запаху газа нецелесообразны, т. к. окраска газа через некоторое время исчезает. Для первоначальной ориентировочной оценки случившегося можно все же иметь в виду, что при повреждении бумаги или электротехнического картона газ имеет бело-серый цвет, при повреждении деревянных деталей – желтый, а при повреждении масла – черный.

     При экспресс-анализе важно выявить наличие в газе водорода, потому что его присутствие свидетельствует о разложении трансформаторного масла под воздействием электрической дуги. Оставшийся газ направляется в химическую лабораторию для определения содержания в нем углекислого газа, кислорода, окиси углерода и других составляющих, по которым определяются причины и вид повреждения трансформатора.

    Контрольные вопросы.

1. Для чего нужен подъем крышки трансформатора и маслопровода по направлению к газовому реле?

2. Почему верхний элемент газового реле любой конструкции срабатывает только на сигнал?

3. Будет ли работать газовое реле при понижении уровня масла в трансформаторе?

4. Что такое «пожар в стали»?

5. Как обеспечивается надежное действие газовой защиты на отключение поврежденного трансформатора?

6. Порядок действий оперативного персонала при отборе пробы газа из реле.

        

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.