Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





разрабатывать развивающие программы и проводить развивающие занятия с детьми;



 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Основные виды деятельности психолога образования — это психологическое просвещение, профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная и развивающая работа.

1. Психологическое просвещение. В обществе существует дефицит психологических знаний, часто отсутствует психологическая культура. Воспитатели, учителя нередко располагают довольно однообразными сведениями о психологических особенностях своих подопечных. То же самое можно сказать и о многих родителях. В педагогических коллективах и в семьях нередко возникают конфликты, причина которых — в неумении и нежелании прислушаться друг к другу, понять, уступить, посочувствовать. Поэтому практическому психологу важно приобщать к их психологическим знаниям, повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми, а также самих детей.

Категории клиентов для просвещения: родители, педагогический коллектив, администрация, дети.

Формы психологического просвещения могут быть разными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы. Формой психологического просвещения учащихся могут быть уроки психологии.

По М. Битяновой. Просвещение как форма практической профессиональной деятельности привычна для психолога. Это наиболее безопасный вид психол работы и для психолога и для его аудитории. Просвещение задает слушателям пассивную позицию, и новое знание, если приходит в противоречие с существующими у человека представлениями или предполагает их изменение, легко может быть отвергнуто или забыто.

Несмотря на распространенность просвещения, остро стоит вопрос о его эффективности. Результатом психол просвещ школьников является присвоение ими психол знаний и навыков, которые помогали бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах. Знание должно быть живым и активным, а не ложиться мертвым грузом в интеллектуальную копилку, как это происходит с большей частью предметного знания. Поэтому необходимо очень серьезно подходить к отбору содержания и форме психол просвещения. Здесь важно учитывать не только возрастные потребности и ценности детей, уровень их реального развития, готовность к усвоению знаний и навыков, но и реальную групповую ситуацию в классе, параллели, существующие актуальные проблемы. Просветительская работа может быть организована в ответ на актуальный запрос со стороны детей на определенные знания (примеры). Это способствует формированию потребности в социально-психол знании, культуры потребления научной информации.

Психолог может и формировать запросы на психол знания, когда строит занятие таким образом, чтобы вывести детей на определенную проблему.

Эффективной психол просвет работа может быть тогда, когда знания включаются в привлекательные или актуально значимые для детей данного возраста или данной субкультуры формы активности. Это могут быть традиционные формы: КВНы, олимпиады, тематические вечера типа «Что? ГДЕ? Когда?» или специально разработанные сценарии.

Итак, психол просвещение детей (школьников) ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования ими социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Его эффективность определяется тем, насколько предлагаемое знание в данный момент значимо, актуально для отдельного ребенка или группы и насколько привлекательна или привычна для них выбранная психологом форма передачи знаний.

Психол просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых они могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

-организовать эффективный процесс предметного обучения с содержательной и с методической точек зрения;

-построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

-осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Формы проведения. «Классические» мероприятия (лекция, семинар) в силу объективных причин (загруженность учителей) и некоторых профессионально-личностных особенностей педагогов (склонность к созданию и закреплению различных стереотипов, повышенная личностная тревожность и др.) являются крайне неэффективными. Основной принцип просвещения педагогов – органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности (т.е. знание как ответ на реально существующий и осознаваемый запрос педагога). Соответственно, просветительская работа должна быть вкраплена (причем, очень дозировано, с тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-пед консилиумов и т.д.

Просвещение родителей. Семья юридически и этически «закрыта» для школы и психолог не имеет права вмешиваться в семейную ситуацию. Поэтому, общая цель просвещения родителей представляет собой создание социально-психол условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания, создание ситуации сотрудничества, формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения и развития ребенка. В первую очередь это необходимо при решении возникающих проблем. (примеры)

В задачи психолога, по мнению М. Битяновой, не должна входить передача систематизированных психол знаний родителям (при всей значимости этого). Пользуясь редкими встречами с родителями, психолог может попытаться ознакомить их с актуальными проблемами детей, способствуя более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития. Психолог погружает родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения. Для этого могут использоваться короткие психол беседы на классных собраниях, специальные родительские дни, совместные встречи родителей и детей. Хорошо, когда эти мероприятия приурочены к конкретным диагностическим исследованиям.

