Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Брянцев. Статьи, речи, беседы



А. А. Брянцев

Книги

«Отчет за первый год (1905 – 1906 гг. ) деятельности Передвижного театра», СПб., 1907 (составлен П. П. Гайдебуровым, Н. Ф. Скарской, А. А. Брянцевым и В. Д. Резниковым).

А. А. Брянцев. Опрощение театральной декорации. Опыт художественной схематизации в работах Общедоступного и Передвижного театра. Рисунки О. Клевера. П. Издание театра (1‑ е изд. — 1917, 2‑ е, доп. — 1919).

(Рец. — «Записки Передвижного театра», 1919, № 20; «Жизнь искусства», 1918, № 46; «Народный театр», М., 1918, № 2).

А. А. Брянцев. «Художник в театре для детей», Л., 1927. Изд. Об‑ ва социологии и теории искусства.

Статьи, речи, беседы

Опыт скульптурных постановок. «Обозрение театров», П., 1908, № 837.

К постановке «Антигоны» (из беседы с исполнителями в ноябре 1908 г. ). «Записки Передвижного театра», 1914, № 1.

Помещение для театра и его оборудование. Сборник «Народный дом», изд. сотрудников Лиговского народного дома, П., 1915.

Критика и библиография. (О книгах «Несколько слов о работе режиссера А. Клепикова», «Новый метод упрощения постановок», «Сборник рецензий пьес для народного театра»). Журнал «Русская школа», М., 1914, № 5.

Из путевого дневника. «Записки Передвижного театра», П., 1919, № 21.

Театр и зодчество. «Записки Передвижного театра», 1918 – 1919, №№ 9, 10, 11, 13, 15, 22, 23.

Театр юного зрителя. «Жизнь искусства», 1921, № 808.

Вредная скромность. «Жизнь искусства», 1921, № 736 – 738 (о первом опыте «гравюрной постановки» в Общедоступном театре, 1909 г. ).

Тезисы доклада о принципах устройства сценической площадки. Журнал «Новый зритель». Л., 1925, № 2 – 3.

З. А. Топоркова. Там же.

О юном зрителе. «Жизнь искусства», 1925, № 8.

Октябрь и детский театр. «Жизнь искусства», 1925, № 45.

Пять лет. Сборник «Театр юных зрителей», Л., 1927.

{290} ТЮЗ — Пять лет. «Жизнь искусства», 1927, № 8.

Пять лет ТЮЗа. «Рабочий и театр», 1927, № 8.

Петрушка и ТЮЗ. Сборник «Театр петрушки», Л., 1927.

Сценическая вещь и сценический человек. Сборник «Театрально-декорационное искусство в СССР», Л., 1927.

Театр юных зрителей. «Рабочий и театр», 1927, № 41.

День на театральной выставке в Магдебурге. «Жизнь искусства», 1927, № 35.

Предисловия к изданиям пьес «Тиль Уленшпигель» Е. Гаккеля (Л., ГИЗ, 1928), «Дон-Кихот» А. Бруштейн и Б. Зона (Л., 1928), «Еремка-лодырь» Л. Макарьева (Л., 1929), «Тимошкин рудник» Л. Макарьева (М. ‑ Л., ГИЗ, 1930), «Дружным ходом» Л. Макарьева (М. ‑ Л., ГИЗ, 1930).

ТЮЗ. «Рабочий и театр», 1929, № 27.

Об авторском праве режиссера. «Жизнь искусства», 1929, № 8.

ТЮЗ сегодня. «Рабочий и театр», 1930, № 38.

Каким должно быть здание театра для детей. «Искусство и дети», М., 1931, № 3.

Амфитеатр. «Рабочий и театр», 1932, № 7.

ТЮЗ — детище Октября. «Советский театр», 1932, № 10 – 11.

За пролетарский ТЮЗ. Сборник «ТЮЗ. 1922 – 1932». Л., ТЮЗ, 1932.

