Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Слуховой анализатор.



Слуховой анализатор.

Основные функции.

 

 

    Слуховой анализатор — второй анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью. Слуховое восприятие — основа человеческой речи. Ребёнок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способность, хотя весь артикуляционный аппарат остается у него ненарушенным.

 

                                                                  1. Орган слуха.

 

       Слуховые рецепторы находятся в улитке внутреннего уха, которая расположена в пирамиде височной кости. Звуковые колебания передаются к ним через целую систему вспомогательных образований, обеспечивающих восприятие звуковых раздражений. Орган слуха человека состоит из трёх частей: наружного, среднего и внутреннего.

       Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Оно служит для улавливания звуков. Определение направления звука у человека связано с так называемым бинауральным слухом, т.е. со слушанием двумя ушами. Звук, идущий сбоку, поступает в одно ухо раньше на несколько долей миллисекунды, чем в другое ( в зависимости от местоположения источника звука). Разница во времени звуковых волн, воспринимаемых левым и правым ухом, дает возможность человеку определить направление звука. Если у человека одно ухо поражено и не функционирует, то он определяет направление звука, поворачивая голову.

       Наружный слуховой проход у взрослого имеет длину примерно 2,5 см. Он выстлан кожей с тонкими волосками и железами, вырабатывающими ушную серу. Волоски и ушная сера выполняют защитную роль.

       На границе между наружным и среднем ухом расположена барабанная перепонка. Это тонкая соединительная пластинка, расположенная наклонно. Она начинает колебаться, когда на нее попадают звуковые колебания со стороны звукового прохода. И так как барабанная перепонка не имеет своего собственного периода колебания, то она колеблется при всяком звуке соответственно его длине волны.

       Среднее ухо представлено барабанной полостью и слуховой евстахиевой трубой. 

По форме барабанную полость сравнивают с низким цилиндром (барабаном), поставленным на ребро и наклоненным в сторону наружного слухового прохода.

Внутри полости среднего уха расположены сочленяющиеся между собой слуховые косточки — молоточек, наковальня и стремечко.

       Внутреннее ухо отделено от среднего перепонкой овального окна.

       Система слуховых косточек обеспечивает увеличение давления звуковой волны примерно в 30-40 раз при передаче с барабанной перепонки на перепонку овального окна. Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи очень узкой (2 мм) слуховой или евстахиевой трубы длиной 3,5 см. Труба поддерживает одинаковое давление на барабанную перепонку снаружи и изнутри, что создает наиболее благоприятные условия для ее колебания. Проход воздуха в барабанную полость происходит во время акта глотания и зевания, когда открывается просвет трубы, и давление в глотке и барабанной полости выравнивается.

       Внутреннее ухо расположено в толще височной кости и представляет собой костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт из соединительной ткани. Между костным и перепончатым лабиринтами имеется жидкость — перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта — эндолимфа.

В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме овального окошка имеется еще круглое окно, которое делает возможным колебание жидкости.

       Костный лабиринт состоит из трёх отделов: преддверия, улитки и полукружных каналов.

       Костная улитка — спиральный извивающийся канал, который свертывается наподобие раковины улитки, и образует 2 и 1/2 оборота. Ее основание обращено к внутреннему слуховому проходу. Диаметр костного прохода у основания улитки 0,04 мм, а на вершине 0,5 мм. Внутри улитки имеется костная спиральная пластинка, которая делит полость канала на две части. Внутри среднего канала улитки, в улитковом ходе, находится звуковоспринимающий аппарат — спиральный (кортиев) орган. Кортиев орган имеет основную пластинку, которая состоит примерно из 24 тысяч тонких волокон различной длины, очень упругих и слабо связанных друг с другом. Вдоль основной пластины в 5 рядов располагаются опорные и волосковые чувствительные клетки, которые являются собственно слуховыми рецепторами.

 

2. Механизм восприятия звука.