При работе педагога-психолога с семьей при недостаточном знакомстве с семьей при недостаточном знакомстве с семейной психологией и психотерапией, лучше всего ограничиться консультацией и не стремиться к психокоррекционной работе. Психокоррекция не является основным методом работы педагога-психолога. Работу с родителями следует начинать изменения психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании, личности, необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», родителям - функцию главных воспитателей. Необходимо шире использовать педагогически возможности самих родителей. Современные родители в состоянии понять задачи школы, поэтом должны знать ее планы в работе с детьми, конечные и близкие цели. Также они должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях.     

 

 

Психологическая профилактика. (Есть только у Дубровиной).           Психологическая профилактика – это мало разработанный вид деятельности психолога образования, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к ПС. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения.

 Психологическая профилактика — это совокупность предупредительных мероприятий психолога, направленная на предупреждение возможного психического и личностного неблагополучия, возникновения проблем в жизни детей, учителей, родителей, коллектива в целом. Это работа по созданию психол условий, максимально благоприятных для развития.

Основная сложность данной работы заключается прежде всего в неготовности педагогического коллектива и родителей к пониманию ее необходимости. Почему это происходит? В системе образования столько проблем, что педагоги не хотят думать о трудностях, которые якобы могут возникнуть по словам психолога. Психолог не должен идти на поводу у подобных рассуждений.. ПС не может эффективно развиваться, решая только сиюминутные проблемы. Она должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу по их профилактике.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолог, это самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, чего избежать, что изменить и посоветовать. Здесь он хозяин положения.

Содержание психопрофилактиктической работы:

1) разрабатывать развивающие программы и проводить развивающие занятия с детьми;

2) выявлять психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллектуальном и личностном развитии;

3) следить за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей (перегрузка и ее причины - примеры);

4) предупреждать возможные осложнения в психическом развитии детей, связанные с их переходом наследующую возрастную ступень (примеры – программы адаптации);

5) заботиться о создании благоприятного психологического климата в детском образовательном учреждении (оптимизация форм общения в педколлективе, м/у педагогами и детьми, в детском коллективе, м/у родителями и детьми).

Все эти критические точки психологу необходимо держать в центре внимания и привлечь к этому педагогов и родителей.                                 |

Важная форма психопрофилактической работы — психолого-педагогический консилиум. Задача психолога в консилиуме — помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития, личностных качеств и поведения школьника, помочь избежать субъективизма в оценке отдельных учащихся.

 

Психологическое оценивание в качестве отдельной специализации практических психологов у нас в стране пока еще не сложилось. Соответствующая профессиональная специализация могла бы именоваться так: психолог-диагност или психолог-эксперт. В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, т. с. провести психодиагностику.

В научной литературе понятие "психодиагностика" было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом (цит. по: Рабочая книга.., 1996, с. 49). В настоящее время психодиагностика определяется как деятельность психолога, направленная па количественную (измерение) и качественную оценку психических функций и психологических особенностей человека.

В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологичсские или индивидуально-психологические) в проявлении психических функций человека. Отклонение от нормы определяет диагноз.

Психодиагностика осуществляется на основе:

1) объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте);

2) субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самим человеком).

Для оценивания психолог-диагност использует профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам.

В психологическом тестировании могут использоваться тест-опросники, проективные тесты и тесты, требующие выполнения каких-либо практических заданий. В тест-опросниках человека просят ответить на ряд прямых или косвенных вопросов. Достоверность получаемой при этом информации зависит от искренности опрашиваемого и его способности к самоанализу и самоотчету и предлагаемой ситуации. Поэтому профессиональные психологии не слишком доверяют результатам таких опросов и используют их как средство для получения первичной информации. Большую достоверность получаемой информации обеспечивают проективные тесты, При проведении проективного теста человек как бы проецирует свои психологические качества на какую-либо неопределенную ситуацию, предлагаемую в тесте. Одним из наиболее известных проективных тестов можно считать, например, тест чернильных пятен, в котором человек должен сказать, что он видит в предъявляемых ему симметричных чернильных пятнах. Неопределенность цели обследования не позволяет испытуемому намеренно искажать результат. Наконец, существуют тесты-задания практического характера, в которых но тому, как выполнил человек задание, судят о его психологических качествах.