Театр коммунистической смены. «Советское искусство», 15 марта 1932 г.

Тюзовцы — заслуженные. «Рабочий и театр», 1932, № 32 – 33.

Мы хотим быть достойными нашей великой эпохи. «Рабочий и театр», 1933, № 2.

Открытое письмо авторам «Истории советского театра». «Рабочий и театр». 1933, № 24.

Ленинградский театр юных зрителей. «Рабочий и театр», 1933, № 28.

Театр юных зрителей. «Рабочий и театр», 1933, № 36.

«Бунтари». Веч. вып. «Красной газеты», 3 февраля 1934 г.

Овладеть опытом. Сборник «Кукольные театры ЛенТЮЗа». Л., ГИХЛ, 1934.

ТЮЗу — новое здание. «Ленинские искры», 9 января 1935 г.

Старейший из юных. «Советское искусство», 1936, № 27.

Ленинградский театр юного зрителя. «Театральная декада», 1936, № 18.

К постановке «Ревизора». Сборник «О “Ревизоре”». Л., ТЮЗ, 1936.

Наш новый сезон. «Смена», 11 сентября 1936 г.

О советской литературе. «Резец», 1936, № 20.

Пятнадцать лет. «Рабочий и театр», 1937, № 4.

Из записной книжки режиссера. Сборник «О “Коньке-Горбунке”». Л., ТЮЗ, 1937.

О пьесе и спектакле. Г. Владычина и О. Нечаева. «Сказка об Иванушке и Василисе Прекрасной», Л., ТЮЗ, 1939.

Театры для детей. «Ленинградская правда», 10 ноября 1939 г.

О сказке. Сборник «Кот в сапогах». Л., ТЮЗ, 1940.

{291} Заметки о смотре (Всесоюзный смотр детских театров) «Театральная неделя», М., 1940, № 20.

Великая сила революционной науки. «Правда», 14 ноября 1940 г. Смотр детских театров. «Правда», 15 ноября 1940 г.

Театральный съезд. «Ленинские искры», 16 ноября 1940 г. (о Всесоюзном смотре ТЮЗов).

Режиссер в советском театре (речь на 1‑ й Всесоюзной режиссерской конференции). Сборник «Режиссер в советском театре». Л., «Искусство», 1940.

Письмо в редакцию (о 20‑ летии ЛенТЮЗа). «За советское искусство» (Пермь), 10 мая 1942 г., № 3.

Окружить вниманием театры юных зрителей. «Комсомольская правда». 15 декабря 1943 г.

ТЮЗ перед началом сезона. «Ленинградская правда», 29 сентября 1944 г.

Театр и юный зритель. «Смена», 1944, № 17.

Любимый театр детей. «Вечерний Ленинград», 28 ноября 1949 г.

Совесть и мудрость народа (Памяти М. И. Калинина). «Вечерний Ленинград», 6 июня 1946 г.

Театр юных. «Вечерний Ленинград», 5 ноября 1947 г.

Спектакли для школьников. «Смена», 30 августа 1947 г.

Театр и его друзья. «Огонек», 1950, № 22.

За мир, за коммунизм, «Вечерний Ленинград», 30 августа 1951 г.

В этом сезоне. «Смена», 6 ноября 1954 г.

Спектакли о советских школьниках. «Вечерний Ленинград», 12 сентября 1955 г.

Наша цель, наши искания. Сборник «Театр для детей» (М., Учпедгиз, 1935).

Для детей — для будущего. «Смена», 23 февраля 1957 г.

«Именем революции». «Театральный Ленинград», 1957, № 30.

Театр и школа. Сборник «В помощь школе». ЛенТЮЗ, 1957.

Что нам принес Великий Октябрь. «Театральный Ленинград», 1957, № 38.

Фестиваль детских театров. «Московский комсомолец», 11 февраля 1958 г.

Заметки режиссера. «Учительская газета», 5 апреля 1958 г.

После Всесоюзного фестиваля. «Театральный Ленинград», 1958, № 12.

