Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





20 октября 2 страница



 

[105] См. примеч. 80.

 

[106] Зарубина Ирина Петровна (1907–1976) – артистка.

 

[107] Чокой Татьяна Ивановна (р. 1909) – артистка.

 

[108] Суханов Павел Михайлович (1911–1973) – артист, режиссер.

 

[109] Выставка произведений Н. П. Акимова была открыта 11 мая 1947 г. Экспонировалось около 800 произведений художника.

 

[110] Серов Владимир Александрович (1910–1968) – художник.

 

[111] Морщихин Сергей Александрович (ум. 1963) – режиссер, зам. председателя Ленинградского отделения ВТО.

 

[112] Рыков Александр Викторович (1892–1966) – художник.

 

[113] Юнович Софья Марковна (р. 1910) – театральный художник.

 

[114] Левитин Григорий Михайлович, врач, автор статей о художниках.

 

[115] Павлов Николай Александрович (1899–1969) – художник‑ график.

 

[116] В конце августа – начале сентября 1947 г. французские писатели Луи Арагон и Эльза Триоле были гостями Советского Союза. Они посетили Ленинград, а 9 сентября в Политехническом музее в Москве состоялся их творческий вечер.

 

[117] Браусевич Леонид Тимофеевич (1907–1955) – писатель, автор пьес для кукольного театра.

 

[118] Черненко Александр Иванович (1897–1956) – писатель.

 

[119] Капица Петр Иосифович (р. 1909) – писатель.

 

[120] Никитина Зоя Александровна (1902–1973) – редакционно‑ издательский работник, в первом браке замужем за Н. Н. Никитиным, во втором – за М. Э. Козаковым, мать артиста М. М. Козакова.

 

[121] «Сказка о потерянном времени» написана Шварцем специально для театра кукол и была впервые поставлена в Государственном кукольном театре под руководством Е. С. Деммени (Ленинград) в 1940 г.; новая постановка была осуществлена в этом театре режиссером Ю. С. Поздняковым. (Премьера – 25 сентября 1947 г. )

 

[122] Параллельно работе Е. Л. Шварца над пьесой «Первый год», получившей в окончательном варианте название «Повесть о молодых супругах», шла у него работа и над одноименными сценариями. Сценарий «Первый год» был сдан 17 апреля 1948 г., 4 мая на художественном совете студии «Ленфильм» произошло его обсуждение; в этом же году Шварц написал новый вариант литературного сценария, который назвал «Повесть о молодых супругах». В тематическом плане киностудии «Ленфильм» на 1949–1950 г. значился фильм «Повесть о молодых супругах». Режиссеры Н. Н. Кошеверова и М. Г. Шапиро. Однако фильм не был снят.

 

[123] В апреле 1948 г. по приглашению Союза советских писателей в СССР прибыла группа немецких писателей и деятелей культуры. В составе делегации были Бернгард Келлерман, Анна Зегерс, Вольфганг Лангхоф, Эдуард Клаудиус, Гюнтер Вайзенборн и др.

 

[124] Шварц начинал работу над пьесой для детей «Каменные братья», через некоторое время названной «Василиса Работница» и получившей окончательное, название «Два клена».

 

[125] Шварц заключил договор с Московским ТЮЗом на пьесу, упомянутую в предыдущем примечании.

 

[126] Пьеса «Снежная королева» написана Шварцем в 1938 г.

 

[127] Т. И. Сильман «Диккенс. Очерки творчества» (Л., 1948).

 

[128] Пьесу «Ундервуд» Шварц написал в 1928 г. 21 сентября 1929 г. этим спектаклем открыл сезон Ленинградский ТЮЗ. Постановка А. А. Брянцева, режиссер Б. В. Зон. Главные роли исполняли К. В. Пугачева и Е. А. Уварова.

