|
|||
Колесо литературыКолесо литературы В настоящее время учитель литературы подмечает, что у учащихся ослаблен интерес к чтению даже таких произведений, которые совсем недавно читались с удовольствием: «Евгений Онегин» А.Пушкина, «Тарас Бульба» Н.Гоголя, рассказы А.П. Чехова и так далее. Чтение из-под палки вряд ли, я думаю, кого из словесников устраивает. Вот и ищем пути выхода из сложившейся ситуации. А их, оказывается, немало. Это и организация малых исследовательских работ (волей-неволей приходится читать), и составление сценариев к фильмам (без знания текста делать нечего), и, конечно же, игра (“Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться...”). Чаще всего игра — это соревнование, своего рода конкурс, где каждый отвечает или за себя, или за целую группу, поэтому должен показать себя с лучшей стороны. Вот и “приходится читать”, да ещё так, чтобы не пропустить ни одной строчки текста, ни одной детали... Я предлагаю на ваш суд сценарий урока-игры, который прошёл удачно (по мнению учеников и коллег). Сценарий игры «Колесо литературы». 9-й класс Туров побольше, чем в телевизионной игре «Колесо истории», да и вопросов, но принцип заложен один и тот же. К уроку дети должны: Перечитать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В классе накрыт стол: самовар и прочее, что необходимо к чаепитию — см. сценарий. Вступительное слово учителя. Я приветствую вас в литературно-художественном салоне «Под сенью Муз». Сегодня у нас игра «Колесо литературы», и каждый из игроков должен будет пройти очень большой путь — тысячу вёрст. И в то же время — небольшой — всего тысячу вёрст вместе с А.С. Пушкиным по страницам его романа в стихах «Евгений Онегин». Пушкин и вёрсты... Сам Александр Сергеевич около 35 тысяч вёрст проделал То в коляске, то верхом, Итак, в путь! Две команды. Игроки (по два) занимают места в воображаемых каретах после того, как вытянут жребий и узнают, кто возглавит путешествие. 1-й тур. «Унылая пора... Очей очарованье!..» (Учащиеся получают карточки с “разбросанными” стихотворениями.) Карточка № 1 Шумом, лесов, солнышко, уж, сень, становился, небо, реже, таинственная, короче, осенью, обнажалась, день, с, блистало, печальным, уж, дышало. Карточка № 2 У, ложился, стоял, довольно, гусей, туман, приближалась, тянулся, ноябрь, к, скучная, крикливых, двора, уж, на, югу, поля, пора, караван. (Это задание не вызовет трудностей, так как данные отрывки известны из начальной школы, хотя бывает, что и попыхтят: “Вертится в голове, а не вспомнить...” Если задание выполнено верно, команда продвигается на 50 вёрст вперёд.) 2-е задание. В тот год осенняя погода Вопрос: Когда же выпал снег? (“Снег выпал только в январе, на третье в ночь...”) Оценка — 50 вёрст. 2-й тур. «Тайны русского чаепития» Александр Сергеевич в романе мастерски подметил, что на Руси, особенно в глубинке, в провинции, часто пьют чай, можно сказать, с утра до вечера. Итак, внимательно слушаем, что подмечено поэтом. Смеркалось; на столе, блистая, Всего восемь строк... Но сколько здесь, оказывается, загадок... (и каждая правильно отгаданная из них грозит продвижением на 50 вёрст). 1-е задание. Когда в России появились самовары? (Самовары появились в XVII веке, первый изготовлен по велению Петра I — в Туле.) 2-е задание. Почему — “блистая”? (Самовары чистили. Недаром о человеке, который слишком вычурно был одет, самодоволен, говорили: “Блестит, как медный самовар”.) 3-е задание. Командам предоставляется возможность пройти ещё 50 вёрст, если они ответят на вопрос: чем чистили на Руси самовары. (Зола, клюква и так далее — средств народных было много.) 4-е задание. Почему “китайский чайник”? Неужели на Руси не было своих фарфоровых заводов? Выберите версию: а) чай произвели впервые китайцы, они и начали первыми изготовлять чайники; б) на Руси ещё не было своих фарфоровых заводов, но чай произвели русские. (Правильной считается первая версия.) 5-е задание. “Китайский чайник нагревая...” Командам предлагается продемонстрировать, каким образом. (Учащиеся должны поставить чайник на самовар.) 