План-конспект занятия ««ДОБРОТА»
План-конспект занятия ««ДОБРОТА»
Дмитриева Д.С. Педагог дополнительного образования, МАУДО «Городской дворец творчества детей и молодежи №1» Детский орден милосердия г.Набережные Челны
Тема: «ДОБРОТА»
Цель: продолжить знакомить учащихся с понятием «дружба» как величайшей социальной и нравственной общечеловеческой ценностью
Задачи:
1.Образовательные:
- закрепление и расширение знаний, отвечающих смыслу понятия «дружба».
2.Воспитательные:
- воспитание доброжелательности, вежливости, уважения к окружающим людям;
- осознание личной значимости в процессе занятия;
3.Развивающие:
- способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
- развивать стремление быть терпимым в обществе людей, уметь принимать точку зрения другого человека и отстаивать свою; развивать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения;
Методы обучения:
- наглядно-слуховой,
- словесный,
- анализ,
- обобщение,
- творческое задание.
Форма обучения: групповая
Тип занятия: Занятие обобщения усвоенных знаний
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, презентация, мел, доска.
Структура занятия
Аспект занятия
| Механизм ведения
| Содержание
| Мотивационно-ориентирован-ный аспект
| Приветствие.
Актуализация субъектного опыта воспитанников. Беседа.
Диалог.
| -Здравствуйте, ребята!
С каким настроение вы пришли сегодня на занятие? Каковы ваши ожидания? О чем хотелось бы поговорить?
Дети отвечают на вопросы.
Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
- О каком качестве пойдет речь? О доброте.
- Кто догадался, какая тема нашего занятия?
- Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА.
| Содержательный аспект
| Диалог. Мотивация и стимулирование к групповой работе.
| Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека.
Давайте все вместе прочитаем высказывания о доброте великих людей. Дети читают и объясняют, как понимают высказывания.
1. "Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека".М. Пришвин
2. "Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное". Л.Н. Толстой
3. «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Л.Н. Толстой
4. «Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».Марк Твен
5. «Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок» Конфуций
2. Сейчас мы с вами нарисуем ДЕРЕВО ДОБРОТЫ
- А сколько много добрых слов образовано от слова - доброта! Давайте мы узнаем эти слова.
- Как называют человека высоких моральных принципов, очень обязательного, не позволяющего себе отдохнуть, пока работа не будет выполнена правильно. (ДОБРОСОВЕСТНЫЙ).
- Как называют человека, который желает всем добра, готовый содействовать благополучию других людей (ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ).
- Как называют человека, который достоин одобрения, уважения, очень порядочный, приличный (ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ).
- Как называют человека сочувствующего, который понимает состояние другого. Об этом человеке говорят, что у него очень доброе сердце. (ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ)
- О каком человеке говорят – человек добрый и мягкий по характеру, незлобивый.(ДОБРОДУШНЫЙ)
- Про какого человека говорят: скромный, кроткий, послушный, имеет хорошее поведение. (ДОБРОНРАВНЫЙ).
- Человек добрый, высоконравственный, стремится к добру, проявляет добродетель. (Доброде́тель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона).
«Доброта - солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели".
- Какое чудесное получилось дерево! На нем распустились листочки добрых слов, от которых в нашем сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только ваши уста, но и ваше сердце. Спешите делать добро!
Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - это корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
- Сколько веточек получилось у нашего дерева? (7)
- Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
- Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
3. Доброта - истинная и ложная.
- Доброта бескорыстна. Зачем ждать благодарности? Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Но доброта бывает истинная и ложная. Всем нам всю жизнь нужно учиться отличать доброту истинную от ложной.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно.
В любую минуту, всегда.
4. Работа в группах.
1-й этап – самостоятельно
- Я вам предлагаю прослушать два текста и ответить на вопрос: "Кто из героев рассказов проявляет доброту истинную, а кто - ложную?"
Текст №1
К Сереже пришли друзья, Миша и Саша, и пригласили погулять. "Но я ещё не решил задачу, она для меня очень трудная", - сказал Сережа. Саша успокоил: "Садись. Давай составим краткую запись, и ты справишься. Это не трудно". Миша хлопнул друга по плечу и сказал: "Я знаю решение. Записывай, не теряй время. Пойдем скорее гулять".
Текст №2
В воскресенье ребята 3 "б" класса решили посадить деревья около школы. Утром Лене не хотелось подниматься с постели, и она сообщила, что никуда не пойдет. Бабушка пожалела внучку: "Поспи, Леночка, ведь сегодня выходной день. Ты за неделю так устала. А в школе скажем, что ты приболела". Подошел дед и строго сказал: "Вставай, Елена. Пообещала - сделай дело, а потом гуляй смело".
2-й этап – работа в группе
5. Обсуждение групп.