Молодежь нашего театра. «Театральный Ленинград», 1958, № 32.

Вступая в 39‑ й сезон. «Театральный Ленинград», 1959, № 33.

Вдохновенный просветитель (П. П. Гайдебуров). «Театральная жизнь», 1960, № 11.

П. П. Гайдебуров. «Театральный Ленинград», 1960, № 14.


[1] «Правда», 6 июня 1936 г.

[2] «Правда», 6 июня 1936 г.

[3] «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. 1, стр. 420.

[4] «Красная газета», 9 ноября 1918 г.

[5] «Игра» («непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры»), изд. Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению. П., 1918, № 1.

[6] «Письма трудящихся В. И. Ленину», М., 1960, стр. 75.

[7] «Вестник народного просвещения Союза коммун Северной области». П., 1918, № 4 – 5.

[8] А. А. Брянцев, Театр юных зрителей. «Жизнь искусства», 13 сентября 1921 г.

[9] «Декреты Советской власти». М., 1959, т. 2, стр. 358.

[10] Цитируется по статье А. А. Брянцева «Октябрь и детский театр». «Жизнь искусства», 1925, № 45.

[11] Это, в частности, нашло выражение в том, что ТЮЗ с самого начала создавал спектакли, адресованные детям разных возрастных групп — сообразно трем школьным возрастам, что ныне стало общеобязательным условием построения репертуара театра для детей.

[12] Цитируется по стенографическому отчету X съезда ВТО 16 – 19 ноября 1959 г. М., 1960.

[13] Г. Паскар. О Детском театре. «Вестник театра», 1920, № 52.

[14] А. Брянцев. Театр юных зрителей. «Жизнь искусства», 21 сент. 1921 г.

[15] «Северное сияние», П., издание Комиссариата по народному просвещению и социальному обеспечению, 1919, № 1, стр. 7.

[16] «Красные зори». П., 1919, № 1, стр. 3.

[17] Н. Сац и С. Розанов, Театр для детей. Л., 1925, стр. 64, 67.

[18] Из 58 спектаклей, осуществленных ТЮЗом за первые 15 лет, только 20 (то есть немногим более трети) было поставлено по пьесам, написанным «посторонними», не работавшими в самом театре авторами.

[19] В этой опоре на зрителя (что отнюдь неравнозначно понятию «подлаживание к зрителю» или отказу от руководства им, от последовательного и настойчивого формирования его интересов и вкусов) — истоки и художественного стиля Ленинградского ТЮЗа и самой структуры его зала и сценической площадки, в равной мере открытой всем зрителям. Этой же принципиальной установкой была вызвана и организация в ТЮЗе небывалого в театральной истории и оказавшегося на редкость жизнестойким «форума зрителей» — «делегатского собрания», ставшего верным помощником художников и педагогов ТЮЗа в осуществлении их основных задач.

[20] «Жизнь искусства», 23 февраля 1923 г. Пользуясь случаем, следует обратить внимание читателя на то, что в театральной прессе 20 – 30‑ х гг. наряду с верными и объективными оценками спектаклей ТЮЗа можно обнаружить и статьи, в какой-то мере дезориентировавшие театр, критиковавшие его с вульгарно-социологических, а порой и просто формалистских позиций. В силу этого исследователю необходимо в свою очередь критически взглянуть на отзывы современной критики, отсеять зерна от плевел — в перспективе основных процессов развития театра и осуществления поставленных им целей. Попытка именно с таких позиций пересмотреть устоявшиеся взгляды на некоторые из постановок ТЮЗа первых лет, определенные оценкой их современной критикой, и сделана в ряде разделов настоящей книги.

[21] «Учительская газета», 5 апреля 1958 г.

[22] Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 8.

[23] «Рабочий и театр», 1937, № 4.

[24] В. И. Ленин, Речь на Первом съезде учителей-интернационалистов 3 июня 1918 г. Собрание сочинений, 4‑ е изд., т. 27, стр. 409.

