Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СИЛЕНЫ. СИРЕНЫ. СФИНКС. ТАНТАЛ. ТАРТАР. ТЕЛАМОН. ТЕЛЕГОН. ТЕРПСИХОРА



СИЛЕНЫ

Демоны плодородия, вопло­щение стихийных сил природы. Сос­тавляют вместе с сатирами (от ко­торых их часто трудно отличить) сви­ту Диониса. С. уродливы, курносы, толстогубы, с гла­зами навыкате, с лошадиным хвостом и копытами. Они славятся задиристым нравом, страстью к вину, ухаживанием за нимфами. Изображаются или в буйном танце с непристойными движениями, или сидящими на осле в полном опьянении, потягивающими вино из меха. В ряде мифов изобра­жаются мудрые С.: мудрый С. у Вер­гилия в полусонном и полупьяном виде излагает в песне историю древ­ней космогонии, рождение мира, цар­ство Сатурна, подвиг Прометея, историю гелиад и др. Часто отождествляются с сатирами.

СИРЕНЫ

Демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз: Мельпоменой, Терпсихорой или дочерью Стеропа. Это полуптицы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую сти­хийность, а от матери-музы — боже­ственный голос. Число их колеблется от двух-трех до целого множества. Они обитают на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых С. заманивают пением. С. уб­лажали некогда богиню Деметру. Мимо острова С. проплыл Одиссей, привязав себя к мачте ко­рабля и залив воском уши своих то­варищей. Когда аргонавты плыли мимо остро­ва С., Орфей заглушил их голоса сво­им пением и игрой на форминге (или лире); один из аргонавтов Бут бро­сился на их зов в море, но был спа­сен Афродитой, поселившей его в Лилибее. С. сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на над­гробных памятниках. В классической античности они прев­ращаются в сладкоголосых мудрых С., каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер ми­рового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса.

СИЗИФ, Сисиф

Сын царя эолян Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Афаманта, Салмонея и дру­гих героев, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта. С. считался строителем Эфиры (пер­воначальное название Коринфа). По одной из версий мифа, власть в Коринфе С. передала Медея. Мифы рисуют С. хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, С. назвал отцу имя похитителя и ука­зал место, где она была укрыта, и за это потребовал, чтобы Асоп дал во­ду основанному С. храму и городу. Разгневанный Зевс послал за С. богиню смерти Танатос, но С. не толь­ко не пошел за ней, но, обманув, сумел заковать ее в цепи и держал в плену несколько лет, поэтому люди не умирали. Только Арес сумел ос­вободить Танатос, которая первой своей жертвой избрала С. Но и в аиде С. сумел обмануть богов: он ока­зался единственным умершим, возвра­тившимся на землю. Уходя с Танатос в аид, С. запретил жене совершать после его смерти погребальные обряды и при­носить богам жертвы. В аиде С. умолил Персефону разрешить ему вер­нуться на землю, чтобы наказать жену, нарушившую священные обычаи. Боги отпустили С., но он обманул их и остался среди живых. За ним пришлось посылать Гермеса. Одна из послегомеровских версий мифа считает С. (а не Лаэрта) отцом Одиссея: Автолик попытался похитить коров С., но был уличен, так как С. тайно пометил своих животных под ко­пытами особым знаком. Чтобы отомстить, С. принял образ жениха дочери Автолика Ан­тиклеи и овладел ею. От этого сою­за родился Одиссей. Ненавидя своего брата Салмонея, С. замыслил убить его и запросил ора­кул Аполлона, как это совершить. Оракул ответил, что Салмонея могут погубить только дети его дочери Тиро, если они родятся от С. Тогда С. стал любовником Тиро, и от этой связи родились близнецы. Предупрежден­ная оракулом Тиро, чтобы спасти отца, убила своих детей. Кро­ме того, С. совершал беззаконные на­беги на Аттику, нападал на путников и убивал их, придавливая огромным камнем. За свои преступления С. сурово на­казан в аиде. Он должен вкатывать в гору тяжелый камень, который, дос­тигая вершины, срывается вниз, так что всю работу надо начинать сначала. Это наказание символизирует тщетность попыток С. одержать верх над бога­ми. С. считался основателем Истмийских игр, учрежденных им в честь племянника Меликерта, тело кото­рого он нашел на берегу близ Ко­ринфа и похоронил. В Коринфе сущест­вовали культ и святилище С.