 

       Для слухового анализатора адекватным раздражителем является звук. С физической точки зрения звуки характеризуются двумя параметрами: амплитудой (сила и громкость), частотой (высота) и формой звуковой волны (тембр).

       Высота звука определяется его частотой или числом волн за одну секунду. Частота измеряется в герцах (Гц). 1 Гц соответствует одному полному колебанию в секунду. Чем больше частота звука, тем звук выше. Сила звука пропорциональна амплитуде колебаний звуковой волны и измеряется децибелах.

       Самый высокий звук, который мы в состоянии услышать, имеет 20 тысяч колебаний в секунду (20 тыс. Гц), самый низкий — 12-24 Гц. У детей верхняя граница слуха достигает 22 тыс. Гц, у пожилых она ниже — около 15 тыс. Гц.

       Наибольшей возбудимостью обладает ухо к звукам с частотой колебаний в пределах от 1000 до 4000 Гц. Ниже 1000 и выше 4000 Гц возбудимость уха сильно понижается.

       Воздушные звуковые волны, попадая в наружный звуковой проход, вызывают колебания барабанной перепонки. Далее колебания барабанной перепонки передаются через среднее ухо.

       Слуховые косточки усиливают звуковые колебания и передают их жидкости, находящиеся между костным и перепончатым лабиринтами. Вместе с жидкостью начинает колебаться основная мембрана, на которой находится кортиев орган. Колебания мембраны вызывают колебание и возбуждение рецепторных клеток. Колебания основной мембраны зависят от высоты звука. Эластичность ее на разных отрезках не одинакова. Ближе к овальному окну мембрана уже и жестче, дальше- шире и эластичнее. Поэтому ее более узкие участки восприимчивы к высоким частотам, более широкие — к низким. Поэтому на звуки разной частоты реагируют разные волосковые клетки.

       Клетки, реагирующие на высокие тоны, расположены на узкой, туго натянутой части основной мембраны, вблизи овального окна; рецепторы низких звуков — на широких, менее туго натянутых отрезках мембраны. Следовательно анализ различения звука происходит уже на уровне рецепторов. Далее это возбуждение по слуховому нерву поступает в структуры мозга, ответственные за восприятие и анализ звуковых раздражителей (височные доли КГМ).

 

 

3. Возрастные особенности слухового анализатора.

 

 

       В процессе онтогенеза слуховой анализатор человека не претерпевает столь существенных изменений, как его органы зрения. Есть данные, что уже на 8-9 месяце пренатального развития, плод воспринимает звуки в пределах 20-5000 Гц и реагирует на них движениями. Четкая реакция на звук появляется у ребенка в 7-8 недель после рождения , а с 6 месяцев грудной ребёнок способен к относительно тонкому анализу звуков. Слова дети слышат хуже, чем звуковые тоны, и в этом отношении они отличаются от взрослых. Окончательное морфофункциональное формирование органа слуха у детей заканчивается к 12 годам. К этому возрасту значительно повышается острота слуха, которая достигает максимума к 14-19 годам.

       Функциональное состояние слухового анализатора находится в зависимости от действия многих факторов окружающей среды. Специальной тренировкой можно добиться повышения его чувствительности. Например, занятия музыкой, танцами, фигурным катанием, спортивной и художественной гимнастикой вырабатывают тонкий слух.

С другой стороны, физическое и умственное утомление, высокий уровень шумов, резкое колебание температуры и давления значительно снижают чувствительность органов слуха. Более того, сильные звуки вызывают перенапряжение нервной системы, способствуют развитию нервных и сердечно-сосудистых заболеваний.

       Необходимо помнить о том, что порог болевых ощущений для человека составляет 120-130 ДБ, но даже шум в 90 ДБ может вызвать у человека болевые ощущения (шум большого промышленного города днем составляет около 80 ДБ). В связи с этим каждый педагог должен научить детей беречь тишину, донести до их сознания тот факт, что создавая шум, они наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.