6-е задание. Учитель цитирует: По чашкам тёмною струёю — Почему он “душистый”? Что заваривали? (Различные травы, китайский чай.) Можно процитировать учителю: Я не учён, как вы, но в этом прав, Действительно, всего восемь строк рассматриваем из романа «Евгений Онегин», а они в себе много интересного содержат. Задания этого тура не исчерпаны, и вот 7-е задание содержит загадки в двух словах — “сливки” и “мальчик”: И сливки мальчик подавал... — С чем ели (пили) сливки? (К чаю подавали сливки, как и молоко.) — Кто такой “мальчик”? Предлагаются версии: а) прислуга, мальчик, работающий на кухне; б) родственник; в) мальчик, который исполнял многочисленные поручения хозяев; г) своя версия. (Принимается третья версия — это мальчик на побегушках.) 8-е задание вытекает из сценки, которую поставят учащиеся — «За чаем». Хозяин и хозяйка за столом. Входят гости. Гость. Чай да сахар! Гостья. Хлеб да соль! Хозяйка. Милости просим к чаю! (Садятся все трое.) Хозяин. О, да и самовар вскипел. Заваривай, кума! (Гостья заваривает сразу же чай.) Разливай, кум! (Гость разливает: женщинам — в стаканы, мужчинам — в чашки.) Хозяйка. Вам с вареньем или со сливками? Гостья. Со сливками, пожалуйста. (На стульях висят полотенца, к ним никто не притрагивается. Все пьют чай без блюдец.) Участникам игры предлагается найти ошибки. А они следующие: — Чай строго разливал хозяин. — Подавали чайное полотенце, им пользовались. — Если самовар только что вскипел, ждали, пока вода перестанет кипеть, а потом заваривали. — Чай пили из блюдец. — Из стаканов пили мужчины... Задания второго тура несомненно вызовут оживление в зале, и интерес к игре повышается с каждым новым заданием. 3-й тур. «Преданья старины глубокой» — Не спится, няня: здесь так душно! Итак, продолжаем разговор о старине, но уже не о традициях русского чаепития, а о том, что... Татьяна верила преданьям 1-е задание. Каким же преданьям она верила? (“Снам”, “карточным гаданьям”, “предсказаниям луны”: на небе “младой двурогий лик луны” — к беде; “падучая звезда” — нужно успеть загадать желание; кот “лапкой рыльце мыл” — к гостям; встреча чёрного монаха или перебегающий через дорогу заяц — к несчастью.) 2-е задание будет связано с образом медведя. Ответьте, пожалуйста, почему, ведя разговор о старине, я вспомнила этот образ? Как он связан с героиней романа? (Татьяне снится сон в святки о том, что медведь протянул ей руку через мостик, затем побежал за ней и так далее.) 4-й тур. «Под сенью Муз» 1-е задание. Учитель цитирует Пушкина: Конечно, вы не раз видали — Видали ли вы его? Представьте, пожалуйста, его нам. (Весь в стихах, они “уменьшены, продолжены”, нарисованы два сердца, факел, цветы, клятвы — это предложить нарисовать, если позволит время.) На последнем листе альбома слова: Кто любит более тебя, 2-е задание Онегин мог — Это мог Онегин. А вы можете составить эпиграмму на Онегина? (Учащиеся составляют.) 3-е задание. Высокой страсти не имея — Это Онегин. А вы сможете отличить друг от друга эти стихотворные размеры? Ну что ж, попробуйте! 1. Но грустно думать, что напрасно 4-е задание. Рылеев, Герцен, Жуковский (на доске три портрета). Он был разочарован романом (той частью его, которую успел прочесть): “Не знаю, что будет «Онегин» далее... Но теперь он ниже «Бахчисарайского фонтана» и «Кавказского пленника»”. А вот что “будет далее...”, он не смог узнать, так как не смог прочитать по одной простой причине. — Кто это сказал? И что за причина? а) Рылеев; б) Жуковский; в) Герцен. (Это Рылеев — он был казнён ещё до выхода в свет второй главы.) Это был последний тур. Помощник следил за ходом игры и перемещал кареты каждой команды. Подводятся итоги. Колесо с передвигающимися каретами необходимо для того, чтобы победитель игры определил (выбрал), по какой дорожке идти ему дальше. После выбора препятствий (они в конвертах): 1. Но в них не видно перемены; (Из трёх представленных головных уборов ученик выбирает нужный: женский головной убор в виде капора, завязывается под подбородком.) 2. Что делал Евгений летом утром? Составить последовательность выполнения действий, ненужное зачеркнуть: пил кофе, плавал, читал журнал, читал книгу, одевался, смотрел в окно, в 7 утра вставал, вставал в 9 утра. (В седьмом часу вставал он летом...) Чтобы определить, по той ли дорожке шёл игрок, под одной из карет можно спрятать какой-либо знак (например, “5”). Итак, чтобы стать победителем в этой игре, как вы поняли, нужно хорошо знать текст. Ну и о тайнах чаепития на Руси нельзя забывать. Поэтому всё, что узнали дети о традициях русского народа, будет и интересно.
|
|||
|