Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславича»



1. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Бог, и святая Богородица, и отца моего молитва.

 

2. Приведох епископа Смоленску, здумав с людьми своими, по повелению отца своего святого, еже хотев при животе своем сотворити, [и]но есть [зд]е первее сего не бывало епископии, да яз недостойный, грешный се уста[в]ляю епископию, о нем же епископу бытии живу и с клиросом своим в свои дни и в свое княженье, еже ми Бог дал и отчя молитва.

 

3. А се даю святой Богородици и епископу: прощеники с медом и с кунами, и с вирою, и с продажами, и не надобе их судити никакому же человеку.

 

4. И се даю святой Богородици [и] епископу: десятину от всех даней смоленских, что ся в них сходит истых [к]ун, кроме продажи, и кроме виры, и кроме полюдья. У Вержавлянех у Великих 9 погост, а в тех погостех платить кто же свою дань и передмеристужници по силе, кто что мога. А в тех погостех, а некоторый погибнет, то тии десятины убудеть. А в тыхпогостех, во всех сходиться дани осмь сот гривен, передмера сто гривен, а на истужницех сто гривен, то тии с того взяти епископу к святей Богородици сто гривен.

 

(Далее продолжается подробный перечень волостей и погостов с указанием размеров даней, которые поступают от этих территориально-административных единиц. – Ред. ).

 

5. И се даю исТоропча от всех рыб, иже идет ко мне, десятину святей Богородици и епископу.

 

6. А [ч]то ся наречет области Смоленьское, или мала, или велика дань, любо княжа, любо княгинина, или чия си хотя, правити десятину святей Богородици, без всякого отписудеяти.

 

7. Село Дросенскоесо изгои и з землею святей Богородици и епископу и село Ясеньское и з бортником, и з землею, и с изгои святей Богородици.

 

8. И се есми дал землю в ПогоновичохМойшиньскую святей Богородици и епископу и озера Нимикорская и с сеножатьми, и уезд княж, и на Сверковых луках сеножати и уезд княж, озеро Колодарское святей Богородици.

 

9. И се даю на посвет святей Богородици из двора своего осмькапий воску и на горе огород с капустником, и з женою, и з детми; за рекою тетеревник с женою и з детми святей Богородици и епископу.

 

10. Бысть мое сотщание к святей Богородици по повелению святого отца моего, что же мога, то же даю.

 

11. А т[я]ж епископълих не судити никому же, судить их сам епископ: первая тяжа роспуст; другая тяжа, аже водить кто две жоне; третья тяжа, аще кто поиметься чрез закон; а четвертая – уволочская, аще уволочет кто девку; штовозмет князь – с епископом наполы, или посадник что возмет свои тяжи, то с епископом наполы; а пятое, аще ту женку, то епископу; шестая вопрос, а то епископу: зелья и душегубства – тяжа епископля; седмая, аще бьетася две жене, то епископля тяжа. [А]ще церковный человек доидет чего, то своему епископу. Девятая, аще кого Бог отведет церковных людей.

 

12. А не будеть зла ничего церкви, да се яз молвлю, и уставил есмиепископью, поручен Смоленеск Богом, и деднею, и отцовою молитвою.

 

13. Да се яз, князь Ростислав, с первым епископом своим Маноилом, да се уставляю яз: аще будет или тяжа, или продажа епископля, да не надобе ни князю, ни посаднику, ни тивуну, ни иному никому же от мала и до велика, и по всей волости Смоленьской.

 

14. Се же ныне с Божиею помощью и со святою Богородицею в сии дни полны дани, а по сем что Бог устроит. По Божью строючи которая дань оскудет, или ратью, или коим образом, [а п]о силе что почнет даватитыи дани, а ис того десятина святей Богородици.

 

15. Да сего [н]е посуживай никто же по моих днех, ни князь, ни людие. Аще ли кто посудит сея грамоты, что есми дал к святей Богородици, да той отвечает в страшный день святей Богородици и сия клятва будеть на нем, а яз буду без греха.

 

16. Паки ли приложит кто сию епископию опять к Переяславстей епископии, завистиюпереступя слово святого митрополита русского Михаила, а разрушит сию епископию Смоленьскую, то князь отимет свое опять, еже был уставил епископу пристроивати святей Богородици. Да аще кто разрушит сей замысл святого отца моего Мьстислава и митрополита русского Михаила, [аще] яз, грешный сын Мстиславль, надеяся на Матерь Божью, на святею Богородицу, [у]ставляю сию епископию, да аще кто разрушит ю, да сам отвечает святей Богородици и сия клятва святых отец буди на нем, а яз буду без греха.

 

Комментарии к статьям грамоты:

 

Статья 1. Упоминается церковь Богородицы в Смоленске и отец Ростислава – князь Мстислав Владимирович.

 

Статья 2. Содержит важные указания на то, что основание в Смоленске кафедры епископа было сделано по согласованию с людьми своими (вероятно, городской верхушкой) и в соответствии с желанием отца князя Ростислава – Мстислава Владимировича, великого князя Киевского (1125–1132).