 

[129] В сохранившемся в Госархиве Краснодарского края постановлении Кубанского областного жандармского управления от 4 февраля 1913 г. дана следующая характеристика революционной деятельности Л. Б. (по крестному отцу – Л. В. ) Шварца: Лев Васильев Шварц выкрест из евреев, мещанин, по окончании курса Екатеринодарской гимназии в 1892 г. поступил в императорский Казанский университет, который окончил в 1898 г. со степенью врача. Состоя студентом названного университета, в 1898 г. он был заподозрен в преступной пропаганде среди рабочих Алафузовских фабрик в гор. Казани (причем среди рабочих известен был под именем «Льва Борисовича»), ввиду чего подвергнут был обыску и аресту и привлечен при Казанском губернском жандармском управлении к дознанию в качестве обвиняемого в преступлении, предусмотренном 251, 252, и 318 ст. Улож. наказ., каковое дознание, как уведомил департамент полиции, разрешено было по отношению к Шварцу в административном порядке, согласно высочайшего повеления 5 июля 1900 г., подчинению его гласному надзору полиции в избранном им месте жительства, но вне столиц, столичных губерний, университетских городов и тех местностей фабричного района, в коих пребывание его будет признано министерством внутренних дел нежелательным – на три года. Проживая затем в гор. Майкопе, Лев Шварц, как лицо вредное для общественного спокойствия и порядка, приказом по Кубанской области от 29 декабря 1907 г. за № 363 был выдворен из пределов области на все время действия в ней военного положения. Кроме того, Шварц, проживая в гор. Майкопе как ранее, так и в настоящее время поддерживает близкое знакомство с лицами неблагонадежными в политическом отношении». Далее начальник Кубанского областного жандармского управления писал: «Признавая указанную противоправительственную деятельность вышепоименованных лиц весьма вредною для общественного порядка и спокойствия и опасною по своим последствиям в политическом отношении, в целях ограждения местного населения от их зловредного на последнее влияния, следует признать безусловно необходимым примененное удаление сих лиц из пределов Майкопского района... причем полагал бы... Льва Шварца, Василия Соловьева, Минаса Шапошникова и Афанасию Филатову [выслать] из пределов Кубанской области на два года». В одном из более ранних постановлений (от 10 мая 1912 г. ), относящихся к той же группе лиц, было сказано, что они, «усвоив себе воззрение крайних левых партий, питают сильное озлобление против существующего правительства и, войдя между собою в тесную связь, тайно пропагандируют среди местного населения идеи в духе программы Российской социал‑ демократической рабочей партии».

 

[130] Фильм «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейн снимал в 1943–1944 гг. в трудных условиях эвакуации в Алма‑ Ате. Фильм вышел на экраны в 1945 г.

 

[131] Дризен (барон Остен‑ Дризен) Николай Васильевич (1868–1935) – театральный деятель, историк театра, один из организаторов Старинного театра в Петербурге.

 

[132] Шелков Федор Федорович – мировой судья, артист‑ любитель.

 

[133] Шелкова (в замужестве Проходцова) Александра Федоровна.

 

[134] Шелков Николай Федорович – акцизный чиновник, скульптор‑ любитель.

 

[135] Шварц смотрел водевиль И. Ермолова «Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле».

 

[136] Родичев – домовладелец, у которого Шварцы сняли первую квартиру в Майкопе.

 

[137] Дрейфус Альфред (1859–1935) – офицер французского Генерального штаба, обвиненный в L894 г. в шпионаже в пользу Германии; в 1899 г. был помилован, в 1906 г. реабилитирован.

 

[138] Соловьев Василий Федорович (1863–1952) – врач, член социал‑ демократической группы в Майкопе. Режиссер и участник спектаклей любительской драматической труппы Пушкинского народного дома.

 

[139] Соловьева Вера Константиновна (1869–1964) – жена В. Ф. Соловьева.

 

[140] Островская Беатриса Яковлевна – сестра врача Григория Яковлевича Островского, приятельница М. Ф. Шварц.

 

[141] Боткин Василий Петрович (1811–1869) – писатель, критик, переводчик.

 

[142] Добряков Владимир Алексеевич – бухгалтер, сосед Шварцев.

 

[143] Крачковские: Варвара Михайловна – мать А. П. и Л. П. Крачковских; Александра Поликарповна (Гоня) – сестра Л. П. Крачковской и Людмила Поликарповна (Милочка) (1897–1986) – первая детская‑ юношеская любовь Шварца (впоследствии известный селекционер).

 

[144] Вёрисгофер С. (1839–1890) – немецкая писательница.

 

[145] Шварц пишет о романсе А. Г. Рубинштейна «Разбитое сердце» на слова В. А. Крылова. В тексте романса: «Я бабочку видел с разбитым крылом».

 

[146] Шелков Гавриил Федорович – юрист по образованию, акцизный чиновник.

 

[147] Памятник М. Б. Барклаю‑ де‑ Толли установлен на Невском проспекте у Казанского собора (угол улицы Плеханова). Бронзовая фигура полководца отлита по модели скульптора Б. И. Орловского.

