Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Социальная философия. Человек и общество.



Тема: Социальная философия. Человек и общество.

План лекции:

1. Предмет социальной философии, понятие общество и основные философские подходы.

2. Структура общества и его развитие.

3. Личность и общество.

 

 

1. Предмет социальной философии, понятие общество и основные философские подходы.

Одним из ведущих разделов философского знания со времен античности является социальная философия. Сократ, переориентировав предмет философии с познания природы на познание человека – «Познай самого себя», в центр философских размышлений выводит наряду с вопросами, что есть человек и что он может знать, вопросы о том, что есть справедливое общество и каково взаимодействие человека и общества. Тем самым подготавливая почву для социально-философских и политических теорий появившихся в учениях Платона, Аристотеля и последующих философов.

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества.

Что же включает в себя понятие «общество»? В узком смысле, говоря об обществе, мы можем подразумевать конкретный этап в историческом развитии человечества (например, античное, средневековое общество и т.п.) или какого-либо народа, региона и страны (напр., индийское, американское и т. п.).

В широком смысле, общество это общество –это динамично развивающаяся система, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

От понятия «общество» следует отличать близкие, но обладающие своей спецификой, понятия «народ», «нация» и «государство». Народ – это сообщество, в основе которого лежит общность происхождения, языка, культуры, исторического опыта и т. д. Нация – это форма организации жизни одного народа, связанная с политическими отношениями людей, прежде всего наличием государственности, а также экономическими, духовными и др. отношениями людей[1]. Государство – это форма организации жизни народов и наций, основанная на праве и законе, возникающая на определенном историческом этапе общественного развития. Само собой разумеется, что все эти понятия взаимопересекаются и дополняют понимание друг друга.

Одной из ключевых проблем социальной философии является выявление характера закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный «организм» и возможные пути его развития. В решении данных проблем традиционно выделяют несколько основных социально-философских подходов.

Первый обозначается как натуралистический – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории может определяться ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (сторонники социобиологии – Э. Уилсон, Р. Докинс и др.). Общество предстает как своеобразное развитие закономерностей природы. В рамках этого направления предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там начать новый виток своей эволюции (К.Э. Циолковский и другие представители русского «космизма»).

Другой подход – идеократический или как его еще характеризуют идеалистический предполагает, что сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей (Платон, Гегель и др.), верований (христианство, ислам, буддизм), а также выработанных на их основе таких духовных факторов, как мораль, образование, правовые институты, обычаи и т. п., способствующие общественному единству и обеспечивающие обществу гармоничное эволюционное развитие.

Третий подход объяснения общественного устройства – конвенциональный. В его основе концепция общественного договора, возникшая в Новое время (XVII–XVIII в.в.). По мнению идеологов этой теории Т. Гоббса. Д. Локка, Спинозы, Ж.–Ж. Руссо и др., общественный договор – это своеобразный механизм выхода общества из естественно-природного состояния к общественно-государственному. 

В организмической модели общество предстает как целое, некий единый организм и система, структурированный особым образом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем процессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности исторического развития. В этом смысле справедливо утверждение, что социальные действия – это результат человеческих действий, а не человеческих намерений. Подобный подход мы встречаем в работах позитивистов (Г. Спенсер), интуитивизма (Н.О. Лосский), русской религиозной философии (В. Соловьев).

Формационный подход оформился в рамках материалистического понимания истории К. Маркса и Ф. Энгельса в 40–50 гг. XIX в. Формационный подход выделяет из всего хаоса социальных отношений – отношения материальные, а внутри них, прежде всего экономические, производственные в качестве первичных. Процесс общественно–исторического развития рассматривается как смена общественно–экономических формаций.

Представители цивилизационного подхода (Н. И. Данилевский, О. Шпенглер и А. Дж. Тойнби), выделяют ряд «цивилизаций» или «культурно-исторических типов» проходящих определенные стадии развития (возникновение, развитие и гибель). Единственное, что позволяет их сравнивать и сопоставлять друг с другом – некоторый общий ритм их развития и неизбежность схода со сцены истории на последнем этапе, когда исчерпываются их жизненные силы и творческий культурный потенциал.

Наиболее устойчивой в современной социальной философии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является коллективизм.

 Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который связан с появлением индустриального промышленного производства, в европейских странах с конца 18-19 века. Его отличает урбанизация (рост городов), повышение роли личности и формирование концепции «прав и свобод человека», процесс демократизации общества, рост гибкости социальных структур и социальной мобильности, активное развитие систем коммуникаций (появление газет, журналов, радио и телевидения).

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества: переход от производства товаров к экономике услуг; возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов; главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе; контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений; принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

 

2. Структура общества и его развитие.

Все возможные способы объяснения общества и его развития имеют нечто общее, а именно представление о системной организации данного феномена и закономерностях его саморазвития. Сложный же характер развития общества и его интерпретации определяется его структурой.

Наиболее простым (но не бесспорным) и распространенным в отечественной традиции является вариант структурирования общества в зависимости от характера и содержания видов общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество.

Политическая сфера жизни общества – сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные, художественные, религиозные и т. д.) потребности людей.

