Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция № 2



Лекция № 2

 История становления образовательной системы Англии

 

До XVII главная роль в школьном деле Англии принадлежала англиканской церкви. В частности, начальное обучение осуществлялось при кафедральных соборах и крупных монастырях, где учили божьему слову, молитвам и ритуалам. Основной целью было религиозное воспитание.

Прообразом среднего образования стали грамматические школы, возникшие в XII веке. Они были названы так, потому что в них обучали главным образом грамматике древних языков: чтению классических текстов на латинском и древнегреческом языках, умению вести дискуссии. Часть этих школ была первоначально создана для детей бедных родителей. Основывались они по инициативе отдельных знатных лиц, иногда королей, крупных государственных деятелей, религиозных организаций, городов и различных обществ, которые жертвовали на их открытие некоторые суммы. Дети титулованных родителей обучались на дому. В основном это была подготовка к воинским профессиям: искусство наездничества, ведения боя, умение выжить в боевых условиях, законы товарищества. Другая сторона воспитания была не менее важной: музыка, спорт, литература, умение вести светскую беседу, ухаживать за дамой. Признаком изысканной аристократичности считалось наличие богатых библиотек, служивших подспорьем в воспитании и обучении отпрысков богатых семей.

Важным событием, значительно повлиявшим на распространение грамотности среди населения, стал перевод Д. Уиклифом (1320-1384) библии на английский язык. В этот же период стали появляться писатели и поэты, сочинявшие на английском языке свои произведения, что также не могло не сказаться на грамотности широких слоев населения. 

По мере распространения грамотности все больше возникала потребность в продолжении послешкольного образования. Соборы, монастыри, приходы владели огромными библиотеками, в которых были сосредоточены книги по философии, теологии, искусствам. Европейской традицией становилось странствование любознательных молодых людей в поисках богатых библиотек и грамотных наставников - священников. Они бродили из страны в страну по всей Европе. Так складывались центры, ставшие впоследствии университетами. Первые английские университеты возникли в XII в. (Оксфорд), в XIII в. (Кембридж). Первоначально они существовали в виде групп домов, называвшихся «колледжами», в которых студенты жили, время от времени посещая лекции ученых. Но постепенно чтение лекций приобретает более организованный характер, и оба университета превратились в учебные заведения и в учреждения, принимающие экзамены на ученую степень даже у лиц, не посещавших занятия в данном колледже. Эти университеты на протяжении ряда столетий оставались единственными университетами, являясь символом английского элитного образования. Лишь в XIX в. был открыт университет в Дархеме (1832), а затем в Лондоне (1836).

Со временем представителям дворянства и духовенства стали очевидными преимущества образования и воспитания в грамматических школах перед домашним. У многих появилось желание отдавать в них своих сыновей. И тогда эти школы превратились в чисто аристократические учебные заведения. Впоследствии (начиная с XIX в.) они стали называться «Public Schools», т.к. они не составляли собственности частных лиц и были доступны каждому, кто мог вносить плату, независимо от вероисповедания.

С XVI в. на английское образование стали оказывать влияние европейские идеи. В Англию в это время часто приезжал Эразм Роттердамский (1469-1536). Он был другом одного из первых английских гуманистов Джона Колета (1467-1519) и помогал ему претворить в жизнь планы по открытию школы святого Павла. В начале XVII в. благодаря усилиям Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) была сделана попытка провести исследования, целью которых было установить, какую систему образования следует ввести в стране. На основе результатов этих исследований и наблюдений был сделан вывод о необходимости преподавания на родном языке; в учебные программы университетов были внесены некоторые изменения.

События, происходящие в период с 1640 по 1660 гг., часто называют пуританской революцией, они внесли новые идеи в процесс воспитания и обучения. Под влиянием педагогических идей Яна Амоса Коменского некоторые ученые разрабатывали схемы универсального начального образования на родном языке.

В 1662 г. выходит закон, согласно которому все школьные учреждения, основанные когда-либо на пожертвования, были объявлены принадлежащими английской церкви. Она снова укрепила свои позиции в деле просвещения, захватив в свои руки большинство грамматических школ и преградив доступ в них представителям других вероисповеданий.