СКИЛЛА, Сцилла

1) Морское чу­довище, подстерегавшее мореходов в пещере, на крутой скале узкого проли­ва (по другую сторону которого жило другое чудовище — Харибда). У С. шесть собачьих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. Она дочь морского божества Форкия и Кратеиды (варианты: Гекаты, Эхидны и т. д. ). Мимо С. и Харибды сумел про­плыть Одиссей. Некогда прекрасная дева, она отвергла всех женихов и влюблен­ного в нее морского бога Главка, который испросил помощи у волшебницы Кирки. Но влюбленная в Главка Кирка из мести ему превратила С. в чудовище. 2) Дочь царя Мегары Ниса, влюбленная в царя Миноса, осадив­шего их город. Она вырвала у отца пурпурный волос, делавший его бес­смертным, чтобы предать город Миносу, обещавшему жениться на С. Минос захватил Мегару, но потом утопил С, опасаясь ее. По другой версии, С. бросилась в море вслед за отплывающим кораб­лем Миноса, и, когда превращенный в орла Нис стал преследовать дочь, ее тело обросло перьями и она ста­ла птицей.

СТИКС

Божество одноимен­ной реки в царстве мертвых. С. — одна из старших дочерей Океана и Тефиды, по другой версии, она — дочь Ночи и Эреба. Во время раздо­ров богов по приказу Зевса произно­сятся клятвы над водой С., принесен­ной Иридой. Бог, нарушивший клятву, год лежит бездыханным, девять лет живет вдали от Олимпа и только на де­сятый год возвращается в сонм олимпийцев. Клятва водой С. — самая страшная. От брака с Паллантом С. родила За­висть (Ревность, Рвение), Нике (Победу), Силу (Власть) и Мощь. Дети С. особенно дороги Зевсу, так как они всегда ему сопутствуют. Во время титаномахии С. поспешила стать на сторону Зевса и сохранила свой исконный почет и удел, получила от него щедрые дары, а имя ее стало великой клятвой. Существует миф о том, что Персефона — дочь Зевса и С. С. фигурирует в числе других нимф и бо­гинь, игравших с Персефоной на лугу, когда ее похитил Аид.

СФИНКС

Чудовище, порож­денное Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и кры­льями птицы. Насланная Герой на Фивы в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа, С. расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому про­ходившему загадку («Кто из жи­вых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? »). Не сумевшего дать разгадку С. убивала и таким образом погуби­ла многих знатных фиванцев, вклю­чая сына царя Креонта. Удрученный горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто из­бавит Фивы от С. Загадку разгадал Эдип, С. в от­чаянии бросилась в пропасть и раз­билась насмерть. Этот вариант мифа вытеснил более древнюю версию, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (ее родителями на­званы Орф и Эхидна). Древ­няя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; ее одолел Эдип с оружием в руках в хо­де жестокого сражения.

ТАЛИЯ, Фалия

1) Муза, одна из дочерей Зевса и Мнемосины; покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюша на голове. От Т. и Аполлона родились корибаиты. Зевс, превратившись в коршуна, взял в жены Т. Из страха перед ревностью Геры Т. скрылась в недрах земли, где от нее родились демонические сущест­ва — палики (в этом мифе Т. имену­ется нимфой Этны). 2) Одна из харит. 3) Одна из нереид; участвовала в пла­че нереид вместе с Ахиллом по по­гибшему Патроклу.