 

[148] Записки Д. Б. Мертваго (М., 1867).

 

[149] Проходцовы – двоюродные брат и сестра Шварца.

 

[150] Шелкова Зинаида Федоровна – тетка Шварца.

 

[151] См. примеч. 30

 

[152] Красноречие (лат. ).

 

[153] Шварц начинал писать сценарий «Неробкий десяток» о детях‑ туристах. В основу его легли впечатления от путешествия в горы летом 1915 г. вместе с группой майкопских друзей. Фильм не был снят.

 

[154] Шварц Исаак Борисович – врач, отец А. И. Шварца.

 

[155] Шварц Борис – дед Е. Л. Шварца, владелец мебельного магазина в Екатеринодаре.

 

[156] Шварц Антон Исаакович (1896–1954) – мастер художественного слова, двоюродный брат Е. Л. Шварца.

 

[157] Пьеса «Клад» написана Шварцем в 1933 г. Действие происходит в горах, где школьники помогают взрослым найти заброшенные медные рудники.

 

[158] Шварц Александр Борисович – адвокат, артист‑ любитель, антрепренер.

 

[159] Дочь владельца дома в Майкопе, у которого Шварцы снимали квартиру.

 

[160] Учительница детей Соловьевых, Гумилева Надежда Степановна – сестра Н. С. Гумилева.

 

[161] Жулковский Андрей Андреевич (1853(4? ) – 1917) – профессиональный революционер‑ большевик. Руководитель социал‑ демократической группы в Майкопе.

 

[162] В 1923–1924 гг. Шварц работал в Бахмуте (позднее Артемовск) в журнале «Забой» и газете «Всероссийская кочегарка» секретарем редакции. В эти годы там печатались его фельетоны и стихи за подписью Щур. В качестве примера можно привести следующие сатирические стихи (в разделе «На шахтерский зубок»).

ЕЩЕ ОДИН ГЕНЕРАЛ

Горловка. Монтер центральной мастерской тов. Примаков при разговоре с рабочими употребляет только два слова: «Пошел вон! »

Генерал Примаков

Не тратит лишних слов.

Только и скажет он

Вон!

Ужасно всех к этому приучил,

Ох, как бы сам не получил

Он

Короткий приказ: вон!

(Всероссийская кочегарка, 1923, 4 ноября. )

 

[163] Олейников Николай Макарович (1898–1942) – поэт, писатель, редактор детских журналов «Еж», «Чиж», «Сверчок». Незаконно репрессирован, погиб в заключении.

 

[164] С 1919 по 1922 г. Шварц выступал как актер в театре, основанном группой молодежи в 1918 г. в Ростове‑ на‑ Дону и названном Театральная мастерская. Шварц был также членом художественного совета этого театра. С приходом в Ростов Красной Армии театр стал государственным, в 1921 г. переехал в Петроград. 8 января 1922 г. состоялся первый спектакль («Гондла» Н. С. Гумилева), весной этого же года театр закрылся.

 

[165] С 1922 г. до весны 1923 г. Шварц был секретарем у К. И. Чуковского.

 

[166] В 1931 г. вышла книга О. Д. Форш «Сумасшедший корабль», посвященная жизни Дома искусств в Петрограде. В своем письме к С. Л. Цимбалу от 8 октября 1959 г. она писала: «Геня Чорн – один из героев моей книги „Сумасшедший корабль“. Под этим именем живет в книге Евгений Шварц. Но образ едва намечен, в нем ни в какой мере не выражены душа, талант и ум Жени Шварца, о чем я глубоко сожалею. Я познакомилась с ним на так называемом „сумасшедшем корабле“, то есть в доме б. Елисеева в Петрограде, на углу Невского и Мойки, там, где сейчас находится кинотеатр „Баррикада“. В двадцатых годах в этом доме были размещены писатели всех поколений, приобщившиеся к молодой советской литературе. В нашем коридоре жили М. Л. Лозинский, М. М. Зощенко, В. А. Рождественский, М. Л. Слонимский и многие другие. И вот сюда к нам часто заходил желанный гость – молодой Евгений Шварц. Я помню его юношески худым, с глазами светлыми, полными ума и юмора. В первом этаже в большом, холодном и почти пустом зале мы читали и обсуждали наши произведения. Здесь мы экспромтом разыгрывали без всяких репетиций сценки‑ пародии Шварца на свою же писательскую семью, ее новую, трудную, еще такую неустроенную, но веселую и необыкновенную жизнь. Шварц изумлял нас талантом импровизации, он был неистощимый выдумщик. Живое и тонкое остроумие, насмешливый ум сочетались в нем с добротой, мягкостью, человечностью и завоевывали всеобщую симпатию... Мы любили Женю не просто так, как обычно любят веселых, легких людей. Он хотел „поднять на художественную высоту культуру шутки“, как говорил он сам, делая при этом важное, значительное лицо. Женя Шварц был задумчивый художник, с сердцем поэта, он слышал и видел больше, добрее, чем многие из нас. Он в те годы еще не был волшебником, он еще только „учился“, но уже тогда мы видели и понимали, как красиво раскроется его талант» (Цит. по кн.: Цимбал С. Евгений Шварц. Л., 1961. С. 18–20).

