Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психастенические психопаты (психастеники) '•, как и



• «Психастения» в переводе с греч. — душевная слабость.

неврастеники, склонны к астеническим состояниям. Как и астеник, психастеник наполнен постоянным конфлик­том ранимого самолюбия с чувством неполноценности. Вообще, психастеник по своей добросовестности, мягко­сти, обостренной нравственности, застенчивости, вегета­тивной неустойчивости весьма напоминает астеника. Однако застенчивость, стеснительность, робость, нере­шительность психастеника проникнуты болезненным размышлением, самоанализом. Постоянные размышле­ния психастеника о смысле жизни построены на густых сплетениях въедливых психастенических сомнений. Здо­ровое, трезвое сомнение, свойственное, например, санг­винику, — превосходный и полезный человеку психиче­ский акт, помогающий в одном случае уберечься от опасности, в другом — не согласиться с общепринятым мнением и внести свою, живую мысль в дело. Но болез­ненное психастеническое сомнение, хотя в некоторых случаях также несет в себе творческую силу, работает и тогда, когда, как показывает жизнь, практика, осно­ваний сомневаться и раздумывать не имеется.

Например, человек сомневается, не есть ли легкое, неприятное ощущение в области спины признак какой-либо тяжелой болезни. Размышляя над этим, ощупывая свою спину, разглядывая еев зеркало, человек тратит на это массу времени совершенно напрасно, так как ничем не болен. Конечно, может случиться, что психастеник обратит, таким образом, внимание на действительный признак болезни, подобно тому, как эпилептоидный рев­нивец окажется реально прав в своих подозрениях. Однако случаев таких капли в море по сравнению с громадными болезненными затратами энергии и вре­мени.

Медицинские учреждения разрушились бы от обилия пациентов, не хватило бы врачей, если б все люди так прислушивались к каждому своему ощущению. Только потому, что подавляющее большинство людей живут в соответствии с интуитивно ощущаемой, трезвой мало-вероятностью беды, этого не происходит. Болезненное сомнение психастеника лишь внешне похоже на асте­ническую мнительность. Мнительность (от слова. «мнить»—казаться)—есть склонность преувеличивать опасность. Ипохондрическая реакция, основанная на мнительности, —психологический момент преимущест­венно эмоционального характера, а потому не стойкий,

и, как росток без корней, довольно легко изгоняется ободрением, внушением. Болезненное же сомнение— образование преимущественно мыслительное, то есть проникнутое вопросительным размышлением, имеющее логический корень, и, значит, исчезает оно также блага-даря лишь логическому разъяснению, разубеждению в его необоснованности. В этом смысле и психастениче­ская боязнь покраснеть есть не мнительность, а боязнь с вегетативным выражением (расширение сосудов лица), основанная на тревоге, например, о том, что мо­гут подумать, покрасневший неравнодушно относится к тому, перед кем покраснел, и т. п.

Болезненные сомнения ипохондрического содержа­ния особенно часто возникают у психастеников, имею­щих дело с медициной, читающих медицинскую литера­туру. Чем разнообразнее и поверхностнее медицинские знания психастенического человека, тем, естественно, больше у него ипохондрических сомнений. Особенно тя­гостны ипохондрические реакции у психастенических студентов-медиков. Например, остается такой студент на весь день дома готовиться к экзаменам или сделать какую-то другую важную работу и не может никак при­няться за дело, так как возникают опасения: не увели­чились ли у него лимфатические узлы (а то вдруг бело­кровие? ), нет ли в полости рта какой язвочки " (вдруг рак? ), не увеличилась ли печень и т. д. Он бесконечно себя осматривает и ощупывает и, конечно, находит что-нибудь для себя неясное, а значит, подозрительное в смысле «страшной болезни», бросается искать в меди­цинских книгах, чтобы таким образом разрушить свои ипохондрические сомнения. Стоит психастенику забо­леть какой-нибудь даже самой пустянной физической болезнью, как он не находит себе места, тревожно по­дозревая, совершенно измучивая себя и своих близких. Помочь ему возможно убедительным разъяснением, что нет никаких оснований думать о страшном, то есть надо разрушить его ипохондрические сомнения. Лучше, если это сделает врач, построив разъяснение на вниматель­ном осмотре и анализах. Болезней же заведомо неопас­ных (где он убежден в этом) психастеник, как правило, не боится и даже может их порядком запустить.

Психастенические болезненные сомнения, лежащие в основе психастенических переживаний, сцепляющиеся в глубокий, едкий самоанализ, имеют своим содержа­

нием обычно или нравственно-этические моменты, или благополучие, здоровье близких и себя самого, или фи­лософские вопросы смысла жизни, основывающиеся обычно на боязни смерти. Лев Толстой с глубокими психологическими подробностями изображает тоскливое психастеническое переживание Пьера Безухова, сравни­вая его с винтом, который свернулся и вертится, ничего не захватывая.

«О чем бы он (Пьер. —М. Б. ) ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на кото­ром держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.