Психологическая диагностика — это изучение особенностей психическою развития ребенка, сформированности определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам, это выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей. Задача психодиагностики — выявить и дать информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы помочь им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям. Средствами психологической диагностики могут быть наблюдение, беседа, психологическое тестирование. Частой ошибкой недостаточно квалифицированных психологов является чрезмерное увлечение психологическими тестами и пренебрежение другими методами психодиагностики.

 

Психологическое консультирование. Наиболее распространенный вид деятельности практического психолога — консультирование — используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в педагогической, промышленного производства, бизнеса, проблем здоровья и т.д.

Основное средство консультирования — это беседа, построенная определенным образом, В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Цель психологического консультирования — помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения. За психологической консультацией обращаются в случаях межличностных конфликтов, в частности, супружеских, сексуальных, а также в отношениях с детьми. Психологическая консультация может проводиться по производственным проблемам, проблемам психологии управления, взаимоотношений людей в сфере общественной жизни.

Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями и группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

Групповое консультирование может проводиться с семьей, производственной группой или группой людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах. С целью разрешения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация, когда психолог выступает в роли посредника в переговорах.

В последние десятилетия достаточно распространенным стал телефон доверия как форма анонимной психологической помощи и консультирования. Консультация по телефону доверия обеспечивает оперативность общения, анонимность и связанную с этим особую доверительность. Телефонное консультирование дает клиенту возможность обращаться из любого места, в удобное для него время.

Психолог при консультировании по телефону порой представляется абоненту более компетентным, чутким, способным помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте. Это повышает эффективность психологического взаимодействия {Рабочая книга.., 1996, с. 75—76).

Психологическая консультация. Психологический смысл консультации заключается и том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.

Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам:

-трудности в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам,

-нежелание и неумение детей учиться,

-эмоциональные, личностные нарушения,

-конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми,

-неэффективность собственных педагогических воздействий,

-проблемы формирования детского коллектива,

-возможности расширения собственных профессиональных умений,

-выявление и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся,

-профориентационная работа со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители:

-как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей,

-нежелание учиться,

-плохая память, повышенная рассеянность,

-неорганизованность, несамостоятельность, лень,

-агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость;

-отношение ребенка к взрослым в семье, к сестрам и братьям;

-выбор профессии.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения (пит. по: Практическая психология образования, 1997, с.75—76).

 

 

Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения — расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей. Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и торговли, работникам рекламы, бизнесменам. Для многих людей психологические знания полезны только как основа для саморазвития и саморегуляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, например, для школьников, родителей, пенсионеров.

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть:

ясность, доступность изложения информации, ее практическая ориентированность. Необходимо стремиться избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

Для психологического просвещения могут использоваться лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, информационные стенды, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов, психологический анализ поведения героев. При этом важно учитывать, что для формирования умений полезнее оказываются семинары и практические занятия. Психолог может также помочь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для их самообразования. Формирование стремления к приобретению психологических знаний и желания использовать их в жизни и практической деятельности — важнейшая основа для психологического просвещения.

Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека. Коррекционная работа — это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения. Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.

Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени. Целью таких занятий может быть, например, преодоление дефицита внимания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реакций на те или иные события, укрепление самообладания, развитие эмоционального самоконтроля, коррекция личностных качеств, форм поведения, норм социального взаимодействия человека. Поскольку отклонения от психологической нормы могут сочетаться с серьезными отклонениями в психическом здоровье и в сфере социального поведения, то практический психолог свою коррекционную работу должен строить в тесном взаимодействии с нейропсихологом, психиатром, социальным педагогом. Непосредственным поводом для организации коррекционной работы становятся обычно трудности в учебной деятельности, нарушения поведения и дезадаптация школьника, проблемы в профессиональной или повседневной деятельности, в эмоционально-волевых переживаниях взрослого человека.

Групповая психокоррекция часто бывает направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение и состояния других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

В качестве методов психокоррекции используются различные виды интеллектуального тренинга, методы обучения саморегуляции, социально-психологические тренинга, ролевые игры, групповые дискуссии.

Те же самые методы практической психологической работы могут использоваться и в развивающих занятиях. В отличие от коррекционной, развивающая работа направлена на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека. Строгого разделения коррекционных и развивающих занятий на практике часто не существует, поскольку границы нормы в психическом развитии бывают недостаточно четкими, обусловлены теоретической концепцией или конкретной методикой- Поэтому нередко предпочитают данный вид работы называть коррекционно-развивающей.

 

Психологическая коррекция и развитие ребенка. Это работа по устранению отклонений в психическом развитии учащегося, развитию его способностей и личности. Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и родителями с помощью школьного психолога.

В конкретной ситуации учебного заведения один вид работы может стать главным в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог.

Психологи, работающие при управлениях образования, в основном выполняют следующие виды деятельности:

— организуют циклы лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры;

— проводят консультации для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и, оказывают информационную помощь;          

— помогают в подготовке и проведении психолого-педагогических консилиумов и отдельных школах; |

— организуют постоянно действующие семинары для учителей по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений;                                

— создают психологический "актив" из числа учителей школ;

— участвуют в определении уровня готовности детей обучению в школе при наборах и первые классы;

— осуществляют углубленную работу в каком-либо классе для того, чтобы помочь классному руководителю в выявлении конкретных причин неуспеваемости и недисциплинированности. Работа районного психологического центра оказываете полезной формой психологической службы, особенно в условиях, когда обеспечить психологами нес школы трудно.

 

 

Практический психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо определенном виде. В то же время важно знать, что каждый из этих видов практической психологической деятельности обладает существенной спецификой, и конкретный психологв зависимости от личностных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним из них. Кроме того, практическому психологу важно выделять наиболее актуальные проблемы в соответствии с задачами, поставленными заказчиком, и сосредоточивать , усилия на их решении.

Психологическое просвещение. В обществе существует дефицит психологических знаний, часто отсутствует психологическая культура. Воспитатели, учителя нередко располагают довольно однообразными сведениями о психологических особенностях своих подопечных. То же самое можно сказать и о многих родителях. В педагогических коллективах и в семьях нередко возникают конфликты, причина которых — в неумении и нежелании прислушаться друг к другу, понять, уступить, посочувствовать. Поэтому практическому психологу важно приобщать к психологическим знаниям, повытать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми, а также самих детей.

Формы психологического просвещения могут быть разными: лекции, беседы, семинары, подбор литературы. Формой психологического просвещения учащихся могут быть уроки психологии.

 

 

литература

1. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991.

2. Инструктивное письмо от 27 апреля 1989 г. "О введении должности психолога и учреждениях народного образования" // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 10.

3. Кала У.В., Раудчк В.В. Психологическая служба в школе. М.: Знание, 1986.

4. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации. Решение Коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 № 7^ 1. С. 3-54.

5. Положение о психологической службе в системе народного образования (Утверждено 19 сентября 1990 г.) // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 182-185.

6. Практическая психология образования: Учеб. для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ "Сфера", 1997.

7. Психологическая служба школы / М.К. Акимова,Е.М. Борисова, Н.И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

8. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1997.

9. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.

 

Психологическая профилактика. (Есть только у Дубровиной).           Психологическая профилактика – это мало разработанный вид деятельности психолога образования, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к ПС. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения.

