Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 13: Проблематика языка, сознания, общения в современной философии



Тема 13: Проблематика языка, сознания, общения в современной философии

План лекции

1. Философия языка.

2. Понятие герменевтики и феноменологии в философии.

     Современность предъявляет повышенные требования к человеку, ста­вит перед ним целый ряд сложнейших задач, без решения которых невозможен сам процесс жизни. Вместе с тем вовлеченность в поток текущей жизни почти не оставляет ему времени на серьезные размышления, от чего современному человеку грозит утрата основных жизненных ориентиров.

Практика общения людей в ХХ-ХХІ вв. показывает, что нередко взаимопонимание не устанавливается не только между людьми, далекими друг от друга, но и между людьми близкими, представителями одинаковых культур, одного языка. Отсутствует взаимопонимание не только между поколениями – в отношениях «отцов и детей», но и внутри одного и того же поколения. Возникает ощущение, что люди говорят на разных языках, каждый из которых столь индивидуален, что не имеет общих точек пересечения с другими.

Таким образом, современная эпоха обнаруживает усложнение условийчеловеческого бытия в том отношении, что делает жизньчеловека более интенсивной, напряженной и динамичной. Особое место в ней занимают процессы общения, с которыми оказываются, тесно связаны, многие проблемы современного общества и жизни отдельного человека. Именно поэтому в современной философии резко возросло значение проблематики сознания, языка, понимания текста, а в конечном итоге человеческого взаимопонимания. Соответственно, на первый план вышли такие направления, как философия языка, герменевтика, феноменология.

I

Язык издавна привлекал внимание философов. Целый ряд интересных соображений о языке мы находим в античности – у Сократа, Платона,Аристотеля. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения заложили основы классической философии. Георг Гегель подчеркивал роль языка в процессе формирования человека, его сознания и мышления. В целом в ХІХ в. сложилось философское представление о языке, ставшее классическим.

Языку отводится исключительно важная роль в жизни человека и общества. Он тесно связан с абстрактно-логическим мышление человека, его способностью формулировать абстрактные понятия, а именно они являются важнейшим инструментом познания и мышления. Кроме того, язык – необходимое условие и средство социализации человека, без которой человек немыслим как человек. Наконец, язык выполняет ряд общественных функций. Одна из важнейших – коммуникативная, то есть функция общения. Таким образом, «человек», «язык», «общество» - понятия одно порядковые, одно немыслимо без другого, одно раскрывается через другое.

В целом классическая мысль давала высокую оценку языку. Современное отношение к языку следует охарактеризовать как реалистический оптимизм. Философия ХХ в. видит в языке не только несомненное благо человека, но и опасность. В связи с этим роль языка современной философией представляется по-новому. Совершенно справедливо: сколько не говори «халва», во рту слаще не станет. Однако если в словаре человека отсутствует слово «халва», то не исключено, что ему так и не доведется ее попробовать или вообще узнать о ее существовании.

Правильность языковых конструкций (подлежащее, сказуемое и т.д.) не является гарантией правильности суждения. Более того, возникает вопрос о существовании объектов, соответствующих словам, не пользуемся ли мы словами, реальных аналогов которым в действительности нет?

Вторую из отмеченных философией ХХ столетия особенностей отношения языка и реальности можно усмотреть в богатстве или бедности словарного запаса человека. Бедный язык свидетельствует об  убогости неразвитости мысли. Словарь языка Элочки Людоедки, состоявший всего из 12 слов и выражений красноречиво характеризовал уровень ее мышления. Однако выясняется, что достаточно богатый словарный запас, - отнюдь не достоверное свидетельство богатства, подлинности и глубины мысли. Сегодня легко встретить людей, говорящих на вполне «интеллигентном» языке, широко использующих в речи множество «умных» слов, за которыми в действительности скрывается убогость мысли.

Та сфера «бытия», которую субъект считает «своей», в рамках которой он ощущает себя не стесненным, где все представляется ему объяснимым, в философии часто называют «жизненным миром» человека. За пределами «жизненного мира» остается много из того, что известно, но осталось не своим. Поэтому общий объем языка любого субъекта распадается на две части. Одна часть принадлежит к жизненному миру, другая остается за его пределами. Первая ощущается как «своя», вторая же, владение которой может быть высоким, не перестает ощущаться как не вполне своя.

Особенности современного мира таковы, что часть, находящаяся за пределами жизненного мира, неизменно возросла. Человек не успевает осваивать потоки информации, но при этом нередко неплохо усваивает язык, на котором информацию он получает. Таким образом, можно сделать вывод, что объем языка всегда несколько больше, шире объема мышления.

