Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





20 октября 4 страница



 

[427] Сборник статей А. В. Амфитеатрова «Антики» (Спб., 1909).

 

[428] В газете «Ленинские искры» (1954, 21 ноября) под рубрикой «Посмотрите этот спектакль» была напечатана рецензия Л. Бурцовой «Два клена».

 

[429] 28 ноября 1954 г. в газете «Ленинградская правда» была напечатана заметка «Новый спектакль для детей».

 

[430] Шварц был на просмотре спектакля «Дело» А. В. Сухово‑ Кобылнна в Театре им. Ленсовета. Спектакль был поставлен и оформлен Н. П. Акимовым. (Премьера – 29 декабря 1954 г. )

 

[431] «Он – Каин! Он Авеля убил!! » – реплика Нелькина из 1‑ го действия, 1‑ го явления драмы А. В. Сухово‑ Кобылина «Дело». «Ведь я из бренного‑ то тела таким инструментом душу выну, что и не скрипнет... » – слова Варравина из 5‑ го действия, 10‑ го явления той же драмы.

 

[432] В 1954 г. Н. В. Гернет написала совместно с К. Н. Шнейдер комедию‑ сказку «Далила‑ хитрица» (по мотивам сказок «1001 ночь»).

 

[433] Говорится о заседании II Всесоюзного съезда писателей.

 

[434] Богданович Татьяна Александровна (1873, по др. данным – 1874–1942) – писательница, публицистка, историк, друг В. Г. Короленко, жена А. И. Богдановича.

 

[435] «Русское богатство» – литературный, научный и политический журнал, с 1880 г. издавался писателями народнического направления Н. Н. Златовратским, Г. И. Успенским, В. М. Гаршиным; с 1893 г. новая редакция, в состав которой входили Н. К. Михайловский и В. Г. Короленко, сделала журнал центром легального народничества. Пользовался большой популярностью среди русской интеллигенции тех лет.

 

[436] Рассказ «Сон Макара» написан В. Г. Короленко в 1883 г.

 

[437] В «Литературной газете» (1929, 19 августа) в рубрике «К Всесоюзному пионерскому слету» была напечатана статья Нестеровского «Воспитатели мещанства».

 

[438] Тарле Евгений Викторович (1875–1955) – историк, академик АН СССР.

 

[439] «Лев Гурыч Синичкин» – водевиль Д. Т. Ленского, в Театре комедии шел в литературной обработке А. М. Бонди.

 

[440] Премьера спектакля состоялась весной 1945 г., во время пребывания Театра комедии в Москве. Режиссер и художник Н. П. Акимов, композитор В. В. Желобинский. Н. А. Нурм играла Сурмилову.

 

[441] «Обыкновенный концерт» был поставлен С. В. Образцовым и С. С. Самодуром в 1946 г. (премьера – 19 июня). Авторами текста были С. В. Образцов, А. М. Бонди, З. Е. Гердт, В. Я. Типот.

 

[442] Семья Андрея Аверьяновича Письменского – директора Института усовершенствования учителей.

 

[443] Будогоская Лидия Анатольевна (1898–1985) – детская писательница.

 

[444] Фильм «Чапаев» был поставлен Г. Н. и С. Д. Васильевыми в 1934 г., в 1941 г. получил Государственную премию СССР.

 

[445] С октября 1951 г. по август 1953 г. Шварц работал над сценарием и пьесой «Первое имя» по одноименной повести И. И. Ликстанова.

 

[446] В 1952 г. В. Я. Венгеров снял «Живой труп» по Л. Н. Толстому, в 1953 г. – «Лес» по А. Н. Островскому (совместно с С. А. Тимошенко).

 

[447] Фильм «Кортик» по повести А. Н. Рыбакова был поставлен В. Я. Венгеровым совместно с М. А. Швейцером в 1954 г.

 

[448] Повесть Н. В. Гернет «Три палатки» была издана впервые в 1933 г.

 

[449] Э. П. Гарин поставил спектакль «Сын народа» Ю. П. Германа в Ленинградском театре комедии в 1938 г. (премьера – 29 декабря).