ТАЛОС, Тал

1) Герой критских легенд, медный великан, сын владыки острова Крит Креса. В некоторых мифах сделанный Гефестом Т. называется медным человеком, в других — медным быком. Т. был подарен Зевсом Миносу (вариант: Европе) для охраны Крита. Три раза в день Т. обходил остров и, когда приближались корабли чуже­странцев, бросал в них огромные камни. У Т. была только одна жила, наполненная ихором (кровью богов), она тянулась от головы до лодыжки, где ее затыкал медный гвоздь. Это было единственное уязви­мое место Т. Когда аргонавты приплы­ли к Криту, Медея своими чарами наслала на Т. безумие, в припадке которого великан задел ногой острый камень — кровь вытекла и он умер. Вариант: Т. поверил в обещание Медеи сделать его бессмертным и позволил ей вытащить гвоздь. По еще одной версии, Т. был убит аргонавтом Пеантом, отцом Филоктета, выстрелившим в него из лука Геракла и попавшим в лодыжку. 2) Племянник Дедала (у Гигина имя племянника — Пердикс) и его ученик. Т. пре­взошел в мастерстве своего учителя. Т. — изобретатель гончарного круга и других орудий. Из зависти Дедал сбросил Т. с акрополя.

ТАНТАЛ

Герой, сын Зевса и Плуто, царствовавший в области горы Сипила в южной Фригии (Малая Азия) и славившийся своим богатством. По одной из версий мифа, он был женат на дочери бога златоносной реки Пактола. Пользуясь благосклонностью олимпийских богов, он был удостоен чести принимать участие в их пи­рах, но отплатил им за это неблаго­дарностью: по различным вариантам мифа, он разгласил среди людей услы­шанные им тайны олимпийцев или раздал своим близким похищенные на пиру у богов нектар и амброзию. Чтобы испытать всеведение богов, Т. пригласил их к себе и в качестве уго­щения подал им мясо своего убитого сына Пелопа. Среди преступлений Т. против богов называют также похище­ние (или укрывательство похищенной) золотой собаки из храма Зевса на Крите и клятвопреступное отпиратель­ство в содеянном. За свои преступления Т. был наказан в подземном царстве вечными мучениями: стоя по горло в воде, он не может напиться, так как вода тотчас отступает от губ; с окружаю­щих его деревьев свисают отягощен­ные плодами ветви, которые вздыма­ются вверх, как только Т. протяги­вает к ним руку («Танталовы муки»). Над его головой нависает скала, еже­минутно грозящая падением.

ТАРТАР

Пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже аида. Т. на столько отстоит от аида, на сколько земля от неба. Если бросить медную наковальню с неба на землю, то она долетела бы до земли за де­вять дней. Столько же потребовалось бы ей, чтобы долететь с земли до Т. В Т. залегают корни земли и моря, все концы и начала. Он огорожен медной стеной, и ночь окружает его в три ряда. В Т. — жилище Никты (Ночи). Великой бездны Т. страшат­ся даже боги. В Т. были низринуты титаны, побежденные Зевсом. Там они томятся за медной дверью, ко­торую стерегут гекатонхейры. Т. — это нижнее небо (в противоположность Олимпу — верхнему небу). В даль­нейшем Т. был переосмыслен как самое отдаленное место аида, где не­сут наказание святотатцы и дерз­кие герои — Алоады, Пирифой, Иксион, Салмоней, Сисиф, Титий, Тантал. Гея порождает от Т. чудовищ­ного Тифона. Дочерью Т. и Геи, по одному из мифов, была Эхидна.

ТЕВКР

1) Сын Теламона и дочери троянского царя Гесионы, воспитан­ный отцом на острове Саламин. Участвует вместе с братом Аяксом Теламонидом в Троянской войне, прославившись в стрельбе из лука. Репутацию лучшего стрелка он подтверждает в погребальных состязаниях в честь Ахилла. Т. во время спо­ра о доспехах Ахилла находится вне лагеря ахейцев и не успевает спасти Аякса от самоубийства. С тем боль­шей энергией он добивается от Атридов должного погребения брата. Вместе с другими гре­ческими воинами Т. проникает в де­ревянном коне в Трою. По возвраще­нии Т. после окончания войны на остров Саламин Теламон изгоняет его из дома, обвиняя Т. в том, что он не уберег от гибели Аякса и не отомстил за него. В конце своих ски­таний (разные версии называют различные места — от Иберии до Киликии в Малой Азии) Т. попадает на остров Кипр, где основывает город Саламин. 2) Сын речного бога Скамандра. Дочь Т. Батия стала женой Дардана, и таким образом Т. стал родоначальником троянского царско­го рода.