[25] А. Брянцев. Открытое письмо авторам «Истории советского театра», «Рабочий и театр», 1933, № 24.

[26] Волнующим напоминанием об этом явился Всесоюзный фестиваль театров для детей, проведенный в ознаменование сорокалетия Великой Октябрьской социалистической революции. Тридцать два, театра юных зрителей приняли участие в этом знаменательном смотре. Наряду с Ленинградским ТЮЗом и Центральным детским театром дипломами первой степени было награждено еще 12 театров, играющих на русском, украинском, белорусском, грузинском, казахском, армянском, латышском, азербайджанском языках, а 7 театров, спектакли которых также звучали не только на русском, но и на украинском, узбекском, литовском, чувашском, казахском и азербайджанском языках, были отмечены дипломами второй степени.

[27] Н. С. Хрущев. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии Изд. «Правда». М., 1956, стр. 77.

[28] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева.

[29] Здесь, как и в последующих случаях, когда источник особо не оговорен, воспоминания и высказывания А. А. Брянцева приводятся по записи бесед автора с А. А. Брянцевым (1957 – 1961 гг. ).

[30] А. Лейферт, Балаганы. Изд. «Еженедельника петроградских государственных театров». П., 1922, стр. 63.

[31] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева.

[32] А. Лейферт, Балаганы. Изд. «Еженедельника петроградских государственных театров». П., 1922, стр. 46 – 47.

[33] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева.

[34] Там же.

[35] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева.

[36] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева.

[37] «Ленинградский университет. 1819 – 1944». Изд. «Советская наука» М., 1945, стр. 63 – 64.

[38] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева.

[39] Там же.

[40] П. Гайдебуров. На далекой окраине. Сб. «Народный театр». П., 1918 г., стр. 6.

[41] «Правда», 10 марта 1913 г.

[42] «За правду», 27 ноября 1913 г.

[43] Личные беседы с народным артистом РСФСР П. П. Гайдебуровым об А. А. Брянцеве приводятся в записи автора. С большой сердечностью и чувством искреннего уважения вспоминал П. П. Гайдебуров в этих беседах (Москва, 1957; Ленинград, Дом ветеранов сцены, 1958) годы совместной работы с А. А. Брянцевым. Делясь воспоминаниями, Павел Павлович говорил о желании (которое, к сожалению, оказалось неосуществленным) более подробно охарактеризовать творческий облик А. А. Брянцева и те традиции «передвижничества», которые нашли свое развитие в деятельности ТЮЗа.

[44] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева.

[45] Цитируется по «Запискам Передвижного театра», 1914, № 1, стр. 5.

[46] А. А. Брянцев, Впечатления и мысли передвижника. Сборник «За первый год», изд. Передвижного театра, 1905, стр. 22.

[47] Статья П. П. Гайдебурова «О Передвижном театре» (1905), как и рецензии дооктябрьской «Правды», С. М. Кирова и др. материалы об Общедоступном и Передвижном театрах, цитируются по вступительной статье С. Д. Дрейдена к книге «На сцене и в жизни» Н. Ф. Скарской и П. П. Гайдебурова, М., 1959.

[48] П. П. Гайдебуров, За первый год. СПб., 1907, стр. 12.

[49] П. П. Гайдебуров, На далекой окраине. Сборник «Народный театр», П., 1918, стр. 8.

[50] «Южный листок» (Елисаветград), 11 марта 1909 г. С. М. [Киров], Гастроли передвижников. «Терек», 8 и 10 мая 1912 г.

[51] С. М. [Киров], Гастроли передвижников. «Терек», 8 и 10 мая 1912 г.

[52] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись).

[53] «Путь правды», 20 апреля 1914 г.

[54] С. М. [Киров], Гастроли передвижников. «Терек», 8 мая 1912 г.

[55] А. А. Брянцев, Из воспоминаний о П. П. Гайдебурове (рукопись).

[56] Там же.