В конце XVII – начале XVIII вв. в Англии усиливается движение за преобразование школы. Наиболее прогрессивные деятели и мыслители выступают с требованиями всеобщего обучения и перестройки содержания обучения в школах. Так, с проектом реорганизации школы выступал известный английский экономист Вильям Пети, предложивший создать ремесленные школы для обучения детей всех возрастов профессиональным навыкам. Политик, философ, прогрессивный деятель Англии Джон Локк (1632-1704) опровергал концепцию существования врожденных идей и обосновывал решающую роль опыта в процессе познания. Отсюда – огромная роль отводится окружающей среде в воспитании человека. Душа ребенка – белый лист бумаги или чистая доска (лат. tabula rasa) «без всяких знаков и идей», заполнить которую надлежит воспитанием. Посвящая основное внимание домашнему воспитанию джентльмена, Локк отстаивал идею создания школ для детей из бедных семей, где они овладевали бы основами грамоты и ремесла.

Не все эти проекты были осуществлены, т.к. общество еще не было готово к их реализации и слишком сильны были позиции английской церкви в образовании. Хотя определенные положительные изменения в системе образования имели место. Для бедных детей были открыты при церквах и на благотворительные средства «дневные школы для бедных», которые предусматривали главным образом религиозное воспитание. Дети учились в них читать библию, заучивали ее на память, знакомились с некоторыми видами труда (прядением, шитьем, огородничеством и земледелием, поскольку школы эти были призваны готовить будущих слуг, прислугу, батраков и рабочих). В конце XVIII в. школы для бедных пришли в упадок, т.к. английским промышленникам было выгодно использовать дешевый детский труд, а родители не спешили отправлять своих детей в школы, в которых они не видели большого смысла.

Наряду с дневными школами в XVIII в. начали открываться воскресные школы, предназначенные для работающих детей. В них ставили задачу дать детям образования, а обучали лишь чтению святых книг.

Продолжали развиваться и средние школы, предназначавшиеся для привилегированной части населения. Многие будущие лидеры в раннем возрасте помещались в различные школы со специализированной подготовкой. Это, например, школа в Итоне, которая отличалась традиционным связями с монархией; школа в Винчестере, готовившая преимущественно будущих церковных лидеров; школа в Вестминстере, тесно связанная с государственными торговыми учреждениями Лондона и юристами. В течение XVIII в. возникли новые конкурентоспособные школы, в частности Харроу, расположенная в сельской местности недалеко от Лондона. Она вскоре стала альтернативной Итону. В конце XVIII в. эти школы отличались жесткой дисциплиной в классах и почти полной свободой после окончания уроков. Юношам разрешалось иметь свои собственные жизненные установки, которые нередко впоследствии забывались, выбирать своих школьных лидеров, вступать в контакты, а иногда и поспорить с местным населением. Часто условия жизни в этих школах были столь непритязательны и жестоки, что приводили в ужас чувствительных родителей. Но такие школы имели и свои положительные стороны. Прежде всего, будущие лидеры знакомились здесь с законами общества, в котором существовали насилие и жестокость. В этих школах даже самые знатные аристократы обучались искусству выживания, умению защищать себя в среде своих сверстников.

Таким образом, в Англии складывалась подчеркнуто классовая, иерархическая система образования, когда каждому социальному слою была доступна определенная ступень образования, не подразумевавшая продолжения обучения в будущем.

В целом до начала XIX в. сколько-нибудь распространенной сети школ, где бы дети основной части населения могли обучаться основам грамоты, в стране не было. В начале XIX в. в связи с промышленным переворотом, с усложнением политической системы образование постепенно превращается в важную самостоятельную сферу общественной жизни. Машинное производство, крупные предприятия со сложной инфраструктурой, укрупнение городов, развитие торговли требовали от значительной части работающих все большего объема общеобразовательных профессиональных знаний. Государство и заинтересованные в образованных работниках промышленные круги форсировали развитие массового образования. В это время увеличивается количество начальных школ, активизировали свою деятельность различные благотворительные общества. Распространению начального образования содействовали Э. Белл и Дж. Ланкастер; мисс Гамильтон и мисс Эджворт в своих письмах давали советы по методике первоначального воспитания и обучения, отстаивали идею подготовки женщин к жизни.

