Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методы реализации концепции экологического маркетинга



 

 9.    Экологический менеджмент на предприятии

Экологический менеджмент на предприятии – это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Выделим следующие три стадии экологического менеджмента.

· Выбор. На этой стадии при решении о строительстве нового предприятия, реконструкции или модернизации старого необходимо соблюдение принципа экологизации экономики производства. Здесь предусматривается разработка схемы безопасности продукции всего жизненного цикла.

· Моментальный анализ подразумевает моментальное тестирование выбираемой модели производства из многочисленных вариантов уже имеющихся проектов. Моментальный анализ – это таблица или матрица с набором соответствующих параметров, анализ которых (в баллах) позволит сделать предварительный выбор направления дальнейшей деятельности по созданию, реконструкции или модернизации.

· На предпроектной стадии данные моментального анализа преобразуются в программу действий по формированию экологического бизнес-плана. Бизнес-план исследует сильные и слабые стороны предприятия, а также открывающиеся возможности и опасности.

Важнейшая задача экологического менеджмента состоит в предотвращении угрозы для ОС, в возможности роста предприятия.

Принцип менеджера-эколога заключен в девизе: затраты на ОС должны окупаться!

Выгодность рационального и сбалансированного природопользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, снижение платежей за штрафы; б) рост доходов за счет «зеленых» товаров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, выполнение экологических требований без излишнего напряжения.

 10. Моментальный анализ предприятия на соответствие его экологическим требованиям.

Моментальный анализ – моментальное тестирование выбираемой модели производства из многочисленных вариантов уже имеющихся проектов. Моментальный анализ – это таблица или матрица с набором соответствующих параметров, анализ которых (в баллах) позволит сделать предварительный выбор направления дальнейшей деятельности по созданию, реконструкции или модернизации.

Вариантами тест-анализа в данном случае могут быть:

1. SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны (свойства проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли)), Weaknesses (слабые стороны (свойства, ослабляющие проект)), Opportunities (возможности (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели) и Threats (угрозы (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели).

Сильные стороны SWOT-анализа:

Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр. ).

Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т. д. ).

Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период.

Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования.

Слабые стороны:

SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно.

Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними.

Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике.

Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры.

SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит.

Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.

Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.

Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

2. «GAP-анализ» (анализ разрывов) — метод стратегического анализа, с помощью которого осуществляется поиск шагов для достижения заданной цели. Данный этап позволяет оценить все возможные преимущества, которые могут быть получены вследствие принятия тех или иных решений. Другими словами, изучается «цена вопроса», т. е. происходит осознание размера эффекта от ликвидации разрывов и стоимость работ по ликвидации этих несоответствий. GAP-анализ может использоваться при оценке готовности предприятия к внедрению системы экологического менеджмента согласно серии стандартов ISO 14000.

 11. Понятие экологических издержек, их виды и роль в формировании эколого-экономического ущерба.

Экстерналии (внешние издержки) (EC) - это издержки или выгоды третьих лиц, не участвующих в производстве.

Виды: 1. Отрицательные - вызывают издержки других лиц (завод и село вниз по реке; отрицательные во времени - плохая экологическая обстановка для будущих поколений);

2. Положительные - вызывают выгоду других лиц (сад и пасека; положительные во времени - научный потенциал накопленый для будущих поколений).

Так же экстерналии могут иметь территориальный характер: локальные, региональные, международные (трансграничные).

Частные издержки (PC) - затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага (носят внутренний характер).

Общественные издержки (SC) - совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC=PC+EC.

Суть проблемы внешних издержек состоит в неэффективном распределении ресурсов. Оно проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и приводит к потере общественной полезности. Проблема эффективности - это вопрос об альтернативных способах использования ресурсов. В случае с внешними эффектами она возникает в связи с тем, что из-за отсутствия установленных прав собственности альтернативная стоимость одних ресурсов занижается, а других - завышается. Любой ресурс или благо используется эффективно в той степени, в какой предельные издержки их применения уравновешиваются предельными выгодами от него. Решением проблемы внешних эффектов является обеспечение равенства предельных общественных издержек предельным общественным выгодам, т. е. они должны быть равны (MSC=MSB). Другими словами, решение сводится к корректировке частных предельных издержек прельных издержек и выгод таким образом, чтобы они отражали общественные предельные издержки и выгоды. А это можно сделать путем интернализации экстерналий (перевод внешних издержек во внутренние). В отношении отрицательных экстерналий интернализация будет означать увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних издержек, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального уровня. В отношении положительных - увеличение предельной частной выгоды на величину предельной внешней выгоды. Такие корректировки ведут к перераспределению ресурсов в направлении более эффективного их применения, что приведет к устранению неэффективности.