ТЕЛАМОН

Саламинский герой, отец Аякса. По древней версии, сын Актея и Главки, дочери саламинского царя Кихрея. Согласно более поздней ми­фологической традиции, Т. — сын Эака; он появился на острове Саламин, будучи изгнан отцом с острова Эгина после убийства единокровного брата Фока (по одним вариантам, совершенного им, по другим — его братом Пелеем). Впоследствии пытался оправдаться перед Эаком, но тот запретил ему ступать на землю Эгины. Т. построил в море близ бере­га дамбу, с которой произнес речь в свою защиту; однако его доводы не были приняты Эаком, и он велел Т. возвращаться на Саламин (дамбу около Эгины показывали еще во вре­мена Павсания). Т. участвовал в калидонской охоте, в походе аргонавтов. Прославился как сподвижник Ге­ракла в походе против троянского ца­ря Лаомедонта. Т. первым ворвался в осажденную Трою, но остроумным от­ветом смягчил гнев Геракла, усмот­ревшего в успехе Т. угрозу своей ре­путации победителя и храбрейшего героя. В награду за доблесть Геракл отдал Т. в жены дочь Лаомедонта Гесиону. От нее Т. имел сына Тевкра, а от Перибеи, дочери Алкафоя, — сына Аякса; оба сына участвовали в Троянской войне. Вернувшегося с войны Тевкра Т. изгнал из дома за то, что тот не уберег от гибели Аякса.

Т. и Аякс почитались как покрови­тели Саламина.

ТЕЛЕГОН

Сын Одиссея и Кирки. Возмужав, Т. от­правляется по указанию матери на розыски отца, достигает острова Ита­ка и (возможно, не зная, куда приби­ло его корабль) нападает на пасущие­ся здесь стада. Одиссей выходит во главе вооруженного отряда на защи­ту своего имущества. Т. смертельно ранит неузнанного им Одиссея копь­ем, заканчивающимся вместо мед­ного наконечника шипом от ската (по другой версии — от аканфа). Оплакав нечаянное убийство отца, Т. увозит тело Одиссея на остров Кир­ки; его сопровождает Пенелопа, которую он берет в жены. Кирка да­рует им бессмертие и переносит обо­их на острова блаженных.

ТЕЛЕМАХ, Телемак

Сын Одис­сея и Пенелопы. Когда Одиссей от­плывает под Трою, Т. в младенческом возрасте остается на попечении ма­тери и Ментора, старого друга отца. В «Одиссее» Т. — уже двадцатилет­ний юноша, хозяин дома, которому подчиняется мать. Когда многочисленные знатные мужи с Итаки и окрестных островов, считая Одиссея погибшим, домогают­ся руки Пенелопы, бесчинствуют в доме Одиссея, истребляют наслед­ственное имущество Т., он тщетно пытается их обуздать. Т. отправляет­ся за сведениями об отце к его сорат­никам по Троянской войне — Нестору и Менелаю. Ему удается узнать толь­ко, что несколькими годами ранее Одиссей находился в плену у нимфы Калипсо. В путе­шествии Т. оказывает постоянную помощь Афина, то сопровождающая его в облике Ментора, то дающая ему во сне совет возвращаться домой кружным путем, чтобы избежать за­сады, устроенной женихами. Вернув­шись на Итаку, в доме свинопаса Эвмея Т. встречает нищего странника, под видом которого скрывается Одис­сей, вскоре позволяющий сыну узнать себя. Вместе с Т. Одиссей составляет план мести женихам; Т. поручается забрать из пиршественного зала и спрятать все оружие, которым могли бы воспользоваться женихи. Т. участ­вует в подготовке расправы и избие­нии женихов. В послегомеровской традиции содержатся различные версии о дальнейшей судь­бе Т. По одной из них, во время пре­бывания Т. у Нестора в Пилосе он соединяется с его дочерью Полика­стой, которая рождает ему сына, наз­ванного Персеполисом. По другой версии, после гибели Одиссея Т. попадает к Кирке и женит­ся на ней. От этого брака родится Латин.

