Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Организационная структура урока



 

Предмет: Основы духовно нравственной культуры народов России.

   Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

     Класс 5

     Дата:

Урок № 9

Тема: Культура и образование

Цели  и задачи урока:

  умение устанавливать взаимосвязь между веками прошлыми и нынешним;

выявить характерные особенности христианских традиций в культуре Руси.

Формирование чувства патриотизма и сопричастности к родной истории;

формирование понимания христианской веры;

развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:   иметь представления о преобразованиях на Руси после принятия христианства, о культуре X-XI в., знать имена деятелей повлиявших на образование после принятия христианства.

Метапредметные УУД:                                                                                                                  Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.                                                                                          Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.                                                                                                                                Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.                                                                  

Тип урока: комбинированный урок

Формы и методы обучения: частично-поисковые, практические индивидуальные, коллективные.

Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Материально-дидактическое оснащение урока:

1.  Мультимедийная презентация к уроку:

2. Раздаточный материал: тексты, иллюстрации, репродукции.

 Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенкова, А. В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

Ход урока

Организационная структура урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся    
1. Организационный момент       Постановка цели и задач урока   Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. · · Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы поведем разговор? Послушаем небольшой музыкальный фрагмент и постараемся угадать какие звуки мы услышим. Шелест дождя, щебетание птиц, а затем зазвучал перезвон церковных колоколов… Вспоминая колокольный звон мы говорим о духовной музыке, которой принадлежит значительное место в православной культуре Включаются в учебную деятельность.     Учащиеся активно участвуют в беседе: отвечают на вопросы учителя, вспоминают  о духовной музыке.    
2. Актуализация знаний   · Принятие  христианства положительно повлияло на распространение образования, тема нашего урока «Христианская вера и образование в Древней Руси» После крещения на Руси активно начали развиваться письменность и " учение книжное". Христианство приобщило страну к византийской и западноевропейской культурам. Образованность стала рассматриваться как христианская добродетель.      
3. Изучение нового материала   ·  Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают нас в том, что письменность существовала у славян еще до принятия христианства, но основную массу населения составляли «невегласы», не умевшие даже читать, но неграмотность не была поголовной. Однако распространению письменности действительно способствовало принятие Русью христианства. И вот как только Русь приняла христианство, так сразу же появляются первые ученые и выдающиеся люди. · Как вы считаете, какую роль стала играть христианская вера и образование в Древней Руси с принятием христианства? Учащиеся отвечают на вопросы, читают исторические свидетельства. ·     «Что такое берестяные грамоты? И где впервые они были обнаружены? » (Слушаем сообщение ученика)    
4. Первичное осмысление и закрепление   Во времена правления великого князя Владимира входит в употребление славянская письменность, которую веком раньше создали веком раньше братья монах Кирилл и Мефодий.  С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Анна, основательница женского монастыря, создала в нём школу для обучения девочек. Интерес к книгам не ограничивался княжескими дворцами. Посмотрите, как выглядели первые книги, кому могла принадлежать вот эта? «Слова Ярослава Мудрого о книжном учении») В летописи помещена замечательная похвала книгам: «Великая польза бывает человеку от учения книжного. Книгами ведь мы наставляемся и учимся, а пути покаяния, мудрость и воздержание обретаем от книжных словес. Это ведь реки, наполняющие вселенную, это источник мудрости». Знакомство с просветителем Перми -Стефаном) Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный (подвижный) круг, все события которого определяются по дню празднования Пасхи.   Просмотр презентаций учащихся о Кирилле и Мефодии   Отвечаем на вопросы какова польза от «учения книжного»? Можно ли книги заменить другими средствами обучения?   Просмотр презентаций учащихся о книгопечатанье   Просмотр презентаций учащихся о Ярославе Мудром   Читаем о просветителе        
5. Итоги урока. Рефлексия   Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового узнали? Чему научились? О чём хотелось рассказать родителям?      
6. Домашнее задание   Создать презентацию или проект по темам: — Мечети нашего края — Царь-колокол — Нарисовать открытки к христианским праздникам        

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.