 12. Оценки экологического ущерба в экономическом аспекте.

Экологический ущерб - вред ОПС в количественном выражении, включая упущенную выгоду и доп. затраты на ликвидацию неблагоприятных последствий для биоты, экологических систем, природных комплексов, ландшафтов и т. д.

Составные части: ущерб, упущеная выгода, моральный вред.

Оценка во временном аспекте: одномоментная, перманентная, латентная, возрастающая со временем. Ни в одной методике не указан срок (в расчетах используются годовые показатели).

Экономическая оценка ущерба и ее связь с концепцией экологического риска. Концепция эко. риска - это принятие оптимального с природоохранной точки зрения решения, что означает экономически и соц. обосн. сведение к минимуму отриц. возд. объекта на экосистему, вкл. человека.

 13. Классификация методов оценки ущербов от снижения качества окружающей среды.

Методы оценки ущербов должны отражать весь состав причинно-следственных связей с момента возникновения неблагоприятного события до появления экономического ущерба у объекта: " мощность события с учетом его источника" -> " характер и сила возд. на ОС" -> " величина нарушения ОС (снижение качества)" -> " воздействие загрязненной ОС на объект" -> " состав и размер натуральных потерь объекта от воздействия" -> " экономическая оценка ущерба".

Классификация: методы прямого счета и косвенной оценки.

1. Методы прямого счета - как правило отражают все элементы в цепи причинно-следственных связей и предполагают оценку эффектов, возникающих между всеми звеньями этой цепи и калькуляцию различных составляющих потерь объекта, выраженных в стоимостной форме:

1. 1. Аналитические методы - статистическая обработка фактических данных о влиянии различных факторных признаков на состояние объекта с целью построения аналитической зависимости (функции), характеризующей закон его изменения от этих факторов. Подставляя в построенную функцию значения факторов, свойственных для данного района (вкл. фактор отражающий размер экологического нарушения), можно оценить размер натурального ущерба объекту от этого нарушения и затем получить стоимостное выражение.

1. 2. Метод контрольных районов - применим при возможности элиминирования влияния всех факторов, не относящихся к исследуемому виду экологического воздействия. В основу метода положена гипотеза, согласно которой показатели состояния реципиентов, непосредственно определяющие величину экономического ущерба в исследуемом и контрольном районе зависят только от степени воздействия загрязнения (районы - контрольный и исследуемый должны быть схожи по своим характеристикам).

1. 3. Комбинированный метод - применяется, когда число факторов влияющих на состояние объекта достаточно велико, и сложно точно оценить степень влияния каждого из них. Рекомендуется выбрать группу районов с примерно одинаковыми значениями некоторых из фаткоров (например, находящихся в одной климатической зоне) и построить для них аналитическую зависимость, в которую факторы с одинаковым уровнем уже входить не будут.

Методы прямого счета объективны и обоснованны, но трудоемки и громоздки, вследствие чего их применение на практике не всегда возможно.

 14. Формирование «зеленого бизнес-плана» на предприятии

 15. Глобальные стратегии, модели и сценарии будущего. Проблемы институционального обеспечения процессов глобализации.  

Концепции (стратегии, модели и сценарии):

Стратегия устойчивого развития. В качестве основного условия для реализации Стратегии предполагались следующие перемены:

– отказ промышленно развитых стран от интенсивного использования ресурсов;

– переориентирование производства на резкое сокращение ресурсопотребления и загрязнения окружающей среды;

– использование развивающимися странами менее разрушительных для природы методов ведения сельского хозяйства.

На ее основе были предложены концепции изменения структуры потребления и производства:

1. Экоэффективность - максимизация эффективности использования энергетических и сырьевых ресурсов для снижения потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды;

2. Экопространство - рассчитывала необходимое количество территории, энергии, воды, невозобновляемых природных ресурсов, которое могло было быть использовано без нарушения устойчивости развития (экологические налоги и т. д).

Три более сложные стратегии Устойчивого развития:

1. «взаимодействие хозяйствующего человека с природно-равновесными системами естественной биоты Земли» – ставит конечной целью сохранение видов, среды их обитания, биологического разнообразия. Экологическая безопасность обеспечивается путем ограничения величины допустимого порога возмущения естественной биоты;

2. «взаимодействие хозяйствующего человека с искусственно-равновесными антропогенными экосистемами, обеспечивающими его пищевые потребности (то есть, сельское хозяйство)» – сохранность естественной биоты Земли зависит от эффективности технологий;

3. «взаимодействие хозяйствующего человека (производства) с экосистемами искусственной среды (прежде всего, город, населенные пункты)» – в качестве важнейшей задачи предполагает охрану здоровья людей, сохранение зданий, сооружений и коммуникаций.