 

[450] X. А. Локшина начала свою театральную деятельность в Театре Вс. Мейерхольда.

 

[451] Е. А. Грекова – автор четырех книг: «Рассказы» (Спб., 1911), «Кусочек голубого неба. Рассказы» (Пг., 1916), «Богатырь. Повести и рассказы» (Пг., 1921), «Душа Сибири. Повести и рассказы» (Пг., 1923).

 

[452] В театре «Кривое зеркало» (1908–1931) шли пародии Н. Н. Урванцова на мелодраму – «Жак Нуар, или Анри Заверни», на оперетту – «Восторги любви» и др.

 

[453] А. Д. Сперанский был создателем своеобразного учения о роли центральной нервной системы при разных заболеваниях. Его книга «Элементы построения теории медицины» (М, – Л., 1935) пользовалась в свое время широкой популярностью. «Блокада» – временное нарушение нервных связей посредством инфильтрации тканей раствором новокаина.

 

[454] Шишков Вячеслав Яковлевич (1873–1945) – писатель.

 

[455] Шварц ошибочно указывает дату. См. примеч. 398.

 

[456] Говорится о многотомном труде С. М. Соловьева «История России с древнейших времен».

 

[457] В фильме «Чапаев» Б. А. Бабочкин снимался в роли Чапаева. Б. П. Чирков – в роли крестьянина, В. С. Мясникова – в роли пулеметчицы Анки.

 

[458] Фильмы Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга, составившие трилогию о революционном движении в России в 1910–1918 гг. с Б. П. Чирковым в главной роли, выходили на экраны: «Юность Максима» – в 1935 г., «Возвращение Максима» – в 1937 г., «Выборгская сторона» – в 1939 г.

 

[459] Двухсерийный фильм Ф. М. Эрмлера «Великий гражданин» с Н. И. Боголюбовым в главной роли вышел на экраны в 1938 и 1939 гг.

 

[460] Е. С. Деммени с 1918 г. выступал как актер‑ любитель в петроградских коммунальных театрах и лишь в 1924 г. организовал и возглавил театр кукол‑ петрушек (при Ленинградском ТЮЗе), который в 1930 г. был объединен с театром марионеток и получил название Ленинградского кукольного театра под руководством Евг. Деммени. А. А. Брянцев стал во главе Петроградского ТЮЗа в 1922 г.

 

[461] Е. С. Деммени поставил спектакль «Гулливер в стране лилипутов» в инсценировке Е. Я. Данько в 1928 г.

 

[462] В 1936–1937 гг. Шварц написал «Красную Шапочку» для ТЮЗа. В 1938 г. в Кукольном театре под руководством Е. С. Деммени состоялась премьера спектакля «Красная Шапочка и Серый волк» (в редакции для театра кукол). Режиссерская экспозиция М. М. Дрозжина.

 

[463] Спектакль «Кукольный город» был поставлен в 1939 г. Постановка М. М. Дрозжина.

 

[464] «Сказка о потерянном времени» была поставлена в 1940 г.

 

[465] Очевидно, Шварц, работая над пьесой «Клад», не сдал в установленный срок пьесу «Пустяки», предназначавшуюся для Кукольного театра под руководством Е. С. Деммени.

 

[466] В альманахе «Ушкуйники» (Пг., 1922) были напечатаны три стихотворения Н. К. Чуковского под псевдонимом Ник. Радищев: «Над золотыми куполами», «И горят огни во храме», «К душе», три стихотворения – «В глухие месяцы разлуки», «Синее ледяные скаты> и „Вечер“ – под тем же псевдонимом вошли в сборник „Звучащая раковина“ (Пг., 1922).

 

[467] Повесть Н. К. Чуковского «Приключения профессора Зворыки» (Л., 1926).

 

[468] Шварц участвовал в работе XII пленума Правления ССП с 15 по 20 декабря 1948 г., о чем он и вспоминает в этой записи. См. также примеч. 417

 

[469] С. Д. Дрейден был незаконно репрессирован в 1949 г., реабилитирован в 1954 г.