ТЕЛЕФ

Сын Геракла и Авги, дочери аркадского царя Алея. Дельфийский ора­кул предсказал Алею, что его сы­новья погибнут от руки внука, рож­денного Авгой. Поэтому Алей обрек дочь на безбрачие, сделав ее жрицей Афины. Прибывший в Алею Геракл соблазнил Авгу, и она родила сына. Боясь отца, Авга спрятала ребенка в храме Афины. Разгневанная богиня наслала на страну чуму. Пы­таясь узнать причину бедствия, Алей зашел в храм и там нашел младенца. Согласно Еврипиду, царь приказал своему другу Навплию заключить мать и ребенка в ящик и бросить в море. Ящик прибило к берегу Мисии, царь которой Тевфрант женился на Авге и усыновил ребенка (вариант: удочерил Авгу).

По другой версии, Авга была раз­лучена с сыном и продана Навплием в Мисию, где на ней женился Тев­франт. Отобранный у нее младенец был брошен в лесу на горе Парфении, вскормлен ланью, а затем найден пастухами, назвавшими его Т. Когда Т. вырос, в одном из сражений он убил сыновей Алея (Алеадов), исполнив тем самым пред­сказание оракула. Следуя указанию оракула, Т. отпра­вился на поиски матери в Мисию. Был усыновлен Тевфрантом и после его смерти стал царем Мисии. По другому варианту, при­бывший в Мисию Т. оказал Тевфранту помощь в борьбе против теснив­ших его страну врагов; и тот в бла­годарность обещал выдать за Т. свою приемную дочь Авгу и сделать его своим наследником. Но Авга после Геракла не желала принадлежать никому из смертных и попыталась убить Т. Боги предотвратили убийство и помогли Авге и Т. узнать, что он — ее сын. Т. унаследовал от Тевфранта царский престол. Дальнейшая судьба Т. связывается с Троянской войной: не зная пути в Трою, греки по ошибке приплыли в Мисию и стали опустошать страну. Т. отразил нападение, но был ранен копьем Ахилла. Рана Т. не заживала. Получив от Аполлона указание, что исцелить его может только тот, кто нанес рану, Т. под видом нищего от­правился в Аргос и умолил Ахилла излечить его рану ржавчиной своего копья. За это Т. указал грекам морской путь в Трою. Сам Т. участия в Троянской войне не принимал. Позднее, однако, на стороне троянцев выступал его сын Эврипид, павший от руки Неоптолема. Культ Т. был распространен в Аркадии и в Пергаме, где его считали родоначальником местных царей Атталидов.

ТЕРПСИХОРА

Муза танца; изображалась с лирой и плектром в руках. Она — наслаждаю­щаяся хороводами. По одному из ми­фов, Т. родила от бога реки Ахелоя сирен (ва­риант: сирены — дети Мельпомены). Существует миф, согласно которому Т. — мать певца Лина (по другой версии, его мать — Урания). Т. свя­зывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ.

ТЕЗЕЙ, Тесей

Сын афинского царя Эгея и Эфры. Т. принадлежит к поко­лению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Рождение Т. необычно. Со стороны отца Т. имел среди предков Эрихтония, рожденного из семени Гефеста землей и воспитанного Афиной, и Краная и первого атти­ческого царя Кекропа. Предки Т. — мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Т. — одновременно сын человека и бога (Посейдона). Со стороны матери Т. происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а зна­чит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Будучи бездетным, Эгей отпра­вился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царем Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, на­поив гостя пьяным, уложил его спать со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился Посейдон или же сочетался с ней накануне на острове Сферос. Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона.

Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии с тем, чтобы, возмужав, Т. в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Эфра скрывала истинное происхождение Т., и Питфей распространил слух, что мальчик рожден от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Т. вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу. Еще до ухода из Трезена Т., став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Т. отправился в Афины не легким путем — морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки чудовищ. Т. убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста (он же Полипемон).