Экологисты:

1. Критерий Горшкова - Горшков выявил порог устойчивости биосферы: биота сохраняет свою способность контролировать условия окружающей среды, если в ходе своей деятельности человек использует не более 1 % чистой первичной продукции биоты, т. е. человек не должен использовать больше 1%.

2. Парадигма Моисеева - Моисеев интерпретирует развитие биосферы в виде бифуркаций (катастроф) с непредсказуемыми исходами, а развитие цивилизации рассматривает как неотъемлемую часть эволюции природы. Выход из кризиса автор видит в коэволюции человека и биосферы. Речь идет о кардинальном изменении поведения общества по отношению к природе.

3. Максимы Олдака - автор призывает изменить ценностные ориентиры, определяющие отношение человека к человеку и человека к природе», и высказывается за создание «высшего органа управления на планетарном уровне, наделенного правами и обладающего силой принуждения». Однако пока государства не готовы отдать часть своих полномочий международной организации. Кроме того, экологизация требует значительных экономических издержек. Ни развитые, ни тем более развивающиеся страны не готовы или не в состоянии снижать темпы экономического роста для решения экологических проблем. Поэтому снять противоречие между экономическим ростом и улучшением экологической обстановки пока не удается.

Антиэкологисты - в противовес первой категории исследователей, считают масштаб глобальных проблем преувеличенным, а тему неизбежности экологической катастрофы – политической спекуляцией. Оптимистический прогноз относительно роста благосостояния в будущем без критического ущерба окружающей среде объясняют так. Рост численности населения или доходов приводят к увеличению спроса на все виды ресурсов. Последующее за этим повышение цен стимулирует научные разработки, позволяющие разрешить экологические проблемы, подчеркивая, что в кризисной ситуации экономический рост поможет защитить человечество от антропогенных катастроф.

Проблемы обеспечения глобализации:

1. Интерсоциальные глобальные проблемы (взаимодействие между людьми в обществе, между общественно-экономическими сисемами государств и др. (мир и разоружение, развитие, отсталость отдельных стран));

2. Антропосоциальные глобальные проблемы (отношения между индивидом и обществом (научно-техн. прогресс, образование, культура));

3. Природно-социальные глобальные проблемы (взаимодействие человека с природой (ресурсы, энергетика, продовольствие)).

 16. Концепции экологического маркетинга.

Обычно концепция экологического маркетинга означает, что компания, продвигающая свои товары или услуги, наносит минимальный вред природе при производстве, реализации и дальнейшей утилизации товара. Последняя подразумевает его конечное размещение в исходном или переработанном виде в окружающей среде. Таким образом, экологический маркетинг на предприятии обозначает, что добыча природных ресурсов, дальнейшие этапы производства товара, доставка потребителю, использование товара и размещение отходов абсолютно безопасны для биосферы. Благодаря росту благосостояния потребителей и значительному влиянию рекламы люди приобретают все больше товаров, без которых они, в принципе, могли бы и обойтись. Это значительно ухудшает состояние окружающей среды, поскольку сырья для производства используется больше, а дешевые технологии изготовления наносят ощутимый вред. При этом проблема уничтожения отходов достигает немыслимых масштабов. Возникает замкнутый круг: ухудшившееся качество окружающей среды снижает материальное благосостояние людей, они стремятся купить товары подешевле – и снова все повторяется. Вот почему экологический маркетинг сейчас очень востребован. Многие руководители крупных компаний осознали, что будут нести огромные убытки, если не начнут решать экологические проблемы, поэтому стратегии экологического маркетинга на предприятии разрабатываются во всех странах мира.

Методы реализации концепции экологического маркетинга

Для снижения уровня загрязненности окружающей среды экологический маркетинг предполагает проведение следующих мероприятий:

- принятие общеобязательных законодательных норм, предписывающих определенные стандарты пользования природными благами;

- кроме того, концепция экологического маркетинга предусматривает строгий контроль и лицензирование добычи природных ресурсов;

- экономическое стимулирование производителей, направленное на то, чтобы они были заинтересованы в спользовании природосберегающих технологий;

- финансирование научно-исследовательской сферы, способствующее разработке новых безотходных и безопасных технологий, в которых будут применяться менее вредные химические соединения, методы производства и т. д.;

- разработка системы экономических налогов и штрафов за загрязнение природы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.