 

[470] Жеймо Янина Болеславовна (1909–1987) – артистка.

 

[471] Я. Б. Жеймо выступала в цирке даже несколько раньше – с трехлетнего возраста, была наездницей, гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком.

 

[472] В 1926 г. в фильме «Шинель» Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга Я. Б. Жеймо играла эпизодическую роль.

 

[473] Костричкин Андрей Александрович (р. 1901) – киноартист.

 

[474] Я. Б. Жеймо играла Леночку в комедийных короткометражных фильмах «Разбудите Леночку» (1935) и «Леночка и виноград» (1936), режиссер А. В. Кудрявцева.

 

[475] Фильм «На отдыхе» снят в 1936 г. режиссером Э. Ю. Иогансоном.

 

[476] 17 ноября 1936 г. в газете «Известия» была напечатана рецензия братьев Тур на кинокомедию «На отдыхе», где говорилось: «Неизвестно почему сценаристы Олейников и Шварц написали такую „жеребятину“, режиссер Иогансон ее поставил, а „Ленфильм“ выпустил».

 

[477] Имеется в виду II Всесоюзный съезд писателей (1954).

 

[478] За пять лет Шварц написал сценарии «Первое имя» (1953), «Царь Водокрут» (1954), «Дон Кихот» (1955) и пьесы «Первое имя» (1953), «Медведь» (1953) и «Два клена» (1953).

 

[479] Осенью 1951 г. Шварц переделывал написанное К. А. Гузыниным обозрение для Ленинградского театра эстрады и миниатюр «Под крышами Парижа» (премьера – 29 января 1952 г. ).

 

[480] См. запись в дневнике от 13 мая 1952 г. Первый акт пьесы «Медведь» был написан в 1944 г., последний – в 1954 г. Текст пьесы неоднократно переделывался.

 

[481] Шварц написал рассказы о Б. С. Житкове, К. И. Чуковском, а также опубликованные посмертно «Детство», «Печатный Двор» (Искусство кино, 1962, № 9), «Пятая зона» (Вопросы литературы, 1967, № 9).

 

[482] Человек, обладающий книжной ученостью, оторванный от жизни.

 

[483] Герой одноименного романа Р. Роллана Жан‑ Кристоф относился резко критически к творчеству Брамса, как, впрочем, и ко всей немецкой музыке (см.: Роллан Р. Собр. соч. Т. 4, кн. 4. М., 1956).

 

[484] В книге «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников» (М., 1955) о восприятии Толстым музыки и отношении к ней говорится в дневниках В. Ф. Булгакова, Н. Н. Гусева, В. Ф. Лазурского, С. А. Толстой, П. И. Чайковского, в воспоминаниях В. И. Алексеева, Т. А. Кузминской, С. Л. Толстого, в записях П. А. Сергеенко, В. Г. Черткова, в записках Д. П. Маковицкого и др.

 

[485] променял жену на табак и трубку, неосмотрительный, нерасчетливый (укр. ).

 

[486] Лапповцы – члены Ленинградской ассоциации пролетарских писателей (ЛАПП).

 

[487] Над основным своим произведением – романом «Девять точек» М. Э. Козаков работал с 1929 по 1954 г. Книги 1–4 выходили в 1930–1939 гг. В 1956 г. роман был полностью опубликован под названием «Крушение империи».

 

[488] М. Э. Козаков с 1933 по 1937 г. был вначале заместителем, а затем ответственным редактором журнала «Литературный современник».

 

[489] Браун Николай Леопольдович (1902–1975) – поэт, переводчик.

 

[490] Четвериков Борис Дмитриевич (1896–1981) – писатель (до 1939 г. печатался под псевдонимом Дм. Четвериков).

 

[491] Борисоглебский Михаил Васильевич (1896–1942) – писатель.