Так называемая «Белл-Ланкастерская система взаимного обучения» получила широкое распространение не только в Англии, но и во многих других странах. Согласно этой системе старшие и более успевающие ученики являлись помощниками учителя и под его руководством вели занятия с другими, младшими учениками. Тем самым удавалось одновременно обучать большие группы учащихся чтению, письму и счету.

Известный английский социалист – утопист Р. Оуэн (1771 - 1858) считал, что каждый человек является продуктом среды и воспитания, поэтому он выступал за улучшения условий труда и быта рабочих и за правильную организацию воспитания детей с малых лет. Оуэн организовывал детские ясли, детский сад и школу для детей рабочих. В своей школе он применял новые идеи в области воспитания и образования, основанные на применении наглядных и активных методов обучения. Однако система нового воспитания Оуэна не получила широкого распространения, в стране по-прежнему жестоко эксплуатировался детский труд в промышленности. Издававшиеся английским парламентом в течение I половины XIX в. фабричные законы, ограничивавшие часы детского труда, мало меняли дело, т.к. промышленники всеми доступными им способами обходили эти ограничения. В среднем лишь 1 из 14 – 15 жителей Англии посещал школу, а продолжительность обучения детей, посещавших школу, не превышала 1,5 – 2 лет.

Важным этапом в истории Англии было чартистское движение. В программе выдвигаемой представителями этого движения говорится, что первым и основным условием осуществления социальных преобразований является смена политической власти, а в специальном разделе программы, посвященным вопросам образования, изложены принципы построения новой системы образования: каждый имеет право на умственную деятельность, так же как и на физическое существование. Образование поэтому должно быть национальным, всеобщим, бесплатным и до известной степени обязательным. Поэтому предлагается:

1) сделать бесплатным обучение для всех граждан в школах, колледжах и университетах, содержащихся за счет государства и вменить в обязанность родителям давать своим детям общее образование;

2) сделать преподавания высших отраслей знания также бесплатным, но необязательным;

3) учредить технические школы взамен существующей системы ученичества.

В 60-х гг. XIX. была учреждена комиссия для обследования состояния народного образования под председательством герцога Ньюкаслского. Оценка этой комиссии была следующей: хотя процент детей, посещавших начальную школу, увеличился в сравнении с первыми двумя десятилетиями XIX в., продолжительность обучения все еще была незначительной, а качество обучения - низким.

В это время для господствующих классов Англии стало очевидным, что, если не будут приняты срочные меры для организации государственной системы народного образования, британской промышленности будет все труднее конкурировать с бурно развивающейся промышленностью других стран, в первую очередь Германии и США, ввиду нехватки квалифицированной рабочей силы. Подготовка квалифицированных рабочих всецело зависела от создания удовлетворительной системы народного образования. Выход из экономического кризиса видели в реформировании системы образованию.

Начало государственной системе образования в Англии было положено изданием закона об образовании – законом Форстера (1870). В этом законе предусматривалось разделение всей страны на учебные округи. Вновь учрежденный департамент просвещения получил право обследовать школы в каждом из округов и в случае необходимости открывать новые начальные школы или усовершенствовать старые. Закон Форстера вводил всеобщее начальное обучение детей до 12 лет. Однако этим законом бесплатность начального образования не предусматривалось. Он носил компромиссный характер, оставлял в неприкосновенном виде сеть частных (чаще всего церковных) школ и предусматривал лишь дополнение сети частных школ государственными. Только к 1900г. число учащихся государственных школ достигло 54% всех учащихся.

Введение обязательного образования стало практически осуществимым благодаря изданию нового фабричного закона в 1874г., который запрещал труд детей на фабриках до 10 лет, а для детей от10 до 14 лет допускался труд в течение половины рабочего дня.

В 1889г. был принят закон о техническом обучении. Этим законом предусматривалось увеличение субсидий тем школам, где хорошо было поставлено преподавание естественных и физико-математических дисциплин. Стали развиваться новые типы школ – технические, служившие альтернативе грамматическим школам.

Что касается средних школ для детей привилегированных классов населения, то в этих школах – грамматических или паблик скулз - все преподавание до II половины XIX в. по-прежнему сводилось к изучению тонкостей грамматики латинского языка и умственной тренировке. Примером этого может служить тот факт, что в 1805г. лорд – канцлер Элдон запретил включение в учебный план Лидской грамматической школы арифметики, письма и новых языков на том основании, что задача школы состоит лишь в обучение грамматике, и только.