Вошел смотритель и униженно стал просить его сия­тельство подождать только два часика, после которых он для его сиятельства (что будет, то будет) даст курь­ерских. Смотритель, очевидно, врал и хотел только по­лучить с проезжего лишние деньги. «Дурно ли это было или хорошо? —спрашивал себя Пьер. —Для меня хоро­шо, для другого проезжающего дурно, а для него са­мого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Доло-хова за то, что я счел себя оскорбленным. А Людо­вика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что-то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненави­деть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? »—спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти во­просы. Ответ этот был: «Умрешь—все кончится. Умрешь и все узнаешь—или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно... »

Психастенику, во всяком случае взрослому, менее всего свойственно легкомыслие (тут нельзя путать с легкомыслием психастеническую рассеянность). Мысль его (как в случае с Пьером) винтом, штопором внедря­ется в различные вопросы жизни, интересующие его, де­лая порой лишние, «пустые» обороты, но если мысль глубокая, сильная, то от «пустых» оборотов, как бы они ни были тягостны, делается она еще более четкой, сложной и проникновенной. Однако не всякое сомнение умно, не всякое глубокомыслие творчески плодотворно. Как есть посредственные шизоиды, аутичность (независи­мость от земных фактов) мышления которых сказывается в резонерстве, то есть в пустом рассуждательстве, так есть и посредственные психастеники, которых банальные сомнения, не интересные другим людям, превращают в «зануд», вызывающих у многих людей презрение. Это прежде всего «зануды» ипохондрические, которые «но­сятся» с каждым не понятным им ощущением или пят­нышком на теле, требуя у врачей исследований—дока­зательств того, что это не «опасно», измучивая близких частыми многолетними ипохондрическими страхами и приготовлениями к возможной смерти. Не имея в себе сангвинически-трезвого спокойствия перед неизбежной будущей смертью, наивно-инфантильной способности не думать о смерти, пока живешь, психастеник, занятый тревогами вчерашнего и завтрашнего дня гораздо силь-лее, чем днем сегодняшним, постоянно думает о смерти и готовится к ней. Нет в нем (даже в нормальном псих­астеническом человеке) непосредственной радости жиз­ни, все тревожится он по поводу возможных бед, о том, не обидел ли кого из близких людей, и, главное, разду­мывает о смерти, «которая должна прийти нынче или завтра—все равно через мгновение, в сравнении с веч­ностью».

Если в детстве психастеник еще способен по возра­стной инфантильности сказать себе, махнув рукой:

«А, накатаюсь в воскресенье на лыжах, а уж в поне­дельник скажу родителям про двойку», то в юности и зрелости он превратит себе такое воскресенье в муку постоянным обдумыванием будущего «наказания». В от­личие, например, от истерического психопата психасте­ник боится не настоящей опасной минуты, а будущей или прошлой. Например, боится лететь на самолете (вдруг что-нибудь испортится! ). В самолете же во время болтанки или в иной напряженной обстановке внешне спокоен и внутренне ощущает защитное душевное оне­мение, в то время как истерического психопата обычно не пугает предстоящий полет, но при всякой «яме» он страшно пугается и кричит «спасите»! (впрочем, быстро успокаиваясь, когда «яма» миновала).

Итак, важно, что все переживания психастеника про­низаны работой тревожно-сомневающейся мысли. Одни

психастеники более загружены ипохондрическими пере­живаниями, другие—нравственно-этическими, третьи— поисками смысла жизни, в четвертых все это присут­ствует одновременно с равной силой.

Мышление психастеника не отличается острой живо­стью, легкостью, оно даже несколько тугоподвижно. Психастеник обычно «задним умом крепок», не способен быстро соображать, схватывать общепринятые «исти­ны», рассеян, но при всей своей мыслительной неуклю­жести, проникнутый миллионом сомнений, может быть нередко глубоко оригинален. А если гениален, то пре­жде всего именно своей инертной неподатливостью моде принятого. Американский профессор Уильям Ирвин в своей книге о психастеническом Дарвине и циклоти-мическом Гексли («Обезьяны, ангелы и викторианцы». М., «Молодая гвардия», 1973) замечает, что в мозгу, подобном дарвиновскому, «мысль созревает до того мед­ленно, что поначалу чудится, будто ее почти и нет, а потом начинает казаться, что она была там всегда». «Дарвин—это спокойный, медлительный замысел; Гек­сли — блистательное свершение. Дарвин творил исто­рию; Гексли двигал ее вперед». Мышление психасте­ника спос. обно к глубокому обобщению, теоретическому полету, не связано постоянной сангвинической практи­ческой насыщенностью, но в то же время в отличие от шизотимного мышления лишено символичности, причуд­ливой парадоксальности, оно глубоко естественно в сво­их сомнениях, предположениях и умозаключениях.

Механической памятью психастеник обычно не бле­щет и отсюда его весьма средние способности к изуче­нию иностранных языков. Ярче всего творческие способ­ности психастеников сказываются в естественных нау< ках и художественной прозе. Благодаря своей способно­сти до всего доходить без механического схватывания, упорной работой ума (будто он сам заново открывает уже открытое и напечатанное в книгах) психастеник, усвоив, наконец, глубоко и подробно изучаемое, может затем объяснить это другим так живо и понятно, что не­редко пользуется большим успехом на поприще препо­давателя самых различных дисциплин.

Рассеянность и аналитическая мечтательность псих­астеника, а также острое самолюбие, честолюбие при нежелании обращать на себя внимание людей пронзительно-тонко изображены Л. Толстым («Детство, отро­чество, юность»).