 

[492] Литературно‑ художественный альманах «Ковш» выходил в Ленинграде в 1925–1926 гг. Ответственный редактор С. А. Семенов. В нем печатались М. М. Зощенко, В. А. Каверин, О. Э. Мандельштам, Н. Н. Никитин, Б. Л. Пастернак, Е. Г. Полонская, В. А. Рождественский, М. Л. Слонимский, Н. С. Тихонов, А. Н. Толстой, К. А. Федин, О. Д. Форш и др.

 

[493] М. Горький отметил первую книгу Л. Пантелеева, написанную совместно с Г. Белых, «Республика Шкид», вышедшую в 1927 г. Он писал 29 марта 1927 г. воспитанникам колонии им. Горького в Куряже: «Для меня эта книга – праздник, она подтверждает мою веру в человека, самое удивительное, самое великое, что есть на земле нашей» (Горький М. Собр. соч. Т. 30. 1956. С. 17).

 

[494] 23 апреля 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно‑ художественных организаций», которым была ликвидирована Российская ассоциация пролетарских писателей, и началась подготовительная работа к созданию Союза советских писателей.

 

[495] Никитина Зоя Александровна – жена М. Э. Козакова.

 

[496] О. Г. Казико с 1927 г. стала актрисой БДТ в Ленинграде, где в этом же году в спектакле «Разлом» Б. А. Лавренева сыграла роль Ксении (премьера – 7 ноября).

 

[497] «Трактирщицу» поставил в БДТ во время пребывания театра в Кирове П. К. Вейсбрем (премьера – 13 января 1942 г. ).

 

[498] «Дневник писателя» Ф. М. Достоевский начал печатать в 1873 г. в еженедельном журнале «Гражданин», позднее выходил он и отдельными выпусками. В «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевский откликался в публицистической форме на волновавшие его события современности, печатались там и его художественные произведения.

 

[499] Основа фантастики рассказа Ф. М. Достоевского «Бобок» реальна: картина загробного мира дана как слуховая галлюцинации спившегося и, видимо, заболевающего белой горячкой маленького чиновника.

 

[500] В 1931 г. Шварц был заведующим редакцией журнала «Еж».

 

[501] Говорится о первом художественном произведении В. К. Кетлинской – повести «Натка Мичурина» (1928).

 

[502] Коковкин Борис Сергеевич (1911–1985) – артист.

 

[503] Никитин Федор Михайлович (1900–1988) – артист театра и кино.

 

[504] Рысс Евгений Самойлович (1908–1973) – прозаик, драматург.

 

[505] Зонин Александр Ильич (1901–1962) – писатель, критик. Незаконно репрессирован. Освобожден по состоянию здоровья. Реабилитирован.

 

[506] Дементьев Александр Григорьевич (1904–1986) – критик, литературовед.

 

[507] В. К. Кетлинская получила Государственную премию за роман «В осаде» в 1948 г.

 

[508] 26 июля 1955 г. в «Литературной газете» была напечатана статья В. К. Кетлинской «Человек и его дело».

 

[509] В. А. Каверин окончил Институт восточных языков (1923) и историко‑ филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924).

 

[510] Историко‑ литературная работа «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского, журналиста, редактора „Библиотеки для чтения“, была издана в 1929 г.

 

[511] Рассказ «Варшава» вошел в ранний сборник М. Л. Слонимского «Шестой стрелковый» (1922).

 

[512] Имеется в виду второй роман трилогии М. Л. Слонимского «Друзья» (1951, 1954), последний роман трилогии «Ровесники века» вышел после смерти Е. Л. Шварца, в 1959 г.

 

[513] Поэма «Дорога» написана Н. С. Тихоновым в сентябре – ноябре 1924 г., после поездки в Закавказье. Впервые опубликована в альманахе «Ковш» (Л., 1925, № 2).

 

[514] Роман для юношества «Два капитана» (кн. 1–2) впервые был издан в 1938–1944 гг.

 

[515] В подлиннике ошибочно – Фонтанки.

 

[516] Письменский Андрей Аверьянович – директор Института усовершенствования учителей.

 

[517] Элико Семеновна (Симоновна) Пантелеева – жена писателя Л. Пантелеева.