Следует отметить, что в конце XIX века стали открываться учебные заведения по подготовке учителей. В 1890г. были учреждены первые педагогические колледжи при университетах для подготовки учителей начальных классов. Их число в 1900г. составляло 16.

В 1902 г. был издан закон Бальфура, который вносил ряд изменений в прежнюю школьную систему. Он возложил на вновь созданные комиссии по делам образования обязанность организовать не только государственное (начальное), но и среднее образование. Этот закон уравнивал права частных и религиозных школ с правами муниципальных школ и обязывал местные власти оказывать школам материальную поддержку. Количество средних школ в это время возросло, но средние школы были платными, что затрудняло получение среднего образования всем слоям населения. При этом только грамматические школы готовили к дальнейшему обучению в университетах и колледжах.

В 1918 г. в Англии был принят закон Фишера, согласно которому была отменена плата за учение в начальной школе. Труд детей в возрасте до 12 лет был полностью запрещен, а с 12 до 14 - ограничен 6 часами. Комиссиям по делам образования давалось право открывать дошкольные учреждения для детей с 2 до 5 лет или способствовать их открытию. Обязательное обучение было продлено до 14 лет.

В связи с победой на выборах в 1924 г. лейбористов, декларировавших «образование для всех», было предложено совещательному комитету министерства просвещения рассмотреть вопрос о содержании и организации обучения детей, которые будут учиться в других типах средних школ кроме грамматических до 15 лет. В соответствии с этим в своем отчете совещательный комитет Ведомства просвещения рекомендовал для большинства детей старше 11 лет создать новый тип школы – так называемую среднюю современную школу (Secondary Modern School). Содержание обучения в этой школе должно было носить не столько общеобразовательный, сколько практический характер, поскольку основной ее задачей должна быть подготовка грамотных рабочих для производства. Таким образом предполагалось, что дети трудящихся, обучавшиеся в средней современной школе, не получат такого образования, как дети аристократии, которые учатся в грамматической школе.

В довоенные годы, когда особенно очевидным стало несоответствие существующей системы образования потребностям экономики и социально – политическому развитию страны, опять стал вопрос о школьной реформе.

 В 1944 г. был принят закон Батлера, который предусматривал введение в стране обязательного среднего обучения для детей от 5 до 15 лет с тем, чтобы в кратчайший срок продлить возраст обязательного обучения до 16 лет. Закон устанавливал три (следует заметить неравноценных) типа средних школ: среднюю современную, техническую и грамматическую. Религиозное воспитание распространялось на все типы школ.

В современные (modern) школы, отличавшиеся общеобразовательной подготовкой и значительной профориентацией, попадали дети с самым низким коэффициентом умственной одаренности, который определялся с помощью интеллектуальных тестов. Вплоть до 50-х гг. выпускники этих школ не получали свидетельств об образовании, поскольку в этих школах не проводились экзамены. Это оказывало отрицательное влияние на содержание обучения в этих школах. В процессе обучения главный упор делался на конкретизацию и упрощение дидактического материала. Учебный план был ограничен.

В технические (technical) школы направлялись дети, коэффициент одаренности которых был несколько выше. В этих школах общеобразовательная подготовка сочеталась с общетехнической и профессиональной. Учебный план и программы отличались большей глубиной и многие выпускники, в отличие от выпускников современных школ, имели больше шансов продолжать учебу в высших учебных заведениях. Однако эти школы не получили широкого распространения.

В грамматические (grammar) школы, характеризующиеся солидной общеобразовательной подготовкой, отбирались дети с самым высоким коэффициентом умственной одаренности. Эти школы ставили задачу развития умственных способностей детей, представляющих интеллектуальную и социальную элиту. Выпускники грамматических школ имели все шансы для продолжения образования в высших учебных заведениях.

В результате реформы 1944 г. структурно определилась система образования Великобритании, включающая начальную, среднюю, дальнейшую и высшую ступени образования.