«Склонность моя к отвлеченным размышлениям до такой степени неестественно развила во мне сознание, что часто, начиная думать о самой простой вещи, я впа­дал в безвыходный круг анализа своих мыслей, я не ду­мал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чем я думал. Спрашивая себя: о чем я думаю? я отве­чал: я думаю, о чем я думаю. А теперь о чем я думаю? Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил...

Однако философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто вооб­ражал себя великим человеком, открывающим для бла­га всего человечества новые истины, и с гордым созна­нием своего достоинства смотрел на остальных смерт­ных: но, странно, приходя в столкновение с этими смерт­ными, я робел перед каждым, и чем выше ставил себя в. собственном мнении, тем менее был способен с дру­гими не только выказывать сознание собственного до­стоинства, но не мог даже привыкнуть не стыдиться за каждое свое самое простое слово и движение».

И. П. Павлов называл психастеника человеком мыс­лительным, отметив слабую его чувственность, слабый «эмоциональный фонд». Из этого, однако, не следует, что психастеник «рассудочный сухарь», он' глубоко эмо­ционален, но по-своему, «мыслительной эмоционально­стью». Это не чувственность, не яркая образность, а внешне скромная, но глубокая и добрая эмоция, мно­гое понимающая, то есть—это духовность. Великий психастеник может быть мудр именно в метерлинков-ском смысле: «В разуме нет доброты, а в мудрости ее много».

Произведения психастенических писателей отлича­ются психологпчностью, но и естественностью, участли­вым отношением к земным человеческим заботам и пере­живаниям. Психастенический писатель постоянно сбоку рассматривает свое душевное состояние с подробным анализированном и самообвинением, и мы не получим у него пряных бунинских запахов и красок, эстетиче­ских образов, но почувствуем лирическую духовность, детальное изображение душевных движений, внешне скромную психологическую силу.

Психастенический ученый, как уже говорилось, чаще

проявляет себя в естественных науках и медицине. Его труды отличаются большой осторожностью в выводах, капитально широким и глубоким охватом научной темы, массой тонких и убедительных доказательств. Нормаль­ным психастеником считал себя И. П. Павлов. Видимо, психастеническим психопатом с выраженной ипохонд-ричностью был Чарлз Дарвин. Автобиография и воспо­минания современников рассказывают о его болезнен­ной застенчивости, нерешительности, тревожности и большой доброте, естественности. Эти душевные каче­ства вместе с добросовестностью, скрупулезностью и аккуратностью много способствовали его великому творчеству. Например, благодаря скрупулезным сомне­ниям Дарвин, работая над своими книгами, сумел пред­видеть все возможные возражения оппонентов и преду­предить их тщательным доказательством. Но, несо­мненно, эти психастенические качества и затрудняли его жизнь. Уильям Ирвин замечает, например, относи­тельно застенчивости великого натуралиста, что слага­лись легенды об особенности мистера Дарвина: «много­значительно отсутствовать в минуту решающих событии, к которым он сам непосредственным образом прича-стен». Основательно помучили Дарвина, например, тре­вожные сомнения по поводу того, жениться или нет. С карандашом и бумагой (так легче решить вопрос не­решительному человеку) двадцативосьмилетний иссле­дователь обстоятельно взвешивал все «за» и «против». В этих сохранившихся карандашных заметках за же­нитьбу—дети («друг в старости»), «кто-то, заботящий­ся о доме», «милая, нежная жена на диване, огонь в ка­мине». Но против — «буду вынужден делать визиты и принимать родственников», «ужасная потеря времени», «мало денег на книги», «не смогу читать по вечерам», «заботы и ответственность», «как я смогу управляться со всеми моими делами, если я буду вынужден еже­дневно гулять с женой? ».

В 35 лет, закончив краткий очерк «Теории видов», не прожив еще и половины своей жизни, Ч. Дарвин пи­шет жене тревожное «письмо-завещание» («на случай моей внезапной смерти»), в котором «выражает жела­ние, чтобы... очерк был передан какому-либо компетент­ному лицу, которое согласилось бы за указанную сумму денег взять на себя заботу об улучшении и расширении очерка». Френсис Дарвин, сын Ч. Дарвина, подчеркивает, что у отца «на протяжении почти сорока лет... не было ни одного дня того нормального состояния здо­ровья, которое свойственно большинству людей, и вся его жизнь была наполнена непрерывной борьбой с уста­лостью и напряжением сил, вызванными болезнью».

Английские врачи кропотливо пытались установить сущность сорокалетней болезни Ч. Дарвина. Из обзора таких попыток следует, что ни один из диагнозов не со­держит указания на наличие какого-либо органического расстройства, и современные врачи все более склоня­ются к тому, что тошноты, головокружения, бессонница и упадок сил, от которых ученый страдал, —явления ипохондрического нервно-психического порядка.

Отсутствие острой, яркой чувственности психастени­ка сказывается и в особенностях его пищевого и сексу­ального влечения. И снова нельзя здесь сказать, что у психастеника ослаблены вкусовые и сексуальные ощу­щения. Просто и здесь нет той подробной острой чув­ственности, с которой, например, герои Бунина видят «малиновых червей», «перламутровые щеки» селедки и т. п.