 

[518] Э. П. Гарин ставил «Медведя» («Обыкновенное чудо») в Театре‑ студии киноактера (премьера – 18 января 1956 г. ). Художник Б. Р. Эрдман. Роли исполняли: Хозяин – К. М. Барташевич, Хозяйка – Н. А. Зорская, Медведь – В. В. Тихонов, Король – Э. П. Гарин, Принцесса – Э. Г. Некрасова, Министр‑ администратор – Г. А. Георгиу, первый министр – А. А. Добронравов.

 

[519] В 1955 г. Шварц поселился в новом писательском доме на М. Посадской.

 

[520] Новых пьес Шварц не писал, в конце 1955 – начале 1956 г. работал над новыми вариантами текста пьесы «Первый год» («Повесть о молодых супругах»).

 

[521] Накануне премьеры спектакля «Медведь» Театр‑ студия киноактера обратилась к Шварцу с телеграммой: «Выпускаем спектакль, афишу. Дирекция, художественный совет, режиссер просят Вас утвердить новое название пьесы Вашего спектакля „Это просто чудо“, скобках „Медведь“. На обороте телеграммы рукой Шварца написаны варианты названия пьесы: „Веселый волшебник“, „Послушный волшебник“, „Обыкновенное чудо“, „Безумный бородач“, „Непослушный волшебник“.

 

[522] Невская Дубровка – пристанционный поселок Всеволожского района Ленинградской области на правом берегу Невы. После того как немецкие войска сомкнули кольцо блокады Ленинграда, наши войска переправились через Неву в районе Невской Дубровки и создали на левом берегу реки, под Московской Дубровкой, плацдарм протяженностью по фронту до 4 км и глубиной до 800 м. Этот плацдарм получил название «Невский пятачок». В ожесточенных кровопролитных боях советские войска удерживали плацдарм до прорыва блокады Ленинграда. Невская Дубровка стала символом мужества, стойкости и героизма воинов Ленинградского фронта.

 

[523] Художником‑ гримером в фильме «Дон Кихот» был В. П. Ульянов, делавший гримы и к фильму «Золушка».

 

[524] В фильме «Дон Кихот» Н. К. Черкасов играл роль Дон Кихота, Ю. В. Толубеев – Санчо Пансы, Н. В. Мамаева пробовалась на роль Альдонсы.

 

[525] Лунина Софья Тихоновна (1900–1976) – критик, редактор, театровед.

 

[526] Ивановская Мария Владимировна (1906–1977) – врач.

 

[527] Ивановский Игнатий Михайлович (р. 1932) – писатель, переводчик.

 

[528] Юстус Антонина Венедиктовна – сказочница.

 

[529] Приводим текст письма Л. А. Малюгина:

« Москва, 23 января 56

Дорогой Женя!

Я уезжал в Саратов и поэтому не мог быть на премьере твоей пьесы. Приехал и побежал на первый же спектакль. Прежде всего – театр был полон (правда, это было воскресенье), что в наше трудное время – редкость. Эрдман сделал очень хорошую декорацию – интерьеры хороши, а последний акт – просто великолепен. Гарин нашел, по‑ моему, верный ключ к пьесе – произведению очень своеобразному; пьесу слушают очень хорошо. Может быть, не все в ней доходит до зрителя – но здесь многое зависит и от зрителя, которого мы так долго кормили лебедой, что он уже забыл вкус настоящего хлеба. Должен сказать, что и не все артисты доносят второй план в пьесе, ее изящный юмор. Если говорить честно – по‑ настоящему пьесу понял сам Гарин, который играет превосходно. Остальные – как умеют, есть и интересные образы, но все это какая‑ то часть образа... Третий акт показался мне слабее первых двух – в чем, мне кажется, повинен и ты. Ну, а все же в целом интересно и ново. Поздравляю тебя с рождением пьесы, которая так долго лежала под спудом, желаю тебе здоровья, чтобы ты поскорее приехал в Москву и увидел все своими глазами.

Сердечный привет Екатерине Ивановне.