[57] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева.

[58] «Записки Передвижного Общедоступного театра», 1914, № 2, посвященный сотому представлению «Антигоны».

[59] А. А. Брянцев, Театр и зодчество. «Записки Передвижного театра», 1918, № 13.

[60] Там же.

[61] «Записки Передвижного театра», 1919, № 24 – 25.

[62] С. С. Данилов, «Женитьба». Л., 1934, стр. 81 – 82.

[63] С. С. Данилов, «Женитьба», Л., 1934, стр. 77.

[64] А. А. Брянцев, Автобиографические записи (рукопись). Личный архив А. А. Брянцева.

[65] К. С. Станиславский, Моя жизнь в искусстве. М., 1954, стр. 181.

[66] А. Я. Бруштейн, Из выступления на юбилейной сессии ВТО, посвященной 40‑ летию Октября. Л., 1957. Цитируется по стенограмме.

[67] А. А. Брянцев, Воспоминания о Н. М. Стрельникове (рукопись).

[68] Архив Ленинградского театра юных зрителей.

[69] «Жизнь искусства», 1922, № 38 (86).

[70] Цитируется по стенограмме выступления А. Я. Бруштейн на творческой сессии кабинета советского театра для детей ВТО 16 декабря 1947 г.

[71] Музей Ленинградского театра юных зрителей.

[72] В. Г. Белинский, Избранные педагогические сочинения. М., 1948, стр. 42.

[73] А. А. Брянцев, Театр юного зрителя. «Жизнь искусства», 1921, № 808.

[74] А. А. Брянцев, Пять лет. Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 7 – 8.

[75] А. А. Брянцев, Пять лет. Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927.

[76] Хронологическая таблица составлена П. П. Горловым. Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 128.

[77] Один из ответственных работников Нар. комиссариата просвещения РСФСР.

[78] Подлинники писем хранятся в музее Ленинградского театра юных зрителей.

[79] «Положение о Театре юных зрителей (Театр детей и подростков в Петрограде)». Утверждено Главсоцвосом 3 ноября 1921 г.

[80] А. Брянцев, Пять лет. Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 9.

[81] Л. Ф. Макарьев, Начало пути. «Рабочий и театр», 1937, № 4.

[82] А. А. Брянцев, Художник в театре для детей. Л., 1927, стр. 28.

[83] А. А. Брянцев, Художник в театре для детей. Л., 1927, стр. 9.

[84] «Красная панорама», 1923, № 8.

[85] Н. Черкасов, Спутник юности. «Ленинградская правда», 8 июня 1952 г.

[86] А. Брянцев, Пять лет. Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 11.

[87] «Ленинградская правда», 3 октября 1922 г.

[88] Н. К. Черкасов, Первые роли. «Рабочий и театр», 1937, № 4.

[89] Цитируется по книге В. Виленкина «Вл. И. Немирович-Данченко». М., 1941, стр. 79.

[90] А. А. Скрябин, Из выступления на совещании о воспитании коллектива театра для детей. Ленинград, ВТО, 15 июня 1954 г.

[91] П. П. Горлов, Детский театр. Сборник «Просвещение». П., 1922.

[92] А. Пиотровский, Театр юного зрителя. «Жизнь искусства», 1922, № 14 (837).

[93] А. Растопчин, Театр юных зрителей. «Красная газета», 28/II 1922 г.

[94] В. Каратыгин, «Конек-Горбунок». «Вестник театра и искусства», 1922, № 18.

[95] А. Коптяев, Новый музыкальный сказочник. «Жизнь искусства», 1922, № 10 (833).

[96] С. Радлов, К пятилетию государственных театров в Петрограде. «Жизнь искусства», 1923, № 8.

[97] К. Ворозан, «Красная газета», 27 февраля 1923 г.

[98] Из выступления А. Я. Бруштейн в радиопередаче для детей «Твой театр» 14 апреля 1957 г. Ленинградский радиокомитет.