Тревога, которой постоянно наполнен психастеник, также пронизана подробным размышлением. Психасте­ник тревожится главным образом за своих близких и себя самого. Он может быть охвачен сильным чувством жалости и к любому человеку, животному, попавшему в беду, но все же тревожность, вообще эмоциональность психастеника не отличается сангвинической всепрони-кающей естественностью, она остра, тепла в важных для него местах, другие же моменты жизни психасте­ник может вовсе не переживать, испытывая защитное душевное онемение. Итак, как уже говорилось, эмоция психастеника естественна, но довольно аккуратно рас­пределена между заботами и тревогами о себе, о своих близких, о касающихся его нравственных проблемах. Душевность психастеника достаточно остра и глубока, чтобы не вместить в себя переживания по поводу всех бед, как способна это сделать сангвиническая естествен­ная, мягкая сердечность, не отличающаяся такой глуби­ной, но зато обволакивающая всех и вся.

Слабость в психастенике тех доставшихся нам в на­следство от животных предков мозговых структур, кото­рые участвуют в образовании острой чувственности, от которых зависит яркость в человеке всего, что роднит

его с животным («животная половина»), отражается и в двигательной неловкости, неточности, некоторой неес­тественности, угловатости его движений. У него нет острого глазомера, интуитивного, «собачьего» чутья к людям, он нередко попадает впросак по своей довер­чивости. Л. Толстой сказал словами Николеньки Ир-теньева («Детство, отрочество, юность») о «привычке к постоянному моральному анализу, уничтожившей све­жесть чувства и ясность рассудка». Но тут можно ска­зать, что именно слабость чувственной интуиции понуж­дает психастеника стихийно развивать свое аналитиче­ское наблюдение, размышление обдумыванием поступ­ков людей, чтением психологической литературы, дабы восполнить эту слабую свою инстинктивность и лучше приспособиться к жизни среди людей. И в этом еще один момент психологической защиты, который еще раз под­черкивает, что психастенику (особенно страдающему чувством неполноценности, завидующему другим «сме­лым», «сильным» людям, теряющемуся в трудностях жизни) прежде всего надобно вникнуть в науку о типах человеческих характеров, дабы научиться в какой-то степени предполагать, что от какого человека можно ждать, вникнуть в свою собственную сложную лично­стную структуру, чтобы знать свои сильные благород­ные свойства в виде обостренной нравственности, неред­кой оригинальности мышления внутри его тугоподвиж-ности. Врач вынужден часто долго доказывать психа­стенику, загруженному ипохондрическими переживания­ми, почему нет у него оснований бояться той или иной болезни. Разрушая ипохондрические тревоги, врач обыч­но обращает внимание психастеника на то, что ипохон-дричность эта связана с личностными особенностями, с постоянной склонностью к тревожным сомнениям и надо научиться делать на нее «скидку»-при всякой но­вой ипохондрической тревоге, уметь сказать себе: «По­годи бояться! Ведь я сколько раз уже боялся «страш­ной» болезни совершенно зря, потому что склонен к этим тревожным сомнениям, и сейчас это скорее всего опять ложная тревога». Такое саморазъяснение помогает да­леко не сразу, так как здесь все же остается какая-то неопределенность, а для психастеника малейшая неоп­ределенность по поводу «страшной» болезни крайне тя­гостна. Со временем психастеник становится спокойнее и реже ходит к врачам. Конечно, при всем этом

врач должен научить психастеника обращать внимание на действительно тревожные симптомы, дабы не про­смотреть в борьбе с ипохондричностью настоящего, серь­езного заболевания. Наконец, психастеники, у которых острее всего переживание неизбежной в будущем смер­ти, поиска смысла жизни, должны понять, вчитываясь в произведения великих психастеников, что единствен­ное спасение от этого тревожно-мыслительного «вин­та»—устроить свою жизнь так, чтобы труд сделался самой любимой, частью жизни, чтобы быть мастером своего дела, чтобы сказать себе со всей искренностью:

«Я делаю для людей все, что могу. Совесть моя чиста. Остальное от меня не зависит. И, как говорили древние, зачем же бояться того, что от меня не зави­сит? »

В систему психастенический характер складывается обычно в юности, когда психастеник прежде всего му­чается своей внешностью (особенно если действительно есть тут какой-то хоть крохотный недостаток). Юному психастенику свойственно обычно и стремление играть свою противоположность, стыдясь «слабости». «Я ста­рался казаться страстным, —рассказывает толстовский Николенька Иртеньев, — восторгался, ахал, делал стра­стные жесты, когда что-нибудь мне будто бы очень нра­вилось, вместе с тем старался казаться равнодушным ко всякому необыкновенному случаю, который видел или про который мне рассказывали; старался казаться злым насмешником, не имеющим ничего святого, и вместе с тем тонким наблюдателем; старался казаться логиче­ским во всех своих поступках, точным и аккуратным в жизни, и вместе с тем презирающим все материаль­ное. Могу смело сказать, что я был гораздо лучше в действительности, чем то странное существо, которое я пытался представлять из себя... »

С возрастом, особенно годам к сорока пяти, психасте­ник нередко душевно успокаивается. Если еще ему уда­ется нащупать в жизни свою «жилу» и раствориться в работе, то он подходит к старости с известным душев­ным спокойствием и уверенностью. Френсис Дарвин, сын великого натуралиста, умершего в 74 года, пишет о сво­ем отце: «В течение последних десяти лет его жизни со­стояние его здоровья внушало всем нам успокоение и надежду. Во многих отношениях его здоровье обнару­живало признаки улучшения. Недомогания и всякого

рода рас^гройства стали значительно реже, и он мог работать более равномерно».