Обнимаю тебя. Л. Малюгин»

 

[530] Приводим текст письма А. А. Крона от 25 января: «Дорогой друг! Примите мои поздравления. Видел вчера в Театре киноактера Вашего „Медведя“. Это очень хорошо и удивительно талантливо. В работе Гарина и Эрдмана много хорошей выдумки, но лучше всего сама пьеса. Публика это понимает и более всего аплодирует тексту. Самое дорогое в том, что я видел и слышал, – остроумие, сумевшее стать выше острословия. Юмор пьесы не капустнический, а философский. Это не юмор среды, это общечеловечно... Я верю, что у „Медведя“ будет счастливая судьба. Надо только еще вернуться к III акту. Он ниже первых двух, а это жалко. Тем более, что в этом нет ничего неизбежного или непоправимого. Обнимаю Вас. Крон».

 

[531] 3 февраля 1956 г. состоялась читка «Обыкновенного чуда» труппе Театра комедии, 27 апреля уже был прогон спектакля, а 30 апреля – премьера. Постановка и оформление Н. П. Акимова. Роли исполнили: Хозяин‑ волшебник – А. В. Савостьянов, Хозяйка – И. П. Зарубина, Медведь – В. А. Романов, Король – П. М. Суханов, Принцесса – Л. А. Люлько, Министр‑ администратор – В. В. Усков, Первый министр – К. М. Злобин, Придворная дама – Е. А. Уварова.

 

[532] Надеждина Надежда Степановна (1906–1973) – драматург, переводчик.

 

[533] Е. Л. Шварц имеет в виду воспоминания И. А. Бунина «О Чехове», изданные в Нью‑ Йорке в 1955 г. См. также: Собр. соч. И. А. Бунина в 9‑ ти тт. Т. 9. М., 1967. С. 222.

 

[534] Н. С. Рашевская была художественным руководителем БДТ с 1946 по 1950 г., параллельно с работой в Театре драмы им. А. С. Пушкина.

 

[535] Центральный театр кукол под руководством народного артиста СССР С. В. Образцова был организован в Москве в 1931 г. при Центральном Доме художественного воспитания детей. В 1946 г. открылся Ленинградский филиал этого театра, работавший до 1949 г.

 

[536] Остров Дмитрий Константинович (1906–1971) – писатель. В конце 1930‑ х гг. незаконно репрессирован, вскоре освобожден.

 

[537] Григорьев Николай Федорович (1896–1985) – писатель. Редактор журнала «Костер» (1956–1957).

 

[538] В 1950‑ е гг. в журнале «Звезда» были напечатаны рассказы Д. К. Острова «Письмо машинисту» (1951, № 12) и «Соринка в глазу» (1955, № 9).

 

[539] Манассеин Вячеслав Авксентьевич (1841–1901) – врач‑ терапевт и общественный деятель.

 

[540] Раковский Леонтий Иосифович (1895–1979) – писатель.

 

[541] Комиссарова Мария Ивановна (р. 1904) – поэтесса, переводчица с украинского и белорусского языков. Жена Н. Л. Брауна.

 

[542] Габричевский Александр Георгиевич (1891–1968) – искусствовед, литературовед, профессор Московского университета.

 

[543] Дембо Александр Григорьевич – врач‑ кардиолог, лечивший Шварца.

 

[544] Левоневский Дмитрий Анатольевич (р. 1907) – писатель, журналист.

 

[545] Фогельсон Соломон Борисович (р. 1910) – поэт.

 

[546] Айзеншток Иеремия Яковлевич (1900–1980) – критик, литературовед.

 

[547] Рецензии на спектакль «Обыкновенное чудо» в Театре‑ студии киноактера см. в «Советской культуре» от 22 мая 1956 г. (Жаров М. «Обыкновенное чудо». Спектакль Московского театра‑ студии киноактера), в «Московском комсомольце» от 20 июня 1956 г. (Кваснецкая М. «Обыкновенное чудо» в Театре киноактера).