 

[167] «Серапионовы братья» – литературная группа, основанная 1 февраля 1921 г. в Петрограде при Доме искусств. В нее входили И. А. Груздев, М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Л. Н. Лунц, Н. Н. Никитин, Е. Г. Полонская, М. Л. Слонимский, Н. С. Тихонов, К. А. Федин. На их собраниях, посвященных чтению и обсуждению своих произведений, спорам об искусстве, бывал Шварц.

 

[168] Леф (Левый фронт искусств) – литературно‑ художественное объединение. Создано в Москве в конце 1922 г. Во главе стоял В. В. Маяковский, членами были Н. Н. Асеев, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов, О. М. Брик, С. М. Третьяков, В. Б. Шкловский и др. Лефовцы выдвинули идею искусства как «жизнестроения», теорию «социального заказа», когда художник является только «мастером», выполняющим задания своего класса. Проповедовалась «литература факта», документа, отрицался вымысел в литературе, значение произведений классиков.

 

[169] Пуанкаре Жюль‑ Анри (1854–1912) – французский математик и физик.

 

[170] Весной 1924 г. Шварц отдал С. Я. Маршаку для издания первую большую рукопись в стихах «Рассказ старой балалайки».

 

[171] «Рассказ старой балалайки» был напечатан в журнале «Воробей», (1924, № 7), а в 1925 г. издан Госиздатом отдельной книжкой.

 

[172] Журнал «Воробей» выходил с 1923 г. по июль 1924 г., с августа 1924 г. стал выходить под названием «Новый Робинзон».

 

[173] Романс Ф. К. Садовского на собственные слова.

 

[174] Соловьева Анна Александровна – жена врача Алексея Федоровича Соловьева, крестная мать Вали Шварца.

 

[175] Капустин Степан Иванович – владелец дома, в котором впоследствии снимали квартиру Шварцы.

 

[176] Водарский Вячеслав Александрович – преподаватель русского языка в реальном училище.

 

[177] Книга Давида Фридриха Вейланда о первобытном человеке.

 

[178] Семья К. К. Шапошникова.

 

[179] Е. Л. Шварц ошибся, следует – Коновалов.

 

[180] В дневниковой записи Шварца от 18 февраля 1951 г., не включенной в настоящее издание, говорится о пожаре, возникшем в соседнем доме тогда, когда Шварцы снимали квартиру в доме Франца Ивановича Санделя, и о бесстрашном поведении хозяина дома во время пожара.

 

[181] Жена врача Г. Я. Островского.

 

[182] Шварц был в Москве с 11 по 18 апреля 1951 г.

 

[183] Это окно (нем. ).

 

[184] Это стена (нем. ).

 

[185] «Фра‑ Дьяволо» – опера Д. Ф. Обера на либретто Э. Скриба.

 

[186] «Благо народа» – пьеса Ф. Герцля.

 

[187] Инженер‑ химик, владелец поташного завода в Майкопе.

 

[188] Селивановский К. А. – секретарь правления майкопского артистического кружка.

 

[189] Шварц вспоминает о событиях, сопровождавших первую русскую революцию 1905–1907 гг. и направленных царским правительством и либерально‑ буржуазными кругами общества на отвлечение народных масс от активной революционной борьбы против самодержавия.