Следующая волна реформирования школьного образования всколыхнула страну в 60-е годы. Акт об образовании 1965 г. отменил отборочные экзамены после начальной школы в 11 лет и установил новый тип школы – единую или объединенную среднюю школу (проект создания такой школах был выдвинут лейбористами еще в 1947 г.). Большинство этих школ объединяет все три существующие типа средних школ; некоторые лишь два: либо техническую и современную, либо техническую и грамматическую, либо современную и грамматическую. Это событие является очень важным в истории образования Англии и демократичным по своим намерениям, т.к. создавались необходимые условия для развития способностей каждого ученика, он мог изучать те предметы, к которым проявляет большой интерес и в том объеме, который мог освоить в зависимости от своих способностей.

Дебаты и публикации конца 70-х начала 80-х годов помогли определить направления реформы образования, которою правительство консерваторов начало в 1988г. принятием закона о реформе образования. Целью реорганизации было повышение качества образования в стране, формировалась она следующим образом: «Неуклонно повышать уровень образования, причем, по крайней мере, так же быстро, как он растет в странах – соперницах». Таким образом, озабоченность правящих кругов снижением конкурентоспособности Великобритании по сравнению с некоторыми другими странами Запада напрямую связывается с образовательным потенциалом населения. Очевидно, что правительство тори (консервативная партия) решило укрепить роль и статус своего государства в мире путем усовершенствования образовательной системы.

Проблема заключается в том, что до конца 80-х годов в Англии существовала децентрализация управления образованием и большая автономия школ с высокой степенью выборности предметов. Учебный план одной школы очень отличался от другой, а о свободе выбора предметов говорит тот факт, что обязательными предметами в старших классах неполной средней школы были лишь английский язык и литература, математика, религия и физкультура, что занимало 50 % учебного времени, а остальное время отводилось на курсы по выбору.

Ряд обследований уровня знаний и умений учащихся, проведенных в конце 80–х годов в некоторых странах, показал отставание Великобритании в этой области. Например, обследование математической подготовки 13–летних учащихся в 20 странах, выявило отставание Великобритании от Японии и Франции.

В законе 1988 г. мысль об общенациональном содержании образования получила окончательное воплощение. Закон вводит для начальной и неполной средней школы так называемые предметы «ядра» - английский язык (и литература), математика, естествознание и 7 обязательных предметов: история, география, технология, музыка, искусство, иностранный язык; религия остается обязательным предметом.

Другой важный аспект реформы - изменение системы управления, особенно в области разработки содержания образования. С 1944 г. эти функции были возложены на местные органы. В законе 1988 г. четко говорится, что контроль за содержанием образования будет осуществлять государственный секретарь образования. Это означает, что центральные органы забирают часть функций у местных.

Реформа, начатая в 1988 г., корректируется по мере ее осуществления. Большую работу провела в начале 90-х годов Национальная комиссия по образованию, которая в 1993 г. опубликовала доклад «Учиться преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее». Этот объемный документ дает анализ состояния образования в стране и указывает стратегические направления его развития:

1. Высококачественное дошкольное воспитание должно быть доступно детям в возрасте 3-4 лет.

2. Содержание образование должно быть полноценным и максимально развивать заложенные в ребенке задатки. Рекомендуется вместо 10 обязательных предметов ввести 5 основных областей знаний: языки, математика, естественные науки и технология, выразительные искусства (включая физическую культуру), гуманитарная сфера и общественные науки.

3. Каждый учитель должен постоянно повышать свою квалификацию.

4. Управление образованием и подготовка кадров должно быть объединено.

5. Школы должны лучше готовить молодежь к современной жизни, особенно к работе в высокотехнологическом, быстро меняющемся компьютерном мире. Сегодня нужны знающие рабочие и знающие профессионалы, но современные знания не могут быть оторваны от умения их применять.

6. Образование должно передавать из поколения в поколение такие человеческие ценности, как справедливость, уважение к людям, чувство долга, заботу о ближнем. Главной же задачей хорошего образования является умение преуспевать и достигать успеха.

7. Важным направлением развития образования в свете дальнейшей интеграции является усиление преподавания иностранных языков.

8. Разработка единых для всей страны стандартов образования.

9. Сотрудничество сфер образования и бизнеса.

Таким образом, государство продолжает совершенствовать систему образования в стране, повышая требования к качеству подготовки специалистов во всех сферах деятельности.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.