Третья особенность, вскрытая, современной философией в отношениях языка и реальности связана с достижениями лингвистикинауки о языке. Лингвисты доказывали, что сознание оказывается целиком запрограммировано языком той культуры, к которой принадлежит, становится пленником языка. В массовом обществе процесс социализации индивида сопряжен с «диктатурой языка». Общество «входит в человека» посредством стандартизированного языка массовых коммуникаций. Вместе с освоением такого языка человек невольно становится пленником ходячих мнений, представлений, усваивает готовые варианты оценок тех или иных общественных явлений. И хотя язык наряду с моралью, правом, традициями, обычаями формирует человеческие черты, выделяющий род человеческий из природного царства относится к нему, следует осторожно, т.к. язык способен увести нашу мысль в совершенно нежелательном для нас направлении. И если раньше Ш.Талейран утверждал, что «язык дан человекудля того, чтобы скрывать свои мысли», а А.Шопенгауэр – «кто ясномыслит, тот ясно излагает», то представитель современной лингвистической философии Л.Витгенштейн противопоставил этим утверждениям знаменитый афоризм: «То, что вообще может быть сказано,может быть сказано ясно; о чем нельзя говорить, о том следуетмолчать».

Если предельно коротко резюмировать изменения, произошедшие в ХХв. в философской трактовке языка, то сделать это можно с учетом триады, в рамках которой в философии принято рассматривать язык: сознание – язык – общество. Среднее звено этой триады приобрело в современной философии неизмеримо больший вес, чем оно имело ранее. Язык стал рассматриваться в качестве важнейшей части бытия, раскрывающей его тайны. Проблематика языка пронизала не только направления аналитической философии, о которых мы говорили, но и самые различные философские направления.

II

Герменевтиканаправление в философии, которое исследует теориюи практику толкования, понимания текста. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого Бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.

Основные вопросы герменевтики:

- как возможно понимание?

- как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?

Возникновение философской герменевтики означало, что из учения о методе познания она превращалась в учение о бытии. «Человек естьсущество, бытие которого заключается в понимании» - так формулируется основополагающий тезис философской герменевтики.

Предметом исследования, как правило, является текст.

К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

- «герменевтический треугольник» - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;

- «герменевтический круг», т.е. принцип понимания текста, основанный на взаимосвязи части и целого; понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания частей необходимо понимание целого. С этой точки зрения понимание текста есть движение по кругу от целого к части и  отчасти к целому.

Философ В. Дильтей выделял науки о природе и науки о духе. Науки о природе используют методику объяснения. Науки о духеа именнотакова философия – не могут довольствоваться объяснением.Духовная целостность– жизнь –должна постигаться непосредственно. Именно тогда понимание выступает как непосредственное проникновение в жизнь. Понимание собственного духовного мира достигается в процессе самонаблюдения, понимание чужого мира – путём сопереживания.

Мартин Хайдеггер считал, что бытие есть понимание, реализующееся в языке. Язык – это данность бытия, а не просто способность отдельного человека. Язык – обиталище человека. Философия должна заниматься языком, поскольку её интересует человек, а человек – это язык. Человек – не просто тело, объект, в его жилах не течёт холодная кровь бездушныхпонятий. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми окружающего мира, и самих себя, и других.

Ученик Хайдеггера Гадамер интерпретирует понимание на основе традиций и здравого смысла, а они задаются языком и образованием. По его мнению, понимание есть универсальный способ освоения мира человеком.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуацийслучаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.

Первыми герменевтиками были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и др.), которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

Феноменология (от слова «феномен», т.е. явление) – одно из направлений философской мысли, оказавшее значительное влияние на весь ход европейского философского развития ХХ века.  Основателем феноменологии явился немецкий философ Э. Гуссерль.

Главная задача феноменологии состоит в обращении к первичному опыту, к такому, в котором сознание следует понимать как внутреннее « Я» каждой личности.

Уже с детских лет в человеке зарождается и формируется самосознание. Вместе с тем закладываются первые впечатления о самом себе. Развитие личности феноменологи рассматривают как социальное качество каждого человека вследствие его воспитания и социализации.

На ранних этапах личностного развития на человека оказывают влияние его семья, а поведение родителей в ней закладывает отношение ребёнка к окружающему миру. Процесс социализации активно протекает всю жизнь .У взрослого человека она проявляется, в первую очередь, в изменениях его внешнего вида, она ориентирована на овладение конкретными умениями.

По сути, феноменология изучает сознание, его черты, то, как человек представляет субъективный мир и то, как индивидуальное субъективное восприятие объективного мира интерпретируется личностью. Изучая феномены, феноменология пытается понять, как, тот или иной опыт проживается человеком, и какие состояния человек испытывает в процессе определённых событий.

 

Феноменолог сознательно воздерживается от суждений, поскольку прекрасно видит, что мир и без того переполнен разноречивыми оценками и мнениями. Добавление к ним новых лишь умножает общественный хаос и увеличивает сумятицу в умах. Для того, чтобы не замутить свое и чужое сознание, феноменолог стремится не судить, а повествовать, описывать.

Философия языка, герменевтика и феноменология существуют в современной философии не только как отдельные направления мысли. Их идеи проникают во все отрасли философского знания. Крупнейшие философские произведения ХХ-ХХI вв., независимо от тематики и направленности, содержат в себе определенную философию языка, учитывают достижения герменевтики и феноменологии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.