Первая Государственная дума просуществовала немногим более двух месяцев, с конца апреля по июль 1906 г., она была распущена правительством. Депутаты ликвидированной Думы собрались в июле 1906 г. в Выборге и обратились к народу от имени двухсот буржуазно‑ либеральных депутатов с воззванием, призывающим не платить налогов и не давать рекрутов до созыва новой Думы. В разных городах начались вдохновляемые полицией убийства революционеров, еврейские погромы. 18 июля 1906 г., через 10 дней после роспуска Думы, в Териоках был убит наемными убийцами крупный экономист, общественный деятель, член 1‑ й Думы М. Я. Герценштейн. Усиленно создавались черносотенные организации. Самой крупной из них был Союз русского народа, организованный в октябре 1905 г. доктором А. И. Дубровиным и помещиками В. М. Пуришкевичем и Н. Е. Марковым.

 

[190] «Суета» – пьеса И. К. Карпенко‑ Карого.

 

[191] Харламов Михаил Александрович – инспектор реального училища в Майкопе, преподаватель русского языка.

 

[192] Шмелев Иван Сергеевич (1873–1950) – писатель, участник сборников товарищества «Знание» и литературного объединения «Среда». Эмигрировал в 1922 г. Шварц часто встречал его летом 1909 г. в Туапсе.

 

[193] Повесть И. С. Шмелева «Человек из ресторана» была напечатана в XXXVI сборнике «Знания» (Спб., 1911).

 

[194] Шварц имеет в виду рассказ И. С. Шмелева «Забавное приключение», написанный в 1916 г.

 

[195] Игумнов Константин Николаевич (1873–1948) – пианист, создатель одной из советских пианистических школ.

 

[196] Поспеев Матвей – товарищ Шварца, живший в то время в семье Шварцев.

 

[197] См. примеч. 176.

 

[198] Соколов Сергей Васильевич – брат Юрия Васильевича Соколова, друга Шварца, изучал астрономию.

 

[199] Имеются в виду военно‑ фашистский мятеж в Испании 1936–1939 гг. и оккупация Парижа немецко‑ фашистскими войсками в 1940 г.

 

[200] Г. Гейне в 1836 г. написал романтическую повесть «Флорентийские ночи». В ней содержится гениальное описание игры Паганини; автор рассказывает о своих встречах в Париже с Беллини, об игре Ф. Листа.

 

[201] Очевидно, Шварц имеет в виду книгу «Воздухоплавание в его прошлом и настоящем» (составитель Г. 3. Барш. Спб., 1906).

 

[202] Истаманов Георгий – соученик Шварца по реальному училищу, сын директора училища.

 

[203] Коробьина Софья Сергеевна – жена майкопского адвоката Льва Александровича Коробьина.

 

[204] В Майкопе состоялось два вечера, посвященных памяти Л. Н. Толстого: 8 и 13 ноября 1910 г. Вечера проходили в помещении артистического кружка. 8 ноября собравшимися была послана телеграмма соболезнования С. А. Толстой и в редакцию газеты «Русские ведомости». Под телеграммой было более ста подписей (см.: Майкопская газета, 1910, 10 и 17 ноября).

 

[205] Коробьин Юрий Александрович – брат майкопского адвоката.

 

[206] Журнал «Сатирикон» выходил в Петербурге с 1908 по 1914 г. под редакцией А. А. Радакова, с № 9 – под редакцией А. Т. Аверченко. В 1913 г. часть сотрудников «Сатирикона» стала издавать на кооперативных началах журнал «Новый сатирикон», также под редакцией А. Т. Аверченко. Выходил он до 1918 г.

 

[207] «Товарищ» – календарь‑ справочник и записная книжка для учащихся.

 

[208] А. А. Яблоновский в книге «Очерки гимназической жизни» (Спб., 1907) писал о реакции гимназистов на статью Д. И. Писарева «Пушкин и Белинский».

 

[209] Шкловский Виктор Борисович (1893–1984) – писатель, литературовед, критик.

 

[210] Шварц вспоминает поездку в Сочи летом 1911 г.

 

[211] См. 1950, примеч. 25.

 

[212] Софья Сергеевна Коробьина отдыхала в Сочи вместе с семьей Шварцев.

 

[213] Надежда Максимовна – жена Самсона Борисовича Шварца; Лидия Максимовна – ее сестра.

 

[214] «Сказки Гофмана» – опера Ж. Оффенбаха.

 

[215] Фрей Евгений – соученик Шварца по реальному училищу.

 

[216] Соколов Василий Алексеевич – преподаватель математики в реальном училище, отец Юры.