[99] С. Маршак, Театр для детей. «Жизнь искусства», 1922, № 38.

[100] «Обозрение театра и спорта», 1922, № 10.

[101] «Еженедельник академических театров», 1922, № 7.

[102] «Красная газета», 24 апреля 1923 г.

[103] Протокол художественно-педагогического совета Ленинградского ТЮЗа от 11 декабря 1928 г. Музей Ленинградского театра юных зрителей.

[104] А. А. Брянцев, Петрушка и ТЮЗ. «Театр петрушки». Л., 1927, стр. 10 – 11.

В тридцатые годы ТЮЗ восстановил у себя и захиревший на стороне марионеточный театр. Некоторое время марионетки и петрушки работали как два раздельных театра, а затем слились и существовали при Ленинградском ТЮЗе под единым руководством Е. С. Деммени.

[105] «Рабочий и театр», 1929, № 39.

[106] «Смена», 1 октября 1929 г.

[107] С. Цимбал, Сверстник нового поколения. «Рабочий и театр», 1932, № 7.

[108] С. Мокульский, Пути детского театра. «Стройка», 1931, № 1.

[109] Там же.

[110] Музей Ленинградского театра юных зрителей.

[111] А. А. Брянцев, «Бунтари». «Красная газета», 3 февраля 1934 г.

[112] А. А. Брянцев, О сказке. Сборник «Кот в сапогах». Л., 1940, стр. 3.

[113] «Великая сила революционной науки» (беседа с А. А. Брянцевым) «Правда», 14 ноября 1940 г.

[114] Там же.

[115] «В. И. Ленин о литературе и искусстве» М., 1957, стр. XXV.

[116] Из выступления А. А. Брянцева на обсуждении спектакля в ТЮЗе 3 марта 1958 г. Цитируется по стенограмме.

[117] А. А. Брянцев, Наша цель, наши искания. Сборник «Театр для детей». Учпедгиз, 1955, стр. 39.

[118] Н. Черкасов, Спутник юности. «Ленинградская правда», 8 июня 1952 г.

[119] К. Д. Ушинский, Избранные педагогические сочинения, т. 2. М., 1954, стр. 686.

[120] А. Брянцев, Пять лет. Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 10 – 11.

[121] Автор пьесы.

[122] А. Нотин, Хмурое солнце. «Красная газета» (вечерний выпуск), 13 октября 1922 г.

[123] О. К. Театр юных зрителей. «Обозрение театров и спорта». 13 октября 1922 г.

[124] Э. С. В царстве молодости. «Красная газета» (вечерний выпуск), 12 января 1924 г.

[125] А. А. Брянцев, О пьесе и спектакле. Сборник «Сказка об Иванушке и Василисе Прекрасной». Л., 1939, стр. 11 – 12.

[126] А. А. Брянцев. О пьесе и спектакле. Сборник «Сказка об Иванушке и Василисе Прекрасной». Л., 1939, стр. 16 – 17.

[127] А. Я. Бруштейн, О детской драматургии. «Советское искусство», 5 июня 1937 г.

[128] А. А. Брянцев, Из записной книжки режиссера. Сборник «О “Коньке-Горбунке”». Л., 1937, стр. 70.

[129] Цитируется по стенограмме доклада Л. Г. Шпет на творческой сессии кабинета театра для детей ВТО, посвященной 30‑ летию Великой Октябрьской социалистической революции. Ленинград, 1947.

[130] Н. А. Добролюбов, Темное царство. Избранные сочинения, М., 1948, стр. 108.

[131] С. Дурылин, Пьеса и спектакль. Кн. «Малый театр». «Бедность не порок». Изд. «Искусство», 1949, стр. 40.

[132] В. Лебедев, «Бедность не порок». «Жизнь искусства», 1923, № 42.

[133] В. Трахтенберг, «Зеленый шум». «Красная газета» (вечерний выпуск), 16 октября 1923 г.

[134] А. Слонимский, Возрожденный Островский. «Жизнь искусства», 1924, № 24.