 

[548] В. Ф. Панова написала пьесу «Старая Москва» в 1940 г. В этом же году она была премирована на Всероссийском конкурсе, опубликована в 1956 г. под названием «В старой Москве». В этом же году поставлена в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (премьера – 16 декабря).

 

[549] Повесть «Спутники» написана в 1946 г. Удостоена Государственной премии СССР в 1947 г.

 

[550] Шварц участвовал в передачах, называвшихся Радиохроникой. В выпуски Радиохроники входили статьи, рассказы, песни, фельетоны, стихи. Их читали по радио сами авторы. В книге о работе Ленинградского радио блокадной поры говорится: «Самыми интересными, значительными сатирическими произведениями Ленинградского радио лета и осени 1941 г. стали сказки и сценки Евгения Шварца. Каждый приход на радио этого большого художника становился событием не только потому, что в очередном номере Радиохроники появлялись его новые вещи. Вокруг Е. Шварца всегда была обстановка творчества, доброжелательства. Включение в Радиохронику таких сказок драматурга, как „Сон министра“, „Дипломатическая конференция“, „Союзники“, заставляло требовательней отнестись и к другим материалам хроники. Хлестко и остроумно были написаны Е. Шварцем „Похождения фашистского черта“ (Рубашкин А. Голос Ленинграда. Л., 1975. С. 20–21).

 

[551] Петерсон Татьяна Леонтьевна – жена Л. Н. Рахманова.

 

[552] Название города, повторяющееся в ряде рассказов А. Грина и в романе «Бегущая по волнам».

 

[553] В 1977 г. Л. Н. Рахманов написал большую автобиографическую повесть. Отдельные главы ее – «Взрослые моего детства» – были опубликованы (Нева, 1977, № 7). Отдельным изданием книга вышла в 1978 г. под названием «Люди – народ интересный».

 

[554] Б. Рест написал текст капустника, или устного альманаха, «Давайте не будем». Шварц выступал со вступительным словом перед ним.

 

[555] Говорится о пьесе Б. Реста по комедии Абдуллы Каххара «Шелковое сюзане» (первый авторский вариант назывался «На новой земле»). Шла на сцене Ленинградского театра им. Ленинского комсомола в 1952 г.

 

[556] «Повесть о молодых супругах» – последнее произведение Шварца. В 1950‑ е гг. он работал над сценарием «Снежная королева». 13 октября 1956 г. написал заявку на сценарий «Человек и тень», 15 апреля 1957 г. просил о продлении срока сдачи сценария «Два друга» до 1 мая 1957 г., ввиду болезни. Детская пьеса не была написана.

 

[557] Глава, посвященная московской журналистике и В. М. Дорошевичу, из «Литературных воспоминаний» А. Р. Кугеля (М. – Пг., 1924).

 

[558] Шли репетиции спектакля «Обыкновенное чудо».

 

[559] Рывина Елена Израилевна (1910–1985) – поэтесса.

 

[560] Колесов Лев Константинович (1910–1974) – артист. С 1940 г. до конца жизни – в труппе Ленинградского театра комедии. В спектакле «Обыкновенное чудо» читал пролог.

 

[561] Усков Владимир Викторович (1907–1980) – артист. С 1948 г. до конца жизни – в труппе Ленинградского театра комедии.

 

[562] Н. П. Акимов с 1951 по 1955 г. был главным режиссером Ленинградского театра им. Ленсовета. 28 апреля 1956 г. состоялась премьера спектакля «Только правда» по пьесе Ж. ‑ П. Сартра «Некрасов». Оформлял спектакль Н. П. Акимов.

 

[563] Пяст Владимир Алексеевич (1886–1940) – поэт, переводчик.

 

[564] Ходасевич Владислав Фелицианович (1886–1939) – поэт, критик. В 1922 г. эмигрировал.

 

[565] Берберова Нина Николаевна (р. 1901) – писательница, поэтесса, литературный критик. В 1922 г. эмигрировала.

 

[566] Венгерова Зинаида Афанасьевна (1867–1941) – литературный критик, историк литературы, переводчица. Сестра С. А. Венгерова.