В течение всей жизни для психастеника очень важ­ны глубокое сочувствие и понимание со стороны близ­ких, сослуживцев, без чего он нередко проводит в ост­ром напряжении дни и ночи, не принося людям той подчас основательной социальной ценности, на которую способен.

< ^Ананкастические психопаты (ананкасты). Ананке— древнегреческая богиня, олицетворяющая неизбежность, необходимость. Ананказм •— разновидность навязчиво­сти. Вообще, навязчивостью называется неправильное, не отвечающее реальности болезненное психическое яв­ление, неправильность, неадекватность которого боль­ной отчетливо понимает. Конечно, в случае захваченно-сти острым страхом больной не способен достаточно критически мыслить и, значит, в это время может не по­нимать нелепого содержания своей навязчивости, но чуть успокоился—и ясно сознает неправильность содер­жания навязчивости, ее «стопроцентное идиотство», как иногда выражаются пациенты.

Ананказм следует отличать от другой разновидности навязчивости—фобии. Фобия—есть навязчивый страх конкретного содержания (страх за больное сердце, страх открытого или замкнутого пространства), который возникает лишь в определенной обстановке (на откры­той площади, в транспорте и т. д. ), то есть как бы на­вязывается этой определенной обстановкой. Вне этой обстановки человек чувствует себя совершенно здоро­вым. Фобии порождаются психической травмой и состав­ляют основное содержание невроза навязчивых состоя­ний, о котором уже упоминалось. Ананказмы же не на­вязываются, подобно фобиям, какой-то определенной обстановкой, они как бы звучат изнутри личности. На­пример, человек боится числа «13» или буквы «о» (зам­кнутый круг, конец жизни! ) и старается всюду эту букву затушевывать, чтоб па душе стало легче. Или опасается обходить предметы с левой стороны, наступить на черту (а то вдруг плохое случится! ). Человек этот прекрасно понимает нелепость своего поведения, но не может себя побороть и лишь по возможности старается не обра­щать на себя внимание странными поступками. Больной часто выполняет сложные цепи навязчивых действий (ритуалы). Например, семь раз притронется одной своей ногой к другой, через каждые десять шагов делает шаг назад и т. д. В отличие от психастенического болез­ненного сомнения человек с ананказмами глубоко убеж­ден, что делает напрасно всю эту сложную навязчивую работу, но не может ее не делать. Например, если у него навязчивое мытье рук, то он убежден, что зря моет их до шелушения. Психастеник же, намыливая руки лиш­ний раз, полагает: это необходимо, чтоб не осталось на руках никакой заразы.

Ананкаст с боязнью бешенства идет к врачу, после того как его коснулась пробежавшая собака, и показы­вает свою ногу, спрашивая, нет ли укуса. И при этом знает уже заранее, что укуса нет. Подтверждение врача сразу его успокаивает. В данном случае больной ясно понимает, что сомневается зря (в отличие от психасте­ника с болезненным сомнением).

И психастенику, и ананкасту бывает трудно уйти из квартиры, если в ней больше никого не остается. И тот и другой боятся оставить открытым газ или включен­ным свет. Но психастеник действительно не уверен по причине своей блеклой памяти, что хорошо закрыл газо­вый кран, знает, что по рассеянности может его и пра­вда оставить открытым. Посмотрев на закрытый кран, он через минуту-другую опять не уверен — хорошо ли закрыт, на всякий случай откроет в кухне окно, куда в случае чего выйдет газ. Ананкает же уже до первой проверки (всего этих проверок может быть несколько десятков) убежден, -что газовый кран закрыт и электри­чество выключено.

Итак, если психастеник действительно боится серь­езного заболевания, газового взрыва и т. д., то у анан-каста это не страх реального события, а страх страха этого события. Потому ананказмы отличаются от тре­вожных болезненных сомнений еще нередко и явной нелепостью содержания: например, женщина боится за­разиться раком от полотенца, которое упало на пол, и, понимая абсурдность этого страха, тем не менее для облегчения выбрасывает полотенце, как и все, упавшее на пол.

Личностный склад ананкаста при некоторой внеш­ней похожести на психастенический глубоко от него от­личается. Ананкаст тоже «тугодум», несколько вязок в своем мышлении, рассудочен, но в то же время отли­чается острой чувственностью. В отличие от психасте­

ника ему не свойственно истинное болезненное чувство неполноценности: он не застенчив, не стеснителен, не робок в житейских делах, а решителен и даже порой бесцеремонен.

Рассудочность его строится не на болезненных со­мнениях, а на мыслительном педантизме. Педантизм (мелочная придирчивость в соблюдении формальных требований) пронизывает всю его натуру, высушивает ее. Это не защитное психастеническое стремление к ак­куратности и точности в борьбе с собственной внутрен­ней суетливостью, рассеянностью и неряшливостью от истощаемости, а формалистическая точность ради точ­ности, буквоедство ради буквоедства, «занудливость» не ради стремления «высказаться как можно более по­нятно» (как у психастеника), а «занудливость ради за-нудливости». Педантизм ананкаста всегда отличается навязчивостью. Ананкаст, в сущности, добр в душе, но, например, скуп ради скупости, скупость с навязчи­вым оттенком под девизом «порядок прежде всего» не­редко создает впечатление малонравственности. Педан­тизм, крепчая с годами, иногда создает стену отчужден­ности между ананкастом и близкими ему людьми. Так, старый профессор Исаак Борг из фильма Ингмара Берг­мана «Земляничная поляна», чувствуя себя мертвым, отчужденным от людей, «для порядка» требует, чтобы его тридцативосьмилетний сын вернул ему деньги, за­траченные на обучение, хотя они ему нисколько не ну­жны.