[135] Н. Жуковская. Юбилей А. Н. Островского в Театре юных зрителей. «Еженедельник петроградских государственных академических театров». П., 1923, № 33 – 34.

[136] Цитируется по стенограмме доклада Л. Г. Шпет на творческой сессии кабинета советского театра для детей ВТО 16 декабря 1947.

[137] Сборник «Театр юных зрителей». Л., 1927, стр. 57.

[138] С. Кара, Начало ТЮЗа. «Театр и жизнь». Л., 1957, стр. 298 – 299.

[139] «Новый зритель». Л., 1925, № 3 – 4. Цитируется по статье С. Кара.

[140] А. А. Брянцев, Из записной книжки режиссера. Сборник «О “Коньке-Горбунке”». Л., 1927, стр. 70.

[141] А. А. Брянцев, К постановке «Ревизора». Сборник «О “Ревизоре”» Изд. ТЮЗа, 1936, стр. 14.

[142] А. А. Брянцев, К постановке «Ревизора». Сборник «О “Ревизоре”». Изд. ТЮЗа, 1936, стр. 13.

[143] «Женитьба» Н. В. Гоголя была поставлена А. А. Брянцевым для выездных спектаклей ТЮЗа в 1942 г. в Березниках.

[144] Цитируется по сборнику «Ленинградские писатели — детям». Л., 1954, стр. 109.

[145] Там же.

[146] «Красная газета» (вечерний выпуск), 7 ноября 1924 г.

[147] Г. Заварухин, «Тимошкин рудник». «Смена», 8 декабря 1925 г.

[148] Из отзывов зрителей. Архив педагогической части Ленинградского театра юных зрителей.

[149] «Красная газета» (вечерний выпуск), 24 сентября 1929 г.

[150] С. Цимбал, С чем они идут в жизнь. «Красная газета» (вечерний выпуск), 7 февраля 1934 г.

[151] И. Березарк, «Красный галстук». «Вечерний Ленинград», 20 ноября 1947 г.

[152] Л. Макарьев, Старейшина детского театра. «Вечерний Ленинград», 25 марта 1950 г.

[153] Цитируется по книге В. Виленкина «Вл. И. Немирович-Данченко». М., 1941, стр. 236.

[154] А. А. Брянцев, Опрощение театральной декорации. 2‑ е изд. П., 1919, стр. 4.

[155] Е. Гаккель, «Наш» (рукопись). Музей Ленинградского театра юных зрителей.

[156] А. А. Брянцев, Художник в театре для детей. Л., 1927, стр. 9.

[157] А. А. Брянцев, Опрощение театральной декорации. 2‑ е изд. П., 1919, стр. 6.

[158] А. А. Брянцев, Художник в театре для детей. Л., 1927, стр. 16.

[159] Л. Макарьев, Старейшина детского театра. «Вечерний Ленинград», 25 марта 1950 г.

[160] Из писем зрителей. Архив педагогической части Ленинградского театра юных зрителей.

[161] Е. Гаккель, Наш (рукопись, 1929). Юбилейный сборник. Музей Ленинградского театра юных зрителей.

[162] Мих. Шифман, Брянцев. (Начало поэмы, 1929; рукопись). Юбилейный сборник. Музей Ленинградского театра юных зрителей.

[163] Первым орденом Трудового Красного Знамени А. А. Брянцев был награжден в 1939 г., вторым — в 1946 г. и третьим, в связи с 50‑ летием сценической деятельности и 70‑ летием со дня рождения — в 1953 г.; орденом «Знак Почета» — в 1957 г. В 1925 г. ему было присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР, в 1932 г. — заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1939 г. — народного артиста РСФСР и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 ноября 1956 г. — народного артиста Союза ССР. В 1950 году он был удостоен Государственной премии.

[164] М. Янковский. Будни театра. «Искусство и жизнь», 1939, № 6.

[165] Музей Ленинградского театра юных зрителей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.