-Давайте проверим, какая группа безошибочно определила, кто проявляет доброту ложную, а кто истинную.
Текст №1. Саша проявляет доброту истинную, а Миша - ложную.
Текст №2. Дедушка проявляет доброту истинную, а бабушка ложную.
- Добрый человек - это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Ребята, а где добро всегда побеждает зло? ( В сказках).
- Вспомните сказки, в которых добро побеждает зло. (Дети перечисляют сказки).
7.Работа в паре.
- Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Первые пословицы о доброте появились очень давно, даже в те времена для людей было важно это качество личности!
- Я вам предлагаю в паре вспомнить пословицы о доброте, составив их из двух половинок. (см. прил.1).
· Спеши делать добро.
· Добрые дела красят человека.
· Без добрых дел нет доброго имени.
· Жизнь дана на добрые дела.
· Злой не верит, что есть добрые люди.
· Добро век не забудется.
· Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
· От добра - добра не ищут.
· Доброе сердце лучше богатства.
· Доброе слово - половина счастья.
· При солнышке тепло, при матушке добро.
· Доброе слово и кошке приятно.
· Худо тому, кто добра не делает никому.
· Не ищи красоты - ищи доброты.
· Доброе дело дороже богатства.
· Красоту уносят годы, доброту не унесут.
· Добро не лихо, бродит по миру тихо;
· Добро не умрёт, а зло пропадёт;
· Доброе дело само себя хвалит;
· Доброта без разума пуста;
· Добрые чувства - соседи любви;
· Добрый гость всегда в пору;
· Добрым словом и бездомный богат;
· Добро помни, а зло забывай;
· Доброго чти, а злого не жалей;
| Рефлексия
| Анализ проделанной работы, самоанализ.
| - На этом наше занятие подошло к концу. Все вы большие молодцы! Сегодня на занятии мы с вами поразмышляли над тем, что такое «дружба»; вспомнили пословицы о дружбе; исполнили песни, посвященные этой теме; дали нравственные характеристики настоящего друга.
А в завершении нашего урока, я хотела бы вам прочитать стихотворение Андрея Дементьева «Доброта».
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы порой не изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
На доске запись:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.
- Я благодарю Вас за работу.
Всего вам доброго! До свидания!
|
Приложение 1.
Соедини начало и конец пословицы. Карточка 1.
Спеши делать…
| … есть добрые люди
| Добрые дела…
| …добрые дела.
| Без добрых дел нет…
| …добро.
| Жизнь дана на …
| …красят человека.
| Злой не верит, что…
| …доброго имени.
|
Соедини начало и конец пословицы. Карточка 2.
Доброе слово дом построит,
| … лучше богатства.
| Худо тому, кто …
| … злое слово дом разрушит.
| Доброе сердце …
| … при матушке добро.
| Добро не умрёт, …
| … добра не делает никому.
| При солнышке тепло,
| … а зло пропадёт.
|
Соедини начало и конец пословицы. Карточка 3.
Доброе слово - …
| …ищи доброты.
| Не ищи красоты - …
| … бродит по миру тихо.
| Красоту уносят годы, …
| …половина счастья.
| Добро не лихо, …
| … а злого не жалей.
| Доброго чти, …
| … доброту не унесут.
|
Соедини начало и конец пословицы. Карточка 4.
Добрый гость …
| … не забудется.
| Добрым словом и …
| … а зло забывай.
| Добро помни, …
| … само себя хвалит.
| Доброе дело
| … всегда в пору.
| Добро век…
| … бездомный богат.
|
"Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека".
М. Пришвин
"Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное". Л.Н. Толстой
«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Л.Н. Толстой
«Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».Марк Твен
«Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок» Конфуций
Худо тому,
| кто добра не делает никому.
| Спеши
| делать добро.
| Добрые дела
| красят человека.
| Без добрых дел
| нет доброго имени.
| Жизнь дана
| на добрые дела.
| Злой не верит,
| что есть добрые люди.
| Добро
| век не забудется.
| От добра -
| добра не ищут.
| Доброе слово дом построит,
| злое слово дом разрушит.
| Доброе сердце
| лучше богатства.
| Доброе слово -
| половина счастья.
| При солнышке тепло,
| при матушке добро.
| Доброе слово
| и кошке приятно.
| Не ищи красоты -
| ищи доброты.
| Доброе дело
| дороже богатства.
| Красоту уносят годы,
| доброту не унесут.
| Добро не лихо,
| бродит по миру тихо;
| Добро не умрёт,
| а зло пропадёт;
| Доброе дело
| само себя хвалит;
| Доброта
| без разума пуста;
| Добрые чувства -
| соседи любви;
| Добрый гость
| всегда в пору;
| Добрым словом
| и бездомный богат;
| Добро помни,
| а зло забывай;
| Доброго чти,
| а злого не жалей;
|
|