В то же время с духовным теплом притрагивается он к земляничной поляне своего детства, трепетно вспо­миная живое родство душ своих юных братьев и се­стер...

Характерологические ростки педантизма при психи­ческих травмах и ослабляющих моментах (недосыпание, отравление и т. д. ) могут расцвести ананказмами раз­личного содержания. Или это навязчивый страх того, что «вырвется» вдруг неприличное слово, или навязчи­вый страх венерической болезни и т. д. Указанные страхи не вытекают из тревожной мнительности, они как бы изолированы от жизненной позиции ананкаста, от его миросозерцания. Ананкаст может молодецки пе­ренести инфаркт миокарда и в то же время навязчиво бояться грибкового заболевания стоп, навязчиво боится заразиться сифилисом, но совершенно не боится смерти, не боится рака, даже если есть основания сомневаться по этому поводу. Не будучи по натуре своей ревнивым человеком, он часто мучит жену навязчивыми вопроса­ми типа «ты правда мне не изменяешь? ». Совершенно не дорожа каким-нибудь письмом, он остро беспокоится, что оно не дойдет до адресата. Он боится, что пойдет дождь, хотя ему, в сущности, все равно, пойдет дождь или нет,, ведь ему никуда сегодня не нужно идти. К ве­черу, когда вроде бы ясно, что ничего страшного не про­изошло, страхи стихают, но, к сожалению, и день про­шел в бездействии.

Нередко ананкаст справляется со своей работой не хуже других, но рядом с ней совершает в течение всей своей жизни навязчивую работу, нередко еще более сложную, трудоемкую, нежели его профессиональное дело.

Ананкаст может быть чрезвычайно «тяжел» для со­служивцев и подчиненных своей скрупулезной дотошно­стью, вязкой педантичностью, мелочностью, сухостью, формализмом, но в домашней обстановке он иногда удивляет дрожащих перед ним подчиненных душевной теплотой, радушием, внимательностью.

Своеобразный налет милой инфантильности, замет­ный сквозь сухость, отличает ананкастов от эпилептои-дов, а отсутствие парадоксальности, причудливости в мышлении и переживаниях — от шизоидов.

Ананкаст обычно добросовестен и отличается мягко­стью, сильной привязанностью к своим близким. Близ­ким же этого человека надо научиться терпеливо пере­носить его ананказмы, причуды и ритуалы.

^, Психопатии, обусловленные повреждением мозга

В данном случае в мозге имеется органический изъян, вызванный токсическим, инфекционным или механиче­ским повреждением мозга в утробе матери (в первые 2—3 месяца беременности). Впрочем, этот органический изъян, видимо, иногда может передаваться и по наслед­ству. Изъян в структурах мозга дает себя знать в по­ведении так называемой «органичностью»: грубовато-стью, звучащей и в благодушной доброте, и в злом раз­дражении, и быстрой отходчивостью, отсутствием «за-стреваемости» (в отличие, например, от раздражения

эпилептоидов).

Органические психопаты могут нести в себе целую мозаику характерологических свойств, похожих на исте­рические, неустойчивые, эпилептоидные, астенические свойства. Какие-то из этих свойств могут преобладать над остальными, но вся личность органического психо^-пата проникнута грубоватым тоном, здесь нет изящной живости, глубокой духовности.

Органическим психопатам чрезвычайно вреден алко­голь (они обычно легко спиваются, мозг их быстро раз­рушается до слабоумия).

Заключение

^JLr^JU^^iJL \

Врачебное лечение психопатов при соответствующем умении нередко приносит яркий эффект. Но оно на­столько сложно, что здесь лучше более подробно о ле­чении не говорить, дабы не извратить краткостью истин­ное о нем представление. Автор надеется, однако, что его брошюра поможет людям правильно увидеть в жиз­ни различных психопатов с пониманием того, что это все-таки нездоровые люди, а не просто «мямли» или «негодяи», и что им можно оказать квалифицированную врачебную помощь.

Но даже заподозрить, что данный человек психопат, нездоровый человек, возможно лишь с большой осто­рожностью. Не следует забывать, что есть нормальные, достаточно адекватные застенчивость, раздражитель­ность, гневливость, склонность находиться в центре вни­мания, выступающие просто как душевная особенность человека. Только тогда, когда личностный рисунок чело­века проникнут болезненностью, когда, например, за­стенчивость или взрывчатость ненормальна, только то­гда возможно подозревать психопатию и доброжела­тельно, дружелюбно советовать человеку обратиться к врачу-психотерапевту.