 

[217] Жена директора реального училища В. С. Истаманова.

 

[218] См. примеч. 139.

 

[219] Студент из Екатеринодара.

 

[220] «Приключения В. И. Медведя» и «Приключения мухи» – географические очерки для детей (М. – Л., 1932).

 

[221] Книга «Нос» в библиографии Шварца не учтена.

 

[222] «Остров 5к» – пьеса‑ сказка написана в 1931–1932 гг., 31 марта 1932 г. поставлена в Ленинграде Музыкальным театром для детей. Музыку к пьесе написал Н. В. Богословский. Режиссер И. М. Кролль. Это был первый опыт создания детского советского музыкального спектакля.

 

[223] Пьеса «Брат и сестра» написана в 1935–1936 гг. 16 марта 1936 г. – премьера спектакля, поставленного Б. В. Зоном в Новом ТЮЗе (Ленинград).

 

[224] Пьеса «Пустяки» написана в 1932 г., в этом же году поставлена в Государственном кукольном театре под руководством Е. С. Деммени.

 

[225] См. 1946, примеч. 28.

 

[226] Собака Шварца.

 

[227] Шварц читал стихотворение П. И. Кичеева «Eppur si muove! » («А все‑ таки вертится! »).

 

[228] Романс В. Р. Бакалейникова «Пожалей» на его же слова.

 

[229] Семенов Сергей Александрович (1893–1942) – писатель, драматург.

 

[230] Статья М. А. Кузмина «Прекрасная отвага», посвященная открытию Театральной мастерской, и его рецензии «Адвокат Пателен». (Театральная мастерская. )» и «Иуда». (Театральная мастерская. )» были напечатаны в журнале «Жизнь искусства» от 17, 24 января и 14 февраля 1922 г. Кузмин отмечал наиболее ярких актеров молодого театра: А. И. Костомолоцкого, А. И. Шварца, Е. Б. Тусузова и др. О Е. Л. Шварце в спектакле «Иуда» он писал: «... все четыре маски были хороши, но особенно мне понравились Пилат (Е. Л. Шварц) и обезьяний царь – Костомолоцкий».

 

[231] Коллектив эстрадных артистов.

 

[232] Ясинский Иероним Иеронимович (1850–1931) – писатель, журналист.

 

[233] Театр новой драмы работал в Петрограде в 1922–1923 гг. Режиссерами были А. Л. Грипич, К. Н. Державин, В. Н. Соловьев, К. К. Тверской.

 

[234] Гастроли труппы А. Б. Шварца (псевдоним – Молотов) проходили в Анапе с 29 июня по 22 июля 1912 г.

 

[235] Пьеса Г. Кадельбурга и Р. Пресбера.

 

[236] Д. С. Данин работал в это время над повестью «Верность», которая не была напечатана.

 

[237] Строка из монолога Пьеро в пьесе А. А. Блока «Балаганчик».

 

[238] В архиве сестер А. П. и Л. П. Крачковских сохранились автографы трех из названных четырех стихотворений Шварца. В настоящее время они переданы в фонд Е. Л. Шварца в ЦГАЛИ СССР. Приводим полностью текст одного из них:

МЕРТВАЯ ЗЫБЬ

Черные волны, горы живые,

Плавно, мерно, спокойно идут,

Мирные словно, ласкаются словно.

Обломки и трупы, качая, несут.

В колокол старый в церкви звонят –

Мертвая зыбь мертвых несет.

Слышно ли, что говорит патер?

Слышно ли, что причетник поет?

Волны рыданий. Буря рыданий.

Даже статуи словно дрожат.

Бледные лица. Боли гримасы.

Словно собрался и молит ад.

Молит брат о брате сурово.

Требует сына у бога отец.

Мать умоляет – или вернуть,

Или и ей ниспослать конец.

Тут, обезумев, одна хохочет,

Голосом хриплым проклятья крича,

Смотрит вперед безнадежно другая,

Шепча без мысли молитвы слова.

Петь перестал причетник дрожащий

И у распятья в страхе поник.

Патер не служит. В угол прижался –

Давит дикий безумный крик.

А черные волны, страшные волны

Плавно, мерно, спокойно идут,

Мирные словно, ласкаются словно,

Тихо качая, трупы несут.

 

 

[239] В «Новом Сатириконе» стихи В. В. Маяковского печатались начиная с февраля 1915 г. Возможно, что Шварц имеет в виду два стихотворения, напечатанные в одном номере журнала (27 августа): «Гимн взятке» и «Внимательное отношение к взяточникам».

