Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЕСТИЯ. ГЕФЕСТ. ГИГАНТЫ. ГИМЕНЕЙ. ГИПЕРБОРЕИ



ГЕСТИЯ

Богиня домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи, олимпийское божество. Она покровительница неугасимого огня — начала, объединяющего мир богов, человеческое общество и каждую семью. Целомудренная без­брачная Г. пребывает в полном покое на Олимпе, символизируя незыблемый космос.

ГЕФЕСТ

Бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместив­шее в себя древнейшие черты ог­ненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени, или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры, но он же сын только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу. Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру. Г. хром на обе ноги и безобразен. Но вместе с тем, он берет в жены прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту. На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром. Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы: молока, вина, масла и воды. Г. он почитался среди главных божеств жителями Аттики — «сыновьями Г. ».

Классический образ Г. — кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы — меха­нические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит. Медные быки царя Ээта, опочивальня Геры, венец Пандоры тоже сделаны Г. Он приковывает Прометея, но явно против своей воли, по прика­занию Зевса. Г. преимущест­венно почитался в Афинах (в Кера­мике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древ­ним Прометеем и Деда­лом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лем­нос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самос Г. связан через мать Геру Самосскую, так как именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На материк культ Г. был занесен с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Таким об­разом он стал одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин.

ГИАДЫ

Нимфы, дочери Атланта и Плейоны, одной из океанид. Число их колеблется от двух до семи. После гибели на охоте их брата Гиаса (его растерзали львы) Г. умерли от горя и Зевс превратил нимф в звезды созвездия Тельца, видимые в Греции в дождливое время (имя Г. указывает на «дождь»). По другой вер­сии, Г. воспитывали Диониса на горе Ниса и Зевс превратил их в звезды. По еще одному вари­анту мифа, Медея превратила старух Г. — кормилиц Диониса в юных дев.

ГИАКИНФ, Гиацинт

Сын спар­танского царя Амикла и правнук Зевса. По другой версии мифа, его родители — муза Клио и Пиер. Г. был любимцем Аполлона, который нечаян­но убил его, попав в него во время метания диском. Из крови Г. выросли цветы-гиацинты, как бы обагренные кровью, на их лепест­ках вырисовывается восклицание «ай, ай» — предсмертный стон прекрасного юноши.

ГИГАНТЫ

Сыновья Геи, которые появились на свет из крови оскоплен­ного Урана, впитавшейся в землю-мать. По другой версии, Гея породила их от Урана после того, как титаны были низринуты Зевсом в тартар. Г. внушали ужас своим видом — густыми волосами и боро­дами; нижняя часть тела у них была змеиной. Они родились на Флегрейских полях («пожарища») на полуострове Паллена (в Халкидике, северная Греция); там же потом произошла битва олимпийских богов с Г. — гигантомахия. Г., в отличие от титанов, смертны. По велению судьбы их гибель зависела от участия в битве героев (смертных), которые придут на помощь богам. Гея разыскивала волшебную траву, которая бы сохра­нила Г. жизнь. Но Зевс опередил Гею и, послав на землю мрак, сам срезал эту траву. По совету Афины Зевс призвал для участия в битве героя Геракла. В гигантомахии олим­пийцы уничтожили Г. Вооб­ще Г. насчитывают до 150. Геракл сра­зил Алкионея, набиравшегося силы от земли; Зевс — Порфириона, Аполлон — Эфиальта, Дионис — Эврита, Геката — Клития, Гефест — Миманта, Афина обрушила на Энкелада ос­тров Сицилия, содрала кожу с еще живого Палланта и использовала ее как панцирь. Посейдон поверг Полидора, Гермес — Ипполита, Арте­мида — Гратиона, мойры — Агрия и Тоона. Остальных поразил молниями Зевс. Геракл добивал Г. своими стрелами.

ГИЛАС

Сын царя дриопов Тейодаманта (вариант: Тейомена) и нимфы Менодики. Геракл, победив и убив царя дриопов, захватил отличавшегося красотой Г., который стал его оруженосцем и спутником в походе аргонавтов. Во время стоян­ки корабля «Арго» в Мисии у острова Кеос Г. отправился за водой, но ним­фы источника, плененные его красо­той, похитили юношу (вариант: Г. утонул); Геракл тщетно искал Г. На Кеосе существовал культ Г. Раз в год у источника, носившего его имя, приносились жертвы и участ­ники празднества бродили по окрест­ным горам, выкликая имя Г., как бы повторяя вопли и жалобы Геракла, искавшего своего любимца. Вероятно, Г. первоначально был местным богом растительности, которого скорбными воплями вызывали почитавшие его.

ГИЛЛ

Сын Геракла и Деяниры (ва­рианты: лидийской царевны Омфалы или нимфы Мелиссы). Умирая, Ге­ракл обручил Г. с дочерью эхалийского царя Иолой. Г. стал предводителем Гераклидов (многочисленных потомков Геракла), когда они вторг­лись на Пелопоннес, чтобы вернуть царство отца. Спустя три года во время нового похода Гераклидов в Пелопоннес Г. погиб в поединке с ар­кадским царем.

ГИМЕНЕЙ

Божество брака, сын Дио­ниса и Афродиты (вариант: Аполлона и одной из муз). По одному из мифов, Г. — прекрасный юноша, певец и музыкант, который на свадьбе Дио­ниса с одной из его возлюбленных внезапно скончался, по другой версии, внезапно потерял голос. Чтобы увековечить его имя, Г. возглашали на свадьбах, и тор­жественная песнь в честь новобрач­ных называлась гименей. Существует орфическое предание о том, что Асклепий воскресил Г.  

ГИПЕРБОРЕИ

Народ, живущий на крайнем севере, «за Бореем», и особен­но любимый Аполлоном. В некую иде­альную страну Г. время от времени от­правляется Аполлон на колеснице, запряженной лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы. Вмес­те с эфиопами, феаками, лотофагами Г. относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же, как Аполлон, Г. художественно одарены. Блаженная жизнь сопровождается у Г. песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благого­вейные молитвы характерны для этого народа — жрецов и слуг Апол­лона. Со­гласно Диодору Сицилийскому, Г. в гимнах непрестанно воспевают Аполлона, когда он является к ним через каждые 19 лет. Даже смерть приходит к Г. как избавление от пресыщения жизнью, и они, ис­пытав все наслаждения, бросаются в море. Ряд легенд связан с приношением Г. первого урожая на Делос к Аполло­ну: после того как девушки, пос­ланные с дарами, не вернулись с Де­лоса (остались там или подверглись насилию), Г. стали оставлять дары на границе соседней страны, откуда их постепенно переносили другие народы, вплоть до самого Делоса. Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучав­шие греков, считались выходцами из страны Г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.