|
|||
Почему понятие «социальный прогресс» не является научным понятием?1) Почему понятие «социальный прогресс» не является научным понятием?
Общественный прогресс как тенденция исторического развития означает движение человечества вперёд, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности, от старого к цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений. Социальный прогресс относят к числу эволюционный идей. Она привносит аксиологическое, ценностное измерение в критерии социального развития. Однако, большинство социологов единодушны в том, что идея прогресса соответствует не столько научному описанию и анализу социальных изменений, сколько философско-этическим концепциям, выражающим мировоззренческие предпочтения того или иного автора. То есть это означает, что у каждого социолога существует свой взгляд на понятие и критерии прогресса. Они не едины – у них не существует единого понимания, логики в процессе социального прогресса, нет единой чёткой концепции в последствиях этого явления: положительно ли это явление или же наносит некий урон нам всем и окружающей среде, носит вредоносный характер на пути к цивилизованному.
2) Почему концепция «волнообразной социальной динамики» П.Сорокина называется «спиралевидным типом эволюции».
Социолог П. Сорокин говорил о том, что история представляет собой смену доминирующих типов культурных систем, повторяющуюся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур. В основе его концепции стоял принцип цикла, который заключался в том, что в истории каждой цивилизации последовательно происходит смена культурных типов. Так, модель социокультурной динамики, предложенная П. Сорокиным, фактически представляет собой волнообразный, или спиралевидный тип эволюции, который можно считать вариантом циклического типа социального изменения, так как волнообразность предполагает, с одной стороны, определённую направленность развития социальной системы, например, тенденцию к ее усложнению, а с другой — наличие сменяющих друг друга волн изменений, которые соответствуют разным уровням организации социальной системы. Волновой и циклический подходы к изучению поведения социальных систем не противостоят друг другу, а имеют немало общего в том случае, если под циклом понимаются не замкнутые круги, а эволюционные циклы, в ходе которых система проходит новые состояния, подобные, но не тождественные тем, которые она проходила раньше. В этом случае исторический цикл по сути представляет собой волну изменений, происходящих во времени и пространстве, поэтому можно говорить о циклически-волновом подходе к изучению развития социальных систем.
|
|||
|