 Психологическая профилактика — это совокупность предупредительных мероприятий психолога, направленная на предупреждение возможного психического и личностного неблагополучия, возникновения проблем в жизни детей, учителей, родителей, коллектива в целом. Это работа по созданию психол условий, максимально благоприятных для развития.

Основная сложность данной работы заключается прежде всего в неготовности педагогического коллектива и родителей к пониманию ее необходимости. Почему это происходит? В системе образования столько проблем, что педагоги не хотят думать о трудностях, которые якобы могут возникнуть по словам психолога. Психолог не должен идти на поводу у подобных рассуждений.. ПС не может эффективно развиваться, решая только сиюминутные проблемы. Она должна прогнозировать возможность появления этих проблем и проводить работу по их профилактике.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолог, это самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, чего избежать, что изменить и посоветовать. Здесь он хозяин положения.

Содержание психопрофилактиктической работы:

1) разрабатывать развивающие программы и проводить развивающие занятия с детьми;

2) выявлять психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллектуальном и личностном развитии;

3) следить за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей (перегрузка и ее причины - примеры);

4) предупреждать возможные осложнения в психическом развитии детей, связанные с их переходом наследующую возрастную ступень (примеры – программы адаптации);

5) заботиться о создании благоприятного психологического климата в детском образовательном учреждении (оптимизация форм общения в педколлективе, м/у педагогами и детьми, в детском коллективе, м/у родителями и детьми).

Все эти критические точки психологу необходимо держать в центре внимания и привлечь к этому педагогов и родителей.                                 |

Важная форма психопрофилактической работы — психолого-педагогический консилиум. Задача психолога в консилиуме — помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития, личностных качеств и поведения школьника, помочь избежать субъективизма в оценке отдельных учащихся.

Психологическое консультирование

Битянова. Рассматривает 3 основные ситуации консульт работы психолога с педагогом, кот различаются содержанием предполагаемой деят-ти педагога по итогам консультации.

1 сит. Возникает при необходимости донести до педагога опред информацию о реб, которая д.б. учтена в процессе обучения и общения, о тех псих-пед проблемах, которые возникли у реб в связи с разл обстоятельствами. Н-р, семейные проблемы, когда возникли эмоц расстройства. Необх сосредот не на обсуждении ситуации, а на сложностях, кот наблюд в обучении или общении и на способах поведения педагога. Здесь психолог- советчик. Такое консульт обеспечивает понимание проблемы педагогом, создает щадящие условия на период кор и поддерживающей работы. Это может обеспечить участие педагога в сопровождении на непродолжит период.

2 сит. Связана с необходимостью переструктурирования содержания или стиля преподавания в процессе сопровождения реб, класса, параллели. Это конс-ие предполагает, что психол информация послужит отправной точкой для разработки педагогом стратегии и тактики собственной деят-ти. Провод по результ диагност минимума и углубл диаг-ки детей определенной параллели в трех осн напр-ях:

1. разраб стратегии пед помощи детям, испытывающим опред проблемы обучения, поведения и психол самочуствия. Результат – приведение содержания статуса в соотв с психол-пед требованиями. Это потребует от учителя понимания пед сути трудностей реб, нахождения соотвпрофсредств, кот позволят эти трудности решить.

2. педагогич анализ содержания учебного предмета с учетом особ-тей психол-пед статуса детей опред класса или параллели. Здесь консульт-ие ориентировано на модификацию, перестройку учебного процесса, содержания и методики преподавания с учетом тех реальных особенностей, кот обладают дети (изменении технологии, усложнение курса).

2. педагог анализ стиля межличностного общения с учащимися опред класса или параллели. Это консульт-ие ориентировано на воспит аспекты проф деят-ти педагога. Результатом конс д б анализ и усовершенствование стиля общения на уроках и вне.

3 сит. Связана с решением концептуальных пед проблем, касающихся построения учебно-воспит процесса в целом, утверждения целей, задач, методов деят-ти пед кол-ва. Это новое направление. Есть спец центры, готовящие специалистов особого профиля –шк психологов – проектировщиков целостных психол-пед систем в рамках той или иной школы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.