К сожалению, в некоторых случаях (особенно это касается эпилептоидной и истерической психопатии) психопат больным себя ни в коей мере не считает, оскорбляется предложением посоветоваться с врачом и встречается с врачом обычно либо в случае тяжелой со­циальной катастрофы в своей жизни по причине своей психопатичности (крах карьеры, болезненный для него развод с женой и т. п. ), либо в обстановке судебно-пси-хиатрической экспертизы (в случае правонарушения). Условия жизни, питания, физические болезни, люд­

ское окружение, обстановка в семье, где воспитывается ребенок, общение с природой, животными — от всего этого во многом зависит, сделается ли ребенок психопа­том или будет практически здоровым человеком. Психо­патия всегда врожденна, но среда, в которой воспиты­вается ребенок, может не допустить развитие у него пси­хопатии. Известный советский психиатр П. Б. Ганнуш-кин в 1933 году так заканчивал свою книгу «Клиника психопатий»: «Можно определенно сказать, что пра­вильно организованная социальная среда будет заглу­шать выявление и рост психопатий; можно с полным основанием думать, что социалистическое устройство жизни с его новым бытом, с его новой организацией труда, с новой социальной средой будет препятствовать выявлению психопатий и явится залогом создания но­вого человека».

Наблюдая болезненное поведение психопата в семье или на службе, следует также знать, что для неопыт­ного глаза под «психопатией» может скрываться более серьезное душевное заболевание с психопатоподобным поведением, которое не следует ни в коем случае за­пускать, а надобно лечить как можно раньше. Даже врачу иногда трудно отличить психопата одной группы от психопата другой группы.

Каждый психопат имеет свое личностное, характеро­логическое ядро, но нередко на это ядро напластовыва­ются как будто бы инородные налеты. Например, эпи-лептоидный психопат с искусственной деликатностью, предупредительностью, застенчивостью внешне походит на психастеника, а истерический психопат с живым (хотя не совсем естественным) смехом, внешней добро­той бывает похож на циклоида. В таких случаях гово­рят о психастеноподобном эпилептоиде и истерическом психопате с циклоидоподобностью. Обычно в таких вна­чале не совсем ясных случаях психопатическое ядро отчет­ливо дает себя знать в острых, переломных ситуациях. Например, психастеноподобный эпилептоид, не пройдя по конкурсу в институт или провалившись на защите диссертации (вообще показав какую-то свою несостоя­тельность), дает отнюдь не пассивно-оборонительную реакцию психастеника (стремление робко удалиться из ситуации поражения), а реакцию агрессивную, с обви­нением в случившемся кого угодно, только не себя. Или психастеноподобные циклоиды (особенно в климактерическое время) делаются чрезвычайно ранимыми, нере­шительными, обидчивыми, весьма похожими на психас­теников, не теряя, впрочем, глубокой естественности, любви к шумным компаниям, застолью с гурманством и, кстати, склонности к организаторской работе (все это не свойственно психастенику). Или шизоидный психопат внешне похож на психастеника своей «печоринской» рассудочностью, самоуглублением, острыми внутренни­ми диалогами, но вскоре обнаруживается, что существо, ядро его личности — сосуществование сверхчувствитель­ных и бесчувственных моментов, склонность к радост­ному риску и некоторой отчужденности и, конечно, от­сутствие психастенической тревожной доброй мягкости.

При постановке диагноза определенной психопатии важно уловить главный душевный рисунок, патологиче­ский склад личности. В будущем с развитием психиат­рии и типологии (науки о типах личности) возможно, видимо, станет построить стройную таблицу психопатий, подобную менделеевской. Будут найдены границы дей­ствия воспитания и наиболее эффективные особенности воспитания сообразно различным психопатическим и нормальным характерам.

Автор надеется, что эта брошюра поможет лучше понять и нормальных людей, поскольку различным пси­хопатическим характерам, как уже подчеркивалось, со­ответствуют характеры нормальные (подобного душев­ного рисунка, но без патологической выраженности). Вокруг нас существуют нормальные психастеники, эпи-тимы, шизотимы, ювенилы и т. д. Зная хоть и в общих чертах их характерологические механизмы, мы можем предполагать, как, в какой ситуации себя такой человек поведет, что ему может понравиться, а что он отвергнет. Сквозь душевные психопатические рисунки, болезненно-гротескные усиления нормальных характеров легче раз­глядеть в жизни различные характеры здоровых людей, подобно тому, как шарж, карикатура на какого-то чело­века, гипертрофируя, заостряя некоторые существенные особенности, помогают их затем наблюдать в этом чело­веке в обыкновенном виде. А знать людей глубже, на­учнее весьма надо бы любому человеку, чтобы легче по­нять другого человека, предположить, исходя из его ду­шевного склада, что от него можно ждать, как он себя поведет в различных ситуациях. Тут всегда даже опыт­ный характеролог-профессионал (психиатр, психолог,

писатель) может только предполагать. Убежденным быть трудно по причине бездонной сложности жизни. Но даже уметь предположить бывает весьма полезно, и со временем предположение нередко все больше дела­ется убеждением. Важно сто и еще тысячу раз пони­мать, что все мы разные характеры с разными отноше­ниями к одному и тому же предмету. И если мне не нра­вится то, что нравится другому, то это еще не значит, что прав я.

Вопросы так называемой психологической совмести­мости и несовместимости упираются основательно в ти­пологию. Известно, что сплошь и рядом особенно не уживаются, например, в браке эпилептоидные и психас­тенические натуры, психастеники и истерики. В то же время сангвиники и шизоиды нередко могут ладить с людьми самых тяжелых характеров лучше, чем другие.