 

Статья 3. Закрепляла за епископией особую социальную группу – прощеников. Их происхождение объясняется по-разному. Это или бывшие холопы, работающие на церковных землях, или люди, попавшие в зависимость от Церкви. На особое социально-юридическое положение прощеников, отличавшееся от положения других крестьян, указывает подробное обозначение их связей с кафедрой через феодальную ренту (мед, куны) и через подсудность (виры и продажи).

 

Статьи 4 и 5. Согласно этим статьям епископии передавалась десятая часть даней, которые поступали со Смоленской земли князю. Статьи содержат подробный перечень волостей и погостов с указанием размеров даней, которые поступали от этих территориально-административных единиц. В ст. 4 оговаривалось, что на обеспечение Церкви идет десятая часть не всех поступлений на княжеский двор, а только даней.

 

Статья 6. Устанавливала, что десятина должна идти не только с перечисленных поступлений, но и со всех других княжеских даней, получаемых со Смоленской земли. Специально оговаривались дани, которые поступали княгине. Без всякого отписудеяти – отчисление десятины могло встретить препятствия, которые князь обещал преодолевать.

 

Статья 7. По этой статье смоленская епископия становилась земельным собственником, получив два княжеских села с населявшими их крестьянами и землей.

 

Статья 8. В соответствии с этой статьей епископии передавались также сельскохозяйственные земли, озера для ловли рыбы. Уезд княжь – земли, отличавшиеся от других территорий княжества тем, что они принадлежали князю как вотчиннику; на них не распространялось владельческое право крестьянских общин и других вотчинников.

 

Статья 9. Согласно этой статье князь передавал церкви для ее освещения (на посвет) воск для изготовления свечей. Кроме того, церкви передавались зависимые люди со своими семьями: крестьянин-огородник (капистник) и крестьянин-охотник (тетеревник), поставлявший на княжеский стол дичь.

 

Статья 10. Содержит сентенцию, связанную со ст. 2.

 

Статья 11. Давался перечень правонарушений, подлежавших ведению церковного суда. Перечислялись девять категорий дел:

 

1) самовольные разводы (роспуст);

 

2) двоеженство;

 

3) брак, в котором супруги находились в близком родстве;

 

4) похищение невесты для брака (уволочская тяжа);

 

5) оскорбление женщины словом и действием;

 

6) применение зелий: трав, лекарств – и убийство, совершенное таким образом;

 

7) драка между женщинами;

 

8) конфликты и тяжбы между церковниками;

 

9) наследственные дела, связанные со служителями Церкви. Под церковными людьми здесь могли подразумеваться как члены церковного причта, служители Церкви, так и крестьяне и другие люди.

 

В Смоленской грамоте, в отличие от Устава князя Владимира, похищение невесты относится не только к церковной юрисдикции. Такие дела должны были разбираться как епископом, так и князем или посадником. Эта особенность грамоты Ростислава, возможно, объясняется слабостью церковного судебного ведомства в Смоленске в XI – первой половине XII в. И переходом поэтому некоторых дел о ликвидации языческих обычаев к светской власти.

 

Статья 12. Содержит сентенцию, которая связана с преамбулой в ст. 1. Дед князя Владимир Мономах (деднею... молитвою) упомянут потому, что им была заложена в 1101 г. церковь Богородицы в Смоленске, ставшая затем епископской кафедрой.

 

Статья 13. В ней князь, на этот раз вместе с епископом Мануилом, еще раз подтверждал неподсудность дел, перечисленных в ст. 11, светским властям на территории Смоленского княжества, т. е. самому князю, посаднику и исполнителю их воли тиуну (тиун – княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI–XV вв., а также в Российском государстве XV–XVII вв. – Ред. ). Церковный суд в Смоленской земле в XII в. производился по нормам русского церковного права, зафиксированным в Уставе князя Ярослава, т. е. в качестве санкций выступали штрафы в пользу епископа. По нормам же канонического права восточной православной Церкви воздействие на людей осуществлялось только церковно-дисциплинарным способом (епитимьи, отлучение от Церкви и т. п. ). Государственная власть прибегала к телесным наказаниями либо штрафам.

 

Статья 14. Грамота была издана в 1136 г., когда Смоленская земля не знала ни неурожаев, ни военных действий (рать), которые могли уменьшить размеры даней. При наличии таких бедствий десятина должна была сокращаться.

 

Статья 15. Содержит запрет на отмену Устава и определяет за это духовную санкцию. Такая формула свидетельствует об окончании здесь основного текста документа.

 

Статья 16. После издания Устава князь добавил в него специальную 16-ю статью, запрещавшую воссоединение Смоленской епархии с Переяславской, к которой принадлежало Смоленское княжество до 1136 г. В качестве санкции за нарушение такого запрета Ростислав Мстиславич угрожал отнять все то, что он дал епископу по акту 1136 г. Кроме того, упоминалась и духовная санкция. Князь указывал, что такое воссоединение будет против желания (слова и замысла) великого князя Киевского Мстислава и митрополита Киевского Михаила, т. е. верховных глав светской и церковной властей на Руси.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.