В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что ее сын от Эгея Мед получит право на престол. Т. явился в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опа­сения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Т. вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом. По другой версии, Эгей отправил незнакомца сначала на охоту за ма­рафонским быком, разорявшим по­ля. Когда Т. одолел его и вернулся, Эгей на пиру преподнес ему чашу с ядом, но тут же узнал сына и изгнал Медею. К этому походу Т. относится его встреча с Гекалой, в честь которой Т. устано­вил празднества — гекалесии.

Т. пришлось также бороться с 50 Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Т. утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Т. прославил себя как достой­ный наследник царской власти во время столкновения Афин с царем Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семью юношами и семью девушками как искупление за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем. Когда Минос приехал в третий раз за данью, Т. решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под черным парусом, но Т. повез с собой запасный белый, под которым он дол­жен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Т. доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошен­ный Миносом. Т. и его спутники были помещены в лабиринт, где Т. убил Минотавра. Из ла­биринта Т. и его спутники вышли бла­годаря помощи Ариадны, влюбившей­ся в Т. Ночью Т. с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на ост­ров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюбленным в нее Дионисом (по одной из версий, оставлена Т. ). Огорченный Т. отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел черный па­рус и тем самым уверился в смерти сына.

Также Т. сра­жался с амазонками, напавшими на Аттику. Он либо участвовал в походе Геракла, либо сам пошел походом на амазонок, похитив царицу Антиопу (вариант: Меланиппу или Ипполиту). Амазонки, желая освободить царицу, напали на Афины и взяли бы их прис­тупом, если бы не посредничество же­ны Т. — амазонки. Она родила Т. сына Ипполита, в кото­рого влюбилась вторая жена Т., сест­ра Ариадны — Федра, родившая Т. двух сыновей — Акаманта и Демофонта.

Т. участвовал в битве с кентавра­ми, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга Т. Т. — участник калидонской охоты. Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону. Этим поступком Т. пересту­пил меру возможного, установленную богами для героев. Он бы так и остался в аиде, где навеки был прикован к ска­ле Пирифой, если бы не Геракл, ко­торый спас Т. и отправил его в Афины. Столь же дерз­ким поступком Т. было похищение им Елены. Однако в отсутствие Т., от­правившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, за­хватив в плен Эфру — мать Т. и пере­дав власть в Афинах его родичу Менесфею, изгнанному Т. Вернув­шись из своего похода в царство аида, он нашел престол занятым Менесфеем. Т. вынужден был отпра­виться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, прокляв афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Т. когда-то были земли. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землей, коварно убил Т., столкнув его со скалы (по­добно тому, как сам Т. сбросил в море злодея Скирона, сына Посейдона).

Он снискал у греков репу­тацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. Он по­мог похоронить тела семерых вож­дей (Семеро против Фив), помог Гераклу, впавшему в безумие, и очис­тил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его до­черям. Только всту­пив в зрелый пятидесятилетний воз­раст, Т. оказался увлеченным стихией недозволенных поступков, привед­ших к крушению его жизни. В 476 до н. э. останки Т. с копьем и мечом были перенесены с острова Скирос и торжественно погребены в Афинах. Место погребе­ния Т. считалось в Афинах убежи­щем для рабов, бедных и угнетенных. В честь Т. были установлены празд­нество восьмого Пианепсиона (то есть в день освобождения афинской моло­дежи от Минотавра), а также еже­месячные праздники по восьмым чис­лам Т. как сыну Посейдона — бога, ко­торому приносят жертвы именно в это время.

ТЕФИДА, Тефия, Тетия, Тифия

Одно из древнейших божеств, титанида, дочь Геи и Урана, супруга своего брата Океана, с которым породила все реки и три тысячи океанид. Т. и Океан оби­тают на краю света, и туда не раз, чтобы примирить ссорившихся супру­гов, отправлялась Гера, которую они по просьбе Реи приютили во время борьбы Зевса с Кроном.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.