Почему человеческое общество состоит из людей са­мых разных характеров? Дело, конечно, тут не только и не столько в разном воспитании. В наш напряженный век, когда дети нередко с пеленок воспитываются при­мерно в одинаковых условиях (ясли, детсад, школа), это особенно понятно. Давайте подумаем об этом. Ведь разными характерами (темпераментами), как известно, отличаются и животные одной породы. Четыре издревле известных человеческих темперамента (сангвиник, холе­рик, флегматик и меланхолик) существуют и у живот­ных, например, у собак и кошек, как это убедительно показал И. П. Павлов. Мы прекрасно знаем скучных флегматичных котов, живых сангвинических котиков-игрунов, легко привыкающих к любому новому чело­веку, угрюмо-злых холерических кошек и котов робких, тревожных, меланхолических.

Почему же существуют разные типы животных од­ной породы и чем оправдано существование «слабого», меланхолического темперамента? Во-первых, разнообра­зие типов (темпераментов). внутри одной породы необ­ходимо для жизнестойкости этой породы. Так же среди людей: чем резче отличаются друг от друга родители, чем меньше степень родства, тем, обыкновенно, крепче потомство. Во-вторых, каждый темперамент отличается своей, особенной приспособительной способностью, ко­торая сказывается, в частности, и в механизмах психо­логической защиты. Животные реагируют на опасность не только кровавой схваткой с врагом, но и побегом, умелым избеганием этой схватки. Целые виды травояд­ных животных отличаются преобладанием меланхоли­ческих свойств, поскольку не способны драться с хищ­никами.

Слова «чуткость», «робость», «застенчивость» весьма подходят к белке, косуле, но не подходят к волку, льву. Кстати, когда говорят, что какой-то человек похож на какое-то животное, то имеют в виду некоторую похо­жесть именно определенных душевных качеств, сказы­вающихся, например, в осанке злого волка или пугливо-добродушного оленя. Наконец, у животных, основатель­но общающихся между собой, живущих вместе (бобры, дикие козы), разнообразие взаимно нужных «дел» (на­пример, «дело» вожака) основывается на разнообразии нравов. Несравненно ярко видится это, конечно, в чело­веческом обществе, в социальной жизни. Так, человек сангвинического склада часто способен сделаться хоро­шим слесарем, поскольку отличается быстрой, трезвой реакцией на неожиданности, точностью движений рук. Во врачебной среде один при всем старании не может сделаться хорошим хирургом с тонко послушными ру­ками, но становится известным психиатром, способным тонко выяснить и понять душевную сложность.

Точно так же один биолог в силу своего душевного склада больше интересуется насекомыми, а другой— ботаникой. На этом полезном сотрудничестве людей с разными способностями и стоит человеческое обще­ство. Люди с меланхолическим (психастеническим) ду­шевным рисунком рядом с робостью, тревожностью, не­решительностью имеют нередко аналитически-сомневаю-шийся ум, способный иногда к крупным открытиям в науке и в искусстве, как это сказалось на примере Дар­вина. Человеческая неуверенность со склонностью к со­мнению, творящая нередко открытие, духовная глубина тревожных людей есть такие же психастенические свой­ства, как их робоеть, застенчивость, некоторая инерт­ность мышления. В кропотливом подробном размышле­нии, в чуткой беспощадной совести состоит сила псих­астенического (меланхолического) человека.

Еще один интересный вопрос: почему в разных стра­нах и в разное время преобладают определенные лично­стные типы людей, в том числе и психопатические? Это, конечно, определяется многими моментами. Отчасти, ви-

/*г»

димо, правы авторы, полагавшие, что национальные ду­шевные особенности обусловлены климатом, размером жизненной территории.

Однако главное здесь все же—исторические, эконо­мические законы развития истории и общества, откры­тые Марксом. В силу исторической необходимости воз­никает потребность в преобладании в данное время, в данном месте людей определенного душевного склада, в том числе и психопатического. Что же касается по­знания неумолимой, не зависящей от наших желаний, доступной лишь нашему исследованию исторической объективной необходимости, то оно связано с массой самых разнообразных моментов.

Чем серьезнее, глубже всматриваешься в человече­ские характеры, тем больше убеждаешься в том, что все они нужны и каждый более других способен на свои какие-то дела. И прекрасно, что каждый из нас нужен преимущественно в каком-то своем деле.

Все необходимо единому организму человечества, социальному обществу—и аутистическое мышление ши-зотимического математика, и практическая смекалка сангвинического мастера, и пунктуальность эпитимного бухгалтера, и сомневающаяся аналитическая въедли­вость психастенического естествоиспытателя. Было бы неточно сказать и о психопатах, и о здоровых людях соответствующего рисунка, что одни люди предраспо­ложены к искусствам, другие—к наукам, третьи— к практическому мастерству. Тут все сложнее: внутри каждого душевного рисунка есть свои разновидности с разными склонностями и способностями. Мы знаем, например, психастенических писателей, ученых, рабочих.

В целях повышения эффективности творческого тру­да и в заботе о человеческой радости творчества душев­ный рисунок и связанные с ним способности человека будут с детства изучаться специалистами. Сейчас уже душевные особенности человека и вопросы психической совместимости для профессионального дела исследуют­ся довольно серьезно (например, в космонавтике).

Итак, психопат, подчеркнем в заключение, есть не­здоровый человек, и, пожалуй, самое главное лечение— найти ему интересную, любимую работу, в которой воз­можно себя выразить с пользой для людей. Важно най­ти такое место в жизни, когда истинные способности идут в общее дело человечества.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.