Социальная сфера – это сфера общественной жизни, в рамках которой происходит взаимодействие различных общностей людей, и удовлетворяются их прямые жизненные потребности членов (создание условий производственной деятельности людей, здравоохранение, образование, социальное обеспечение и соблюдении социальной справедливости при предоставлении права на труд и распределении материальных и духовных благ). Социальная сфера является дифференцированной, и включает в себя: народности и нации; классы; социальные группы (например – городское и сельское население или люди умственного и физического труда); первичные коллективы людей (например, трудовые); семью и отдельных индивидов. Формируются и другие социальные образования: неформальные группы, диффузные, элитные.

Центральными понятиями в социально-философской мысли для характеристики структуры социальной сферы являются понятия класса и страты. Социальные классы (общественные классы) – общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. Деление на антагонистические (непримиримо борющиеся между собою) социальные классы, формирующиеся в зависимости от материального производства, впервые наиболее полно и развёрнуто описал Карл Маркс. Так для каждого этапа развития общества – общественно–экономической формации характерно противостояние двух социальных классов, обусловленное отношением к средствам производства (те кто ими владеет и те кто на них работает). Например, в рабовладельческом обществе – это рабовладельцы и рабы, в феодальном – феодалы и крестьяне, в капиталистическом – буржуазия и пролетариат. Следует отметить, что, несмотря на то, что теория классов не утратила своего влияния в социально–философском знании до настоящего времени, но многими мыслителя она расценивается как не охватывающая все многообразие социального взаимодействия и положения людей в обществе, так как исходит лишь из экономической структуры общества.

Наибольшим влиянием в современной социальной философии и социологии пользуется теория стратификации (М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Дэвис, В. Мур и др.), которая стремиться учитывать распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами (стратами), формирующими социальную иерархию. Деление на страты (лат. stratum – слой, пласт) производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др. Страту можно также описать как некую общность, характеризуемую единым стилем жизни.

Рассматривая социальное развития на современном этапе, необходимо отметить, что характерно переплетение процессов социальной интеграции (цельность) и социальной дифференциации (различие) в обществе. Так с одной стороны, происходят расширение хозяйственно–экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью. Но с другой, по мере развития общих черт жизни одновременно усиливаются различия – профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые. Последнее приводит к возникновению различного рода социальных конфликтов и проблем (например, межнациональные конфликты).

 В целом классовая структура размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. Предположительно, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а, следовательно, увеличиваться количество классификационных критериев, которые будут переплетаться, учитывать процессы взаимодействия и образовывать сложные структуры («кластеры»).

 

3. Личность и общество.

Определяющим структурным элементом любого общества, безусловно, является человек. Но что мы подразумеваем под этим понятием? В современном гуманитарном знании при характеристике человека используется целый комплекс понятий. Так, человек – это понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это специфические природные и социальные качества и особенности человека (например, цвет глаз, способности и пр.). Личность – это человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Или, другое определение, личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Даже опираясь на предложенные понимания можно сделать вывод, что в понятии личность, подчеркивается неприродная («надприродная», социальная) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Иными словами с дочки зрения философии, психологии (но не права) личностью, не рождаются, а становятся. 

Таким образом, исходя из предложенных определений, можно выделить два фундаментальных начала при формировании человека, в том числе как индивидуальности и личности:

1) биологические, генетически заданные предпосылки,

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым человек взаимодействует с раннего детства.

Социальная среда – это основа, которая позволяет развить или скорректировать природные задатки и способности. Важным элементом формирования личности является процесс социализацииусвоение индивидом определенной системы ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, что позволяет ему функционировать как их члену. Именно в процессе социализации человек и становиться полноценно развитой личностью.

В процессе социализации человек приобретает свои социальные статусы, и учиться выполнять предписываемые ими социальные роли. Социальный статус человека – это социальное положение, которое он занимает в структуре общества.Проще говоря, это место, которое индивид занимает среди других индивидов. Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах. Рассмотрим основные виды социального статуса и примеры:

1. Прирожденный статус. Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.

2. Приобретенный статус. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.

3. Предписанный статус. Статус, который человек приобретает по независящим от него факторам; например – возраст (молодой, человек). Этот статус в течение жизни меняется и переходит в другой.

Социальный статус дает человеку определенные права и обязанности. К примеру, достигнув статуса отца, человек получает обязанность заботиться о своем ребенке. Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором. Бывают ситуации, когда человек в одной социальной группе занимает высокий статус, а в другой – низкий. Например, на футбольном поле вы отличный игрок, а за партой – двоечник. Или бывают ситуации, когда права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, чиновник, который занимается коммерческой деятельностью, чего он не имеет права делать по конституции. Оба эти случая – это примеры статусной несовместимости (или несовпадения статусов). Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.
Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.  Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук и др. Мужчина и женщина — это тоже социальные или гендерные роли, во многом биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.). В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие определения общества существуют в узком и широком смысле?

2. В чем отличие понятий народ, нация, государство и общество?

3. Выделите основные философские подходы в понимании общества.

4. Какие основные сферы общественной жизни Вы знаете?

5. Что такое социальные классы и социальные страты?

6. Что такое социальная интеграция и социальная дифференциация?

7. В чем отличие понятий человек, индивид, индивидуальность и личность?

8. Что такое процесс социализации?

9. В чем отличие понятий социальный статус и социальная роль?

10.  Какие виды социальных статусов Вы знаете?


[1] Следует отметить, что с точки зрения политико-правового подхода термины «народ» и «нация» рассматриваются как синонимы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.