 

[240] Семья владельца мельницы в Майкопе.

 

[241] С 16 по 27 января 1913 г. в первый раз в Майкопе гастролировал оперный театр – первое в России Передвижное оперное товарищество под управлением А. С. Костаньяна.

 

[242] «Мир искусства» – объединение русских художников, созданное в Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым в 1898 г. Существовало до 1924 г. В него входили Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов и др. Живописи и графике этих художников присущи утонченная декоративность, изящная орнаментальность.

 

[243] Министр народного просвещения Л. А. Кассо применял жестокие репрессии против революционного студенчества. В 1911 г. по его указанию из Московского университета было исключено несколько тысяч студентов. В знак протеста университет покинула большая группа профессоров (131 человек), среди них К. А. Тимирязев, Н. Д. Зелинский, С. А. Чаплыгин и др.

 

[244] Храм Христа Спасителя в память победы над французами первоначально предполагали построить по проекту А. Л. Витберга на Воробьевых горах в 1812 г. Был построен по проекту К. А. Тона в 1839–1859 гг. на берегу Москвы‑ реки, на месте старого Алексеевского монастыря. Снесен в 1931 г.

 

[245] В настоящее время одно из зданий Библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Построено по проекту В. И. Баженова в 1784–1786 гг.

 

[246] Вейсман Борис Григорьевич (1868–1940) – служащий Азовско‑ Донского банка в Майкопе, выступал в любительской драматической труппе Пушкинского народного дома. В 1910‑ х гг. работал в Московском отделении Петроградского международного коммерческого банка.

 

[247] Шварц Изабелла Антоновна (ум. 1953) – жена И. Б. Шварца, мать А. И. Шварца.

 

[248] Строки из стихотворения И. А. Бунина «После битвы» (1903).

 

[249] Уоллес Алфред Рассел (1823–1913) – английский натуралист.

 

[250] Премьера спектакля Московского Художественного театра «Николай Ставрогин» (по роману Ф. М. Достоевского «Бесы») состоялась 23 октября 1913 г. Открытое письмо М. Горького «О карамазовщине» было опубликовано в газете «Русское слово» 22 сентября 1913 г. Горький резко протестовал против проповеди «болезненных идей Достоевского» со сцены Художественного театра.

 

[251] В «Русском слове» от 26 сентября 1913 г. был напечатан ответ Московского Художественного театра М. Горькому, в котором говорилось о Ф. М. Достоевском как о глубочайшем художнике.

 

[252] Роль Шатова играл Н. О. Массалитинов.

 

[253] В 1913 г. М. А. Чехов был введен на роль Епиходова, ввиду болезни И. М. Москвина. Первое выступление в этой роли состоялось 27 октября.

 

[254] В книге В. А. Катаняна «Маяковский. Литературная хроника» (М., 1961) в 1913–1914 гг., за время пребывания в Москве Шварца, зафиксировано два выступления В. В. Маяковского с футуристами. 11 ноября 1913 г. на вечере «Утверждение российского футуризма» участвовали Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, Маяковский делал доклад «Достижения футуризма» (см. с. 51–52), но вечер был в Политехническом музее. В Литературно‑ художественном кружке (Большая Дмитровка, 15) В. В. Маяковский выступал 13 февраля 1914 г. на лекции Ф. Маринетти о футуризме и там же, в этот же день, в прениях по докладу С. Глаголя «О новейших течениях в современной живописи» (см. с. 58).

 

[255] Французский поэт Поль Верлен музыку слова, музыкальность стиха выдвигал в поэзии на первое место (см. его стихотворение «Искусство поэзии» («Art poetique»), ставшее впоследствии манифестом поэтов‑ символистов. ).

 

[256] Строка из стихотворения Ф. К. Сологуба.

 

[257] «Симплициссимус» (простодушнейший – лат. ) – немецкий сатирический иллюстрированный еженедельник. Издавался в Мюнхене с 1896 по 1942 г.

 

[258] Штук Франц фон (1863–1928) – немецкий художник, скульптор, представитель стиля «модерн».

 

[259] Одна комната с двумя постелями (нем. ).

 

[260] В сборник «Жизнь и творчество Б. С. Житкова» (М., 1955) воспоминания Шварца не вошли. Были опубликованы: Вопросы литературы, 1987, № 2.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.