 

[567] Валь Валериан Владимирович – журналист, редактор газеты «Всероссийская кочегарка».

 

[568] Фельетоны Шварца (псевдоним – Щур) «Полеты по Донбассу (Наш раешник)» печатались во «Всероссийской кочегарке» по воскресеньям – 16 сентября, 18 ноября и 9 декабря 1923 г.

 

[569] Слонимская Ида Исааковна (Дуся) – жена М. Л. Слонимского.

 

[570] В состав сборника «Тень» и другие пьесы» (Л., 1956) вошли пьесы для детей: «Два клена», «Снежная королева», пьесы для взрослых: «Тень», «Одна ночь», «Обыкновенное чудо» и сценарий «Золушка».

 

[571] Аналогия с рассказом Эдгара По «Падение дома Уошеров».

 

[572] Богданович Модест Иванович (1805–1882) – военный историк, генерал‑ лейтенант, автор трудов по истории Отечественной войны 1812 г.

 

[573] Е. А. Уварова играла роль скотницы Татьяны, 70‑ летней старухи, в водевиле Н. А. Некрасова «Осенняя скука».

 

[574] С. М. Осовцов в своей рецензии «Ирония и романтика» на спектакль «Обыкновенное чудо» в Театре комедии отметил, что Е. А. Уварова всегда тяготеет к острой, эксцентрически гротесковой форме (Ленинградская правда, 1956, 21 июня). В труппу Театра комедии Е. А. Уварова перешла в 1945 г.

 

[575] Гаккель Евгений Густавович (1892–1953) – артист, режиссер.

 

[576] Е. А. Уварова сыграла роль Придворной дамы а спектакле Театра комедии «Обыкновенное чудо».

 

[577] Говорится о пьесе «Обыкновенное чудо».

 

[578] Фаддеев Дмитрий Константинович (р. 1907) – математик, член‑ корреспондент АН СССР, любитель‑ музыкант.

 

[579] Фаддеева Вера Николаевна – математик. Жена Д. К. Фаддеева.

 

[580] Фаддеев Людвиг Дмитриевич (р. 1934) – математик, физик‑ теоретик, академик АН СССР. Сын Д. К. и В. Н. Фаддеевых.

 

[581] Так я хочу, так я приказываю (лат).

 

[582] В октябре 1914 г. пьеса Л. Н. Андреева «Король, закон и свобода» была поставлена в Московском драматическом театре Суходольского. Спектакль получил широкий отклик в прессе.

 

[583] Журавлев Дмитрий Николаевич (р. 1900) – артист, мастер художественного слова.

 

[584] Гор Геннадий (наст. имя – Гдалий Самойлович) (1907–1981) – писатель.

 

[585] Шварц‑ Шанько Наталия Борисовна (р. 1901) – переводчица. Вторая жена А. И. Шварца.

 

[586] Войно‑ Ясенецкие Михаил Валентинович (р. 1907), врач‑ паталогоанатом, и Мария Кузьминична (р. 1909), врач‑ бактериолог, знакомые Шварца.

 

[587] Квитко Лев Моисеевич (1890–1952) – еврейский поэт. Незаконно репрессирован, погиб в заключении. С 1928 по 1941 г. работал над своим романом в стихах «Годы молодые». На русском языке был издан в 1968 г.

 

[588] Елагина (наст. фамилия – Шик) Елена Владимировна (ум. 1931) – артистка, педагог, преподавала в студиях Ленинградского ТЮЗа и Академического театра драмы.

 

[589] Андроников (Андроникашвили) Ираклий Луарсабович (р. 1908) – писатель, литературовед, мастер устного рассказа.

 

[590] Андроникашвили Элевтер Луарсабович – (1910–1989) – физик.

 

[591] Щерба Лев Владимирович (1880–1944) – языковед.

 

[592] Штидри Фриц (1883–1968) – австрийский дирижер. В 1933–1937 – главный дирижер Ленинградской филармонии.

 

[593] П. Л. Капица был организатором и первым директором Института физических проблем АН СССР.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.